18.07.2019
05.30
В шикарной комедии «О чем говорят мужчины-3» один из героев иронично заметил, что в детстве друзья – это такие лихие близкие по духу люди, которые с тобой по первому зову и навстречу любой опасности, а вот во взрослой жизни… И некогда, и непонятно зачем. Проверяется эта взрослая дружба уже только в наступившую трудную минуту, а вот до того – только инерция отношений.
Собственно, так в личной жизни, и так же – в общественной. Инерция со-жительства в Большой Украине, иногда потрясаемая мелко-поместным криминальным сепаратизмом, уличными революциями, сменами режима и идеологическими играми вокруг общей идентичности (как правило, под выборы) долгое время сохраняли иллюзию внутренней «дружбы», даже незыблемости общего. Границы, вышиванки, свои «сукины сыны» (отличались лишь манерами и кличками с донецким, одесским, крымским или галицким прононсом), карусель олигархических семей у власти, больше напоминавшая какую-то семейно-феодальную очередь на правление «киевских», «днепропетровских», «донецких», «винницких» и пр. – все это казалось уже устоявшимся и достаточно прочным.
Откол Крыма и война на Донбассе перевернули эту картину мира. Около 7-8 миллионов наших стали не-нашими. И даже обвинительное «оккупация» и «внешняя агрессия» не дает окончательный ответ на вопрос – «а вернутся наши-не-наши»?
Вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. Предположим, принуждение к миру дает результат, и Донбас в каком-то автономном варианте вновь вернулся на карту Украины – без линии фронта, «серой зоны», блокады и КПП. А Крым – в очень особом статусе – стал как минимум территорией дружественной, с открытой границей, двойным гражданством и пр. Повторюсь (для эмоциональных) – предположим. И что будет побуждать людей, переживших войну, «русскую весну» и советскую ностальгию (нельзя это недооценивать!), просто войти в нынешнюю НАШУ реальность? Мы ее все одинаково и адекватно понимаем? Мы сами-то честны перед собой?
Преступность. Возвращать нужно тех, кто переступил черту и провалился в криминальную бездну.
Целые армии полукриминальных банд и шаек, прогрессия маргинализации и суб-пролетаризации угрожает стране нешуточной криминальной «революцией», когда авторитеты и понятия будут реальной властью, а госорганы и законы – лишь ярким фасадом, вроде большого «красного пиджака». Криминальное двоевластие, которое уже почти состоялось.
Миллионы единиц оружия, сотни тысяч фактов кражи и разбоя, сотни жертв насилия – это не просто возвращение в бандитские 90-е прошлого века, это новые бандитские уже нашего времени. Миллиардные обороты «экономики порока» (игровой бизнес, наркотики и пр.). А резкий рост бытовых преступлений, участившие факты насилия над детьми – это уже эпидемия жестокости, «дно» падения общественных норм. Сама преступность – насилие, воровство, грабеж, «отжим», криминальный бизнес – постепенно становится привычным делом, нормой жизни. Возвращение человечности в повседневной жизни – это ключевая, самая стратегическая из всех стратегических общественных целей, без которой все остальное просто теряет смысл.
Образовательный даун-шифтинг. Возвращать нужно поколение наших детей. Я не о тех десятках тысяч, которые имеют возможность и условия учиться в охраняемых школах и престижной десятке ВУЗов, а о миллионах в беднеющих школах и расплодившихся коммерциализированных фирмах по выдаче дипломов ВУЗа. И о сотнях тысяч сирот, о которых вспоминают как-то мимоходом, стыдливо прячя глаза.
Уже десятки тысяч молодых людей при первой же возможности уезжают доучитываться за рубеж (только в Польше – около 60 тысяч украинских студентов). Те, кто уехал, стараются там и остаться, а те, кто еще в Украине – настроены туда же.
Когда-то сильное и престижное образование превращено в Украине в индустрию по производству квалифицированной рабочей силы, из которой «выветрилась» педагогика и собственно «образование». А ведь современное общественное образование – один из ключевых институтов государственности, миссия которого – участие в формировании со-временного, эрудированного, духовно богатого и граждански зрелого человека (то есть – «образованного»).
