Все это создает уникальный феномен контрастной многоукладности по-украински, где IT-утопизм соседствует с провинциальным «новым средневековьем».
Символом этого феномена стала технократическая утопичная идея нового Президента В.Зеленского – «государство в мобильном телефоне».
Собственно, такая идея – дитя своего времени, где ублюдочная реальность с коррумпированной корпоратократией, управляющей активами страны и национальными программами, с войной и военным «бизнесом на крови», со средневековой социальной несправедливостью – могут просто «спрятаться» за экраном телевизора или гаджета.
Кажущаяся путаница с государством и отдельными государственными опциями (услуги, коммуникация с гражданами, инструменты «электронной демократии») на самом деле представляет собой новую идеологию корпоративного государства, в рамках которой вся государственная машина управления (бюрократия, законодательно-нормативная монополия), господства (налоговая система, таможня, контролирующие органы, экономические активы государства, лояльная медиакратия) и подавления (спецслужбы, военная организация, правоохранители, судебная ветвь) может быть упрятана за цифровой магией отдельных функций.
«Цифровое государство» - политический либеральный миф эпохи информационного общества, позволяющий фетишизировать и придать внешний легитимный лоск РЕАЛЬНОМУ частному распоряжению ресурсами, активами, общенациональным доходом (бюджет, госактивы) и даже обеспечить выгодный «дизайн» персональному составу власти. Медиакратия как составная часть корпоратократической элиты прекрасно справляется с задачей продвижения целых групп менеджеров под коллективными брендами и раскрученными медиа-героями («Зе-команда», «партия Смешко», партия Вакарчука «Голос» - лишь наиболее яркие примеры).
Карнавализация политической жизни в Украине, наблюдающаяся, по нарастающей, в последние полтора десятилетия, достигла своего апогея в ходе выборных кампаний 2019 года. Маски победили своих хозяев, как в старой сказке «Лампа Аладдина», где лампа стала хозяином джинна. Феноменальный, по украинским меркам, рейтинг партии «Слуга народа» - самый убедительный тому пример. Но примерно также теперь трансформируются и остальные коллективные бренды, где сама политическая маска-знак нивелирует, превращает в анонимов практически любого участника карнавала. Возможно, фамилии в списках этих коллективных политических масок и будут вызывать вопросы или удивление, но – не более того. Если правило маски принято, то и ФИО участника воспринимается как естественное право сыграть эту роль и предстать в этом имидже.
Здесь также важно отметить: карнавальность украинской политики и героизация политических лидеров-брендов не только не усиливает персонификацию, а производит ровно обратный эффект – де-персонифицирует состав власти, делает его брендо-командным. «Зеленский и его команда», «Тимошенко и ее команда» - такие коллективные мифо-фетиши делают некритичным, неважным, несущественным РЕАЛЬНЫЙ состав тех, кто получает мандат народного депутата, пост министра или руководителя госпредприятия. Все эти «члены команд» воспринимаются как органическая часть коллективной карнавальной маски одного главного героя.