КИТАЙ И ИНДИЯ КАК ДРАЙВЕРЫ АФРИКИ

ДЕЙЧ Татьяна Лазаревна

д.и.н., вед.н.с. Института Африки РАН
УСОВ Вячеслав Александрович

к.и.и., ст.н.с. Института Африки РАН

Последние годы стали периодом интенсификации отношений Китая и Индии со странами Африки. Информационные сообщения о новых китайских и индийских проектах, льготных кредитах африканским странам, визитах высокопоставленных представителей Пекина и Дели в Африку, а также экспертные оценки и аналитические материалы на эту тему стали постоянным фоном в сообщениях мировых СМИ по вопросам международной политики и экономики.
Современный этап международных отношений характеризуется сдвигом на Восток. Растет экономическая мощь Китая и Индии, которые в 2017 г. по объемам ВВП заняли, соответственно, 2-е и 7-е места в мире по обменному курсу ($12,263 трлн и $2,488 трлн), и 1-е и 3-є места в мире (на 2-м - США) по паритету покупательной способности ($23,301 трлн и $9,449 трлн) [1, с. 7].

«ЮЖНЫЕ ДЕРЖАВЫ» И АФРИКА В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ
В новом тысячелетии в странах Африки наблюдается длительный устойчивый рост. Экономический подъем стимулировался спросом на сырье, что способствовало динамичному увеличению притока ПИИ.

По данным Всемирного банка, в 2018 г. средний рост Африки должен был составить 3,2% против 2,4% в 2017 г., а в 2019 - вырасти до 3,5%. При этом 10 африканских экономик выросли в 2018 г. более чем на 5%: список открывает Нигер с 5,1% роста и завершает Эфиопия - 8,5%. Эксперты связывают беспрецедентный рост ВВП многих африканских стран с участием в их развитии таких государств, как Китай и Индия.

Еще недавно отношения двух азиатских гигантов со странами Африки рассматривались в формате международных отношений развивающихся стран, либо отношений «Юг-Юг», подразумевающих, по сути, то же самое - преимущественно горизонтальные связи государств мировой постколониальной периферии, находящихся в подчиненном положении в системе международных экономических, а в значительной степени, и политических отношений.

Однако сегодня ситуация изменилась. Отношения ставших глобальными экономическими игроками Китая и, в меньшей степени, Индии со странами Африки более не укладываются в рамки теорий, сформулированных в иной исторический период. Для адаптации нынешней роли двух азиатских держав к реальности был предложен термин «восходящие державы» (Emerging Powers), к которым сторонники этой политологической теории относили также Бразилию, ЮАР, Россию и ряд других стран мира. Применимость данного термина к древнейшим на планете цивилизациям всегда вызывала вопросы, в связи с чем, поиск более точного и емкого определения продолжается по сей день.

Политолог Филани Мтембу из Института глобального диалога ЮАР считает, что термин «восходящие страны» уже не подходит для Китая и Индии, которые «играют главную роль в международных делах, оспаривая претензии на гегемонию США и формируя «полюса» власти и влияния в многополярном мире». В своей монографии «China and India's Development Cooperation in Africa», анализируя помощь этих стран развитию Африки, он вводит в научный оборот термин «южные державы» (Southern Powers).

По мнению Ф.Мтембу, это понятие не только отражает тот факт, что отношения строятся между незападными государствами, но и лучше характеризует иной неиерархический характер этих отношений. Он называет подъем «южных держав» «наиболее интригующей динамикой глобальной политики с момента падения Берлинской стены», подчеркивая, что эти страны занимают все более важное место не только в своих регионах, но и на международных платформах. При этом для развивающихся стран имеет значение не только помощь Китая и Индии развитию африканских стран, но и привносимые ими идеи экономического роста, сокращения бедности и т.д.

Как важный исторический сдвиг автор рассматривает потерю развитыми странами монополии на такого рода идеи, что открывает новые возможности для стран Африки, ранее идеологически зависимых от западных доноров.
ФОРУМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА И ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ
Китай-Африка

В сентябре 2018 г. в Пекине состоялся третий саммит ФОКАК (первый - в Пекине в 2006 г., второй - в Йоханнесбурге в 2015 г). Саммит стал наиболее представительным за всю историю ФОКАК: в нем приняли участие более 2 тыс. китайских бизнесменов, посланцы 54 африканских стран и организаций - членов ФОКАК, включая 40 президентов, 10 премьер- министров, 249 министров. Общее количество участников превысило 3200 человек. Состоялось свыше 100 мероприятий. Председатель КНР Си Цзиньпин провел почти 70 мероприятий, включая двусторонние встречи со всеми прибывшими в Китай руководителями африканских государств.

