В июле вырос прожиточный минимум, повысились пенсии для более чем пяти миллионов пенсионеров, введен т.н. «налог на роскошь».
Вторая половина месяца была отмечена рядом заметных кадровых перестановок в силовых ведомствах. 15 июля ушел в отставку министр внутренних дел Арсен
Аваков. Внятных объяснений отставки министра - тяжеловеса и рекордсмена по длительности нахождения в этой ключевой для Украины должности не последовало. О его дальнейших планах можно только догадываться. 21 июля были освобождены от занимаемых должностей три заместителя министра
обороны. 27 июля последовали отставки ряда лиц в армии и Службе
безопасности. Пока что трудно судить о причинах и последствиях этих действий, остаётся следить и ожидать возможных корректировок политики внутренней и внешней безопасности.
Появились новые подтверждения того, что тормозом экономического развития Украины является в первую очередь неэффективное разросшееся государство. Союз украинских предпринимателей в июле заявил о том, что он получает много жалоб на давление с его стороны. Приведены данные о количестве и пропорциях выявленных нарушений, где первое место с большим отрывом занимает налоговая служба -
60,37%. На наш взгляд, это и многое другое подтверждает вывод А. Ермолаева о том, что украинская республика превращается в «корпоративное»
государство. Причиной этого, помимо прочего, нам видится и то, что в этом самом молодом большом европейском государстве проявлялись и проявляются завышенные ожидания от его суверенизации и самого факта обретения им политической самостоятельности. Детская болезнь этатизма, которую никто не знает, как лечить, очень заметна. Государственный аппарат разросся, требует дополнительных расходов, а, не находя их, переходит на самообеспечение, плодя коррупцию и другие злоупотребления властью.
События внутренней хозяйственной и политической жизни республики подтверждают сделанный ранее вывод о том, что обновленные и помолодевшие представительная и исполнительная власть Украины предпочла радикальной перезагрузке политической системы замену отдельных её элементов, частичные улучшения по мере обострения тех или иных проблем управления.
Внешняя политика Каких-либо заметных перемен во внешней политике Украины в июле не произошло. Выступление президента В. Зеленского 5 июля на заседании Всеукраинского форума «Украина 30» не содержали новых оценок и
идей. Украина продолжила выход из ранее принятых в рамках СНГ
соглашений. Она пытается заинтересовать Китай в экономическом сотрудничестве и, несмотря на проблемы с Мотор-Сич, это ей удаётся, КНР проявляет заинтересованность в модернизации украинской транспортной
инфраструктуры. 7 июля министры иностранных дел стран т.н. Люблинского треугольника - Украины, Литвы и Польши - подписали несколько совместных
документов. А 19 июля президенты трех стран по итогам форума в Батуми приняли совместную декларацию «Ассоциированного
трио». Процесс этот в силу известных исторических обстоятельств - несколько веков в прошлом в общем государственном образовании - Речи Посполитой и позиции двух упомянутых стран - членов ЕС, заслуживает внимания.
В целом, в ЕС, особенно в странах-членах соседях Украины и России крепнет понимание того, что держать такую страну, как Украина в подвешенном состоянии нельзя. Президент Литвы Гитанас Науседа при открытии международной конференции по вопросам украинских реформ сказал, что Украина нуждается в ясных планах, согласно которым она может двигаться к членству в ЕС. «Нужно ясно видеть, - заявил он, - что может Украина дать европейскому сообществу, и как она может сближаться с ЕС… А международное сообщество ожидает подтверждений того, что процесс реформ
продолжится».
Но главным событием во внешней политике Украины, вокруг которого так или иначе вращались почти все обсуждения на политическим уровне и на уровне СМИ, в июле была подготовка и результаты переговоров А. Меркель и Дж. Байдена о судьбе газопровода «Северный поток - 2». 11 - 12 июля президент В. Зеленский совершил рабочий визит в ФРГ, в ходе которого имел долгую беседу с федеральным канцлером и рядом других
политиков. 13 июля он весьма скупо проинформировал о результатах своих, судя по этому, не очень успешных переговоров в
Берлине. 15 июля А. Меркель и Дж. Байден встретились и достигли соглашения по спорной проблеме российского
газопровода. Они договорились, что препятствия его достройке буду сняты. На совместной пресс-конференции президент США заявил о том, что США и Германия продолжат поддерживать территориальную целостность и евроатлантические устремления Украины.» Мы продолжим выступать в поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины, ее евроатлантических стремлений", - сказал он, отметив при этом важность продолжения реформ на
Украине.
Реакция на эти договоренности лидеров двух стран, наиболее последовательно поддерживающих Украину, в ней самой высветила, возможно, главную проблему Третьей украинской республики как политической системы - её неспособность противостоять корпоративным интересам и недопустимо тесную связь бизнеса и политики. Вокруг вопроса отношений с ФРГ и роли А. Меркель в украинских СМИ развернулась целая кампания
осуждения. Редкие здравые возражения буквально тонули в потоке возмущенных восклицаний о «предательстве» Украины.
