Украина и карантин:

оценки и перспективы
Сборник тематических докладов от Strategic Group Sofia

Щербина ВиктоР
Пандемия коронавируса - первое историческое событие в жизни «малой Украины»
Поэтапный выход из карантина в Украине во второй половине мая даёт надежду на некоторые улучшения, но в целом люди всё еще испуганы внезапными переменами и угнетены неясной жизненной перспективой, чувствуют себя брошенными государством, ощущают недовольство ограничительными карантинными мерами, прежде всего по экономическим причинам. Государство не оказало помощи людям во время карантинных мер, ограничившись запретами. По примеру других государств, в процессе разворачивания пандемии граждане Украины ожидали снижения налогов и коммунальных платежей, государственной помощи самозанятым, мелкому и среднему бизнесу в выплате заработных плат. Но ничего из этого сделано не было. Как одна из рефлексий происходящего, возник чёрный юмор: «люди могут умереть уже не от коронавируса, а от голода».

В то же время пандемия не стала препятствием для правящего класса в осуществлении непопулярных мер – приняты закон о продаже земли сельскохозяйственного назначения, о банковской системе, несмотря на чрезвычайность угрозы здоровью граждан продолжается медицинская реформа, ведущая к сокращению расходов на медицинские учреждения. В работающих больницах медики получают по-прежнему копеечную зарплату, рискуя при этом жизнью.

По выражению одного из журналистов, «во время карантина народ увидел, что такое наша власть. Не могу даже сказать, что у нас капитализм, у нас в Украине какой-то неофеодализм, где каждый феодал-олигарх имеет свои СМИ, свою армию, - теперь это модно… Не знаю, как на них сказывается карантин, а народ за это время обеднел. Многие предприниматели обанкротились, не у всех же такие финансовые запасы «жира», как у богатых. А что говорить о наёмных работниках? Они сидят без денег, никто им в это время зарплату не платил, государство не помогло.»

В страну вернулась часть людей, работающих за рубежом, но значительная их часть осталась в странах пребывания. Вернувшиеся с определенными трудностями люди в значительной части намерены уехать при первой же возможности. Для них наступил момент истины и самоопределения - они были восприняты неблагоприятно, как источник опасности переноса вируса (кем в известной мере и были). У большинства из них нет перспектив работы и социального места в стране. При этом граждане Украины, решающие на свой страх и риск (зачастую не вполне легально) проблемы собственного трудоустройства, вызванные углубляющимся кризисом собственной страны, столкнулись с тем, что государство намеревается вести себя в отношении них как хозяин трудовых ресурсов, готовый решать собственные экономические и политические проблемы, распоряжаясь их жизнями.

В режиме ограничений и изоляции общество разделилось на «работающих» и «неработающих» - тех, кто критически важен для обеспечения жизнедеятельности страны и тех, без чьего участия она может обойтись. Это сказалось на социальном самочувствии миллионов сограждан. Обе категории стали бороться за свои права доступными им способами. Процветавшие и ощущавшие свой социальный престиж категории работников, связанные с «передовым» постиндустриальным укладом, ведущим в будущее (услуги, торговля), оказались в критическом положении. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил, что число зарегистрированных безработных выросло почти в десять раз по сравнению с периодом перед введением карантина.

Проявилось неравенство социальных групп связанное с лоббизмом во власти – крупный бизнес смог обеспечить защиту своих интересов и работал, в то время, как мелкий и средний не мог работать и терпел убытки, которые не принимались во внимание фискальными органами. Так, в апреле 2020 года прекратили деятельность 16,3 тыс. физических лиц-предпринимателей. Украинские предприниматели выходили с протестами в регионах и в Киеве, требовали от власти с 1 мая 2020 года снять ограничения и запустить весь бизнес страны, отправленный на длительный карантин из-за угрозы короновируса, при условии соблюдения санитарно-гигиенических требований. Также выдвигалось требование, чтобы в стране сняли налоги с бизнеса, которому было запрещено вести деятельность на период карантина.

Но результатов не было – в отличие от требований праворадикальных групп, периодически ставящих категорические условия власти, последняя не слышала голос протеста бизнес-сообщества. Когда же представители этих категорий столкнулись с тем, что на практике лишь организованный протест проявил эффективность (были приняты решения об открытии рынков и др.) в обществе вырос запрос на реальную. Действующие политические структуры пытаются использовать это недовольство в своих интересах, но высокое недоверие к ним и отсутствие ресурсов влияния делают эти усилия пока не эффективными.

Средний класс пострадал очень заметно – именно к нему принадлежит большинство городских жителей, работающих в сфере услуг, преимущественно замороженной во время пандемии. Однако принадлежность к среднему классу определяется не только ежемесячным доходом, но и образом жизни - стандартами потребления, организацией досуга, культурными запросами, самосознанием. Падение доходов влияет на возможности, но не на потребности. Люди стремятся сохранить горизонт собственных возможностей - добиться того, чтобы уровень доходов вновь соответствовал их индивидуальным (и вместе с тем классовым) запросам. Эта группа не собирается удовлетворяться тем, что в пирамиде потребностей опустится на пару ступеней и будет вынуждена существовать за счет обещанных государством общественных работ. Значительная часть среднего класса лояльна и поддерживает власть, многие делают это не по убеждениям, а по аполитичной инерции. Но именно в этой прослойке выше интерес к политическим изменениям, снижению роли государства в экономике, общественной и частной жизни. Представители среднего класса, в том числе и в силу качества образования, чаще склонны к критической оценке действительности, проявляют волю к самостоятельности и ответственности – не исключением стала и пандемия.

Кризис государственности усилился – люди видят, как на пандемию реагируют соседние страны и сравнивают с тем, что происходит в Украине. В массовом сознании под воздействием шока от воспринимаемого контраста может измениться система координат восприятия политической системы Украины в целом.

Так, в Европейском Союзе с первых дней кризиса руководства отдельных стран и структур ЕС стали разрабатывать варианты активного государственного вмешательства в экономику, основанные на значительных бюджетных расходах. Все варианты борьбы с экономическими последствиями кризиса, вызванного пандемией, полагались на государственные банки развития, центральные банки и государственные фонды. Меры, которые предпринимают в Европе, можно разбить на два основные направления: бюджетная помощь с зарплатами и увеличение инвестиций. Мобилизация инвестиций прошла довольно быстро и уже 16 апреля этого года министры финансов ЕС решили предоставить госгарантии банку развития ЕС (ЕИБ) на сумму для проведения антикризисных инвестиций на огромную сумму 200 млрд евро (для сравнения: годовой ВВП Украины составляет 130 млрд евро). Если говорить об отдельных странах, то в Великобритании, Франции, Люксембурге правительства решили выплачивать из бюджета 70—80% зарплаты работникам пострадавших компаний, чтобы предотвратить увольнения. Испанское правительство социалистов запустило программу «Социальный щит» на 200 млрд евро, которая помогает работникам справиться с выплатой ипотеки и сокращением рабочего дня.

