КОСМИЧЕСКИЙ РЫВОК США: ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОССИИ И МИРА

П. Кошкин


кандидат филологических наук, Институт США и Канады РАН

Статья посвящена космической программе США. Анализируются современные проекты НАСА, в том числе инициативы по изучению Луны, Марса, астероидов, объектов дальней Солнечной системы и коммерциализация космоса; сравниваются бюджеты космических программ Америки и других стран; уделяется внимание научно-технологическому образованию США. Автор приходит к выводам, что Вашингтон инвестирует в космос, вовлекает в эту отрасль частные компании в целях достижения не только конкурентоспособности, но и международного престижа и лидерства, что важно для Соединенных Штатов на фоне ухудшающегося образа страны и ее противостояния с Россией и Китаем.
США вновь заявляют о себе как о неоспоримом лидере в области освоения космоса в XXI веке. Развитие частных космических компаний — SpaceX' Blue Origin, Virgin Galactic и др.; разработка масштабной лунной программы под названием Artemis, а также увеличение финансирования инициатив по освоению Марса; активное изучение астероидов, комет и объектов дальней Солнечной системы; частные проекты по развитию космического туризма и фокус Америки на инновационном развитии в целом; приоритет высшего инженерного, математического и научно-технологического образования, известного под аббревиатурой STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics), — все это иллюстрирует серьезность намерений США, чтобы оставить позади конкурентов и сделать свою космическую программу самодостаточной и независимой, например, от России, которая до сих пор доставляет американских астронавтов на Международную космическую станцию (МКС) на своих кораблях "Союз" и поставляет двигатели РД-180 для американских ракет-носителей Atlas V. Все вышеперечисленное в скором времени будет иметь последствия для США и российско-американских отношений.

Теме космоса и истории его освоения посвящено немало академических и экспертно-аналитических работ. Однако ни в одной из них не были раскрыты политические, экономические, технологические и геополитические аспекты нового космического рывка США.

В данной статье автор делает попытку проанализировать космическую программу США в современном контексте, а также уделяет внимание многим ее аспектам — от исследования астероидов и дальних объектов Солнечной системы до лунномарсианской программы, от коммерциализации космоса и космического туризма до специализированного высшего образования STEM.
СОПЕРНИЧЕСТВО В XXI В.
В XXI в. космическое соперничество между США и Россией продолжалось. Участвуя в совместных проектах, они при этом обособленно развивали свои космические программы, выделяя на них неравное количество бюджета и расставляя разные приоритеты. Более того, к этому соревнованию подключились Китай, Индия, Япония и страны Европы.

Несмотря на то что США снизили бюджет НАСА — с 1967 по 2020 г. он сократился примерно с 4.5% ВВП до 0.5%, — они по-прежнему оставались и остаются лидерами по объемам финансирования космической программы [1]. Так, в мире на долю США сегодня приходится около 58% инвестиций в проекты по освоению внеземного пространства, при этом они тратят на исследование космоса в 20 раз больше, чем Россия, в 12 раз больше, чем Франция, и в 5 раз больше, чем КНР. В 2020 г. бюджет Соединенных Штатов на различные космические программы составил примерно 48 млрд долл., тогда как Китай потратил на эти цели почти 9 млрд долл., Франция — 4 млрд и Россия — почти 2.5 млрд долл. [2, 3]. По средним показателям за последнее время Америка тратит на космос 18 млрд долл, ежегодно, а РФ — 1.6 млрд долл. [4]. Одна только американская программа космических шаттлов, длившаяся 30 лет, обошлась стране почти в 210 млрд долл., тогда как Россия на фоне экономических трудностей сократила в 2016 г. 10-летний бюджет на космические программы на 30% — с 2 трлн руб. (около 30 млрд долл, по котировкам того времени) до 1.4 трлн (примерно 20 млрд долл.) [5, 6]. Показателен и тот факт, что сегодня США лидируют с отрывом по количеству спутников в космосе — 1308 (49%). Это в 8 раз больше, чем у России, — 167 спутников на земной орбите (6%), и почти в 4 раза больше, чем у Китая, — 356 спутников (13%) [7].

