— Возвращаюсь к началу разговора. Наблюдая за происходящим, я, как и большинство моих коллег, очень ограничен в возможностях реального влияния и уж тем более — в разработке долгосрочных решений. Но, возможно, мои оценки и проекции подтолкнут к переосмыслению.
В качестве примера — нелинейные риски, порожденные решением о снятии моратория на куплю-продажу земли сельхозназначения. Вполне вероятен рост авторитета местных властей, которые и так пользуются сейчас большим признанием людей, чем центральная власть. В условиях, когда страх и негативные ожидания зашкаливают, людей будет больше заботить защищенность и обеспеченность в своем регионе, городе, в своих «малых родинах». А значит, местечковый патриотизм, замешанный на консервативных идеях «чужого не треба, і свого не віддамо» будет востребован как никогда. Соблазн регионального экономического сепаратизма, да еще накануне будущих местных выборов, очень велик. Причем этот процесс будет набирать обороты стихийно, спорадически, как бы «сам собой». Уже сейчас региональные элиты ведут себя агрессивно и самоуверенно, видя растерянность режима «слуг» и некомпетентность их кадров-парашютистов. И чем больше будет раскачиваться лодка политического кризиса в центре (тут свои баллы набирают оппоненты Зеленского, проигравшие в 2019-м), тем увереннее себя чувствуют регионалы. Таким образом кризис центральной власти может привести к стихийной новой волне регионализации.
Альтернативой этому варианту (и для него тоже есть почва) может стать попытка создания переходной «полудиктатуры». Почему «полу»? Потому что укрепление возле слабого президента нескольких авторитарных руководителей придется упаковывать в какие-то вменяемые политические одежды — «правительство спасения», «совет по безопасности». Открытый переворот, откровенно говоря, маловероятен. Некому, нечем, да и в обществе нет запроса на такое вот «ГКЧП по-украински». Но есть запрос на порядок и авторитет. Если не вырулит сам Зеленский (а счет идет на месяцы, а то и недели), ему придется опереться на силовые структуры и административно-силовой ресурс. Тут уж точно будет не до либертарианства…
— В политикуме уже вовсю ходят слухи, что одним из возможных вариантов решения управленческого кризиса может стать некий комитет народного спасения.
— Называют разные кандидатуры.
— Чьи, например?
-- Не будем давать повод для спекуляций.
Однако дело в том, что и первый, и второй варианты, на мой взгляд, являются скорее предупреждением, чем однозначным прогнозом. То есть так может быть, если режим «Слуг» не пойдет на быстрые изменения внутри, не откроется для диалога и не займется поиском собственной «головы» для своего «безголового всадника».
Нынешние региональные элиты деградировали по уровню своей компетенции так же, как и центр. Но если в центре у власти находятся подрастерявшиеся популисты, в большинстве своем вообще не имеющие опыта государственного и бизнес-управления, то на местах мы, по сути, имеем дело с феодальной властью, замешанной на местечковом агро-лоббизме, торгово-спекулятивном капитале и «теневой экономике», корни которой уходят еще в бурные 1990-е. Поэтому рассчитывать на то, что там будут рождаться какие-то политически продвинутые силы, способные мыслить в национальном масштабе, не приходится. Скорее, традиционное «свій зі своїм по своє». Оторвать кусок они способны, а организовать страну — нет.
То же самое и с возможным появлением временного полудиктаторского правительства или даже лидера-диктатора. Во-первых, украинское общество многополярно и устроено так, что единоличная власть очень быстро банкротится. Во-вторых, в Украине, в отличие, например, от авторитарной России, нет возможности такой же высокой концентрации политической и экономической власти. А значит, количество политических инвесторов, которые на следующий день после объявления диктатуры тут же примутся разрушать и подрывать авторитет диктатора, будет просто огромным. То есть, грубо говоря, любой претендент на диктатуру окажется «халифом на час». Но эта политическая оперетка может дорого нам всем стоить.
Поэтому, на мой взгляд, единственный разумный вариант — это организация большого политического диалога с сохранением нынешнего номинального состава власти для договоренности о времени и правилах переходного периода, формирование более дееспособного и компетентного состава центральной исполнительной власти, согласование кандидатур глав государственных администраций с областными советами. Чтобы выработать хотя бы среднесрочную программу действий для Украины в ситуации мировой Депрессии 2.0.
Очень важно использование этой ситуации и для установления устойчивого перемирия на Донбассе, организации переговорного процесса с Россией и сепаратистами о сроках, гарантиях, переходной правовой базе (пока ведь все в «протоколах» и «заявлениях»), о возможностях и пределах самого мирного процесса — безопасность, граница, сроки выборов и статус будущих региональных органов власти.
Ведь пандемия, несмотря на весь ее трагизм, дает нам уникальные исторический и моральный шансы на компромисс. Потому что есть более важные общие ценности и цели: здоровье людей, необходимость взаимодействия в условиях коронавирусной инфекции и недопущение нового витка гуманитарной катастрофы на Донбассе, восстановление нормальных человеческих условий для сотен тысяч украинцев, чья жизнь уже была разрушена войной.
Гуманизм лечит даже самые тяжелые раны. Повторюсь: нам нужно использовать пандемический период для того, чтобы выйти из этого негативного «стокгольмского синдрома» выживания друг без друга, когда Донбасс живет без Украины, Украина — без Донбасса.
Если мы и пандемию переживем в изоляции друг от друга, то предположу, что возврат будет просто невозможен. Однако, если мы продемонстрируем добрую волю и желание взаимодействовать в вопросах здравоохранения, гуманитарной помощи, социальных обязательств государства и постепенном экономическом разблокировании Донбасса, то начнет таять лед в отношениях, ненависть уступит место прагматизму. И тогда можно будет говорить о следующем этапе (граница, разоружение, амнистия, выборы в местные органы власти).
И последнее. Наверное, Зеленскому некого винить, кроме самого себя, за то, что он, имея такой уникальный шанс, связанный с высокой степенью легитимности, признания и высоких ожиданий, растратил свой первый год на друзей, кумовьев, странные разборки и самопиар. Он не достиг ни одного серьезного политически успешного и качественного результата как лидер государства. Это, к сожалению, факт.
Именно поэтому его избиратель разочарован и дезориентирован. Социология это фиксирует. И пусть никто не обольщается относительно высокими показателями поддержки. В условиях пандемии государство остается, пожалуй, единственным источником помощи и гарантом общей безопасности. Бежать-то, собственно, некуда. Но на Банковой следует учитывать, что критические настроения, пока «купированные» квартирной самоизоляцией, и спрос на перемены во власти будут только нарастать.
И это создает дополнительные риски для стабильности в стране в целом. Зеленский ответственен за неудачи, бездеятельность и скандалы в центральной власти, потому что его партия «Слуга народа» — политический монополист. Но для оппонентов — это хороший повод для раскачивания лодки и подготовки общественного мнения к необходимости проведения досрочных парламентских и президентских выборов сразу после карантина. Такие сигналы уже пошли.
Мне кажется, что власти нужно адекватно оценить эти угрозы и все-таки превентивно пойти на диалог, расширить базу политических партнеров, разобраться с собственной партией, где много случайных людей и просто проходимцев. И учесть, что резонансные непопулярные решения следует принимать на референдуме (если референдум будет не в пользу, например, открытия рынка земли, с этим придется считаться).
Властью нужно делиться, пока ее монополистов не смела улица или не отняли реваншисты на досрочных выборах.