Антикризисные меры украинской власти в основном сводятся к ограниченным налоговым каникулам и скромной помощи из средств бюджета, составленного так, что каждая третья гривна из государственного бюджета Украины будет отдаваться в качестве выплат по внешним долгам. Кроме неэкономических мер, не требующих расходов (временный запрет на отключение коммунальных услуг должникам) отменены единый соцвзнос (ЕСВ) для ФОПов, штрафы, налоговые проверки (но не сами налоги) и налог на пользование землей, формирующий ресурсы органов местного самоуправления. При этом наемные работники продолжают платить и единый социальный взнос, и подоходный налог, которые автоматически вычитаются из зарплаты. Владельцы же бизнесов могут официально не платить некоторые налоги - это явная защита интересов более имущих слоев населения.

Пандемический кризис усугубляет социальное неравенство, в первую очередь бьёт по наиболее уязвимым слоям населения - женщинам, молодёжи, прекарным занятым. От самоизоляции больше страдают те, кто живёт в съемном жилье, женщины теряют работу быстрее мужчин. Обеспеченные граждане уезжают проводить карантин в загородных резиденциях, а наемные работники съезжаются с родственниками, потеряв возможность платить за жильё. Однако и промежуточные слои чувствуют угрозу своему положению и привычному образу жизни, пусть и в меньшей степени.

Карантин с властью играет злую шутку – он был воспринят многими её представителями как гарантированное спасение от падающей легитимности, но фактически подталкивает еще дальше развитие политического кризиса по линии центр-регионы. Произошло это очень быстро – после ряда апрельских скандалов, показавших двойственность «новой команды» центральной власти. Но дело не столько в скандалах, сколько к состоявшему возврату к политическому курсу предыдущей власти. По результатам опроса, проведенного Социологической группой «Рейтинг» в течение 12-13 мая 2020 года, треть (32%) населения оценивают направление движения страны как «правильное», а половина (52%) – как «неправильное», еще 17% затруднились ответить. Более положительно оценивают ситуацию молодые респонденты, сторонники президента Зеленского и партии «Слуга народа». Карта доверия изменилась почти до обратных величин – в сентябре 2019 «правильным» направление движения страны считали 52% опрошенных тем же агентством по той же методике, а «неправильным» - 22%. Первый год правления президента Зеленского в мае 2020г. на «отлично» или «хорошо» оценили треть опрошенных, почти 40% - «удовлетворительно», около трети – «неудовлетворительно» или «ужасно». Наилучшие оценки президент заслужил за освобождение пленных и заложников и борьбу с коронавирусом. Относительно средние оценки получили такие сферы как объединение страны, международная политика, укрепление обороноспособности, социальная защита населения, обновление кадров во власти, реформирование образования. Хуже всего опрошенные оценили уменьшения влияния олигархов на политику, земельную и медицинскую реформы, борьбу с коррупцией, экономическое развитие и прекращение огня на Донбассе. В таких сферах как борьба с коррупцией, медицинская и земельные реформы и уменьшение влияния олигархов на политику негативные оценки дали также не менее трети сторонников действующего главы государства.

Подобно конфликту на Донбассе для П.Порошенко, пандемия для команды В.Зеленского стала процессом, на котором она строит собственную институциализацию и процедуры политического влияния - уже после того, как была утеряна прежняя легитимность режима. Тот запрос, на котором новая команда пришла во власть, не выполнен и пандемия используется как «спасительный круг» легитимности. В результате образовался запрос на «новую новую власть», то есть на соответствующие повестке пандемии «новые» фигуры, что стало одним из оснований новой дифференциации в команде В.Зеленского.

Процесс мобилизации общества для выполнения под руководством власти задач, связанных с карантином, пришелся на фазу длящейся уже более года социальной демобилизации. Именно на этой волне В.Зеленский, обещавший скорый мир и наказание тех, кто пользовался вооруженным конфликтом для личного обогащения, пришел к власти год назад. Вооруженному конфликту на Донбассе уже шесть лет и он по-прежнему не имеет перспектив разрешения в рамках сложившихся подходов всех его сторон, что порождает аномию в обществе. Вооруженный конфликт в 2014г. мобилизовал общество (хотя и с разными полярностями), но с течением времени превратился в банальность и производит уже обратный эффект – он стал делом отдельных профессиональных групп и связанных с ними политиков, перестав быть «пространством общего».

Сначала угроза пандемии была воспринята по аналогии с военной угрозой, всерьез, но после ряда скандалов и деятельности власти, легитимность карантина как актуального общественного события упала. Сводки о заразившихся рутинизуются - опасность, которая рядом, становится чем-то привычным. Население годами живет с масштабыми эпидемиями туберкулёза и СПИДа, в ситуации настоящей «войны на дорогах», всплеска криминальной волны, не говоря уже о бесконечных сообщениях о боестолкновениях и угрозе вторжения «захватнических войск» - не удивительно, что уровень чувствительности к запугиванию новой угрозой оказался весьма низким. Пандемия начинает выглядеть и восприниматься все в большей мере как продолжение прежних политических практик безответственного управления в интересах внешних субъектов и собственной прибыли. Новая угроза не изменила образ власти в массовом сознании. Этой ситуацией начали пользоваться противники власти, но делают это пока в своих старых идеологических повестках, которые не воспринимаются населением как эффективные. Возникает несистемное протестное движение регионального и отраслевого характера – с требованиями к власти выступили врачи, фермеры, мелкий и средний бизнес, автоперевозчики работники сферы массовых развлечений и т.п. Политическая повестка становится более частной, «проваливается» на уровень местных проблем. Привычность «растекания» протестной активности успокаивает и вселяет надежду на успешность стратегий реакции власти в виде имитации и «заговаривания». Но это вовсе не означает, что не возможны новые конструкты обобщения политического действия на новой основе.

Пандемия усилила пластичность массового сознания, оторвав от привычных ему представлений о устойчивых и неизменных реалиях жизненного мира. Для многих шоком было то, что решением власти возможно остановить весь транспорт, регламентировать и ограничить физическое передвижение значительной части населения. «Оказалось», что влияние общества на государство сильно преувеличено и для последнего не существует никаких «красных линий». Это породило новое массовое переживание стресса, результатом чего становится распад структур повседневности, гиперлокальных (общинных, соседских, производственных) структур социальной жизни. Люди переживают свою оставленность и исключенность, социальное отчуждение, обычно скрываемое в автоматизмах повседневности в систуации отчуждения становится объектом, который поневоле осмысливается и переживается. Это имеет как психологические, так и мировоззренческие последствия, меняется характер отношения масс к происходящему со страной в целом, открываются возможности для новых идеологических влияний. Этот процесс «слабых изменений» на уровне общественной морали традиционно не воспринимается всерьез постсоветских обществах, где элиты воспитаны в духе примитивного механического материализма, заставляющего смотреть на народ с позиции «а куда они с подводной лодки денутся?» Но эти изменения идут и порождают новые эффекты осмысления, что проявляется в частности через дискуссии в социальных сетях. Результатом роста неопределенности становится повышение чувствительности к альтернативным, несистемным факторам, рост уровня внушаемости людей – и не только со стороны официальной пропаганды. В такой обстановке возможны массовые психозы, растет иррациональность, что снижает потенциал политико-правового регулирования поведения масс.