Саммит принял два итоговых документа: Пекинскую декларацию о построении более тесного китайско-африканского сообщества с единой судьбой и Пекинский план действий ФОКАК на 2019-2021 гг. Был озвучен пакет новых мер, включающий «восемь больших инициатив». Поставлена задача: решить к 2030 г. проблему продовольственной безопасности континента, в частности, с помощью осуществления 50 проектов модернизации африканского сельского хозяйства. Новая тенденция - упор на индустриализацию стран континента. Пекин намерен уделять особое внимание развитию человеческого капитала, в частности, подготовке специалистов в различных отраслях экономики, решению экологических проблем, созданию «зеленой экономики», здравоохранению, культуре [4].

Традиционно объем финансирования, обещанный Африке на заседании ФОКАК, вдвое превышает предложенный три года назад. Однако, возможно, в ответ на критику в адрес Пекина, «ввергающего страны континента в долговой кризис», в 2018 г. обещано финансирование в том же объеме, что и на саммите 2015 г., - $60 млрд. Названы ключевые сферы финансирования, в т.ч. - инфраструктура. В фокусе заседания оказалась китайская инициатива «Один пояс-один путь» и роль, которую призвана сыграть в ней Африка, а также связь этой инициативы с «Программой устойчивого развития ООН 2030» и «Повесткой дня 2063» Африканского Союза.

Индия - Африка

Точкой отсчета в индийско-африканских отношениях стал третий форум-саммит «Индия-Африка» в Дели в октябре 2015 г. (первый прошел в 2008 г. в Дели, второй - в Аддис-Абебе в 2011 г.). На саммите присутствовали представители почти всех стран Африки, 41 государство представляли первые лица, а общее количество африканских участников составило 2 тыс. человек. Этот, самый значительный из всех прошедших саммитов «Индия-Африка» подвел итоги сотрудничества за предшествующий период, наметил новые цели, а также установил новый, куда более масштабный, чем ранее, формат индийско-африканских встреч.

Принятые на саммите «Основные направления стратегического сотрудничества Индии и Африки» и «Делийская декларация» носили, как считает д.э.н., гл.н.с. ИМЭМО РАН Е.А.Брагина - «во многом декларативный характер и оказались существенно менее значимы, нежели конкретные экономические предложения, сделанные ряду африканских государств Китаем в декабре 2015 г. (на Йоханнесбургском саммите ФОКАК. - Г.Д.). Это был очередной этап конкуренции двух крупнейших государств мира за позиции на Африканском континенте» [5, с. 187].

И все же документы обозначили стремление лидеров Индии и Африки к развитию сотрудничества по широкому кругу вопросов. Была достигнута договоренность о реализации в Африке более 150 проектов с участием Индии; наименее развитые страны континента получили дополнительные льготы на экспорт в Индию своих товаров; $600 млн были обещаны фонду «Индия-Африка».

Итоги третьего форума-саммита, а также многочисленные визиты в Африку в 2016-2018 гг. высших индийских официальных лиц, включая премьер-министра Нарендру Моди, показали, что от Индии ждут не только инвестиций, но и укрепления связей в сфере безопасности, борьбы с терроризмом, пиратством, военной помощи.
РОЛЬ КИТАЯ И ИНДИИ В ТОРГОВЛЕ СТРАН АФРИКИ
Китай - главный торговый партнер Африки. Вплоть до 2015 г. китайско-африканская торговля росла быстрыми темпами (см. табл.1): в 2014 г. она составила $221,66 млрд, к 2016 произошел спад: $148,96 млрд. Основной причиной стало падение цен на сырье, главный предмет африканского экспорта.

Новому росту товарообмена в 2017 г. отчасти способствовал переход ряда африканских стран на юань в двусторонней торговле. По данным Министерства коммерции КНР, объем китайской торговли с Африкой составил в 2017 г. $170 млрд. Крупнейшие экспортеры в Китай - Ангола, ЮАР и Республика Конго; крупнейшие импортеры китайских товаров - ЮАР, Египет и Нигерия.

