Украина за 30 лет стала частью современной глобальной империалистической системы. Обычно понимают империализм как желание всех захватить и создать большое государство. Но современный империализм это явление, которое появилось на стыке XIX и XX веков и означает монополистический капитализм, при котором уже нет или несущественна свободная рыночная конкуренция, но все поделено между частными и государственными монополиями. В Украине сформировался финансовый капитал и финансовая олигархия как его воплощение — банковский капитал срощен с промышленным так, что банковский доминирует. Основной характеристикой империализма является превалирование вывоза капитала над вывозом товаров. Под вывозом капитала официальная статистика подает нам вывод денег олигархами в офшоры, но в действительности - это покупка или строительство предприятий финансовой олигархией одной страны в другой. В статистике это отражается в разделе «прямые инвестиции» - только не внутрь страны, а вовне. Монополии становятся империалистами, когда они способны вывести свои активы на территорию другой страны, извлечь там прибыль и вывести в свою страну. Обязательной характеристикой финансового капитала является превалирование вывоза капитала над вывозом товаров. Прямые инвестиции из Украины за рубеж составили: 2014 год — 111 млн долларов, 2015 год — 51 млн долларов (только с отрицательным знаком, капитал забрали обратно в Украину), 2016 год — 16 млн долларов, 2017 год — 8 млн долларов, 2018 год — 5 млн долларов (снова с отрицательным знаком), 2019 год — 648 млн долларов, и почти завершившийся 2020 год — 10 млн долларов. Инвестиции национальных олигархов хаотичны, малы по объемам, а иногда и отрицательны. Из Украины было выведено товаров в 2014 году — 770 млрд грн, в 2015-м — 1 трлн грн, в 2016-м — 1,1 трлн грн, в 2017-м — 1,4 трлн грн, в 2018-м — 1,6 трлн грн, в 2019-м — 1,6 трлн грн. Это очень округленно 400 млрд долларов в год. Разница с инвестициями составляет почти 600 раз - в целом украинский (национальный) капитал не покупает активы за рубежом и не эксплуатирует зарубежных работников, он не империалистический, не является финансово-олигархическим по существу. Страна выступает источником прибавочной стоимости для внешних агентов хозяйственно-экономической деятельности, что создает у них соответствующий заказ на политический режим, который обеспечивает социальные условия для этого.
Авторы доклада Национального Института Стратегических Исследований Украины «Украина – 2030. Стратегия изменения будущего», опубликованного в 2020 году, пишут: « Модель экономического и социального развития, сейчас сложилась в Украине, формировалась в результате непоследовательной и противоречивой политики, в условиях последовательных политических экономических кризисов и под мощным влиянием разнонаправленных сил, которые имели по Украине свои геоэкономические и геополитические интересы. Как следствие, вместо социально ориентированной конкурентоспособной рыночной экономики в Украине сложился дезинтегрированный внутренне противоречивый конгломерат фрагментированных рынков, которые не обеспечивают полноценной инклюзивности экономического развития, перераспределяя значительную часть его результатов в пользу узкого круга экономических «игроков» … Следующее десятилетие ставит Украину перед выбором. Достичь восстановления и превышению докризисных уровня и качества жизни населения, уменьшить диспаритет в этих показателях со странами ЕС, сформировать достаточный ресурс для трансформаций, которые детерминируют соответствующий статус национальной экономики в глобальной конкурентной среде, - или «раствориться» как нации под влиянием активных глобальных потуг, готовых поглотить отечественные природные и человеческие ресурсы. …. Способность подготовить экономику и общество к предстоящим изменениям и достичь устойчивости в условиях глобального турбулентности для Украины - без преувеличения вопрос сохранения суверенитета и выживания нации. …. Вызов заключается в способности вырваться из «ловушки» нынешней модели экономики, в которой часть стейкхолдеров уже построила для себя комфортные стратегии выживания, в перспективе не связаны с Украиной. …. Стратегия создания нового будущего может быть построена только на консолидации ресурсов и согласованности действий стейкхолдеров на основе инклюзивности и партнерства. Ведущую роль в формировании «каркаса» экономики будет играть большой бизнес, который должен превратиться из конгломерата олигархов на основание конкурентоспособности и динамизма национальной экономики. … Консенсус государства и бизнеса должен быть дополнен широким консенсусом в рамках всего общества, который должен обеспечить практическая реализация прав граждан влиять на существенные условия собственной жизни через укоренение механизмов местного самоуправления.» ( 22.)