В изоляции повысился уровень семейного насилия, нанесен удар по прежней системе воспитания и образования. Дистанционное образование поставило в непривычные условия учителей, учеников и родителей, разрушило традиционный воспитательный процесс. Стресс и изменения образа жизни приводят к снижению иммунитета и росту психогенных заболеваний. В условиях гиподинамии тонус организма ослабляется, что воспринимается как симптом болезни, что само по себе усиливает панические настроения.

Пандемия сменилась инфодемией, однако новая угроза не смогла объединить политических противников в общей борьбе, лишь обострив противоречия на информационно-политическом поле.

В средствах массовой коммуникации не был сформирован единый дискурс пандемии – эта тема еще больше разделила общественное сознание. Отсутствие авторитетных источников информации, многообразие трактовок угрозы, целесообразности и оценок эффективности принимаемых мер усилило дистанцию между вербальным и реальным поведением как государственных чиновников, так и масс. Формируется массовая негативная субкультура пандемии, растут настроения ожидания чудесного избавления на фоне негативных экономических прогнозов.

По расчетам аналитиков ЮНИСЕФ более 6 миллионов украинцев окажутся за чертой бедности, трудное финансовое положение ожидает каждую вторую украинскую семью с детьми, поэтому пострадают 1,4 млн. детей. ЮНИСЕФ обеспокоен, что ухудшение экономической ситуации будет иметь наиболее разрушительное воздействие на многодетные семьи, одиноких родителей с детьми, семьи с детьми до 3-х лет и одиноких пенсионеров старше 65 лет.

Пока же наиболее пострадавшими в ходе карантинных мер стали самозанятые слои населения, т.н. средний класс – средний и мелкий бизнес, заробитчане, все, кто не связан с государственной службой или крупными корпорациями. Так проявилась социальная сущность построенного при П.Порошенко государства – несмотря на идеологическую риторику о мелкобуржуазности «мифа майдана», о наличии мощной самоорганизации «среднего класса», массы оказались перед необходимостью такой самоорганизации в целях экономического и физического выживания. Но теперь это происходит перед лицом сильной государственной машины с репрессивными функциями, которые продолжали наращиваться в период коронавируса.

В повестке новой «борьбы со злом» пандемия подтолкнула к формированию фигуры нового «внутреннего врага» в лице тех, кто не выполняет требование «санитарных властей». Живущим в рамках прежней мифологии все труднее становится не видеть того, чего видеть не хочется – своего реального, а не воображаемого положения. Как реакция на это формируются стратегии «уклонения» от нормативного давления. Этому способствует неопределенность темы коронавируса и ограниченность ресурсов влияния власти.

Часть граждан понимают пандемию как заговор власти в интересах внешних сил, чему способствует и специфика восприятия массовым сознанием вирусной угрозы - вместо физико-биологического объекта массовое сознание пытается взаимодействовать с ней как с политико-правовым явлением. Люди выражают протест, пытаются отстаивать свои экономические права, право на передвижение, разоблачают, уклоняются от дисциплинирующих практик на гиперлокальном уровне.

Освоение (изучение и понимание) собственно физической природы угрозы, поиск способов нормализации карантина как необходимого и оправданного режима жизни, идет фрагментарно и медленно еще и в силу отсутствия авторитета научно-рационального подхода к реальности, доминирования архаических мифологических структур в восприятии реальности. Понятия научного тезауруса недоступны массовому мифологизированному сознанию, что проявляется в массовом неадекватном восприятии угрозы и поведении в сложившейся ситуации.

В ходе разворачивания карантинных ограничительных мер разрываются не только межличностные но и межтерриториальные связи, единственным связующим институтом общества в целом становится весьма неустойчивая и малоэффективная вертикаль власти. Под влиянием этого в регионах усилились процессы локализации, проявляется то, что им необходимо в общегосударственной жизни и что излишне. Регионы стали замыкаться в себе, пытаются жить своей самостоятельной жизнью. На этой волне, особенно в преддверии местных выборов осенью 2020г., возросла роль и влияние региональных властей. Местная власть для населения стала значимее центральной, которая стала удобным объектом обвинения во всех бедах. В то же время на местах начал происходить перераздел сфер влияния и собственности, что укрепило потенциал влияния «местных феодалов».

Необходимость централизованного управления проявилась в контексте ситуации, переживаемой Украиной в связи с лесными пожарами, которые бушевали на фоне пандемии. Они начались 4 апреля пожары в лесах Чернобыльской зоны в Киевской области распространились на соседнюю Житомирскую область, где огонь уничтожил 40 домов сельских жителей в нескольких селах, в Полесском заповеднике за сутки уничтожил около 500 га леса и порядка 120 га агропромышленного комплекса. К маю в Черниговской области потушили горевший месяц гигантский пожар. Экологи говорят о небывалой осенне-зимней засухе, которая продолжилась весной, и отмечают антропогенный характер возгораний. Опасность возникновения пожаров на открытых территориях существует в Одесской, Николаевской и Запорожской областях. Из-за высокого уровня пожароопасности значительно увеличивается и риск возникновения многочисленных пожаров в природных экосистемах и на открытых территориях. Сохраняется опасность горения торфяников в прилегающих к лесам областях, которые может ликвидировать только подъем грунтовых вод. Сильно обезвоженный грунт не сможет впитать большое количество осадков, вода будет стекать в реки и озера, что угрожает сильными паводками. Эти пожары привели к выходу Киева в лидеры городов мира по загрязненности воздуха. Власти и санитарные службы рекомендовали киевлянам не открывать окна, не выходить на улицы без крайней необходимости и регулярно делать влажную уборку помещений. Возросли болезни – сердечные и дыхательных путей.. Полиция боролась с поджигателями. Секретарь Совета национальной безопасности Алексей Данилов сообщил в Facebook, что пожары могли возникнуть в результате умышленных поджогов, к которым причастны землевладельцы. По версии министра внутренних дел Украины Арсена Авакова первоначальной причиной возгорания стала авария на линии электропередач. Его советник Зорян Шкиряк написал в Facebook, что пожары и в Чернобыльской зоне, и в Житомирской области могли быть результатом спланированной диверсии с целью « нагнетании истерии и усилении панических настроений среди населения в условиях карантина». Пострадавшие жители Житомирской области высказывают мнение, что это был преднамеренный поджог, как месть за обращение селян в прокуратуру по поводу вырубки леса с целью незаконной добычи янтаря. Обсуждалась гипотеза о поджогах с целью сокрытия покрываемых властью незаконных вырубок леса, акцентировалось также и на поджогах травы как части культуры землепользования в частных хозяйствах. Пожары проявили, что изменения климата уже наступили, а Украина к этому оказалась не готова на организационном уровне. Возникла угроза пожаров нового, средиземноморского типа, когда есть сильный ветер и засуха, которая продолжается три-четыре месяца. Украинские пожарные не имеют опыта тушения такого рода пожаров, к тому же смена руководства обусловливает постоянную смену людей, соответственно нет централизованного управления подготовкой и тушением пожаров. Необходимо пересматривать ответственность и ГСЧС, и лесных хозяйств и сельсоветов, и громад, и всех землевладельцев, лесопользователей. Но политических условий для всего этого в условиях «феодализации» региональной власти нет и как Украина справится с новым экологическим вызовом совершенно непонятно.