В 2018 г. рост китайско-африканской торговли продолжился. За 7 месяцев 2018 г. объем торговли составил $116 млрд (рост на 18,7% по сравнению с тем же периодом 2017 г.), причем китайский экспорт составил $59,36 млрд (рост на 8,8%), импорт - $56,8 млрд (рост на 31,3%).

Китай - главный торговый партнер Африки. Вплоть до 2015 г. китайско-африканская торговля росла быстрыми темпами (см. табл.1): в 2014 г. она составила $221,66 млрд, к 2016 произошел спад: $148,96 млрд. Основной причиной стало падение цен на сырье, главный предмет африканского экспорта. Новому росту товарообмена в 2017 г. отчасти способствовал переход ряда африканских стран на юань в двусторонней торговле. По данным Министерства коммерции КНР, объем китайской торговли с Африкой составил в 2017 г. $170 млрд [6]. Крупнейшие экспортеры в Китай - Ангола, ЮАР и Республика Конго; крупнейшие импортеры китайских товаров - ЮАР, Египет и Нигерия.

В 2018 г. рост китайско-африканской торговли продолжился. За 7 месяцев 2018 г. объем торговли составил $116 млрд (рост на 18,7% по сравнению с тем же периодом 2017 г.), причем китайский экспорт составил $59,36 млрд (рост на 8,8%), импорт - $56,8 млрд (рост на 31,3%).

Торгово-экономические связи сохраняют первостепенное значение и в отношениях Индии с Африкой. В то же время последние годы оказались для этих отношений весьма сложными. На третьем саммите Форума звучали обещания довести к 2020 г. ежегодный объем индийско-африканской торговли до $100 млрд. Пиковые значения в двустороннем товарообороте были достигнуты в 2014-2015 гг., когда он превысил $71 млрд. Однако в дальнейшем товарооборот ощутимо упал, и в 2016-2017 гг. составил лишь $51,9 млрд.

Стоит заметить, что данные по этому вопросу, в т.ч. Индии, сильно разнятся. Так, в совместном докладе Африканского экспортно-импортного банка (African Export - Import Bank) в Каире и индийского Эксимбанка - «Углубляя сотрудничество Юг-Юг: Анализ торговли и инвестиций между Индией и Африкой» (Deepening South-South Collaboration: An Analysis of Africa and India's Trade and Investment) - говорится, что двусторонний товарооборот, составлявший в 2014 г. $78 млрд, в 2017 г. упал до $59,9 млрд. Основной причиной также стало падение цен на сырье. По мере адаптации экономик к новым ценам и интенсификации двусторонних связей товарооборот снова начал расти и на конец 2018 г. достиг $62,66 млрд. Неплохой показатель, но до заявленной цели в $100 млрд пока далеко.

Основными торговыми партнерами Индии в Африке остаются крупнейшие нефтедобывающие страны континента - Нигерия и Ангола, а также ЮАР, экономические отношения с которой являются наиболее диверсифицированными.

И.Моди, выступая в 2017 г. на заседании Африканского банка развития, назвал Африку приоритетом экономической политики и внешней торговли Индии. Однако на Африку до сих пор приходятся лишь около 8% индийского товарооборота. Не изменилась за последние годы и колониальная структура двусторонней торговли, в ее основе - продажа Африкой Индии сырьевых товаров, прежде всего углеводородов, и экспорт из Индии в Африку продукции машиностроения, фармацевтики, а также телекоммуникационных услуг.

Такое положение дел не устраивает африканские страны, заинтересованные, с одной стороны, в расширении экспорта своих товаров в Индию, а с другой - к перенесению на континент индийских производств, в первую очередь, фармацевтических препаратов и продукции машиностроения.

Несколько анекдотичным, но весьма характерным можно считать высказывание министра финансов Уганды Фреда Омаха, заявившего: «Каждому индийцу следует пить по 1 чашке угандийского кофе, поскольку угандийский кофе - лучший в мире. Покупайте больше наших товаров. Это изменит торговый баланс».
ПОМОЩЬ И ИНВЕСТИЦИИ КИТАЯ И ИНДИИ СТРАНАМ АФРИКИ
По данным Китайско-африканской исследовательской инициативы Школы международных исследований Университета Джона Хопкинса (SAIS-CARI), опубликованным в 2018 г., с 2000 по 2015 гг. китайское правительство, банки и компании предоставили $94,4 млрд финансирования африканским правительствам и своим государственным компаниям, работающим в Африке. Главный получатель - Ангола, получившая за 15 лет $19,2 млрд. При этом SAIS-CARI нe считает Китай крупнейшим донором Африки, каковым остаются США.

