Одержав очередную сокрушительную победу на выборах, команда Зе стала еще на один шаг ближе к установлению в стране режима политической монополии. Хоть это еще не конец. Еще предстоит до оформиться на местном уровне. И не важно, как это произойдет — на волне стремительной электоральной инерции досрочных выборов или на плановых выборах, проведенных после очередной коррекции избирательной системы, основательного перекраивания административно-территориального устройства и начала земельной реформы. Важным является другое — зачем «слуге народа» такое неограниченное влияние, которым, судя по всему, делиться не собираются?
Пока все веселятся, рассказывая истории о трускавецком сидении, временно изолировавшем парламентских «слуг» от остального политико-корпоративного мира, в Украине формируется почва для установления авторитарного политического режима, преследующего модернизационные цели. Будут эти цели достигнуты или нет — покажет будущее. Сейчас интересно понять суть и направление предполагаемых изменений, чтобы получить представление о возможных последствиях шагов новой власти.
Говоря о модернизации, имеется в виду ее новое понимание, выходящее за рамки латания стареющих постсоветских активов и возрождения мифов о былом индустриальном величии, растущем на плечах многочисленного воспроизводящегося индустриального пролетариата. Все это осталось в прошлом. Старые корпорации, потратившие свое и наше время на выдаивание досуха деградирующих трофейных мощностей, теперь вряд ли смогут рассчитывать на государственную поддержку. Разве что они, наконец, решат сменить свои бизнес-стратегии и присоединятся к общему потоку прогрессистов. Что тяжело представить, учитывая объем их кредитных обязательств. Очень символичным стало сообщение о запланированном удалении промышленного комитета из парламентского перечня. По мнению новой власти, мертвые сами должны похоронить своих мертвецов. И спасать от банкротства, скорее всего, никого не будут.
В основе мировоззрения «новых лиц» - вера в скорый переход к новой экономической эпохе. Ее основой станут роботизация и автоматизация производства, информационные технологии и такие же управленческие алгоритмы. Переход этот будет осуществляться повсеместно. Не только в Украине. У Украины же может открыться окно для получения непривычно непериферийного места в этом новом мире. Потому что новая индустрия компактна, мобильна и энергоэффективна. Потому что инвестиционные капиталы, контролирующие новые технологии, давно вышли за национальные границы и не отягощают себя разными геополитическими условностями. Потому что Украина богата природными ресурсами. И самое главное — в Украине удерживается стабильно убывающая демографическая динамика, что будет подтверждено запланированной переписью. И это окажется важным фактором для перспектив нового индустриального рывка.
Для экономики будущего не надо много людей. И это то печальное открытие, которое еще предстоит сделать украинским избирателям, так стремящимся к новому миру, но не понимающим, что большинству из них места в этом мире нет.
По прогнозам ученых, количество экономически невостребованного населения с каждым годом будет возрастать. И чем больше этого населения — тем выше риски, связанные с социальными потрясениями и луддизмом, которые крайне неудобны для всего нового. Поэтому нельзя исключать того, что уже в недалекой перспективе развитые страны, отягощенные человеческими ресурсами и социальными расходами, потеряют свою привлекательность для современного технологичного бизнеса, который начнет поиск другой, менее людной и шумной гавани, жители которой привычны к неприхотливости и социальной незащищенности, но непривычны к социальному взаимодействию.
В этом смысле Украина с ее сравнительно невысокой средней продолжительностью жизни, которую не будут особенно продолжать, и сокращением рождаемости может оказаться востребованной. Здесь в плюс может оказаться даже отток специалистов, занятых на старом производстве. Это очень упрощает его сворачивание и расчистку территории под новые проекты. Естественная убыль и трудовая эмиграция. Кто бы сказал, что эти проблемы, которые обещали решить все предыдущие волны политиков, станут залогом нового расцвета. А политика стимулирования рождаемости окажется недальновидным предрассудком, плодящим бедность и лишения.
Конечно, не стоит особенно обольщаться на счет новой власти. Команда Зе — это только «первая волна», которая должна подготовить условия для прихода будущего в Украину. Строить его будут уже другие социальные силы и другие лидеры. В этом смысле даже управленческая неэффективность «режима Зе» будет готовить почву для прихода «настоящих» прогрессистов-прагматиков, которые сменят прогрессистов-романтиков.
Но это будет потом. Пока же необходимо снизить влияние старой политико-экономической элиты, вплоть до ее банкротства, отслоить ее не только от промышленно-финансовых, но и от информационных активов.