Тем не менее у американцев по-прежнему популярен тезис о том, что Китай и Россия "дышат им в затылок" в попытках модернизировать космические программы. Но если проанализировать развитие космической инициативы США в нынешнем столетии, то становится понятно, что и РФ, и КНР до них далеко. Поэтому заявления о конкурентоспособности оппонентов либо преувеличение, либо намеренное нагнетание ситуации с целью получения дополнительных денег для НАСА, либо мотивирующая риторика в условиях государственного социально-политического кризиса, либо ностальгия по былому геополитическому могуществу, которое было подорвано в XXI в. Примечательно, что нынешний американский президент Джо Байден во время выступления на Мюнхенской конференции по безопасности упомянул о достижениях США в освоении космоса. "Разработанный НАСА планетоход Perseverance успешно приземлился на Марсе, — обратился к европейцам Байден 19 февраля 2021 г. — <...> Если наша способность свободно долететь до Марса и обратно ничего больше вам не говорит, то это значит, что мы можем принять и справиться с любым вызовом на Земле" [8].

Безусловно, в американской истории освоения космоса были и взлеты, и падения — например, крушение шаттлов "Челленджер" в 1986 г. и "Колумбия" в 2003 г. Тем не менее в начале 2000-х годов США в очередной раз заявили о себе как о лидере в освоении космоса.
АСТЕРОИДЫ, КАРЛИКОВЫЕ ПЛАНЕТЫ И ДАЛЬНИЙ КОСМОС
В феврале 2000 г. автоматическая межпланетная станция NEAR, название которой переводится как "встреча с околоземным астероидом" (Near Earth Asteroid Rendezvous), впервые в истории вышла на орбиту астероида Эрос и начала передавать с него снимки на Землю, став его первым искусственным спутником. Проект был запущен в 1996 г. в рамках программы Discovery, а в XXI в. США начали пожинать плоды этого исследования: в феврале 2001 г. NEAR приземлилась на поверхности астероида и были сделаны снимки Эроса. В 2006 г. США запустили программу New Horizons, ее изначальной целью было изучение карликовой планеты Плутона и его спутников, однако в ходе длившейся 15 лет миссии космический аппарат сближался и с другими небесными телами, в том числе с несколькими астероидами. В сентябре 2007 г. НАСА запустила зонд Dawn, который занимался изучением астероида Веста в 2011—2012 гг. на его орбите, а в 2015 г. прибыл на орбиту карликовой планеты Церера.

Ранее американский экс-президент Барак Обама обозначил приоритеты по исследованию астероидов. В ближайшие десятилетия США протестируют космические полеты для глубокого исследования космоса, инициируют первую в истории пилотируемую миссию на астероид, заявил Обама в ходе выступления в Космическом центре им. Дж. Кеннеди 15 апреля 2010 г. "К 2025 г. мы запустим новый космический корабль, предназначенный для дальних полетов, что позволит нам начать первую пилотируемую миссию за пределы Луны, в глубокий космос. То есть мы начнем с того, что отправим астронавтов на астероид впервые в истории человечества", — сказал Обама [9]. Через шесть месяцев он подписал Акт НАСА от 11 октября 2010 г. о финансировании проектов по исследованию космоса, выделив ведомству в 2011 г. 19 млрд долл, и поручив ему сделать упор на астероидах [10].

Символом триумфа США в изучении движущихся небесных тел можно считать миссию Deep Impact, в рамках которой в январе 2005 г. космический аппарат с аналогичным названием запустили в космос, а 4 июля отделившийся от корабля специальный ударник целенаправленно столкнулся с кометой Тампеля-1, в результате чего были сделаны кадры со вспышкой, а ученым удалось лучше понять состав комет. Миссия продлилась почти девять лет, так что в ноябре 2010 г. аппарат прошел мимо ядра кометы ЮЗР/Хартли на расстоянии 700 км, сделав фотографии шлейфов из пыли, выбрасываемой из внутренней полости кометы. В феврале 2011 г. другой зонд Stardust, запущенный в космос в 1999 г. и доставивший на Землю первые образцы кометной пыли в январе 2006 г., сделал снимки Тампеля-1. Одна из фотографий зафиксировала кратер, возникший после столкновения ударника Deep Impact с кометой.