Но на какой концептуальной и социальной основе возможно решить поставленные проблемы? Какими должны быть действия, чтобы изменить это сложившееся за предыдущие десятилетия, целенаправленно сформированное и выгодное определенным субъектам, состояние? Достаточно ли проблематизации в рамках экономической целессобразности, чтобы достичь консолидации дейсвующих социальных сил?
Думается, чтобы ответить на подобные вопросы, необходимо осмыслить эти проблемы в более широком социально-историческом значении и смысле, обратив внимание на неэкономические реалии, формирующие мотивацию поведения людей в нынешних условиях.
В ситуации, когда политический класс имеет очень низкую степень легитимности и эффективности с точки зрения потребностей народной жизни, неизбежно возникают попытки выйти за рамки сложившегося политико-правового пространства и восстановить народный суверенитет путем учреждения альтернативных институтов, а то и нового государства. Формально подобным актом был переход от УССР к независимой Украине в 1991 году.
В ряде регионов еще пять лет назад появились так называемые "люди вне государства": граждане, которые отказывались платить налоги и не признавали украинских законов, организовывая свое самоуправление.
«Они называют себя просто «людьми», свое движение - «территориальной громадой», а свое видение экономики без контроля государства - «народной экономикой». Причем термин «территориальная громада» в Хмельницком истолкован совершенно не так, как привыкли толковать украинские политики и чиновники — то есть не как некое объединение граждан, которые сообща решают мелкие вопросы местного благоустройства и быта, вроде ОСМД и «самоуправлений» в микрорайонах. «Народная экономика» в хмельницкой версии — это три десятка солидных предприятий по пассажирским автоперевозкам, переработке вторсырья, рестораны и кафе, аудиторские и юридические конторы и фермерские хозяйства. А также около сотни людей, которые занимаются мелким индивидуальным бизнесом: дизайнеры, сапожники, портные, строители, стоматологи, художники. Все они объединены договором о «территориальной громаде», платят в фонд громады минимальные взносы, которые называют «инвестициями» — от 100 грн в месяц и решают ключевые вопросы своего бизнеса сами. Без согласований и отчетов государству.» (23.)
Тогда на них провела облавы СБУ, возбуждались уголовные дела.
В конце 2020г., после выборов в местные органы власти и административной реформы, которую многие считают несправедливой, произвольной и ущемляющей их права, движение вновь возродилось в еще большем объеме. Немало этому поспособствовал процесс укрупнения районов и создания ОТГ, который вызвал сильное недовольство на местах, поскольку это касается вопросов распоряжения местными ресурсами.
Участники нового движения "народного самоуправления" в 2020 году пошли дальше, чем предшественники - заявили о создании "государства Украина (республики)", избрали "первого президента Украины", "Верховную Раду" и ее "главу", а также создали "народное СБУ".
На так называемом "Всеукраинском конгрессе местного самоуправления", который прошел в Киеве, где, по словам Анатолия Балахнина, который представляется как "Первый президент Украины (республики)", присутствовало 200 делегатов от 19 областей Украины были " приняты решения о создании Государства Украина (республики). Помимо провозглашения, были поданы документы в ООН и другие международные организации для признания легитимности Государства Украина (республика)" По мнению «президента» государственные органы Украины и само государство до сих пор фактически действуют на основании Конституции 1978 года. А конституция Украины от 1996 года, дескать, была принята не на всеобщем народном референдуме, а народными депутатами Верховной Рады 2-го созыва, которые избирались еще по старому законодательству и не могут юридически считаться представителями всего народа. То есть, по логике активистов движения "народного самоуправления", существующее государство нелегитимно и не имеет полномочий управлять страной. (24.)
В октябре 2020г. в Хмельницкой области граждане «провели собрание, на котором создали так называемый "орган местного самоуправления Республики Украина" Хмельницкий городской совет". Сразу выбрали "голову" и "депутатов" псевдоутворення, а заодно - провозгласили ликвидацию действующего Хмельницкого городского совета.» (25.)