На фоне пандемии проявилось отсутствие действенных эффективных решений имеющихся социальных и экономических проблем. Разрушается миф о том, что есть простые и понятные «благотворные реформы», которые не хотят реализовывать олигархи и старая власть в целом, а новые лица реализуют эти реформы и непременно приведут страну к процветанию. Лекарство «реформ» оказалось хуже болезни - пандемия проявила практический социальный результат демонтажа социального государства и неолиберального курса в экономике, ослабивших способность народа не только решать, но и воспринимать проблемы общего характера. Угроза вирусной эпидемии – одна из таких проблем. Она воспринимается и интерпретируется различными группами в рамках собственных представлений о своих интересах, но не как реальная общая угроза, что не приводит к формированию целенаправленного действия на уровне общества в целом.

Однако, несмотря ни на что, власть продолжает удерживать прежний неолиберальный курс. Новая команда проявила «новый цинизм» - «мы просто выполняем то, чего от нас требуют и поэтому не отвечаем за свои действия. Раз мы получили большинство на выборах, то принимаемых нами решений хочет народ Украины, МВФ партнеры. Мы действуем как нас учили в университетах, мы никому ничего не должны, всех выслушаем и дадим ответ, а действовать будем по своей собственной воле.» Как альтернатива оппозицией была заявлена идеология «национального эгоизма», предполагающая выработку программ государственно-частного сотрудничества в интересах развития страны как самостоятельного промышленно-индустриального комплекса. Но этот курс требует изменения неолиберальных идеологических оснований государственного развития и системы международного партнерства, к чему политический класс в целом не готов. Отдельные лидеры оппозиции выступают с радикальными оценками и лозунгами, но дальнейших практических политических действий не происходит.

Поэтому естественной представляется проводимая политика уступок требованиям внешних партнеров и внутренних радикальных сил в продолжении курса предыдущей власти. Перспектива выработки самостоятельной политики интерпретируется в массовой коммуникации как крайность либо риторическая позиция оппозиционных сил – при том, что она пользуется все более возрастающей популярностью по мере проявления реальных (а не мнимых) последствий проводимых в стране реформ.

Образ новой власти как «неопытной» и такой, что «еще не взяла рычаги управления в свои руки» исчерпан. Туман неопределенности, который был ресурсом легитимности В.Зеленского в течение года, в период пандемии развеялся. Он предстал как последовательный, принципиальный продолжатель и союзник политической линии П.Порошенко в реализации прежней формулы государственного строительства - но уже как единственно возможной прагматической программы, без идеологических излишеств в виде этнонациональной харизмы и религиозно-церковного пафоса.

Проблемы гуманитарной сферы решаются теми же способами и в том же направлении, «идолы майдана» свергнуты с идеологического пьедестала но их положение как и прежде устойчиво, а их дело продолжается. Новых идеалов нет – первоначальная риторика «либертарианства» сменилась возвратом к прежним идеологическим позициям. Попытки «заговорить» проблемы ни к чему не приводят – заявленная позиция идеологической амбивалентности («какая разница») реализуется в виде попустительства деятельности прежних политических персонажей. Как заметил один комментатор: «Все по заветам старины Макиавелли. Вот тут правильные украинцы, а здесь уже – внутренние враги. За линией Керзона живут милые хоббиты, а за большим атлантическим океаном – всесильные эльфы, ну а на востоке Мордор. На Майдане была революция, за Институтскую отвечает Янукович, за Одессу – Путин, ну а Донбасс – это 26-я русско-украинская война. Красота, где нет даже оттенков у черного и белого. Просто один квадрат Малевича.» Зеленский становится репликой Порошенко, а тот обретает черты фундаментальной фигуры государственного строителя - «сивочолого гетьмана». Но проблема в том, что эта система не функциональна - иначе зачем было менять Порошенко на Зеленского?
Интрига, в которую государство и общество играли год, в период пандемии, закончилась и власть вернулась на прежние позиции. «Вчерашние демократы» соединились со вчерашними «новыми лицами» - новая команда объединилась с теми, кого год назад 73% избирателей пытались убрать в ходе «электоральной революции». Это снизило не только рейтинг В.Зеленского, но и легитимность самой выборной демократии как процедуры влияния граждан на поведение государства. Формируется запрос на другие, радикальные и несистемные , процедуры политической борьбы – соответствие им пытается демонстрировать оппозиция как одна (палить велосипедные шины в ведре) так и другая (размахивать «флагом победы»). Пандемия остается формальным сдерживающим фактором для разворачивания этих тенденций, естественные сомнения в целесообразности принимаемых карантинных мер превратились в средство политического давления.

Продолжается политика нормализации чрезвычайщины как необходимого в условиях вирусной угрозы режима жизни общества. Представители власти действуют «как на войне», находясь в оперативном режиме – «война списывает» то, что никто не отвечает за свои слова и решения, постоянно меняются сроки и обещания. Такое состояние предлагается принять как должное в силу беспрецедентности ситуации с новым заболеванием и продолжающейся войны. Пандемия как общественное событие легитимирует принцип безответственности власти, действующей под лозунгом «имею право на ошибку». Периодически возникающие скандалы остаются новостями, но не становятся событиями, даже за грубые ошибки и никто не несет ответственности.

Пандемия – первое историческое событие в жизни «малой Украины». Общество и государство живут на основе созданных в событиях с 2014г. внешних и внутренних институциональных (политических, правовых, идеологических) регуляторов и ограниченных в связи с уменьшением территории и населения ресурсов. Проявились все позитивные и негативные моменты деятельности нового государственного аппарата и нового общественного устройства, которые при этом частично еще находятся в состоянии трансформации от постсоветской идеологической двойственности Украины образца 1991-2014.

Наряду с вооруженным конфликтом в Донбассе пандемия как общественное событие выступает одним факторов развития и оформления новой нормативно-ценностной основы государственных и общественных институтов. В этом процессе проявляется социальное содержание деятельности новых институтов, их организационная специфика, а также ценностно-рациональная ориентация.

Под прежними лозунгами постсоциалистического периода («национальное возрождение и борьба за независимость») реализуются уже новые общественные цели, которые диктуются меняющимся миропорядком. Поэтому реакция на пандемию выглядит как реакция на внешние а не внутренние факторы общественных изменений, что становится дополнительным фактором отчуждения общества и государства. Процессы управления и самоуправления происходят на основе тех нормативно-ценностных регуляторов, которые были институциализированы при Порошенко как военно-чрезвычайные, потому и способны действовать лишь в таком режиме. За предыдущий год переход управления в режим умиротворения не произошел. Пандемия проявила, что повестка чрезвычайщины системно необходима для работы возникших институтов. Она интерпретируется описывается государственными чиновниками в категориях войны с врагом а не в категориях борьбы со стихийным бедствием и помощи населению.

Пандемия усилила тенденцию к формированию охлократического режима правления, при котором нормой выглядят изменчивость политического курса, непредсказуемость и импульсивность политических акций. Власть генерирует и использует популистские настроения в крайне примитивные формы понимания происходящих процессов, что создает условия для произвола и бесправия во всех сферах общественной жизни. Риском такого режима могут быть беспорядки, погромы, бессмысленные разрушения. О реализации прав и свобод человека в ситуации разрушения политико-правового пространства говорить сложно.

