Общество как единая система жизнеобеспечения получает множество социологической информации, которая формирует представление о нем в сознании образующих его миллионов людей.
Во-первых, проводится множество закрытых исследований, направленных на выработку практической политики различными институциями – бизнесом, политическими партиями. Эта информация влияет на общество по факту её реализации в поведении соответствующих субъектов.
Во-вторых, научно-исследовательские институты (Институт социологии НАНУ, Институт демографии, крупные университеты) самостоятельно или совместно с международными организациями проводят исследования с целью выработки как нового социального знания, таки и новых способов его получения. Эта «академическая» социологическая информация влияет на общество через формирование государственной политики и представлений о нем в сознании студентов и различных профессиональных групп.
В обеих случаях социологическая информация воспринимается на основе существующих в сознании социальных идей – подтверждая их или заставляя в них сомневаться.
Самореференция, самоописание общества происходит на основе нескольких фундаментальных процессов. Идеологической основой выработки общего для всех образа общественной жизни выступает процесс трансляции идей о том, что происходило и происходит в нем, куда направлены его изменения. На этой основе формируются внутренние мотивации и модели массового поведения, возникают и удерживаются социальные институты в их конкретно-историческом виде.
Наряду с этим существует и эмпирическая основа, процесс описывания «текущего состояния» процессов общественной жизни. Это знание о различных состояниях общественного сознания, установках, оценках, намерениях различных групп людей, отношение их к явлениям и процессам, их реакции на происхоящее. Здесь самореференция происходит на основе выработки статистической, демографической информации, а также новостного производства - работы средств массовой информации. СМИ производят эту информацию в виде экспертных материалов и шоу, имитирующих массовые опросы.
Современные общества имеют самореферентную природу – процесс описывания социальных связей определяет их характер и то, как и с каким результатом общество описывает себя определяет то, как составляющие его люди понимают само общество, своем место в нем и выстраивают отношение как с обществом в целом, так и с составляющими его компонентами. Поэтому для того, чтобы получить знание об обществе, необходимо не только описать его «объективные» свойства (количество людей, виды деятельности и системы разделения труда присущие им, материальные, духовные и организационные ресурсы, находящиеся в оброте), но и раскрыть «субъективную сторону» - то, как, с применением каких средств это общество описывает себя и каковы результаты этого описания в актуальном сознании.
В свою очередь, чтобы любое явление или процесс можно было обсуждать и понимать для совместной практической жизни, ему присваивается имя. Так в разнообразии различных объектов и событий, с которыми имеют дело в своих различных пректиках, люди находят что-то похожее или одинаковое, возникает представление об общей для них ситуации. Итогом выработки общих преставлений и понятий становится формирование категорий, позволяющих увидеть мир в главных, существенных свойствах его бытия и функционирования.
Этот процесс направлен на выделение предельных единиц человеческого опыта в их идеальном содержательном представлении. В результате выстраивается родовое понятие, которое, лишаясь индивидуальных характеристик, становится идеально-типическим, таким, которое применимо к множеству ситуаций, делая их понятными. Так мы можем представлять себе «демократию», «справедливость» и другие понятия, с которым сравнивается действительность для того, чтобы сделать отчетливым понимание содержания общественной жизни. На основе такого понимания возникает система оценок и отношение к жизни страны. Социальные системы складываются на основе осмысленного поведения человека, направленного на другого. Это наиболее комплексные, самые сложные системы из всех существующих. Такие системы воспроизводят себя при помощи коммуникаций.
Социальное действие в процессах описания общества выступает как часть коммуникации, а последняя становится основой социальной системы, поскольку позволяет согласовывать взаимные ожидания участников общественной жизни. Системы социального порядка – это системы высшей степени сложности. Им присуще множество разнородных компонентов и необычайное богатство связей между компонентами. Согласно точки зрения немецкого теоретика социальных систем Н.Лумана, социальные системы – это оперативно замкнутые самореферентные коммуникативные процессы взаимодействия людей. Самореференция – это отсылка на самое себя. Каждая операция данной системы отсылает к другой операции данной системы, поэтому можно говорить, что система ссылается на саму себя. (8.)
Общество в целом – это система, созданная смыслами при помощи коммуникации. Американский социолог Т. Парсонс определял общество как такой тип социальной системы, которая обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды (9.). Социальная система может существовать не будучи обществом, если она не способна производить социальные связи опираясь на свои ресурсы – говоря политико-правовым языком, социальная система в таком случае не будет независимым и суверенным государством. Система постоянно осуществляет бинарный выбор между самореференцией и инореференцией. Самореференция – это обращение к внутренней стороне формы, инореференция – к внешней. Смысл полагает одну сторону актуальной, другую потенциальной.
Н.Луман определяет операцию, позволяющую осуществлять самовоспроизводство общественной системы (аутопойезис) как коммуникацию. В ней значимыми становятся только сообщения, то есть только собственные смыслы системы, которые сообщаются в сообщении. Система не коммуницирует с неизвестным ей по определению внешним окружением, она отражает только собственные изменения, возникшие под влиянием внешнего мира. При этом сознание и общество – разные системы, поскольку только сознание может думать, в то время, как общество может коммуницировать (10.). Их структура тесно взаимообусловлена: коммуникации нет без сознания, как и сознания без коммуникации (11.), но при этом сознание возможно вне коммуникации, а коммуникация вне сознания – нет. Сознание – это медиум, опосредующая инстанция коммуникации, поэтому образ общества, который сформировался в сознании граждан, выполняет критически важную функцию в процессах коммуникации и, через это, в формировании общественной системы. Коммуникация создает пространство конструирования коммуникативного смысла в формах языка, социального действия и общества (12.)