В декабре 2020 г. «жители Львовской и Ровенской областей в декабре проводили собрания с населением Львовской области с целью создания непредусмотренных законодательством органов местного самоуправления. Так, 7 декабря они провели собрание с жителями Сколевского района, во время которого объявили о создании «органа местного самоуправления» в одном из сел района и даже избрали депутатов и главу. На следующий день, 8 декабря, они организовали собрание местных жителей во Львове, на котором создали «орган местного самоуправления Львовского городского совета».» (26.) У "сепаратистов" провели обыски, во время которых нашли флэш-носители и диски, протоколы собраний, газеты и документы об образовании незаконных органов местного самоуправления. Возбуждено дело по ч.1 ст.3 53 УК Украины (самовольное присвоение властных полномочий), по которому грозит до трех лет. Движение "самопровозглашенных" советов охватило уже всю страну, с ним борется СБУ.
По результатам фактического поражения «Слуг народа» местные выборы конца 2020 года назвали «электоральной контрреволюцией». Но это лишь метафорическое название более глубокого события – это реакция определенной части общества на состоявшееся с приходом «зеленой команды» фундаментальное изменение направленности в действиях «командных высот» государства – исполнительной и законодательной власти в лице Президента и Верховной Рады. «Зеленая электоральная революция» была актом завершения постсоветской эпохи и ухода с исторической арены политической элиты, пришедшей к власти в стране путем развала СССР и учреждения независимого государства.
В 1991 году был образован новый суверен на основе консенсуса трех социальных групп, обладавших ресурсами для превращения себя в носителей капитала. Это были обладавшие экономическими средствами и возможностями влияния группы республиканской позднесоветской административно-хозяйственной, партийно-управленческой и военно-силовой бюрократии, группы теневого и криминального сообщества, а также группы диаспорных групп, обладавшие экономическим и политическим влиянием. Сувереном был также и «советский народ», поддержавший этот консенсус своим признанием и подчинившись новым правилам.
Весь тридцатилетний период эти группы, обладавшие общим интересом превращения УССР в новый сегмент мировой системы движения капитала, действовали совместно, но в рамках различных собственных интересов. Различия их интересов периодически приводили к конфликтам между ними, которые всякий раз разрешались в рамках основного консенсуса - суверенного права формировавшегося составного правящего класса на присвоение (приватизацию) и использование ресурсов страны. Их представители составляли новую для тогдашнего общества группу частных собственников. Политическое развитие страны происходило также в целях укрепления этих групп в качестве субъектов, которые осуществляют вложение капитала, контролируют условия его оборота, осуществляют извлечение прибыли и выводит её в центры накопления.
Это был суверенный акт по историческому становлению Украины в качестве нового сегмента мировой системы движения капитала и его участники всякий раз находили возможность согласования интересов на этой основе – но она же и диктовала границы консенсуса.
На разных этапах этого процесса одни участники консенсуса выполняли доминирующую роль в общественных трансформациях, другие находились «на вторых ролях», в зависимости от этого складывалась и структура отношений между ними. В той мере как структура общественного пространства была не развитой с точки зрения этих возможностей, различные субъекты, обладавшие доступом и влиянием на разные сегменты общественной жизни нуждались друг в друге. Постсоветская бюрократия была «вмонтирована» в процессы экономической жизни и внутреннего управления и контроля, криминально-теневые структуры позволяли иметь доступ капиталу к тем сегментам производства, которые по своему характеру не могли быть подконтрольны государственным структурам управления, а диаспорные группы позволяли иметь доступ к распоряжению ресурсами наднационального уровня, осуществлять вывод и концентрацию капитала в глобальном центре накопления мировой экономики, делая тем самым процесс завершенным.
К 2014 году прежняя социалистическая экономика, система управления и общественные группы структурно «созрели» к тому, чтобы Украина смогла быть непосредственно включенной в деятельность транснациональных структур движения капитала. На первом этапе необходимы были «посредники», выполнявшие задачу такой внутренней и внешней адаптации, их роль выполняли представители прежних позднесоветских элит, как только адаптация состоялась, они стали лишними, возникла повестка оптимизации структур управления новой Украиной.
За прошедшие тридцать лет интересы групп, образовавших консенсус относительно суверенизации и создания независимого государства реализовались – все они трансформировали свои ресурсы в формат своей частной собственности, стали сегментами мировой системы движения капитала, а Украина превратилась в рыночное общество в том виде, как это было возможно исходя их реальных исторических условий современности.
Народ за это время также изменился, его суверенитет был дезинтегрирован – это проявляется и в отношении масс к политическому классу, и в непопулярности проводимого политического курса и в эмигрантских настроениях и в низком политическом участии и, наконец, в низкой рождаемости.