Опорой охлократии выступают маргинальные и люмпенизированные слои населения, неудовлетворенные своим социальным положением и не имеющие рационального видения собственной перспективы.

Общественное недоверие и неверие людей в способность власти справиться с социальными и экономическими проблемами является не проблемой, а необходимым условием для такого режима правления. В этих условиях естественным выглядит желание обратиться за помощью и поддержкой к криминальным силам или выйти на стихийные акции протеста, вплоть до самосуда, отказа от участия в голосовании, от соблюдения нормативных требований в социальной жизни. Способом отвлечения от насущных социальных проблем в этой ситуации становится постоянный поиск врага, на которого можно было свалить все неудачи и все проблемы. Для этого в СМИ создается и поддерживается образ врага, для сохранения которого необходимо и перекрыть или дискредитировать альтернативные источники информации. Для раздувания охлократической истерии нередко использовуется искаженная историческая память, позволяющая произвольно трактовать исторический смысл происходящих событий. Охлократические тенденции – эмпирическое проявление фактического кризиса власти, хотя некоторые склонны воспринимать их как «новую нормальность», режим длительной устойчивости.

«Коронакризис» стал первой проверкой для качества нового менеджмента и управления и показала его высокую эффективность с точки зрения реализации интересов внешних сил, которые управляют уже непосредственно. Впереди видится тотальная цифровизация общественных отношений и переход к киберкоммуникативным регуляторам, «облачной экономике» платформенного капитализма, встраивание в «гиперглобальность» в уже новом историческом качестве.

В политическом смысле ни один из общественных запросов «электоральной революции» (снижение стоимости жизни, мир на Донбассе и социальная справедливость ) с которыми Зеленский шел на выборы, не выполнен. Пандемия используется правящей группой как условие для перезагрузки политической повестки на «программу реформ» в условиях угрозы мирового кризиса. Предыдущие обещания и не могли быть выполнены, поскольку не соответствовали всему предыдущему этапу исторических изменений Украины – события после 2014г. были не случайными, а вполне закономерными. Новое «тело власти», не случайно созданное В.Зеленским из представителей прежней политической команды, ориентировано на сложившиеся за предыдущие десятилетия идеологические, политические и социальные ориентиры.

Вместе с тем новая власть стоит на пьедестале пафоса исторического действа с позиции нового поколения, усвоившего то, чему его учили прежние учителя. С этой позиции пандемия используется как новая для Украины «война Зеленского» - с той же риторикой долга и жертвенности («спаси себя - спаси Украину»), которая направлена на мобилизацию общества вокруг власти. Реальность жизни страны описывается как такая, где есть враги, друзья и горизонт победы – все это должно легитимировать принимаемые решения, во имя этого необходимо выполнять требования властей, быть лояльным режиму.

Политическая критика режима осуществляется по частным моментам и ограничена отсутствием концептуального альтернативного видения и социальных сил, которые бы на него субъективно ( по усвоенному характеру своих интересов) ориентировались. Поэтому существенные изменения курса страны не связаны с имеющимися политическими и социальными реалиями, они возможны лишь в силу действия внешних факторов либо в силу углубления внутреннего кризиса. Общество и государство находятся в состоянии исторической неопределенности - прежние, индустриальные, регуляторы поведения масс, распались, а новые не сформировались.

Долго ли будет длиться такое состояние? Период обновления нормативно-ценностных оснований государственных и общественных организаций завершен, но социологические исследования показывают высокую амбивалентность массового сознания. Это заставляет сомневаться в статусе существующих представлений о наступлении «нового длинного века», где имеющиеся у созданного за период 1991-2016г. социально-политического поколения жителей Украины мировоззренческие основания и их идеологическое выражение будут устойчивы на протяжении его жизни. В условиях усиливающейся глобальной неопределенности и при наличии современных информационных сред может произойти «фазовый переход» - когда люди не будут вырабатывать последовательно нового миропонимания, но в определенной ситуации обнаружат, что они «всегда это знали и так всегда думали».

Уходит в прошлое надежда на «спасительную науку» вообще и «медицину» в частности. Восприятие медицины качнулось от «сейчас все лечат» к страху смерти от респираторной инфекции. Фактически общество ментально возвращено в эру до антибиотиков и массовой вакцинации. Не реализовались надежды на «цифровизацию» как способ успешного решения социальных проблем - социальные службы и госудаственные органы работают с прежней эффективность. «Цифровизация » помогает следить и выписывать штрафы – общество переходит к её восприятию от надежды к угрозе. Исчезает надежда на «экономические убежища» - что при возвращении «незатронутые» кризисом отрасли помогут «затронутым», и ничего страшного не произойдет. Фактически пострадала вся экономика, которая требует хоть какой-то занятости с минимальной квалификацией - включая сельское хозяйство, на которое возлагали такие надежды. Разрушается миф о «добром государстве», которое спасет нас и вернет к прежнему образу жизни. Меры поддержки минимальны и у них очень низкий темп. Деньги забирают прежде всего из публичного сектора, в результате очень сильно пострадают бюджетники и пенсионеры – об этом все чаще говорят в том числе и чиновники. Разговоры о том, что общество перед лицом общей угрозы стало «сплочённей», «лучше» и «моральней», остаются благими пожеланиями. На выходе из карантина обедневшие люди увидят, что лишились очень многого, а не приобрели ничего. Морали и гуманизма в отношениях станет меньше. В обстановке растерянности и усиления глобального недоверия возникает стремление вернуться в прошлое с его понятными рисками и формами реагирования на них. Образы строительства «общества всеобщего благоденствия» под «мудрым руководством» социально ответственного государства будут все более популярны, результаты периода «демократического транзита» станут предметом критического переосмысления.

Это усилит общественный запрос на государство, продуцирующее не «норму», но «справедливость», а также экономический рост без ограничений - энергия должна быть дешевой, еды и рабочих мест должно быть много. «Вернувшееся с войны» общество будет требовать компенсаций и слушать тех, кто предложит путь к их получению. Пандемия показала, что Украине нужна прогрессивная экономическая политика, стимулирующая более быстрый и инклюзивный экономический рост. Нужна политика, способная в интересах большинства населения смягчать и выводить страну из регулярно повторяющихся кризисов. Пандемия проявила кризис проводимого в последние десятилетия курса, а не очередной политической команды, которая его реализует. Необходимы госинвестиции через банк развития и региональные агентства развития, приведение налоговой политики к социал-демократическим европейским стандартам, защита прав наемных работников, реформа энергетики, наполнение бюджета и стимулирование экономического роста за счет реализации программ реиндустриализации на основе использования потенциала национального капитала.
Возможные перспективы
Пандемия стала катализатором нарушения достаточно хрупких процедур установления равновесия между созданными за последние три десятилетия в Украине структурами производства и распределения. Это отражается на формате отношений не только в хозяйственной, но уже и в политической, а также социокультурной сферах общественной жизни.

