США, КИТАЙ и РОССИЯ в АРКТИКЕ

ИРИНА ХАРИВ


аналитик-переводчик, SGS

Арктика, неприступная и холодная территория, давно интересует крупные мировые державы. Потенциальные залежи природных ресурсов, престиж первенства на новых территориях заставляли лидеров стран отправлять экспедиции и организовывать военное присутствие на этих ледяных просторах. В худшие времена - противостояние, а в лучшие - сотрудничество Арктических стран имело более медленный, размеренный, спокойный характер. Но, к счастью для заинтересованных в прибыли от торговли и ресурсов лиц и к сожалению для понимающих последствия - Арктика тает с огромной скоростью. Ее повышеная проходимость даст возможность организовать новые, более короткие торговые пути и для Арктических, и для около-арктических государств, таких как Китай. Новые залежи нефти и огромного количества других полезных ископаемых станут намного более доступны. Стоит ли говорить, что такой природный катаклизм вызвал активизацию всех заинтересованных и соперничество в регионе будет как никогда жёстким. В 2021 году стоит выделить три государства наиболее активно проявляющих интерес к Арктике - США, Россия и Китай.
США
Название недавно изданной американской стратегии символичное - «Голубая Арктика» (голубая вода, вместо белых ледников). Изданный в 2021 году, это четвертый с начала 2000-ых документ по теме - после выпуска стратегии в 2009, был разработан план на 2014-2030 год, который заменили на новый в 2019 из-за скорости природных изменений в Арктике. «Голубая Арктика» имеет несколько главных посылов - она представляет Арктику как «дом» нежели как фронт борьбы, закрепляет за Китаем и Россией роль врагов и описывает территорию как легко проходимый голубой океан, а не малодоступный ледяной регион.

В стратегии неоднократно подчеркивается, что повышенное присутствие морского флота США в Арктике - одна из главных задач на ближайшее время.
«Без устойчивого американского военно-морского присутствия и партнерства в Арктическом регионе мир и процветание будут все больше и больше подвергаться угрозе со стороны России и Китая, чьи интересы и ценности резко отличаются от наших.»
США намерены защищать Арктику, которая является «родиной» согласно документу, проводить полномасштабную подготовку и обучение военно-морских сил для специфики этого региона и сдерживать любые агрессивные действия.

«Изменяющийся Арктический регион увеличивает потенциал конкуренции и конфликтов.» Арктика будет иметь диспропорциональное своему размеру влияние на мировую экономику. На ее территории предположительно находится 30% мировых неразведанных запасов природного газа, 13% нефти и редких минералов на триллион долларов. 84% залежей газа и нефти предположительно находятся в открытом море. Таящий лед позволит создать новые торговые пути. Даже сейчас берега Аляски уже намного более загружены, чем раньше.

США озабочены многоуровневой милитаризацией России по северной линии. «При этом эскалационный и непрозрачный характер военной деятельности России и незаконное регулирование морского судоходства по Северному морскому пути подрывают глобальные интересы, способствуют нестабильности и в конечном итоге ухудшают безопасность в регионе.» Такая риторика резко отличается от 2009 года, когда сотрудничество с Россией во имя общего блага приветствовалось и упоминалось в стратегическом документе того года. 2021 же вернул соперничество в стиле Холодной войны.

Китай вообще отсутствовал в арктической стратегии 2009-ого, но рост его амбиций теперь явно сильно беспокоит американцев. Китай видит Арктику как неотьемную и важнейшую часть своей инициативы Один пояс и один путь. «Как показывает практика в других регионах, сочетание китайского капитала, технологий и опыта может повлиять на арктические судоходные маршруты и подорвать экономический и социальный прогресс народов и стран возле этих маршрутов.» Китай активно инвестирует в кораблестроение, порты и другую вспомогательную инфраструктуру. США крайне не довольны таким положением вещей, так как «растущее экономическое, научное и военное влияние Китая, наряду с его продемонстрированным намерением получить доступ и влияние на арктические государства, контролировать ключевые морские порты и переделать международный порядок, основанный на верховенстве права, представляет собой угрозу для людей и наций, в том числе для тех, кто называет Арктику домом.»

США осознают, что новые вызовы формируются слишком быстро и неожиданно, чтобы полагаться только на свои силы. Арктические державы - страны, которые имеют прямой выход к Арктике (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция) большинство из которых члены НАТО или страны, которые принято называть «разделяющими демократические ценности», могут обеспечить США нужную поддержку.
«Последствия новых технологий, экономических факторов и конкуренции между крупными державами влияют на региональную безопасность и стабильность. Эти условия требуют, чтобы военно-морские силы соответствовали этой реальности. Но ни у одной нации нет знаний и ресурсов, необходимых для обеспечения безопасности и обороны во всем Арктическом регионе. По этой причине мы стремимся сотрудничать с союзниками и партнерами в Арктике.»
Стратегия ставит перед собой три цели:

- Поддерживать усиленное присутствие;

- Укреплять сотрудничество с партнерами;

- и создать более мощные арктические военно-морские силы.