Сегодня американцы уделяют внимание не только астероидам, но и другим объектам дальнего космоса, используя достаточно инновационные подходы. Например, в августе 2003 г. НАСА вывело на орбиту Земли космический инфракрасный телескоп (Spitzer Space Telescope), который стал одним из крупнейших в мире приборов, способных исследовать слабосветящиеся вещества Вселенной, в том числе остывшие звезды и планеты, находящиеся за пределами Солнечной системы, а также молекулярные облака. Основная задача данного телескопа была выполнена в 2009 г., но окончательно он закончил свою работу в 2020 г. За это время с его помощью были открыты экзопланеты и древние звезды. Среди других проектов, направленных на изучение дальнего космоса, можно выделить автоматическую межпланетную станцию Cassini-Huygens, разработанную НАСА вместе с Европейским космическим агентством и Итальянским космическим агентством для изучения Сатурна. Ее запустили еще в 1997 г., но проработала она в космосе почти 20 лет, вышла на орбиту Сатурна в июле 2004 г. и сошла с нее в сентябре 2017 г., войдя в атмосферу данной планеты. Станция пролетела вокруг спутников Сатурна примерно 162 раза, было сделано более 450 тыс. снимков и опубликовано почти 4 тыс. научных работ. Не стоит забывать и о программе Voyager, которая до сих пор активна: она исследует Сатурн, Юпитер, Уран и Нептун. Однако одним из самых крупномасштабных и инновационных проектов НАСА по изучению дальнего космоса стал телескоп Kepler, запущенный на земную орбиту в 2009 г. и завершивший свою миссию в 2018 г. Оснащенный гиперчувствительным фотометром и цифровыми камерами, он исследовал планеты и звезды Млечного Пути за пределами Солнечной системы. Одна из целей миссии — найти планету в нашей галактике, похожую на Землю.

В результате почти 10-летней работы Kepler открыл более 2.5 тыс. новых экзопланет, изучил более полумиллиона звезд, зафиксировав вспышку сверхновой. Ему на смену пришел телескоп для поиска планет за пределами Солнечной системы TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite).