Обязавшись предоставить Африке в 2019- 2021 гг. $60 млрд, КНР озвучила помощь в размере $50 млрд (остальные $10 млрд придутся на долю китайских компаний). Из них: 1) $20 млрд составят новые кредитные линии; 2) $15 млрд - помощь, гранты, беспроцентные и концессионные займы; 3) $10 млрд пойдут в специальный Фонд финансирования развития; 4) $5 млрд - в специальный фонд финансирования импорта из Африки.

Таким образом, объем китайских грантов и займов сократился с $40 млрд в 2015 г. до $35 млрд в 2018 г. Беспроцентные займы составляли в 2009 г. $5 млрд; в 2010 г. - $10 млрд, в 2012 г. - $20 млрд. В Йоханнесбурге в 2015 г. Китай предложил $35 млрд беспроцентных займов и $5 млрд грантов (всего $40 млрд). В 2018 г. в Пекине было обещано $20 млрд, причем на концессионные займы пришлись $15 млрд. Иными словами, китайская внешняя помощь (гранты, беспроцентные займы и концессионные займы) сократится до $15 млрд ($5 млрд в год).

2016 год стал рекордным: китайские компании инвестировали в страны континента $14 млрд. По данным ЮНКТАД, Китай в 2016 г. стал четвертым по масштабам инвестором в Африку, лишь ненамного отстав от США, Великобритании и Франции. С 2000 по 2017 гг. накопленные китайские прямые инвестиции в Африке выросли с $500 млн до более $41 млрд. По другим данным, к концу 2017 г. объем накопленных китайских инвестиций в Африке составил более $100 млрд.

Индия заметно уступает Китаю по размерам финансовой помощи странам Африки. По некоторым данным, Эксимбанк Индии предоставил на 2016 г. 154 кредита 44 странам континента на общую сумму $7,7 млрд. А за последние четыре года Индия предоставила кредиты свыше 40 африканским странам более чем на $11 млрд.

В числе финансовых инициатив Дели можно выделить ТИМ-9 (Techno-Economic Approach for Africa-India Movement, или TEAM-9), суть которой - предоставление льготных кредитов 8 странам Западной Африки (Буркина Фасо, Чад, Кот-д'Ивуар, Экваториальная Гвинея, Гвинея-Бисау, Мали, Сенегал, Гана) в размере $500 млн в обмен на поставки ими нефтепродуктов и иных природных ресурсов в Индию.

Сложно подсчитывать общий объем индийских инвестиций в страны Африки, поскольку они проходят либо как «помощь развитию», будучи, по сути, кредитами на определенных условиях с низким процентом, либо как инвестиции в Маврикий. Эта африканская страна, в которой подавляющую часть населения составляют этнические индийцы, служит для индийских компаний своего рода оффшорной зоной для последующих обратных инвестиций в Индию.

Тем не менее, даже приблизительные подсчеты выводят Индию с $37,1 млрд, по данным на 2017 г. (в зависимости от методики подсчета), на 6-е место среди крупнейших инвесторов в Африку (после ОАЭ, Великобритании, Китая, США и Франции). При этом, согласно данным индийского EXIM банка, с апреля 1996 по март 2017 гг. объем индийских инвестиций в Африку составил $59,5 млрд (с учетом Маврикия). По другим данным, инвестиции в Африку индийского частного сектора составили $54 млрд. Основная часть инвестиций направлялась в нефть, газ и уголь (39,8%), производство химической продукции (11,5%), коммуникации (11%); основной их объем приходится на Маврикий; далее идут Мозамбик, Египет, ЮАР.
КИТАЙСКИЕ И ИНДИЙСКИЕ ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ АФРИКИ
Китай лидирует по числу проектов в странах Африки. СогласноAidDataProject,Китай финансировал более 3 тыс. инфраструктурных проектов [18]. Это отвечает чаяниям африканцев, уделивших важное место проблеме инфраструктуры в «Повестке дня 2063», «Программе инфраструктурного развития Африки (PIDA)» и «Президентской инфраструктурной инициативе» (Presidential Infrastructure Championing Initiative), и самого Китая, в планах которого - инициатива «Один пояс-один путь».