Порядок отношений в обществе стал менее либеральным и менее упорядоченным, передвижение капитала, рабочей силы и услуг стало менее свободным. В ближайшей перспективе общее для всех ощущение уязвимости обострит борьбу за влияние, усилит региональные перекосы и гумманитарный кризис и существующие конфликты. Обществу и государству станет сложнее скоординировать общий ответ на существующие проблемы, среди которых - изменение климата и связанные с этим угрозы как общественному природопользованию, так и среде обитания.

Учитывая сложность и противоречивость процессов и тенденций, проявивших себя в контексте «пандемического кризиса» в Украине, их незавершенность и зависимость от множества внешних факторов различного уровня, моделирование «постпандемической» ситуации для страны представляет значительную сложность. В то же время на основе проведенного анализа можно предполагать, что складываются и могут реализовываться в ближайшем будущем следующие тенденции:

- усиление сырьевого сектора и продолжение дрейфа в сторону сервисного государства;

- усиление нестабильности общественной жизни страны в целом, дальнейшее усиления роли как мегаполисов, так и региональных центров;

- государство перестаёт быть «всеобщим» и начинает опираться на поддержку социальных групп из числа работников государственного сектора, силовых структур, представителей сервисного сектора и государственных корпораций. При этом интересы остальных групп в условиях сокращения экономических возможностей будут если не игнорироваться, то приниматься во внимание все в меньшей мере;

- наносится серьёзный удар по малому и среднему бизнесу, по самозанятому населению, что приводит к торможению частной инициативы и сокращению сектора рыночных услуг, это будет менять общественную идеологи, сдвигая её «вправо»;

- происходит сокращение финансирования и статуса национальных программ как драйверов развития и поддержки частных компаний и региональных элит;

- растёт как официальная безработица, так и сегмент неофициальной безработицы, который увеличится в разы за счёт работников сферы услуг, малого и среднего бизнеса. При этом рисковые зоны будут концентрироваться в больших городах;

- формируется перспектива сокращения инновационных программ частного сектора, огосударствление программ информационных технологий;

- усиливается диспропорция центр-периферия и степень деградации провинциальных территорий, вынужденных к развитию в форме анклавов с упрощённой экономикой;

- усиливается политическое напряжение по линии Киев – регионы, политическая повестка в большей степени ориентируется на региональную проблематику;

- возникает политический рынок борьбы за контроль региональных ресурсов, региональные элиты будут вынуждены бороться на них с центральной властью, которая будет уступать под предлогом реализации политики дерегуляции и децентрализации, теряя при этом реальное влияние. При этом региональные бюджеты будут уменьшаться, бюджетные ресурсы сужаться, что станет дополнительным политическим ресурсом формирования сепаратисткой политической фронды региональных элит и антисистемных настроений в обществе. На этом фоне популистские тенденции будут подталкивать к охлократическому режиму правления;

- усиливается коррупционная составляющая в связи с ростом значимости госзаказов и контрактов для сокращающегося бизнеса;

- крупные системные корпоративные государственные и частные компании будут продолжать успешно лоббировать свои интересы, они успешно переживут «коронакризис» в отличие от большинства существующих предпринимателей из числа среднего и мелкого бизнеса. Это приведёт к перераспределению рынков и ресурсов политического влияния в пользу политиков из числа нового поколения, что сформирует новую повестку «социальной несправедливости» вследствие утрат ресурсов пострадавших в период пандемии групп населения;

Как у элит, так и у населения отсутствует единый образ происходящего, они дезориентированы и не в состоянии выработать собственных прогнозов развития, вынуждены действовать под воздействием частных событий и обстоятельств. Наличие неопределённости, множества противоречивых оценок и прогнозов усиливает тревожность и негативный настрой как общества, так и государства, подталкивая к жизни в режиме «последних дней».

В таком состоянии будет нарастать социальная аномия, но хаотическое недовольство отдельных групп будет скорее секторальным и неполитическим если не возникнет альтернативная сложившейся чёткая идеологически определённая программа протестного действия. Но внутри общества и государства, исходя из специфики гуманитарной культуры, мифологизированности политического мышления масс, оснований для такого возникновения не просматривается. Преобладающими будут ожидания поддержки со стороны государства, что усилит влияние политиков популистского типа и тенденции к установлению режима охлократии. Но возможны и «исторические сюрпризы» – когда массы начинают вести себя не под влиянием политического «театра» (хоть плохонький, но он есть), а впадают в состояние революционного возбуждения и склонности к переменам катастрофического характера. Накопленный потенциал несправедливости может привести либо к перераспределению богатства в процессе реформ, либо к перераспределению бедности в процессе революции.

Характер переживаемого исторического времени и масштаб события пандемии позволяет предполагать нелинейные эффекты, вызванные процессами предстоящих трансформаций мироустройства. Глубинные исторические тенденции изменений действуют в такие периоды с неудержимой для политических и социальных структур силой. Искусство политики в такие периоды состоит не в том, чтобы противостоять им, а чтобы направлять их разрушительную энергию в строительство дальнейшего прогрессивного русла течения народной жизни. Разумеется, если эти политики являются «слугами народа», а не слугами или прислужниками кого-то иного.
Дмитрий Ермолаев
Измерения классовых эскалаторов или почему экстренно нужна реиндустриализация
Тенденции социальной стратификации «до пандемии»

Украина сформировалась в качестве общества управляемой нищеты с двумя группами, ее представляющими. Каждая из которых, по принципу «люди наше богатство», составляет удобный источник пограничного использования труда в определенных сферах как внутренней, так и внешней экономики.

Обладающее капиталом меньшинство - «прослойка» (в т.ч. корпоратократия: «политическая бюрократия»/плутократия и олигархия) (скрытое, количественное меньшинство), представляя основные силы формирования государственных политик использует стратегию получения личной и повышения корпоративной выгоды (в т.ч. как личной компенсации в ситуации макроэкономической стагнации) путем сокращения издержек через ускоренный демонтаж социального государства (со всеми как корпоративными, так и гос. услугами и программами) и издержек на труд.

Данная политика создает активно растущий новый украинский неопределенный класс - прекариат (прим.: "precarious", прекариат/прекариативный - нестабильный). Прекариарность дает работодателю возможность сокращать издержки увольнения (малый контракт/временная работа и т.д.) - Трудовой кодекс-2020 и шум вокруг него, как маркер; держать в страхе и повиновении (политическом в том числе, держим в уме наш гос.сектор) работников ядра постоянной занятости - страха самому оказаться в статусе прекариата.

Мобильность рабочей силы и необходимые для этого либерализующие послабления на рынке труда утверждаются на национальном уровне как сверх необходимая норма на фоне изменений в структуре занятости «развитого мира», появления новых индустрий, интернетизации управления и т.д. (важное уточнение: множество из изменений в механике взаимоотношения работник-работодатель все же касались новых, добавленных отраслей, а не означали повсеместной трансформации. Но либерализация трудового законодательства происходит повсеместно).