Таким образом, почти все открытия о дальнем космосе были сделаны американцами, но это стоило больших денег и усилий. На программы по исследованию дальнего космоса, астероидов и карликовых планет потрачено около 9 млрд долл., в том числе на NEAR — 224 млн, New Horizons — 780 млн, Cassini-Huygens — 3.9 млрд, Dawn— 500 млн, Deep Impact — 330 млн, Spitzer — 1.36 млрд (за всю миссию вместе с запуском), Voyager — 865 млн (за всю миссию), Kepler — от 550 до 600 млн, на TESS — около 287 млн долл. Все это в 4 раза больше, чем бюджет российской космической программы за 2020 г.
См: Nasa.gov. Available at: https://www.jpl.nasa.gov/missions/ cassini-huygens (accessed 04.03.2021); https://www.nasa. gov/press-release/nasa-retires-kepler-space-telescope-passes- planet-hunting-torch (accessed 04.03.2021).
Cm.: Nasa.gov. Available at: https://solarsystem.nasa.gov/mis- sions/cassini/mission/quick-facts/; https://solarsystem.nasa. gov/missions/dawn/mission/toolkit/quick-facts/ (accessed 12.03.2021) ; https://www.jpl.nasa.gov/news/press_kits/spitzer/ quick-facts/ (accessed 12.03.2021); https://voyager.jpl.nasa. gov/frequently-asked-questions/fact-sheet/; https://solarsys- tem.nasa.gov/missions/near-shoemaker/in-depth/ (accessed 12.03.2021) ; NEAR. Available at: http://near.jhuapl.edu/intro/ faq.html (accessed 12.03.2021); Cost of New Horizons. Available at: https://www.planetary.org/space-policy/cost-of-new- horizons (accessed 12.03.2021); Deep Impact hits comet. CNN, 04.07.2005. Available at: http://www.cnn.com/2005/TECH/ space/07/04/deep.impact/index.html (accessed 12.03.2021); Whitwam R. NASA saved the Kepler space telescope from a critical error last month. Space.com, 05.05.2016. Available at: https:// www. extremetech. com/extreme/227920-nasa-saved-the-kepler- space-telescope-from-a-critical-error-last-month (accessed 12.03.2021) ; Wall M. NASA's TESS Planet-Hunting Space Telescope Completes Its Primary Mission. Scientific American, 12.08.2020. Available at: https://www.scientificamerican.com/ article/nasa-rsquo-s-tess-planet-hunting-space-telescope-com- pletes-its-primary-mission/ (accessed 12.03.2021).
ЛУННАЯ ПРОГРАММА
Лунная программа американцев продемонстрировала успехи в XX в., и эта инициатива была продолжена в XXI в. Первым президентом, заговорившим о возвращении американцев на Луну, стал Джордж Буш мл. На фоне достижений Китая, который запустил на земную орбиту автоматический космический корабль "Шэньчжоу" в 2003 г. и впоследствии осуществил первый пилотируемый полет в космос, в январе 2004 г. Дж. Буш инициировал программу "Созвездие" (Constellation), которая включала в себя пилотируемые полеты на Луну. "Возвращение на Луну — это важный шаг для реализации нашей космической программы", — заявил Буш 14 января 2004 г. в штаб-квартире НАСА в Вашингтоне [11]. Но демократ Обама сократил лунную программу республиканца Буша в 2010 г., посчитав ее слишком затратной и запоздалой, больше сосредоточившись на других инициативах, таких как исследование астероидов и Марса, а также на насущных проблемах на Земле, например защите окружающей среды. Обама сказал, что США уже были на Луне во времена холодной войны и сегодня надо исследовать другие космические объекты [9]. Тем не менее с приходом к власти в 2017 г. республиканца Дональда Трампа возродился интерес США к Луне. В марте 2019 г. администрация Трампа запустила проект под названием Artemis, конечная цель которого состояла в том, чтобы отправить "первую женщину и очередного мужчину" на Луну на корабле "Орион" к 2024 г. Кроме того, при участии частных компаний создать на орбите спутника Земли небольшую космическую станцию (Lunar Orbital Platform-Gateway) и сконструировать аппараты для посадки на лунную поверхность [12]. Естественно, все это предпринималось Трампом, чтобы в очередной раз доказать свой главный тезис, который он выдвигал в ходе избирательной кампании в 2015—2016 гг., — "Сделать Америку великой снова". Ведь участие женщины в подобного рода миссиях будет говорить о национальном триумфе, как это было во времена советско-американской космической гонки: тогда полет В. Терешковой в космос озадачил американцев, так что они начали вовлекать женщин-астронавтов в полеты шаттлов на МКС. Однако пока неясно, как будет реализована Artemis, так как Трамп проиграл выборы 2020 г. и новым президентом стал демократ Джо Байден, бывший вице-президент при Обаме, сократившем лунную инициативу. Во всяком случае, пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила в феврале 2021 г., что Artemis получила широкую поддержку в двух палатах Конгресса [13]. При этом лунная инициатива США не ограничивается Artemis. Еще при Обаме в 2009 г. НАСА запустила "космический аппарат для наблюдения и зондирования лунных кратеров" (Lunar Crater Observation and Sensing Satellite, LCROSS), который в ноябре того же года обнаружил "значительное количество" льда в одном из кратеров Луны на южном полюсе. Более того, осенью 2013 г. НАСА инициировала программу исследования лунной атмосферы и пылевого окружения: тогда был запущен специальный аппарат LADEE (Lunar Atmosphere and Dust Environment Explorer), затем он вышел на лунную орбиту, проработав там до 2014 г.