Реализуется «Китайско-африканский план действий в железнодорожном сотрудничестве (2016-2020 гг.)». В 2016 г. открыта железная дорога Абуджа-Кадуна в Нигерии протяженностью 187 км, построенная компанией China Civil Engineering Construction Corporation. Дорога связала столицу с двумя крупными городами на севере страны. В Нигерии же реализованы проекты строительства прибрежной железной дороги Лагос-Калабар длиной 1400 км и 45-километровой «легкой» железной дороги, связавшей международный аэропорт Азикиве с деловым центром Абуджи.

Новую страницу в истории железнодорожного строительства в Африке открыло строительство двух дорог: Аддис-Абеба (Эфиопия) - Джибути протяженностью 756 км, заменившей в 2016 г. старую дорогу, действовавшую с 1917 г., и Момбаса-Найроби, связавшей в 2017 г. кенийский порт со столицей страны, протяженностью 300 миль. В отличие от узкоколейных дорог, строившихся со времен европейской колонизации (по такой технологии была построена в 1960-е гг. и первая китайская железная дорога в Африке Танзания-Замбия - TAZARA), они имеют широкую колею.

Такую же колею будут иметь дороги, ставшие их продолжением, что позволит заменить всю узкоколейную железнодорожную систему на современную. Китайским стандартам будут соответствовать также локомотивы и поезда. Как пишет известный китаевед Юн Сун, обе железные дороги являют пример экспорта Китаем промышленной цепочки, начиная от дизайна до оборудования, от строительства до оперативной части, что дает китайским игрокам возможность поставок своей продукции, услуг, технологий и менеджмента.

Обе дороги были оплачены из займов, предоставленных Эксимбанком Китая (70% финансирования дороги Эфиопия-Джибути, стоимостью $3,4 млрд, и 90% - дороги Момбаса-Найроби, стоимостью $3,8 млрд); обе строили китайские компании: первую - China Railway Construction Corporation (CRCC) и China Railway Group (CRG); вторую - China Roads and Bridges Corporation (CRBC) под руководством China Communication Construction Corporation. Дорога Момбаса-Найроби должна стать частью железнодорожной системы Северного коридора, которая свяжет Кению с Угандой, Руандой и Южным Суданом.

В 2014 г. реализован также крупный проект Китая - реставрация Бенгельской железной дороги в Анголе, построенной еще Португалией, но разрушенной в годы гражданской войны. Это самая длинная железная дорога (1344 км), построенная Китаем за рубежом, после TAZARA, протяженностью 1860 км. Дорога пересекает территорию Анголы с запада до границы с Конго. Предполагается соединить ее с железнодорожными магистралями Ангола-Замбия, TAZARA, что позволит сформировать железнодорожную сеть, охватывающую весь южноафриканский регион. Проект финансировало китайское правительство, а реализовала China Railway Corporation. Китай поставил локомотивы, отремонтировал 107 станций и 35 мостов.
Соединение двух побережий железной дорогой
В соответствии с «Китайско-африканским планом сотрудничества в региональной авиации» авиакомпании China Southern Airlines и Air China открыли прямые линии из Гуанчжоу в Найроби, из Пекина - в Йоханнесбург и Аддис-Абебу. Китайские предприятия инвестируют в строительство и модернизацию аэропортов, улучшение авиационной инфраструктуры. Расширяется морская связь, модернизируются морские порты, строятся корабли.

Строятся монументальные здания. Помимо переданной в дар АС Штаб-квартиры в Аддис Абебе, в соответствии с подписанным в марте 2018 г. соглашением строится штаб-квартира ЭКОВАС в Абудже. В пустыне к востоку от Каира должна вырасти новая столица Египта, где будут жилой район, промышленная зона, школы, 1 тыс. мечетей, университет, медицинский центр, финансируемый Индией.

В июле 2018 г. был заложен первый камень в строительство здания Академии имени Дж.Ньерере в Танзании - проект стоимостью $45 млн полностью финансируется и реализуется Китаем. В Академии будут обучаться африканские лидеры - члены бывших Национально-освободительных организаций Южной Африки, Танзании, Мозамбика, Анголы, Намибии, Зимбабве.

В фокусе внимания Китая - проблема индустриализации континента. Перепроизводство побудило Китай переводить в оффшоры некоторые свои предприятия интенсивного труда. Ряд предприятий оказались в Африке, где много дешевой рабочей силы: китайские текстильные предприятия в Нигерии, 500 мануфактурных производств в Эфиопии и т.д.