Нисходящая мобильность в Украине более интенсивна и распространена по сферам труда, находя проявление среди квалифицированных работников как умственного, так и физического труда. А вот в других странах она касалась исключительно «синих воротничков» (квалифицированных рабочих с инструментом, операторов и сборщиков, простейших профессий), а среди «белых воротничков» (руководителей, профессионалов) и работников сферы торговли и услуг наблюдалась восходящая мобильность. Таким образом, в упомянутых странах фиксировался тренд постиндустриального развития, теоретически описанный западными социологами, от которой совершенно отлична ситуации Украины (если перестать судить про общую ситуацию, исходя из фасадной картинки «постиндустриальности» центральных улиц крупных городов)

Выигрыш капитала ясный - удар новой социальной незащищенности предполагается по маргинезам электорального костяка - среднего класса: ранее устойчивые группы на окраинах оказываются в водовороте неолиберального роста. Формируется огромный сектор (параллельно смерти и де-кластеризации сложной-индустриальной) упрощенной прекарной экономики. Работники которой зависимы от социальных подачек и популистской риторики, и крайне управляемы в электоральном поведении.

Суть, лежащая за этим социальным фактом последнего десятилетия/двух - переориентация страны от повестки социального государства к ново-сословной неолиберальной форме организации ресурсов национального пространства с целью повышения доступности национального человеческого ресурса-сырья (примитивный ручной труд, не требующий больших затрат на «образование» личности и сопутствующие траты) перед корпоративным капиталом - экономическая модель, закладывающая социальную бомбу ускоренного действия.

В зоне уязвимости оказалась временная, небезопасная занятость, поскольку подрывается как личная безопасность, так и социальные сети. Формируются новые большие группы, которые исключены из социального участия на большинстве уровней (особенно с точки зрения безопасности, социальной включенности и культуры). Вместе с их безопасностью снялись и финансовые обязательства государства.

В формуле нового классового оценивания позиции работника, теперь необходимо брать в расчет не только его текущий статус, но и особенно его шансы и опасения столкнуться со своей нисходящей мобильностью. Как пример, в результате преждевременных родов, уменьшенной государственной социальной помощи и сверх либерализованных стандартов в социальных гарантиях капитала - все приводит часто к разрушению социальных сетей, ухудшению перспектив участия в жизни общества и снижению шансов вести плановую жизнь со стабильными перспективами на будущее. Представители среднего класса получают все меньшую долю экономического пирога, в то время как «прослойка» перераспределяет на себя все больше и больше.

Украина в проводимой государственной политике окончательно утверждается как аутсорс территория.

Нестабильная занятость преднамеренно, в итоге, была взята также как неолиберальный инструмент и как средство внутренней социальной дисциплины (заново востребованной социальной нестабильностью, которая порождена увеличением доходности). Только официально, на внутреннем рынке труда рост с 2015-18 наблюдался в «оптовой и розничной торговле»; «ремонте автотранспортных средств», «строительстве». Тогда как падение! в «промышленности» на 150 тис., «финансовой и страховой деятельности» на 30 тис., «образовании» на 80 тис., «охране здоровья» на 45 тыс, и т.д. Только за 4 года из упомянутых секторов длительных трудовых контрактов с высококвалифицированными работниками ушло под 300 тыс. чел.

Страх выпасть из стандартной занятости стимулирует как свою личную работу, так и снимает политические претензии от самой ситуации нормальности позиции прекариата (так как данная позиция является защищаемой нормой в институциональной трактовке и на уровне неолиберальной идеологии, защищаема как форма безапелляционной функции рыночной справедливости, предпринимательской свободы и самой основы потребительской стабильности эпохи развитого капитализм: «мир таков в своих благах, только когда рынок труда таков в своей структуре и принципах саморегулирования»). Это, кстати, очень созвучно либеральным/либертарианским посылам новой украинской политической команды, где доминирует пример молодого успешного предпринимателя - как формула и субъектность успеха. Формула успеха малой предпринимательской касты, логика хищнического становления которой (как и меры: меньше контроля, меньше налогов, меньше спроса и требований) никак не может стать универсальной.

«Пандемия» пролетаризации

На картину упрощающейся экономики с горсткой экспортного сектора, волатильность цен в котором и так накладывала риски «плавающего бюджета», ложится логичное последствие симбиоза мирового экономического кризиса и национальной карантинизации.

Основной спрос работодателей состоит из вакансий на работников в сфере сельского и лесного хозяйства, в сфере торговли и услуг, в сфере логистики (курьер, водитель, грузчик, подсобный рабочий, укладчик-упаковщик, заведующий складом), в сфере здравоохранения и предоставления социальной помощи (медицинские сестры, социальные работники), в сфере обеспечения правопорядка (охранник, сторож). Спрос доживающей экономики на прекариат, но не спрос на выживание общества как богатого, а значит сложного целого.

Число зарегистрированных безработных в Украине выросло до 487 тыс. человек. За время карантина количество безработных в стране увеличилось на 197 тыс. человек. Вакансий существует только на 50 тыс. человек.

Украинское правительство предполагает, что реальное количество безработных в Украине до конца года составит 1,5-2 млн. И это самые мягкие официальные оценки. В то же время, по оценкам Торгово-промышленной палаты Украины, уровень безработицы сегодня составляет 13,7-15,4%. уже! (2,5-2,8 млн. Граждан.) Это самый высокий показатель за последнее 15 лет. И это не окончательные цифры, учитывая оценки отечественных экономистов.

Существует, кроме всего прочего, и неформальный сектор занятости, в котором на 2019 - 3.5 млн. чел. (21% от всех работающих), состоящий из: с/х, оптово-розничной торговли, ремонта; строительства. И если 42 % в с/х секторе можно считать условно защищенным через спрос в экспортном секторе, то остальные могут быть потенциальными сотнями тысяч людей поставленными «на паузу» востребованности в тех секторах, которые остро негативно реагируют на резкие спады внутреннего спроса, который объективно только в начальной стадии.

В добавок к этому мы получаем осложненную ситуацию со спросом и порядком организации работы нового украинского экспортного прекариата - «заробітчан». Основные страны-реципиенты нашей выездной рабочей силы испытывая общемировой спад потребления будут вынуждены сбавить объёмы производств, а следовательно и динамику найма (а возможно и предыдущий, «докарантинный» объём приглашаемых рабочих - как следствие частичного замещения их собственными гражданами). Таким образом, уже сейчас ломается тот свисток, что динамично какое-то время спускал пар социального голодного бунта, находя выход во внешнем повышенном трудовом спросе при нашей «внутренней колониальности» стагнирующего доедания ради пира меньшинства-мизера.

И так залатанный со всех сторон бюджет и сопутствующие фонды потребуют постоянного ручного экстренного ежеквартального «спасения» (управленческий пиар на котором скорее всего посчитают удачным политическим ходом «пира на чуме», из-за не имения на данный момент внутри властного спроса на интеллектуальный способ разрешения комплексных внутренних проблем и их рационального профессионального стратегического разрешения с прицелом на долгосрочные социально-экономические результаты). Этому будут «способствовать» линейно не прочитываемые пост-карантинные факторы локальных катастроф.