Лунная программа США очень дорогая, и Россия здесь находится не в выигрышном положении. На Artemis планируют потратить до 30 млрд долл. [14]. Это далеко до бюджета лунной программы США времен холодной войны, стоившей 25.4 млрд, или 152 млрд долл, в современном эквиваленте [15], но сегодня предполагаемые траты Америки на освоение Луны могут в 12 раз превысить бюджет "Роскосмоса" за прошлый год.
МАРСИАНСКАЯ ПРОГРАММА
Если взгляды некоторых демократов и республиканцев разнятся относительно лунной инициативы, то марсианская программа не вызывает разногласий: как Буш с Трампом, так и Обама с Байденом давали понять, что исследование и колонизация Красной планеты являются одним из государственных приоритетов. Лунная программа рассматривается ими как необходимая ступень марсианской инициативы, то есть это один из первых шагов в освоении Марса [8, 9, 11, 16]. Примечательно, что Байден бравировал космическими достижениями американцев после того, как планетоход Perseverance осуществил успешную посадку на Марсе в феврале 2021 г.

Цель этой инициативы — глубже исследовать образцы грунта, ландшафта и скальных горных пород Марса, а также в конечном итоге попытаться найти там следы жизни и понять, может ли атмосфера Красной планеты измениться так, что она будет пригодна для жизни. Миссия Perseverance была инициирована еще при Обаме в 2012 г., а в июле 2020 г. — уже при Трампе — планетоход отправили на Марс. В этом смысле в марсианской программе НАСА наблюдается межпартийная преемственность — начал ее президент-демократ, запустил президент-республиканец, продолжает снова президент-демократ.

Одновременно с США — еще в июле 2021 г. — Объединенные Арабские Эмираты и Китай запустили космические аппараты "Надежда" и "Тань-вэнь-1", вышедшие на орбиту Марса раньше, чем Perseverance, — 9 и 10 февраля соответственно. Все это говорит о том, что космическая гонка продолжается и в нее вовлекается все большее число игроков. Но США лидируют, так как у них самая инновационная программа. Perseverance оснащен современными технологиями: у него 23 высокоточных камеры, усовершенствованная навигационная система с панорамной и стереоскопической съемкой, а также беспилотный летательный аппарат Mars Helicopter для детальной съемки на местности. Он сможет исследовать горные породы и почву Марса, которые могли содержать признаки жизни и сформироваться еще в те времена, когда на Красной планете была вода. Неслучайно этот марсоход называют роботом-астробиологом [17]. Более того, Curiosity, предшественник Perseverance, запущенный при Обаме в 2011 г., до сих пор активен и демонстрирует эффективность с 2012 по 2021 г. Он уже преодолел около 24 км на Марсе, пробурил поверхность этой планеты 26 раз, предоставив ученым данные о ее ландшафте. Таким образом, современные участники гонки за Марс отстают от США на десятилетия. Подобного рода американский инновационный подход не просто случайность, а результат длительных исследований и денежных вложений. Марсианская программа была запущена в годы холодной войны и все это время постоянно совершенствовалась: такие проекты, как Mariner и Viking в 1960—1970-х годах, Mars Exploration Program (МЕР) и Mars Pathfinder в 1990-х, Curiosity в 2011—2021 гг., закладывали основы для современной американской марсианской программы. Не стоит забывать о роверах-близнецах Spirit и Opportunity, запущенных в 2003 г., проработавших до 2011 и 2019 г. соответственно и обнаруживших доказательства существования воды на Марсе. Таких же успехов добилась межпланетная станция Phoenix Mars Lander в 2007—2008 гг.: был найден лед на Марсе, сделано много кадров. Можно с уверенностью сказать, что почти все знания о Красной планете получены в результате американской программы. На исследование Марса в XXI в. США потратили более 7 млрд долл.: на роверы Spirits Opportunity — 1.2 млрд, на Curiosity — 3.2 млрд, на Perseverance — пока 2.9 млрд. В целом расходы НАСА на марсианские миссии превышают 16 млрд долл. [18]. "Роскосмос" со своим бюджетом в 2.5 млрд долл, в 2020 г. выглядит менее убедительно.
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ КОСМОСА,
КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ
С самого начала существования космической программы Вашингтон привлекал к участию в ней частный бизнес. Так, в 1961 г. на лунной программе "Аполлон" заработали частные подрядчики, в том числе и компания Boeing, один из создателей ракеты "Сатурн-5", отправившей астронавтов на Луну. Ракета стоила 185 млн долл, (примерно 1.3 млрд в современном эквиваленте). Телекоммуникационная компания Motorola получила от НАСА 15.5 млн долл, (примерно 108.5 млн на сегодняшний день) за разработку спутниковой системы передачи данных "Аполлона". Именно транспондер, произведенный Motorola, передал в июле 1969 г. слова астронавта Нила Армстронга на Землю. Компания Honeywell, американский производитель электроники, разработал для НАСА системы стабилизации и управления за 141 млн долл, (почти 1 млрд по нынешним ценам) [15].