Для сравнения стратегия 2019 года ставила перед собой такие цели:

- Защитить суверенитет США и родину от нападения

- Сохранить Арктику как стабильный, бесконфликтный регион

- Сохранить свободу морей

Смена формулировок намекает на некий успех США в установлении контроля над регионом, так как защита и некое наступление сменились на поддержание присутствия, свобода морей на развитие более мощных арктических военных сил.

США намерены развивать соответствующую инфраструктуру, которое позволит поддерживать интересы страны в Арктике. Документ упоминает, что необходимо большее количество портов и других средств обслуживания, но не уточняет конкретные планы по инвестициям.
Китай
В марте 2021 года Китай выпустил свой четырнадцатый пятилетний план. В отличии от предыдущего документа, этот имеет краткое но емкое упоминание, что Пекин намерен и дальше развивать свой Полярный Шелковый Путь, как часть инициативы Один пояс и Один путь. «Участвовать в практическом сотрудничестве в Арктике и проложить «Шелковый путь по льду».» - сказано в стратегии.

Китай крайне заинтересован в Арктике и ее ресурсах. Это продиктовано рядом вопросов и задач, которые стоят перед страной. Изменение климата, ресурсная и энергетическая безопасность (водная и продовольственная безопасность) и экономическая устойчивость - все это движет Китай в эту холодную территорию.

Одной из мотиваций Китая в развитии Арктики являются экономические перспективы арктических морских проходов, в первую очередь Северного морского пути. Об этом свидетельствуют исследования Китаем региона и участие в диалоге, например, в Арктическом экономическом совете или форуме «Полярный круг», касающийся судоходства и связанной с ним инфраструктуры; также инвестиции в регион. Этот интерес обусловлен несколькими внутренними факторами, включая усиление надобности определения более коротких и быстрых маршрутов доставки для экспорта, поскольку в Китае находятся шесть из десяти самых загруженных контейнерных портов в мире.

Китай также обеспокоен долгосрочной перспективой наличия ресурсов для своего растущего населения. Изменения климата, вызванные в том числе таянием арктических льдов сильно влияют на климат некоторых частей Китая, вызывая то засухи, то наводнения, что пагубно влияет на сельскохозяйственные земли. Также растущее население требует больше еды, чем безопасное использование земель может позволить, злоупотребление ими приводит к деградации почвы и вырубкам леса. Доступ к импорту пропитания, такого как арктические морепродукты мог бы помочь китайским властям, учитывая, что обеспечение уверенности в питании для населения является критичным аспектом, на котором строится популярность коммунистической партии среди некоторых слоев населения. Китай обладает огромным техническим опытом в области сельского хозяйства, которым можно поделиться с арктическими партнерами в обмен на расширение доступа к продовольственным ресурсам в регионе.

Также безусловно Китай проявляет интерес к ресурсам нефти и газа, которые может предоставить Арктика. Китай уже вложил значительные средства в арктический энергетический сектор, стремясь расширить доступ к будущим ресурсам. В России Китай поддерживает существующие отношения с Роснефтью и Новатэком через Китайскую национальную оффшорную нефтяную корпорацию.

Сегодня Китай идентифицирует себя как государство, близкое к Арктическому, что означает, что это «одно из континентальных государств, которое находится ближе всего к Полярному кругу».

Китай активно развивает двусторонние отношения с Арктическими государствами, где это возможно. Так, 34 миллиарда инвестировано в развитие энергетического сектора в Канаде. Активно инвестируется также в добычу редких минералов в Гренландии. Последнее вызывает бурную реакцию со стороны Дании и США. Хотя Гренландия может сама принимать свои экономические решения, Дания до сих пор контролирует большую часть ее внешней политики. Датские власти опасаются, что Гренландия станет зависимой от таких внешних инвестиций. Особые опасения вызывает проект шахты Kvanefjeld, который, если запуститься, позволит Китаю добывать различные ископаемые, включая уран. На сегодняшний день на выборах в Гренландии победила оппозиция, выступающая за закрытие проекта. Произойдет это или нет пока не известно.

Прямые иностранные инвестиции - достаточно удачная стратегия, так как приветствуется принимающей стороной и дает Китаю нужные рычаги влияния. На сегодняшний день Китай сделал много успешных инвестиций в арктический регион. Некоторые из крупнейших проектов в Арктике включают проекты по производству сжиженного природного газа (СПГ) в России, где Китаю принадлежит 30% акций Ямальского проекта Новатэк. Его успех привел к расширению проекта СПГ. Китай играет аналогичную роль в СПГ 2 и, вероятно, в ближайшем будущем, СПГ 3, СПГ 2 и 3 являются дополнительными этапами долгосрочной программы, возглавляемой Новатэком, по производству сжиженного природного газа и соответствующей инфраструктуры, включая перегрузочные терминалы и хранилища.