Китайско-африканский фонд промышленного сотрудничества с первоначальным капиталом $10 млрд призван помочь созданию Африкой своей промышленной базы. На китайские инвестиции и с помощью китайских специалистов, а также основываясь на опыте Китая в создании Свободных экономических зон (СЭЗ), на континенте создано более 20 экономических зон и промышленных парков.

В СЭЗ Огун-Гуандун в Нигерии заняты 26 китайских компаний и 5 тыс. местных работников, работает компания «Гудвин Керамик» - крупнейший в Африке производитель керамики. В промышленный парк Адама в 80 км к юго-востоку от Аддис-Абебы (Эфиопия) Китай вложил $148 млн в создание производственных мощностей для производства текстиля и деталей для механических изделий.

В 2017 г. озвучен план создания СЭЗ в Понт-Нуар (Республика Конго), где будет Атлантический порт и нефтяной хаб; нефтеочистительного завода в Нигерии, цементной фабрики в Замбии. В октябре 2018 г. в Уганде начал действовать промышленный парк в районе Тороро, в основу которого положено развитие зеленой экономики. Инвестиции в развитие парка в размере $620 млн внесла Энергетическая группа Гуанчжоу. В парке работают фабрики по обработке минералов, производству фосфатных удобрений, кирпичный завод, дробильный завод, установка для циркуляции воды. «Здесь налажен полный промышленный цикл, промышленная цепочка, что повышает добавочную стоимость продукта и сокращает ущерб окружающей среде», - сказал представитель группы Лю Вейдонг.

В создании Африкой своей промышленной базы участвует и Индия. Во время визита в Руанду в 2018 г. премьер-министр Моди заявил о предоставлении этой стране двух кредитных линий; одна из них - на создание промышленного парка и СЭЗ в Кигали. Интерес индийского бизнеса к Африке показал «Деловой саммит Индия-ЮАР» в апреле 2018 г. с участием нового южноафриканского президента Сирила Рамапосы.

ПАРТНЕРСТВО В НАУКЕ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
«Китайско-африканский план партнерства в науке и технологиях», принятый на Йоханнесбургском саммите ФОКАК в 2015 г., предусматривал создание в следующие три года в странах Африки лабораторий и инновационных парков. В 2016 г. был открыт совместный с Китайской Академией наук исследовательский центр сельского хозяйства и технологий в Университете им. Джомо Кениатты в Кении. В программе работы центра - защита биоразнообразия, микробиология, внедрение современных методов сельскохозяйственного производства. Другой пример - открытие в апреле 2017 г. Китайско-южноафриканского парка научного сотрудничества в ЮАР, занятого разработкой технологий горнодобычи и минералов.

Распространение информационно-коммуникационных технологий рассматривается Пекином как часть программы создания городов комфортного проживания (Smart Cities). Ставится задача охватить сельские районы Африки радио и телевизионной связью, обеспечить доступ в сельские местности мобильного Интернета. Пекинское телевизионное агентство Star Times обязалось установить спутниковое телевидение в 10 тыс. деревень Африки к югу от Сахары.

Сотрудники фирмы Mckinsey&Company в 2017 г. подсчитали в процентах число китайских компаний, вкладывавших в модернизацию африканского рынка за 2014-2017 гг. (см. табл.2).
Если в сфере инфраструктурных и промышленных проектов в Африке Индия заметно уступает Китаю, то в сфере высокотехнологичных проектов у Индии - немалые достижения. С 1964 г. действует программа оказания развивающимся странам технического содействия и помощи в обучении специалистов - ИТЕК (Indian Technical and Economic Cooperation Programme, ITEC). Из почти $2 млрд, потраченных Индией за 50 с лишним лет осуществления программы, большая часть пошла на поддержку африканских государств.

С 2004 г. Индия реализует проект создания электронной и оптико-волоконной сети, соединяющей почти все африканские страны. ПАН (Pan-African E-Network Project, PAENP) предоставляет африканским странам возможности в сфере телемедицины и дистанционного обучения посредством развития компьютерной коммуникационной сети, включающей орбитальные спутники.