В дальнейшем частный бизнес был также важной частью американской космической программы, например при президентстве Рональда Рейгана, который был сторонником свободной рыночной экономики и поэтому активнее пытался привлекать бизнес в космические проекты. В 1984 г. именно по его инициативе был создан Отдел космических коммерческих перевозок (Office of Commercial Space Transportation) в рамках принятого в том же году закона о коммерческих космических запусках. Это было подразделение офиса министра транспорта, которое занималось регулированием запусков ракет частными компаниями, но в 1995 г. эти полномочия были переданы Федеральному управлению гражданской авиации США.

Однако событие, подтолкнувшее Америку встать на путь более масштабной коммерциализации космоса, произошло 28 апреля 2001 г. Тогда американский миллиардер Деннис Энтони Тито стал первым космическим туристом: он провел почти неделю на МКС. Тито отправился в космос с Байконура на российских "Союзах", заплатив "Роскомосу" 20 млн долл. Программа космических шаттлов на тот момент была активна, но НАСА отказалось транспортировать его на МКС: во-первых, Тито не был профессиональным астронавтом; во-вторых, ему тогда было 60 лет и в случае его гибели ответственность взяло бы на себя НАСА; в-третьих, у США уже был трагичный опыт транспортировки гражданских лиц в космос [19]. Но Россия решилась на это. Один из важных аспектов в данном событии — тот факт, что посредником между российской стороной и Тито стала частная космическая компания США Space Adventures, основанная еще в 1998 г. Именно успешная подготовка Тито и его полет в космос на корабле "Союз" подтолкнули НАСА на поддержку частных космических компаний, вдохновив ряд американских и британских предпринимателей, в том числе Ричарда Брэнсона, Джеффа Безоса и Илона Маска, на создание Virgin Galactic, Blue Origin и SpaceX в 2000-х годах. После Тито в космос полетели другие туристы — американцы, южноафриканцы и канадцы. За 2001—2011 гг. на МКС побывали семь человек, один из них — разработчик программного обеспечения (Microsoft Excel, Multiplan и Word) Чарльз Симони — побывал в космосе дважды. Во всех случаях — всего было восемь полетов на МКС — космические туристы тренировались в Звездном городке и отправлялись на "Союзах" через посредничество Space Adventures. После 2011 г. американская программа шаттлов устарела, и НАСА выкупило места на "Союзах" для астронавтов, поэтому с этого времени космические туристы больше не летали на МКС, но частные компании взяли инициативу в свои руки. В мае 2012 г. SpaceX объявила о начале запуска программы Dragon С2+, целью которой была доставка топлива и продовольствия на МКС при помощи космических кораблей. Данная инициатива не казалась американцам невероятной, так как SpaceX продемонстрировала успехи еще в декабре 2010 г.: тогда компания отправила на земную орбиту космический корабль, который успешно вернулся на Землю. SpaceX стала первой негосударственной компанией, осуществившей подобного рода миссию. Показателен и тот факт, что космический телескоп TESS, пришедший на смену Kepler в апреле 2018 г., был запущен ракетой-носителем Falcon-9, разработанной SpaceX. В мае 2020 г. основатель SpaceX Илон Маск впервые провел успешный запуск пилотируемого корабля Crew Dragon на МКС. Для США это стало очередным экономическим, технологическим и политическим успехом. Впоследствии представители НАСА дали понять, что могут отказаться от "Союзов" в связи с успешными попытками "коммерциализировать" космос. Кроме того, частные космические компании помогут Соединенным Штатам избавиться и от другой зависимости: на данный момент американцы используют российские двигатели РД-180 для производства ракет-носителей Atlas V, но Маек заявлял, что работает над двигателем Raptor, который заменит РД-180 [20, 21].