В результате возникла новая ситуация, в которой сформировались новые социально-исторические интересы прежних групп и на основе уже этих интересов разворачиваются противоречия между прежними участниками консенсуса, на котором был основан суверенитет. В силу исторически изменений теперь необходим новый консенсус относительно видения независимости и суверенности страны как инструмента реализации их интересов.
В народе массовую приватизацию 90-х годов окрестили «прихватизацией», в общественном сознании она так и осталась нелегитимной. Дело даже не в том, что приватизация предприятий часто осуществлялась с нарушением правовых норм и процедур, она по своему существу не предполагала учёта прав и интересов основной массы населения (трудового класса). «Прорабы рыночных реформ» утверждали, что в результате приватизации предприятия страны возглавят эффективные собственники, способные успешно управлять активами в новых рыночных условиях. При этом предполагалось, что результаты производства будут все так же перераспределяться с учетом интересов всех его участников, социальная ориентированность была закреплена в Конституции. Однако на практике всё оказалось иначе. «Трофейная экономика» индустриального государства беспощадно эксплуатировалась с целью извлечения сверхприбылей и вывоза капитала за границу.
Это и было реализацией суверенитета - суверенным действием, для которого было необходимо создать новое самостоятельное государство. Новых собственников мало заботила модернизация предприятий, они не стремились осваивать новые технологии. Как следствие – нарастала деиндустриализация страны, Украина потеряла целые отрасли высокотехнологического производства, изменилось качество народонаселения. Сформировавшися на рубеже 80-90 политический класс выполнил свою историческую миссию – обеспечил политические условия для формирования рыночного общества, трансформации политической и экономической системы Украины на рационально-капиталистической основе. Украина заняла новое место заняла в реальном мире, куда так стремилась все эти годы с соответствующими последствиями этого перехода для представителей различных социальных групп и слоев.
В воображаемом мире продолжается движение к некоему идеальному будущему – в чем успешно помогает целая индустрия производства мечтаний. Но на практике в результате первого этапа перехода к рынку проведение реформ в экономической и политической сферах привело к слому старых советских институтов (плановой экономики, социалистического государства, однопартийной системы и т.п.), однако не обеспечило функционирования полноценных рыночных и демократических моделей в том виде, как они представлялись на начало периода независимости.
Появились своеобразные их суррогатные заменители: квази-рынок, квази-демократия, квази-парламент, квази-партии и т.п.
Образно выражаясь, в стране установились порядки неофеодализма, которые, однако, позволяют эффективно использовать её ресурсы с целью производства и извлечения прибавочной стоимости. Но это «неофеодализм» в исторических условиях разворачивания ультраимпериализма такой организации мировой системы хозяйствования, при которой наряду с отказом от насилия между развитыми странами и их успешным сотрудничеством в международных организациях усиливаются свобода торговли и происходит сращивание капиталов при одновременно растущей концентрации капитала.
Созданная в стране за 30 лет система новых по своему качеству регуляторов политической и экономической жизни, весьма эффективно позволяет извлекать прибавочную стоимость и концентрировать в соответствующих глобальных центрах, имеющих отдаленное отношение к тому, чем живёт население страны. Тому свидетельство постоянный рост состояний представителей правящего класса – в общей совокупности и в лице отдельных его представителей.
Новая система организации жизни страны задает и характер использования ресурсов, все более формируя Украину как источник сырьевых ресурсов и человеческого капитала в рамках мирового разделения труда. Восстановительный подъем 2000-2007 гг. открывал возможности для реализации институциональной модернизации, но они не были реализованы как основа новой исторической перспективы, курс на демодернизацию был сохранен. Страна оказалась заложником политических метаний представителей политического класса, боровшихся за власть и последовавших за этим потрясений 2014 года. К 2019 году кризис доверия к политической элите со стороны граждан достиг своего апогея и породил феномен «зеленой электоральной революции».
В Украине произошло разрушение сегмента индустриального государства (социалистического типа) и формирование в виде квази-феодальных структур внутреннего контура политико-экономической системы, позволяющей воспроизводить процессы, необходимые для удержания страны в мировой политико-экономической системе в качестве источника сырья и рабочей силы.