Назовите сами, не задумываясь, имя украинского академика, лидера научной школы – нашего современника (Е.Патон не в счет)? А имена ректоров ведущей пятерки университетов стран? Заслуженных педагогов, лидеров педагогической школы в Украине? Отож. Зато без труда, наверное, вспомните имена политиков, артистов, политиков-артистов, ну и олигархов, конечно. Отож.
Бизнес-жадность и эксплуатация «лохов». Возвращать нужно хозяйственность и ответственность, которые куда важнее номинального предпринимательства. Украинский бизнес времен суррогатного капитализма очень даже предприимчив, если судить по объему выведенного капитала за рубеж – в среднем, 11,5 млрд долл в год. По этому показателю Украина место в третьей пятерке «сверху» в списке из 150 стран. И если еще в недалеком 2000 году в «Форбс» ничего не знали об украинских миллиардерах, то сейчас их – около 10. Добрая половина из них сколотила состояние в тех самых индустриальных регионах, которые сейчас «де-индустриализируются». Но если в Российской империи в годы первой мировой войны тогдашним российским олигархам хватило ума и ответственности создать промышленные комитеты на общественных началах, что сыграло большую роль в поддержке империи в условиях войны, то украинская олигархия в одиночку откупается отдельными благотворительными программами и продолжает подымать сверх-прибыли в нищей и обескровленной стране. Украинская олигархия так и не стостоялась как национальная созидательная сила, и успех «команды ЗЕ» - месть не только партии войны и лично Порошенко, но и этой самой олигархии. Народный гнев – штука сложная, и если не решить общественную проблему «ответственности», этот маятник может и дальше махнуть – до полной «олигархической люстрации» включая местечковую феодалию городского и районного разлива.
Бегство из страны. Возвращать нужно не только наших земляков с Донбасса и Крыма, но и миллионы трудовых и бизнес-мигрантов, которые валом уезжают из Украины. И мотивом их выезда является совсем не война, а невыносимость повседневного бытия здесь. Этих людей никак не упрекнешь в лени и малодушии, потому что там, за западным и восточным рубежом они пашут за десятерых. Потому что семьи еще здесь, детей подымать надо, и себя как-то в приличном состоянии держать. Возвращать нужно и диаспору, которая, по моему, до сих пор не осознала, что у нее есть Родина – не на карте, а в сегодняшней жизни, рядом совсем. И эта Родина – не просто место для песно-пений и стихо-чтений, а сакральная земля их собственного народа, который может провалить экзамен на историческую состоятельность.
Политическая и бытовая ксенофобия. Язык ненависти к «иному» и «информационное оружие» - только верхушка айсберга в том нервозном психо-состоянии, в котором находится политический класс, медиа и рядовые обыватели. Война – зло в чистом виде. Но странная штука: война оправдала то неврастеничное состояние выживания любой ценой, в котором находится сейчас общество. Когда вокруг одни сепары, враги, шпионы и придурки – то вроде и жизнь легче объясняется.
Одноканальность общения – с экранов и трибун, повышенный тон, декларативность и откровенное хамство – это все тоже норма.
Диалогичность культуры и самой жизни хоть и органична, но культ «одной правды» загоняет диалог в угол, разрывает связи, превращает всех в одиноких одиночек.
Судьба переселенцев из Донбасса, судьба пенсионеров в т.н. ЛДНР – это национальный позор. Других слов не подберу. И без лишних слов, это свидетельство эгоизма, равнодушия и ксенофобии. Причем, не только изгнанной из власти «партии войны». Это касается подавляющего большинства. А ведь в Крыму и на Донбассе не слепые, и не глухие. Свое «чуждость» и ненужность они уже почувствовали на примере полутора миллионов убежавших земляков. Так что стоит ли удивляться тому, что паспорт гражданина РФ для них – воспринимается как помощь, а вовсе не измена?
Хроническое ощущение «никомуненужности» можно диагностировать как особенный вид такой болезни как депрессия. Депрессивность, порожденная непримиримостью и эгоцентризмом (вождей, идеологов, слепых сторонников и взбешенных обывателей) уже можно рассматривать как уникальную украинскую разновидность этой болезни (как наряду с гриппом «Пекин» - грипп «Киев»). Предел цинизма – война православных церквей, которая в итоге сводится к борьбе за церковные доходы, имущество, паству и статус. И правда, предел.
Нужность и важность разных взглядов, уважение к позиции другого придется выращивать годами, одновременно и параллельно с выходом из состояния войны. Вернее, это и есть один из рецептов лечения от войны.