Тот факт, что все космические туристы тренировались в России и отправлялись в космос на "Союзах", частично объясняет, почему частные инициативы получают поддержку НАСА. После 2015 г. было выделено 120 млн долл, на тендеры частным подрядчикам, в сентябре 2019 г. финансирование получили 14 американских компаний (от SpaceX' Blue Origin до Astrobotic) в размере 43 млн долл, для разработки технологий и комплектующих космических кораблей, которые будут использоваться для реализации лунной и марсианской программ. НАСА уже не первый год развивает программу ССР (Commercial Crew Program), цель которой — финансирование частных космических пилотируемых кораблей для доставки астронавтов на МКС. Собственно, Crew Dragon и стал участником этой инициативы. С 2014 г. НАСА выделило SpaceX более 3 млрд долл., a Boeing — почти 5 млрд долл, для производства и тестирования пилотируемых космических кораблей, способных регулярно доставлять астронавтов на МКС. Сегодня НАСА и Boeing ведут работу по подготовке Starliner, конкурента Crew Dragon, для запуска на МКС [22]. Подобное сотрудничество между государством и частными предприятиями нельзя назвать стопроцентной частной инициативой: все-таки без поддержки государства многие проекты Маска остались бы только на бумаге. Как отметил глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин, после запуска Crew Dragon компания Маска "безвозмездно получила в свое распоряжение не только построенный государством космодром, оплаченный НАСА научно-технический задел и лучшие инженерные кадры, но и бюджетные средства на создание своего корабля" [23].

Именно зависимость от России и стремление утвердить свое лидерство практически во всех сферах освоения космоса заставляют американцев больше инвестировать в частную космонавтику. Их намерение стать более самодостаточной космической державой — одно из проявлений современной космической гонки. И США, несомненно, лидируют, причем с большим отрывом, о чем свидетельствуют наличие достаточного количества частных космических компаний, их успехи и вовлеченность в проекты НАСА. Сегодня в стране насчитывается минимум пять предприятий, способных осуществлять коммерческие перевозки туристов в космос. Среди них — Boeing, SpaceX, Blue Origin, Virgin Galactic, Orion Span. При этом Blue Origin и Virgin Galactic специализируются на суборбитальных полетах (100 км от поверхности Земли), в то время как Boeing и SpaceX планируют осуществлять орбитальные полеты (на высоте 400 км) на МКС. В коммерческой космонавтике будут задействованы и компании-посредники, такие как Space Adventures, Axiom Space и Virgin Galactic [24,25]. Если говорить про экономику коммерческой космонавтики, то она выглядит прибыльной. Цифры говорят сами за себя: Virgin Galactic к сентябрю 2020 г. продала около 600 билетов за 200—250 тыс. долл, каждый. По оценкам банка UBS, объем рынка космического туризма, в том числе услуг по суборбитальным и орбитальным полетам, может составить 3 млрд долл, к 2030 г.