Также как и для всей экономики, будущее Полярного Шелкового Пути сильно зависит от пандемии и скорости восстановления финансовых возможностей, в особенности спроса не ресурсы. Также важна позиция США. Трамп пренебрежительно относился к изменению климата в Арктике и регулярно обращался с Китаем и Россией как неподатливыми врагами в регионе. Это никак не повлияло на успех Китая в Арктике, но принесло раздор в отношения с другими странами Арктического совета. Политика Байдена скорей всего будет более дипломатичной. Так, в будущем станет понятно расширится ли Полярный Шелковый Путь дальше в Арктику или ограничится китайско-российским партнёрством.
Россия
Россия имеет самую протяжную арктическую береговую линию и активно пользуется своими преимуществами в этом регионе. Северный морской путь созданный Москвой потенциально может стать самым коротким торговым путем из Европы в Азию и составить конкуренцию Суэцкому каналу. Север России является не только территорией освоения месторождений полезных ископаемых и развития торговли, но и усиления военной инфраструктуры.

За последние годы Москва серьезно модернизировала свои военные силы по северному берегу. Такие военные базы, как «Арктический трилистник» (о. Земля Александры) и «Бастион» (о. Котельный) идеально расположены для военных операций в Арктике.

Потепление и развитие Северного морского пути позволит Кремлю диверсифицировать свою энергетическую политику и соединить российскую Арктику с рынками Азии, что позволит снизить зависимость от Европы, как важнейшего энергетического рынка и от Украины, как важнейшего канала на этот рынок.

Также проактивный подход к Арктике позволяет России пригрозить миру своей силой, не влезая в реальную геополитическую ссору. Для рядовых россиян же этот подход симпатичен, так как показывает Путина сильным лидером, а Россию - сильной державой.

С другой стороны, таяние льда фактически создает новую границу, которую нужно защищать от потенциальной агрессии как и любую другую, так что мнения на этот счет разные - некоторые называют повышенную милитаризацию по линии абсолютно оправданной, а не имиджевой.

Несмотря на существенную концентрацию военных сил, которая уже вызывает обеспокоенность в странах НАТО, Москва утверждает, что ее цели исключительно экономические и мирные. На мировой арене Россия будет использовать свое председательство в Арктическом Совете с мая 2021 года для продвижения своего имиджа «мягкой силы» по арктическим вопросам, даже если конкретные меры по экологическим вопросам или правам коренных народов отсутствуют.

Правительство России предложило налоговые льготы крупным энергетическим, горнодобывающим и инфраструктурным компаниям для инвестирования в регион, особенно в восточно -сибирские арктические территории, которые на сегодняшний день получили гораздо меньшее внимания, чем арктические регионы к западу от Урала.

В 2020 году правительство одобрило программу стимулирования на сумму более 300 миллиардов долларов для арктической инфраструктуры, промышленности, сжиженного природного газа (СПГ) и проектов по добыче нефти и газа.

Помимо добычи нефти и газа, нефтехимическая, горнодобывающая и лесная промышленность получат стимулы для привлечения отечественных и иностранных инвесторов. Эти стимулы предназначены для стимулирования экономической активности и строительства городов, электростанций, портов и аэропортов, а также для остановки оттока населения из региона.

Добываемые в пределах Арктики полезные ископаемые, их разведанные запасы и прогнозные ресурсы составляют основную часть минерально-сырьевой базы РФ. По словам президента РФ Владимира Путина, разведанные запасы газа промышленных категорий арктической зоны составляют 80% общероссийских. "По оценкам Российской академии наук, в арктической зоне сосредоточена подавляющая доля общероссийских и общемировых запасов, в том числе золота - 40%, нефти - 60%, газа - от 60 до 90%, хрома и марганца - 90%, платиновых металлов - 47%, коренных алмазов - 100% и так далее", - отметил глава государства. Стоимость минерального сырья арктических недр превышает 30 трлн долларов США, причем две трети из них - это стоимость энергетических ресурсов.

Арктика не только стратегический регион для экономики, но и точка коммерческого интереса личностей приближенных к Путину.

"Новатэк", крупнейший независимый производитель газа в России, основным акционером которого является близкий соратник Путина Геннадий Тимченко, владеет контрольным пакетом акций завода по производству СПГ "Ямал". Это самый крупный проект страны в Арктике и пример российско- китайского коммерческого сотрудничества территории. После введения санкций в отношении Новатэка, ограничивших западное финансирование и передачу технологий этому проекту. Китайская национальная нефтегазовая корпорация и китайский государственный инвестиционный фонд присоединились к проекту, чтобы «заполнить пробел». Китайским предприятиям сейчас принадлежит примерно 30% акций в проекте, тогда как французской Total принадлежит 20% акций завода. Новатэк строит там еще один завод при финансировании Китая и планирует следующий на Крайнем Севере России.