Евромайдан 2014г. и вооруженный конфликт на Донбассе стали следствием вызванного кризисом 2008г. разрушения консенсуса, в рамках которого до этого действовал прежний составной суверен. В.Янукович попытался монополизировать право суверенного распоряжения ресурсами страны и политических действий, чем вызвал соответствующую реакцию остальных участников консенсуса о суверенитете страны. В частности, эта реакция привела и к её территориальному расколу – при поддержке разнообразных внешних сил. Это не был акт произвола – противоречия внутри консенсусной группы, реализовывавшей суверенное распоряжение страной зрели давно под влиянием внутренних и внешних факторов и меняющихся исторических условий.
Майдан 2013 года стал поводом, но не причиной трансформации страны. После ухода команды В.Януковича в 2014-16 г.г. из структур государственного управления были вытеснены представлявшие определенные фракции российского капитала группы, заменен кадровый состав министерств и силовых структур. Это открыло перспективу доминирования вызревавших ранее и находившихся прежде на вторых ролях диаспорных групп в лице части политического класса уже сформированной ими за тридцать лет, а также подконтрольных представителей гражданского общества и новых социальных групп. Произошла смена остатков курса «многовекторности» периода Кучмы на курс по интеграции в структуры Запада и сформирована новая повестка военно-политического противостояния РФ. Тема внешнего конфликта стала легитимирующей для внутриполитических процессов. Более непосредственную роль в управлении страной стали играть внешние контуры управления в лице МВФ и иностранных посольств. Был сформирован прокси-режим влияния на процессы управления страной - канцлер ФРГ создала группу послов («семипосольщина») стран "Большой семерки", "которые должны были координировать общение с властью Украины относительно реформ". (27.) Бывший посол Канады Роман Ващук прямо говорит, что украинские правительства после Майдана делали то, что от них хотел Запад, а не собственное население: "Первые правительства после Майданов в Украине до 2019 года делали непопулярные вещи среди обычных людей. Они были популярны в Вашингтоне, в министерстве финансов в Оттаве (столица Канады. – Ред.), но не в Христиновке или Мелитополе. То, что оздоровило с нашей западной точки зрения украинскую экономику, часто воспринималось в Украине как одна катастрофа за другой." Формально такое вмешательство во внутренние дела Украины происходило по просьбе самих же украинских постмайданных властей и "активистов": "От гражданского общества и первых правительств после Майдана было приглашение: "вмешивайтесь, советуйте, оказывайте давление, чтобы мы могли сделать те реформы, которые хотим, несмотря на сопротивление наших внутренних врагов". Поэтому вопрос, как и когда переступать границу невмешательства, стал немного деликатным", – заявляет Ващук. К тому времени на фоне конфликта с РФ никакого "гражданского общества" кроме финансируемыех на западные гранты общественных организаций в стране не было. Такое положение дало внешним партнерам уникальную возможность навязывать властям Украины финансовые и кадровые решения – назначать чиновников, которые проходили обучение по финансируемым структурами Сороса программам в Украине или в иных странах. Их массовое десантирование в структуры власти при Порошенко породило название «соросята». Запад экспериментировал на Украине и привозил сюда управленческие модели, которые запрещал у себя. "Страна - лабораторный кролик" - написал по этому поводу Роман Ващук. Он откровенно говорит, что многие модели в западных странах внедрять не позволили, поэтому их авторы решили навязать свои идеи Украине. "Если вы специалист по государственному управлению, но в вашей стране вам не позволили чего-то сделать, вы такие: "Оу, есть же Украина, ну повезем эту сверхновую невероятную модель туда, они не могут отказаться, есть какое-то финансирование, и мы это внедрим, it's gonna be great", – передает рассуждения таких "реформаторов" бывший посол. По словам дипломата, влияющие на политику правительства посольства чрезмерно опекаются судьбой уязвимых групп вроде инвалидов или ЛГБТ. "Однако при этом как-то забыли о большинстве населения Украины… пока МВФ заботился о макрофинансах, пока мы пеклись о маргинализированных группах, эти 50% или более украинцев, о которых никто не думал, как раз стали тем электоратом, что в прошлом году утер нос всем этим реформаторам и их западным партнерам". Посол откровенно признается, что о пользе для большинства жителей Украины Запад и его протеже в Украине вообще не думали. (28.)
В сложившейся ситуации обнажился факт десуверенизации народа - возник разрыв между социальным запросом и действиями власти, результатом чего стала смена власти - миллионами избирателей были поддержаны «новые лица».