В проекте участвуют 169 университетов, научных и медицинских центров и госпиталей Индии $63,7 млн был рассчитан на 5 лет. По просьбе африканских стран он был продлен еще на 5 лет. В 2011 г. его стоимость оценивалась в $125 млн, их оплачивала Индия. Однако в июле 2017 г. Индия передала управление проектом, включая финансирование, Африканскому Союзу, и сегодня ответственность за него со стороны АС несет Сенегал. Дальнейшая судьба проекта зависит от возможности африканских государств найти средства для его поддержания или договориться с Индией.
ПЕКИН И ДЕЛИ: СОРАТНИКИ ИЛИ СОПЕРНИКИ?
И.Моди объявил в 2018 г. «десять принципов» сотрудничества с Африкой, где подчеркивается важность Африки для Дели и его готовность во всех осуществляемых на континенте проектах учитывать, в первую очередь, интересы африканцев. Продолжением этих усилий можно считать решение Индии открыть 18 новых дипломатических представительств в странах Африки, по числу которых на континенте она теперь занимает одно из первых мест.

Вместе с тем, усилия Индии по укреплению позиций в Африке пока что не могут сократить ее отставание от Китая. Как попытку догнать, а, возможно, в чем-то обойти Пекин, можно рассматривать сообщение в печати о том, то Индия предлагает 13 странам Африки $1 млрд на реализацию проектов солнечной энергии.

Предложение исходит от Международного альянса солнечной энергии (ISA). Альянс - идея Моди, озвучившего ее на саммите по изменениям климата в 2017 г. Цель ISA- обеспечить получение 1 тыс. ГВт солнечной энергии к 2030 г.

Вовлекая Африку в этот проект, Индия, как полагают, вступает в соперничество с Китаем, имеющим длительную историю реализации энергетических проектов на континенте. Согласно источникам, солнечные модули будут поставляться индийскими производителями дешевле, чем это делают китайцы. Таким образом, Индия не только реализует свои стратегические задачи, но и открывает новый рынок для своих производителей.

Последствием может, по мнению специалистов, стать торговая война между Китаем и Индией. Сообщалось, что индийское правительство позволит Корпорации солнечной энергии Индии (SECI), которая отвечает за солнечную и ветряную энергетику в стране, открывать свои офисы в других странах, чтобы быстрее и легче реализовать политику создания солнечной энергетики и инфраструктуры.

В рамках конкурентной борьбы с Китаем в Африке Индия рассматривает предложенную в 2016 г. индийско-японскую концепцию формирования «Афро-азиатского коридора роста». В ее основе - идея формирования межконтинентального Индо-тихоокеанского экономического пространства, в котором при решающем участии Индии и Японии будут созданы транспортные коридоры между Индией и Африкой, «качественная» инфраструктура, предприняты усилия по цифровизации экономики африканских стран и усилению их конкурентоспособности.

Нельзя не заметить схожесть данной концепции с китайской инициативой «Один пояс-один путь», включающей страны Африки. С точки зрения «сдерживания» Китая, формирование японо-индийского тандема представляется оптимальным вариантом для продвижения интересов каждого из его участников в Африке. Индии, проводящей активную африканскую политику и имеющей практический опыт работы на континенте, не хватает финансовых ресурсов для конкуренции с Китаем.

В свою очередь, Япония остается одной из немногих стран мира, способных предоставить финансовые ресурсы для дорогостоящих проектов по созданию необходимой инфраструктуры «коридоров роста», сравнимых с китайскими инициативами. Пока данные планы не вышли за рамки концептуального обсуждения. Реальной угрозы более проработанным китайским проектам эта концепция в настоящее время не представляет, но само ее появление - показатель дальнейшего роста стратегической значимости Африки в мировых делах и обострения конкурентной борьбы за доступ к африканским ресурсам и рынкам сбыта. Подводя итоги, следует признать, что, как Китай, так и Индия, многое делают в интересах развития Африки, и хотя они, порой, и выступают в роли конкурентов на континенте, в выигрыше от их соперничества в экономической сфере оказывается Африка, проблемы которой активно решают обе азиатские державы.

АЗИЯ И АФРИКА сегодня № 8* 2019
~
Підпишись на наш Telegram канал чи Viber, щоб нічого не пропустити
Сподобалась стаття? Подаруйте нам, будь-ласка, чашку кави й ми ще більш прискоримося та вдосконалимося задля Вас.) SG SOFIA - медіа проект - не коммерційний. Із Вашою допомогою Ми зможемо розвивати його ще швидше, а динаміка появи нових Мета-Тем та авторів тільки ще більш прискориться. Help us and Donate!
Ще матеріали до теми:
Made on
Tilda