В 2018 году Росатом, государственная атомная энергетическая компания, была назначена менеджером судоходства по СМП и получила ключевую роль в развитии морской арктической инфраструктуры. Также ей поручили строительство и развитие ядерного ледокольного флота, управление экстренным реагированием в российской Арктике и развитие инфраструктуры и навигации вдоль маршрута. Растущая роль Росатома в Арктике усилила его политическое влияние, увеличила финансирование из государственного бюджета и стимулировала его диверсификацию в секторы транспорта и логистики.

Наконец, сектор обороны и безопасности и его лидеры входят в число ключевых заинтересованных сторон в Арктике. Секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, близкий соратник Путина и бывший директор Федеральной службы безопасности (ФСБ), открыто выступает за расширение присутствия России в Арктике и демонстрацию ее подвигов там мировой аудитории. В 2020 году Совет Безопасности учредил специальную комиссию по продвижению интересов России в регионе. Дмитрий Медведев возглавляет комиссию, в состав которой входят министры обороны и иностранных дел, высокопоставленные представители исполнительной и законодательной ветвей власти и региональные чиновники. Министр обороны Сергей Шойгу давно открыто выступает за расширение военного присутствия России в Арктике в качестве защиты от угроз ее интересам со стороны враждебных соседей.

Официальную политику России в Арктике также можно изучить в Указе Президента Российской Федерации от 26.10.2020 № 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»
Региональные Арктические формы диалога
Арктический совет является основным международным форумом, занимающимся вопросами управления и сотрудничества в регионе. Совет объединяет восемь арктических государств-членов, организации, представляющие коренные народы региона, и несколько государств-наблюдателей и организаций, включая Китай. Оттавская декларация, основанная Арктическим советом в 1996 г., ограничивает его полномочия вопросами защиты окружающей среды, научных исследований и устойчивого развития. Военные вопросы и вопросы безопасности намеренно не учитывались. Россия примет на себя двухлетнее председательство в Арктическом совете в мае 2021 года и пообещала начать региональные инициативы сотрудничества по сокращению выбросов парниковых газов, привлечению инвестиций и улучшению положения коренных народов.

«Арктическая пятерка» объединяет прибрежные государства Арктики - Канаду, Данию, Норвегию, Россию и США - и не включает другие международные или неправительственные субъекты. «Арктическая пятерка» встречается на по надобности, часто в кулуарах других международных встреч. «Арктическая пятерка» обычно служит площадкой для обсуждения морских вопросов, включая управление рыболовством и конкурирующие претензии на континентальный шельф. Как неформальный орган, он достаточно гибкий, чтобы решать другие вопросы по мере необходимости.
~
Источники:
1. «А Blue Arctic», Department of the Navy, a Strategic Blueprint for the Arctic

https://media.defense.gOv/2021/Jan/05/2002560338/-l/-l/Q/ARCTIC%20BLUEPRINT%202021 %20FINAL .PDF/ ARCTIC%20BLUEPRINT%202021 %20FINAL.PDF

2. Breaking Down the US Navy's Blueprint for a Blue Arctic by MIA BENNETT

https://www.maritime-executive.com/editorials/breaking-down-the-us-

naw-s-blueprint-for-a-blue-arctic

3. CHINA IN THE ARCTIC Policies, Strategies, and Opportunities for Alaska, Liz Bowman and Dr. Qingchao Xu

https ://www.uaf.edu/caps/our-work/

Bowman%20and%20Xu_2020_China%20in%20the%20Arctic Final 18Feb2020.pdf

4. The Polar Policies in China's New Five-Year Plan By Marc Lanteigne

https://thediplomat.com/2021/Q3/the-polar-policies-in-chinas-new-

five-vear-plan/

5. Part II of select translations of 14th FYP (2021-2025) and Objectives through 2035

https://pekingnologv.substack.eom/p/part-ii-of-select-translations-of

6. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 № 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010260033? index=6&rangeSize= 1

7. Russia's Arctic Strategy through 2035, Janis Kluge. Michael Paul https://www.swp-berlin.org/10.18449/2020С57/

8. Russia in the Arctic—A Critical Examination

EUGENE RUMER. RICHARD SOKOLSKY. PAUL STRONSKI

https://carnegieendowment.org/2021/03/29/russia-in-arctic-critical- examination-pub-84181
Підпишись на наш Telegram канал чи Viber, щоб нічого не пропустити
Made on
Tilda