Раскрытые подробности согласованной позиции США и
ФРГ показали, что две страны заняли вполне определенную позицию в поддержке Украины, но за Украину ничего делать не собираются, особенно поддерживать обогащение её элиты за счет разнообразных полулегальных и откровенно коррупционных схем в этой области. В Украине ни для кого не является секретом то, что большинство самых крупных личных состояний сформировались именно таким образом. Как и то, что такая «помощь» объективно сдерживала модернизацию как украинской экономики, так и демократизацию политической
системы.
Украинская администрация намерена продолжать борьбу против «Северного потока - 2». Надежды возлагаются на правовые ограничения. Многие в Украине пытаются в этой дискуссии выдать собственные интересы за интересы ЕС, а материальные интересы отдельных лиц, имеющих доступ к трубе, за
национальные. Проявилась склонность всех украинских администраций списывать свою неготовность и неумение решать некоторые важнейшие проблемы развития экономики и государственного строительства на внешние обстоятельства и культивирования ложных надежд на панацеи (суверенитет, евроинтгерация и т.п.), на то, что кто-то или что-то решит проблемы.
Во второй половине июля после объявления о запланированной на 30 августа встречи президентов в Вашингтоне активизировалось обсуждение отношений с
США. Из суждений по этому поводу складывается ощущение завышенных ожиданий, с одной стороны, и попыток перевести диалог в длинный формат по частным вопросам, с другой. Теоретически Украина может быть интересна нынешней администрации США как элемент, частный эпизод того, что Дж. Байден описал как борьбу за демократию против авторитарных режимов. В этом контексте Украина могла бы быть примером успеха молодого демократического государства, и США будут последовательно переводить разговор на внутренние проблемы Украины, на темпы и характеристики её демократического транзита. Киев же склонен вести в первую очередь разговор о помощи в войне - текущей «гибридной» и возможной настоящей. Эта тема важна, но вряд ли США на данном этапе могут что-то добавить к тому, что они уже сказали и сделали.
Политическая аналитика Политическая система Украины находится в состоянии неустойчивого равновесия. Как утверждают А.
Ермолаев, М.
Минаков и др., она недееспособна, нежизнеспособна и нуждается в замене. В. Карасев полагает, что она представляет собой смешение разных типов организации политического пространства: президентской и парламентской республик, федерального и унитарного государства, вертикальных и горизонтальных механизмов
управления.
Наблюдается обострение кризиса смыслов. Надежды на то, что смена лиц автоматически приведет к нормализации жизни, как показали состоявшиеся в июле выпуски одной из самых популярных политических программ «Черный квадрат Карасева», не оправдались. Политическая жизнь медленно, но неуклонно сползала в наезженную колею громких деклараций и частичных улучшений все хуже работающей системы управления.
Надежды на её замену, на радикальную перезагрузку всей системы управления, связанные с приходом во власть политиков нового поколения, пока что не оправдываются. В государственном строительстве не удается, как уже отмечалось, найти баланс между вертикальным и горизонтальным политическими дискурсами. Третья украинская республика в зависимости от политической конъюнктуры и предпочтений лидера поворачивается разными сторонами. Она предстает то президентско-парламентской, то парламентско-президентской. Без каких-либо весомых аргументов отвергается наиболее соответствующее особенностям страны федеративное устройство. Разделение властей - и по горизонтали, и по вертикали - провозглашено, но не реализовано.
Л. Кучма считает, что в Украине общество расколото на две части. Одна часть навязывает свою волю другой. Экономика в плачевном состоянии. Нужны решительные
перемены.
Ощутимо разочарование в политике и политиках. 64% опрошенных граждан Украины считают, что дела в стране идут плохо. Оптимистов 20%, а 16% не могут сформулировать свое отношение к происходящему. 52,7% не одобряют деятельность молодого президента, внушавшего еще недавно столько надежд. Правда, доверие к нему и одобрение пока что сохраняют 34,1%. Партия «Слуга народа» продолжают удерживать лидерство в политических рейтингах. Из семи политических партий, способных преодолеть 5% проходной барьер на парламентских выборах эта партия является лидером с 13,7% поддерживающих её среди всех потенциальных избирателей и 20,6% - определившихся с участием и своим выбором. За нею идут три партии с практически равным рейтингом поддержки: «Опозиционная платформа «За жизнь» (11,2% / 16,9% ), «Европейская солидарность» ( 9,9% / 15%) и "Батькивщина" (9,7% і
14,7%).
11 июля президент РФ В. Путин опубликовал на сайте президента РФ большую статью, почти полностью посвященную историческим аспектам российско-украинских
отношений. 13 июля президент Украины В. Зеленский отреагировал на эту
публикацию. Оценки этого заочного спора разнятся, но не проясненными для Украины остаются вопросы преемственности политических режимов. Показательным представляется сообщение о том, что местному чиновнику в Полтавской области угрожает тюремное заключение за фото с символикой Второй украинской
республики. Проявившаяся тенденция искать ответы на актуальные и острые политические вопросы в истории не преодолена в России и в Украины, но для последней она представляет собой, возможно, одну из главных угроз украинской
государственности. Не дело истории выставлять оценки тем или иным действиям людей и сообществ. Её дело - исторические факты и сохранение коллективной памяти с целью упреждения повторения ошибок прошлого.
Из заметных событий в российской украинистике, несмотря на импульс, приданный ей статьей В. Путина в июле назвать можно что разве выход в свет очередного бюллетеня Экспертной группы «Европейский
диалог».