Однако можно ли назвать этих украинских граждан «движущей силой революции», той силой, которая определяет характер «революционных изменений»? Скорее всего – нет, поскольку поддержка В.Зеленского и партии «Слуга народа» носила преимущественно иррациональный характер, не была обусловлено четко выраженным общественным запросом. Опросы показывали, что в общественном сознании сложился перечень ожиданий, который связывали со сменой власти – так называемая «народная повестка» выборов: «Мира» - скорейшее окончание войны; «Хлеба» - рабочие месте, повышение доходов, снижение тарифов ЖКХ; «Справедливости» - устранение от власти руководства страны, наказание за коррупцию и преступную политику. С началом официальной предвыборной кампании, повестка де-факто сузилась к одному требованию – устранение от власти и наказания «старой элиты». Ни о какой содержательной дискуссии в ходе выборов, о конкуренции предвыборных программ говорить не приходилось. Чтобы не отпугнуть ту или иную часть избирателей, В.Зеленский избегал занимать четкую позицию по резонансным вопросам, не пытался разъяснять, каким именно образом он будет решать насущные проблемы. Главными обещаниями «слуги народа» были: «Прийде весна – будемо саджати», «Зробимо їх разом!». Этого оказалось достаточно для победы. Иррациональность электорального выбора сторонников Зеленского проявилась особенно наглядно при голосовании в мажоритарных округах в ходе парламентской кампании 2019г. С одной стороны, избиратели отвергли как аморальную патрон-клиенталисткую модель взаимоотношений между депутатом-мажоритарщиком и жителями округа. Речь идет о модели политической коррупции, когда от мажоритарщика ожидали, что он лично будет заниматься благоустройством территории округа (устанавливать лавочки, детские и спортивные площадки, ремонтировать подъезды, крыши домов, и т.п.), а также оказывать материальную помощь нуждающимся. Выборы в округе были кастингом на роль наиболее щедрого покровителя: кто богато «засевал», того и выбирали. Но такая схема отношений местной элиты и населения была частью общей организации жизни с стране, которую стихийно хотели изменить оказавшиеся в заложниках политического класса массы. Поддержка кандидатов от партии «Слуги народа» была безоговорочной в том смысле, что избиратели мало обращали внимание на предвыборную программу кандидата, его биографию (главное – чтобы был помоложе), на профессиональный опыт (спортсмены, свадебные фотографы, шоумены – шли «на ура»). Главным критерием отбора был один – кандидат должен был представлять партию Президента Зеленского. Один участник фокус-группы сказал буквально следующее: «Почему я проголосовал за кандидата от партии «Слуга народа»? Я считал необходимым обеспечить Зеленскому техническую возможность реализовать свои планы. Чтобы парламент без проволочек голосовал за нужные ему законопроекты». Таким образом, представителей партии «Слуга народа» (так же, как и их избирателей) нельзя было по существу назвать носителями революционных идей, той силой, которая определяет содержание революционных изменений. Они – лишь инструмент в руках Президента.
В аналитике, которая утвердилась в Украине, господствует описательность и объяснительность – это позволяет конструировать образы происходящего в массовом сознании с тем, чтобы его можно было принять на уровне здравого смысла как естетственно-происходящее, подобное природным явлениям. Поэтому практически отсутствуют подходы, позволяющие видеть победу В.Зеленского и его команды как такую, которой не могло не быть в сложившихся обстоятельствах общественной жизни Украины, частью которых был режим П.Порошенко во всех его проявлениях. Тем самым эти обстоятельства выпадают из поля внимания, рассмотрение ситуации превращается в рассуждения по случаю выборной кампании, не будь которой, всё обстояло бы совершенно успешным образом. В такой логике получается, что источником изменений выступил календарь, в котором была записана дата очередных президентских выборов, а страна - лишь пассивное пространство деятельности власти и её оппонентов.
Это происходит еще и потому, что традиционно события в политической сфере рассматриваются обособленно, как едва ли не единственное содержание жизни общества и образующих его людей. В оптике интересов политического класса это действительно так – население страны необходимо для того, чтобы оказывать поддержку политикам и государству, выплачивая налоги и участвуя в политических актах. При этом не придаётся значения некоторой более глубокой связи общественных явлений и процессов, чем это имеет место быть в политике. Такая глубинная связь имеет исторический характер, это связь поколений в процессе жизни народов, смена объективных исторических условий функционирования общества в целом и политикума в частности.