При этом важно, что общественная система может заниматься лишь тем, что может тематизироваться в ее собственных коммуникациях (13.) Темы составляют память коммуникации. Они организуют коммуникации в комплексы элементов таким образом, чтобы можно было понять, развивает или меняет тему эти и следующие за ними коммуникации. Они служат для структурного сопряжения и могут проникать во все сферы системы.
Социальные системы регулируют ожидание взаимных ожиданий поведения участников общественной жизни, в регуляции которых важную роль играет правовая система, которая формулирует прозрачные и рациональные программы ожидания. Так горизонт способности видеть и понимать общество определяет горизонт коммуницирования о нем, характер и масштаб согласованных действий людей, образующих целостное общество.
Современные эмпирические исследования по большей части проявялют, но обходят стороной возникшие социальные конфликты, у общества нет эмпирической информации о их механизмах, участниках и логике разворачивания. Не все общественные проблемы могут быть исследованы путем эмпирического исследования – поэтому необходим полноценный публичный диалог экспертов-носителей укорененных в массовом сознании идеологем.
Сложное и многостороннее изучение и понимание общественных процессов способствует усложнению и развитию общества и наоборот – чем проще и примитивнее информация о обществе, которая циркулирует в медиа-пространстве, тем примитивней общество, тем меньший объем видов жизнедеятельности в нем возможны как согласуемое единство. Говоря «шершавым языком плаката» для того, чтобы «сшить Украину», необходимо разнообразие нитей и материалов, значительно превосходящее тот набор, который достаточен для самой красивой «вышиванки».
Чтобы современная Украина развивала суверенитет, необходимо, чтобы она становилась обществом, а не была только социальной системой. Для этого она должна получить способность производить социальные связи на основе описания в медиа собственных актуальных состояний и реагировать на внешние воздействия опосредовано, в той мере, как они влияют на эти состояния. Здесь критическую роль выполняет знание по своей глубине и широте охвата соответствующее качественному разнообразию и масштабам страны как социальной системы в её сегодняшнем «расшитом» состоянии.
Для создания коммуникативного пространства, объединяющего внутренне разнообразное общество нынешней Украины, необходимо качественно расширить спектр иформации о ней, которая присутвует в практиках медиа-коммуникации. Это противоречит идеологическим установкам некоторых политических сил на редукцию многообразия форм социокультурной жизни многомилионного народа к унифицированному набору знаково-символического ряда этнонационального паноптикума. Для «сшивания» страны» нужно нечто обратное - расширение многообразия форм и предметов описания процессов общественной жизни. Общество должно вылезти из «идеолого-политического колодца» взглядов на себя и окружающий мир, куда оно погрузилось в процессе деиндустриализации.
Современная Украина погружена в коммуникативную мглу, скрывающую её реальное многообразие за узким набором проблем политического характера. В сознании и коммуникативных взаимодействиях миллионов людей присутвует критически малый спектр и объем знаний о происходящих в обществе явлениях и процессах. Эта мгла не позволяет формировать устойчивые структуры социальных взаимосвязей, которые делали бы страну суверенным, органически единым целым, способным к саморегуляции и самовоспроизводству. Поэтому массы воспринимают социум как такой, где всё течет, но ничего не меняется. Неустойчивость социальных связей стала восприниматся как новая нормальность и уже к этому факту определяются те, кто связывает свою судьбу с Украиной. Восприятие неустойчивости как нормы порождает и новый тип легитимности власти, которая сводится к способности манипулировать.
Разумеется, здесь речь идет о субъективной стороне формирования единства общества – но она так же необходима, как и объективная, связанная с процессами совместного процесса жизнеобеспечения – прежде всего с экономикой. Наряду с производством и запуском в массовый оборот адекватной социальной информации о текущих социальных процессах, необходимо обновление как экономической, так и культурной политики, без этого страна будет распадаться, превращаясь в континуум разделенных общественных фрагментов.
Узость набора социологических эмпирических исследований, которые востребованы и циркулируют в процессах медиа-коммуникации – один из факторов узости набора совместных практик восприятия общественных процессов и коммуникаций по их поводу.
Образ общего в Украине дистрофичен и держится на тонких «подпорках» текущих интересов отдельных экономических и политических групп. Это сводит образ общего к политическим практикам, все остальные (экономические, культурные и пр.) выглядят и воспринимаются как частное дело отдельных групп, что еще сильнее сегментирует общество. Исключая все, кроме политических, аспекты общественной жизни из образа общего, можно дойти до того, что единственным осмысленным объединяющим началом в представлении жителей страны станут борьба групп влияния, внешние обстоятельства, символы и территория.
Украине как современному обществу, социальной системе, необходимы процессы полноценной выработки социального знания для того, чтобы оно могло воспроизводить себя на собственной основе, на этой основе может формироваться субъективная основа его суверенности и независимости. Поэтому критически важно расширять диапазон социологических исследований, производства как идеологических (экспертный диалог) так и эмпирических социальных знаний. Закзчиками здесь должны быть не только бизнес-группы и государство, но и гражданское общество, опирающееся на внутренние ресурсы.