Необходимо выстроить новую систему информационного контроля над массовым сознанием, которая обеспечит поддержку распространения индивидуалистических, контрколлективистских идеологий вроде либертарианства.
Необходимо снизить социальные риски. Что предполагает последовательный демонаж социальных ожиданий населения, повышение болевого порога к деградации потребительских стандартов, адаптацию к новым локализованным, самофинансируемым и несолидарным алгоритмам жизнеобеспечения, размывание и маргинализацию потенциально опасных социальных групп.
Необходимо снизить существующую этнокультурную напряженность, подпитывающую деятельность разного рода экстремистов, и препятствующую интеграции Украины в глобальное экономическое, научное и культурное пространство.
Необходимо открыть доступ инвесторов к ресурсам страны. Земля — это далеко не все, что потребуется. А значит приватизация выйдет на новый уровень. Не будет ничего, чего нельзя продать.
Обязательным является создание действенных механизмов защиты частной собственности. Это, как минимум, эффективная система борьбы с рейдерством и судебная реформа.
Однако самой актуальной и сложной задачей станет восстановление периметра мира. Без ее решения ничего не получится. Деньги не сеют в горящую землю.
Многое из этого будет осуществлено с участием самого населения, которое примет на себя значительную часть ответственности за принимаемые решения. Это должно будет снизить уровень внутриполитического напряжения в дальнейшем. Стоит ожидать оживления всего объема плебисцитарных процедур и интерактивных манипулятивных практик. А также — конституционной реформы, которая, наконец-то, затронет первые разделы, сокрушая постсоветский староиндустриальный общественный договор и демонтируя социальное государство. Другое понимание справедливости — не равномерность распределения материальных благ, а вознагражденность за инициативность и рыночные риски. Другое понимание цели государства — прогресс, а не удовлетворение потребностей граждан. Им предстоит обходиться самостоятельно — накапливать, страховаться, заниматься самообразованием по индивидуально выработанным планам и т.д.
Несмотря на плебисцитарность и интерактивность, базовым риском для новой власти станет высокая вероятность преждевременного вхождения в острый конфликт с социальными, эгалитаристскими ожиданиями населения и потеря народной поддержки задолго до реализации задуманного. Будет ли это причиной коррекции планов модернизаторов — кто знает. Украинские адепты либертарианства истово верят в безальтернативность выбранного пути. Размен социального мира на прогресс — это единственный шанс вырваться из периферийного состояния, грозящего еще большими бедствиями. Так или иначе, но лучше оказаться с новой индустрией и социальными проблемами, чем с социальными проблемами, но без новой индустрии. А именно такое будущее ожидает страны, которые откажутся играть по новым правилам. Прогресс не остановить. Теряющие конкурентоспособность старые экономики и общества будут обречены.
Потому не исключено, что очень скоро мы просто услышим месседжи о важности гражданского самопожертвования во имя будущего величия. И вместе с тем — призыв на борьбу с олигархией, которая на ближайшее время станет аналогом «попередников», объясняющим все трудности и неудачи и канализирующим общественное недовольство.
Говоря о борьбе с олигархией, прогрессисты имеют в виду ее старую, квази-аристократическую, нео-феодальную разновидность. Но совершенно неожиданно получится, что в результате модернизации на смену старым хозяевам придут новые. Такова природа капитализма. Они будут технологически продвинутые и современные. Но все меньше зависящие от населения и незаинтересованные в нем. И при этом располагающие более эффективными инструментами контроля и манипуляций. Именно это — появление новой группы техно-олигархов, с еще более выраженным «синдромом ковчега» — будет одним из главных полит-экономических угроз, которую несет политика технократического либертарианства. Не для экономики или государства. Для населения.
Для националистов население было ресурсом. Для новых технократов население — это балласт, тормозящий прогресс. Этот антигуманный факт умалчивается. Но со временем это будет проявляться все острее, вызывая конфликтность, напряжение, угрозу нового майдана. И как следствие — изменения в политической ландшафте и повестке. Речь не идет о реванше неофеодальных режимов периода восстановительного роста. Вслед за прогрессистами-романтиками и прогрессистами-прагматиками придут прогрессисты-народники, реабилитирующие солидаристские модели жизнеобеспечения. А затем — социал-гуманисты, которые выступят с позиций эгалитарно-прагматичной солидарности вида, оккупировавшего эту планету, и поднимут вопрос о природной ренте. Вокруг столкновения этих политических течений и будет формироваться ситуация в дальнейшем.