Для современных украинских политиков, постоянно занятых обслуживанием интересов своих патронов из числа бизнес-групп, чрезвычайно неприятной и возмутительной реальностью становится факт существования народа Украины как самобытной силы – разрозненной и по большей части слепой, но существующей объективно и потому влияющей на характер проистекающих в стране процессов. Они меряют происходящее меркой своего жизненного успеха и не видят себя в реальной истории, живя по принципу «у кого деньги, у того и правда». С точки зрения своих особенных социальных интересов представители политического класса не в состоянии признать, что наступает время, когда «как-то вдруг» транслируемые ими идеи и силы, определявшие поведение миллионов людей, теряют свою былую жизненность. Сила прежних аргументов заканчивается на пороге изменившегося жизненного мира миллионов людей и власть вынуждена для своего воспроизводства (а она вынуждена эти постоянно заниматься) обращаться к аргументам силы, вызывая реакцию в поведении масс, что, в конечном итоге, кардинально меняет общественную ситуацию в целом. Идеи как средства воздействия на массы начинают восприниматься принадлежащими к прошлому досадными недоразумениями или даже препятствиями, которые следует преодолеть для решения «очевидных всем» общественных проблем. Меняется и отношение к носителям этих идей. Это «вдруг» в момент его проявления воспринимается как досадная случайность, недоразумение, от которого можно и следует избавиться, восстановив привычный порядок жизни. Вчерашние яростные сторонники перемен превращаются в носителей сугубо консервативных идей и стараются удержать ситуацию от перемен, полагая, что смогут это сделать хотя бы потому, что оказались на какое-то историческое время носителем представлений о «окончательной истине».
Происходит это в процессе смены политических поколений. Даже тот, кто изловчится воспользоваться новыми умонастроениями в своих политических интересах, часто может не воспринять общественной сути произошедших изменений, деятельным агентом которых он становится исходя из своих объективных интересов. Как заметил Ф.Ницше, ни один победитель не верит в то, что его победа случайна, ведь ему представляется, что вся мировая история прежде только для того и делалась, чтобы вознести именно его на трон победителя, а потому без него в этом желанном месте общественная жизнь будет невозможной. Однако проходит совсем мало времени и победитель обнаруживает себя низложенным, находит себя в лучшем случае предметом общественного равнодушия или презрительной иронической насмешки. В худшем же – фигурантом разбирательств, которые устраивает очередной победитель исходя даже не из реальных деяний предшественника, но из интересов укрепления собственной власти. Однако может быть иначе, если он сумеет оседлать волну исторических перемен. А это очень непростая задача, требующая понимания исторического масштаба происходящих событий.
Подобно тому, как провозглашённый в начале девяностых «конец истории» закончился переходом в новую фазу всемирной истории, окончательная победа неолиберализма в Украине, достигнутая путем суверенного исторического действия учредивших государство в 1991г. также закончилась. Возникла новая историческая повестка, перед лицом которой прежний консенсус государствообразующего класса закончился сам. Но осознание самого этого факта в общественном сознании ещё не произошло – за бурными событиями 2019-20 г.г. многие продолжают видеть все ту же социально-политическую ситуацию, которая завершилась триумфом Петра Порошенко. Поэтому возникает представление, что эта политическая сила может вернуться в прежнем качестве, со своей идеологемой «Армия – Мова – Вера». Только теперь надежды на реванш связываются с возможной геополитической перспективы участия Украины в новом континентальном блоке, противостоящем Российской федерации.
Украинский политический класс до последнего времени пытается жить по идеологическим лекалам 90-х годов ушедшего века, реализуя идеалы неолиберальных подходов в политике и экономике. Это заставляет его представителей выдавать желаемое за действительное. Можно сказать, что выпавшая в фантасмагорию «демократического транзита» страна вступила в собственно новое историческое время, но рефлексивной способности правящего класса в этой ситуации явно недостаточно для осознания этого факта и выработки нового консенсуса – поэтому его появления ожидают извне. Период, когда была возможна имитация политической жизни, завершен, страна стоит перед необходимостью осознанного решения «больших вопросов» дальнейшего исторического существования в новых исторических условиях. Как и прежде, происходит это пока объективно, в виде суммы обстоятельств, еще требующих своего осмысления и уразумения. Эти обстоятельства по-разному воспринимаются и понимаются участниками общественной жизни, но первый толчёк «политического землетрясения» произошёл, по фундаменту и всей конструкции политической системы пошли трещины. Новое поколение политических украинцев движется к формированию собственной исторической повестки, в то время, как прежнее пытается жить, будто ничего не произошло.