Таким образом, все вышеперечисленные компании — как производители космических кораблей, так и посредники — являются главными участниками не только внутренней космической гонки в борьбе за финансирование от НАСА, но и внешней, поскольку демонстрируют экономическую, технологическую, инновационную мощь Америки. На данном этапе идет конкуренция не только технологическая, но также информационная: каждая из компаний активно борется за клиентов — новых космических туристов. Неудивительно, что амбиции игроков этого рынка растут, а их публичные заявления как будто ставят цель оказать психологическое давление на соперников. Так, в феврале 2021 г. Илон Маск заявил, что собирается в этом году отправить в космос экипаж, полностью состоявший из четырех гражданских лиц, чего в истории мировой космонавтики еще не было [26].
См.: Federal Aviation Administration. Available at: https: //www.faa.gov/about/office_org/headquarters_offices/ast/ (accessed 05.03.2021) ; Wall M. Presidential Visions for Space Exploration: From Ike to Biden. Space.com, 20.01.2021. Available at: https:// www. space. com/11751 -nasa- american-presidential-visions - space-exploration/2.html (accessed 05.03.2021).
На борту "Челленджера", взорвавшегося в 1986 г., была американская учительница Кристина Маколифф, получившая право проводить уроки для детей из космоса за свои профессионально-педагогические достижения. Это и стало причиной, почему общественность уделяла этой трагедии пристальное внимание.
Помимо Денниса Тито, в космосе побывали южноафриканский предприниматель Марк Шаттлворт, американский ученый и инженер Грегори Олсен, американская женщина-предприниматель иранского происхождения Ануше Ансари, программный архитектор Чарльз Симони, программист Ричард Гэрриот и основатель Цирка дю Солей Ги Лалиберте. См.: The First Space Tourists. Space.com, 25.04.2011. Available at: https://www.space.com/11479-photos- space-tourists-pioneers-spaceflights.html (accessed 06.03.2021).
Следует отметить, что Соединенные Штаты очень много инвестируют не только в технологические ресурсы, но и в человеческие. Так, высшее инженерное, математическое и научно-технологическое образование STEM является образцом качества. Лидирующие позиции в мире в этой области из года в год занимают Массачусетский технологический институт, Стэнфорд, Университет Калифорнии в Беркли и Гарвард. Они, как правило, входят в пятерку лидеров [27]. Кроме того, в Америке благоприятная среда для научной деятельности и отличная правовая база по защите интеллектуальной собственности, поэтому сюда стекаются таланты со всего мира. Например, в 2018 г. более 53% патентов (из почти 308 тыс.), зарегистрированных в США, оформлены иностранцами. Они и создают конкурентоспособность американских технологий, в том числе и космических [28]. Сам Илон Маск, основатель SpaceX, является выходцем из Южной Африки, получившим американское гражданство в 2002 г. [29].

Таким образом, успех космической программы США обусловлен не только богатым историческим и технологическим наследием НАСА, большими финансовыми вложениями государства, поддержанием частной инициативы и коммерциализацией космоса в целом, но также и огромными инвестициями в высшее научно-технологическое образование. Преемственность или непрерывность — важная характеристика американской космонавтики, обеспечивающая ей успех. Так, вслед за Kepler в космос полетел TESS, а после успехов лунной программы в XX в. американцы запускают Artemis в XXI. Марсианская программа началась во времена холодной войны, но продолжается и сегодня. Вслед за роверами Spirit и Opportunity на Марс летят Curiosity, а потом и Perseverance, США используют уже имеющееся наследие предшественников для производства нового. Американская космическая программа отличается конкретной стратегией, и президенты страны понимали, чего они хотят добиться в ближайшие десятилетия, поэтому соизмеряли кратко- и долгосрочные цели и задачи.

Пока ни Россия, ни Китай, ни любые другие государства не могут предложить таких условий, как Америка, поэтому в ближайшей перспективе они обречены на отставание от последней. Можно лишь сократить этот разрыв путем наращивания партнерских проектов с другими странами, но США и здесь опередили конкурентов, так как являются более привлекательным международным партнером для ряда европейских и азиатских стран, чем Китай и Россия.

Несмотря на политические разногласия, американские президенты проявляют последовательность относительно космической программы страны. "Вы не можете быть номер один на Земле, если вы номер два в космосе", — утверждал Трамп в 2020 г. [16]. Лунная программа "продемонстрирует миру американские ценности", заявляла в феврале 2021 г. пресс-секретарь в администрации Байдена Дж. Псаки [13]. "Благодаря американской изобретательности, нет ничего невозможного", — подчеркнул Байден в Twitter после приземления Perseverance на Марсе, при этом дал понять, что США через реализацию космической программы восстанавливают геополитический престиж и образ мирового лидера.

Таким образом, американские "космические" успехи становятся серьезным вызовом как для России, так и для мира в целом. Во-первых, в ближайшем будущем американцы могут перестать пользоваться услугами "Роскосмоса" или ограничить их, например, путем отказа от использования "Союзов". Во-вторых, сотрудничество на МКС может приостановиться или сократиться, если Соединенные Штаты посчитают свою космическую отрасль достаточно самодостаточной и независимой от других внешних игроков. В-третьих, американский космический рывок может обострить уже имеющееся соревнование в космосе, в котором преимущества будут на стороне США.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2021 том 65 №9
~
Підпишись на наш Telegram канал чи Viber, щоб нічого не пропустити
Made on
Tilda