И последнее – хроническое – нарциссизм и «брехлывисть» (очень удачное слово). Тут особо объяснять нечего. Иногда ощущение, что все правильные и ожидаемые ответы публичные деятели зубрят по одному и тому же учебнику. Публичность как искусство вранья порождает обратную сторону – доверие к героям или продажность за мзду. Что и имеем сейчас повсеместно.
Не просто «низкий уровень доверия» к институтам власти (законодательная, исполнительная, судебная, …). Это уже не просто социологический показатель, а проявление разрушительного кризиса самих институтов государственности, где сыпется и общественное доверие как институт. Власть как способ обеспечения первоначального капитала, как инструмент воровства подрывает саму основу само-организации общества. И так же, как существует «теневая экономика», в таком обществе буйным цветом цветет и «теневое гражданское общество» без государства.
Может, поэтому честность и самоотверженность – это целое событие, а доброта и ответственность – как подвиг? Это про тех, кто держит голову двумя руками и старается хранить настоящие человеческие ценности – и на войне, и на работе, и в быту.
Я сознательно обошел стороной все эти сложные материи с позицией политиков и их теле-партий, полит-экономические и идеологические дебри, о которых вообще сейчас говорить «не в тренде», и уж тем более такие материи как гео-культурные трансформации. Бог с ним. Я хотел сказать, что мир и на фронте и «украинский мир» - это не просто разное, это радикально разно-родные сущности.
Есть реальный риск того, что установление мирного режима по нынешней линии огня и даже восстановление государственной границы не решит проблемы того самого возвращения. Зато вывернет наружу сдерживаемые пока правды – правда о войне, правда о различиях, правда о молодых поколениях, выросших получивших свои аттестаты зрелости порознь, и много-много других правд. Как, впрочем, и общая правда - о несправедливости и цинизме собственников предприятий и рынков, об унизительных доходах простых людей, о равнодушии чиновничества, которые используют свое место для собственного «первоначального накопления».
После войны украинский капитализм останется таким же трофейным и суррогатным, а украинские медиа-партии и их держатели – такими же циничными в погоне за голосами и мандатами. «Нео-комсомольский» запал лавины «нового поколения» тоже не вдохновляет – пусто-порожние речевки я хорошо помню еще с пионерских времен бСССР.
В общем, как говаривал мой студенческих товарищ, работы не меряно.
Друзья, уходя, превращаются в знакомых людей. Но чтобы вернуться, они снова должны стать твоими друзьями – а это значит, снова быть рядом в тяжелую минуту, понимать друг друга, переживать эту жизнь как «общее». И тогда будущее – общая судьба.
Так вот, вернутся ли люди друзьями, если есть большая проблема с «мы» и если это «мы» вот ТАКОЕ?
P.s. Речитативно (без абзаца).
Национальный диалог. Горизонтальная «гражданская дипломатия». Превращение программы послевоенного восстановления Донбасса в «национальное дело» с участием и патронатом отдельных областей и городов над конкретными проектами и населенными пунктами. Национальные проекты, инициирующие новую индустриализацию и «кластеры прорыва» в реальном секторе. Революция Университетов. Национальная школа молодой элиты (по модели школы «АСПЕН»). Национальная электронная библиотека. Социальные инвестиции в инфраструктуру повседневной жизни, включая инфраструктуру для людей пожилого возраста. Гуманизация бизнеса – как новая норма жизни («социальная ответственность» кажется очень уж «сухим» термином). Ужесточение наказания за преступления, связанной с посягательством на жизнь. Национализация активов, полученных коррупционным путем. Использование опыта «народных предприятий». Новая коммунальная экономика. Политика защиты прав и интересов граждан Украины за рубежом. Де-политизация медиа и поддержка просветительского медиа-пространства. Новая культурная политика «внутреннего мультикультурализма». Развитие национальной фестивальной культуры. Развитие культурных индустрий. Региональная реформа и укрупнение областей-земель. И терпение, принятие иного, и еще раз терпение. Чтобы общие дела дали шанс на общее будущее всех, кто ушел или уходит.
Возвращение – это о возрождении веры через до-верие. А это еще нужно заслужить.
p.p.s И совсем забыл о выборах в парламент. Может, потом. Когда они выдохнут предвыборные крики и будут в состоянии слышать других. Если будут…