План «Великого будівництва» от Правительства выдается языком ярких красок мифов рузвельтовского «Нового Курса». Армия безработных, в односложном бюрократическом языке, должна трансформироваться в массу трудоустроенных в сферах строительства дорог, инфраструктурных обьектов, с/х и коммунальных работ (видимо предполагают выпустить тысячи работников с метлами и новыми цветами для клумб). Получается максимальное понижение в уровне капиталовооруженности труда и формирование ново украинского конвертера прекариат-пролетариат (работа по найму является по существу единственным источником средств к существованию, а характер структуры внутреннего и внешнего рынков лишают и доступа к капиталу и того, что может быть использовано как капитал. Последние средства съедутся «ломбардами»: о чем уже мило позаботились во власти). Предлагаемый план предполагает изыскание 154 тыс. рабочих мест в фере строительства дорог, 150 тыс. - в благоустройстве и 85 тыс. - в сельском хозяйстве. Такое превращение граждан в Uber-крестьян. «Крестьяне обязаны были молоть зерно на мельнице своего сеньора, при том что услуга была платной. Крестьяне не просто жили и трудились на не принадлежащей им земле, но вынуждены были подчиняться условиям, в которых феодал был, словами Маркса, «руководителем и властелином процесса производства, а следовательно, и всего общественного жизненного процесса» Которые «только тогда и могут существовать, когда находят работу».

У не пролетария его высокая квалификация, полученное им образование выступают в качестве капитала, но в случае минусового внутреннего рынка труда и в количественном выражении «закрывающегося» и ограниченного (на время ожидания властью новой мировой стабильности) внутреннего - огромное количество людей скоро окажется в ситуации временных пролетариев. Тяжелее всего придется работникам без официального оформления, само занятым специалистам, фрилансерам и вернувшимся в страну трудовым мигрантам. Ведь они, в большинстве своем, не смогут рассчитывать даже на ту минимальную и явно недостаточную защиту, которую сегодня обещает государство ибо уже сейчас звучат сообщения о том, что Фонда социального страхования уже в нынешнем году может не хватить (при расчетах его пополнения в числах «до карантинной» экономики).

Вместо рытья траншей «отсюда и до обеда» требуется комплексное создание условий наращивания спроса на рабочие места в ключевых секторах высокой надбавленной стоимости производств внутреннего спроса и производств экспортного приоритета. А ближайшее наращивание пролетаризированного населения - социальная опасность и потенциал голодных бунтов (когда последняя тропинка готова и крайняя клумба высажена), которые могут оказаться вне осязаемого и досягаемого контроля. Не просто политическая стабильность, само функционирование внутренней социально-экономической системы (в т.ч. работоспособность крупного капитала) витально зависят от разворачивания государственной политики к новой долгосрочной стратегии НГК (Нового государственного капитализма).
Вадим Емец
Промежуточные итоги влияния пандемии covid-19 на экономику Украины и дальнейшая экономическая траектория
Промежуточные итоги влияния пандемии на экономику

Последствия пандемии COVID-19 еще продолжительное время будут иметь влияние, как на глобальную экономику, так и на ситуацию в Украине. Однако, уже сейчас можно подвести первые итоги этих процессов.

Итак, рассмотрим влияние массового заболевания на следующие экономические субъекты: государство, крупный, средний и мелкий бизнес, финансовые учреждения, наемный персонал.

В целом, влияние пандемии на государственный сектор проявилось, в первую очередь, в сфере государственных финансов. И без того сложная ситуация еще более обострилась – вынужденное перераспределение средств на нужды медицины происходило в условиях падения доходов государственного бюджета в результате приостановки работы некоторых направлений бизнеса, падения экспорта, а также, в обстановке ухудшения условий заимствования на внешних рынках капитала.

Первой реакцией на эти события была девальвация национальной валюты. Что указало на отсутствие возможности наращивания денежной массы для наполнения бюджета и поддержания национального хозяйства без привлечения дополнительного финансирования из-за рубежа или опустошения золотовалютных резервов.

Сложность проявилась в трудностях, связанных с погашением задолженности по заработной плате перед врачами – Президент начал «разруливать» ситуацию в середине апреля и по состоянию на середину мая задолженность, в ряде областей, оставалась. В целом же, план по доходам Государственного бюджета на 2020 г. за январь-апрель выполнен на 86,1%.

При этом, по подсчетам Ассоциации городов Украины, из-за карантина местные бюджеты могут потерять 15,6 млрд. грн. или 5,3 % годовых доходов общего фонда местных бюджетов.

Растерянность власти вылилась в несогласованность заявлений должностных лиц, связанных со сферой государственных финансов. Так, глава НБУ отрицал, какие-либо слухи относительно запуска «печатного станка» и анонсировал восполнение дефицита государственного бюджета за счет средств МВФ и других внешних поступлений. Министр финансов Украины заговорил о возможном повторном секвестре госказны в случае если не удастся получить финансирование со стороны МВФ.

Очевидно, что в сложившихся обстоятельствах, власть вынуждена «консолидировать силы» для выполнения условий МВФ с целью получения первого транша в размере 1,7 млрд. дол.США уже в мае. Что, соответственно, будет иметь лишь краткосрочный стабилизирующий эффект.

Влияние COVID-19 на крупный бизнесстоит рассматривать с позиций общего ухудшения конъюнктуры на внешних рынках промышленных товаров, к которым добавились внутренние карантинные меры. Так, в марте перерабатывающая промышленность сократилась на 8,5%, добывающая - на 4,3%. При этом, объемы выплавки стали украинскими металлургическими предприятиями в апреле сократились на 20% по сравнению с мартом и на 27% - по сравнению с апрелем прошлого года! «Метинвест» рассматривает остановку «Азовстали», а «Интерпайп» - вариант уменьшения производства труб в II-III кв. 2020 г. на 30-50%. Вместе с тем, достаточно устойчивым является экспорт железорудного сырья, основным внешним потребителем которого является Китай. А падение общих показателей добывающей промышленности связано, скорее, с уменьшением внутреннего спроса на уголь и падением мировых цен на нефть.

Промышленный спад повлек за собой существенное уменьшение потребления электроэнергии, что обострило борьбу за потребителей между государственными («Энергоатом») и частными (ДТЭК) энергогенерирующими компаниями. Согласно данным НЭК «Укрэнерго» в апреле 2020 г. энергопотребления было меньше на 11% чем в марте 2020 г. и на 8% - чем в апреле 2019 г. Так, предприятия машиностроительной отрасли уменьшили потребление на 21%, транспортной на 17%, металлургии на 13%, топливной отрасли на 12%, коммунальной-бытовой сектор на 12%.

В то же время, крупный аграрный бизнес пока сильно не пострадал – разворачивание кризиса совпало с концом маркетингового года, когда основной законтрактованный объем урожая уже распродан, а посевная сопровождалась падением цен на топливо и азотные удобрения. К тому же, опасения о сухой весне не оправдались и Минэкономики подкорректировало вверх прогнозы относительно будущих урожаев зерновых.

Наиболеепострадал от пандемиисредний и мелкий бизнес, в связи с тем, что под режим карантина попали направления, где сосредоточено больше всего мелких и средних компаний – сфера торговли, общественного питания, туризма, развлечений и пр.

Так, по причине карантина, по состоянию на конец апреля 2020 г., количество действующих физических лиц-предпринимателей сократилось на 277 тыс. (более ¾ занимались торговлей на рынках). Также резко уменьшилось количество зарегистрированных ФЛП: если до карантина еженедельно регистрировалось 5 тыс. новых предприятий, то во время карантина - около 1,5 тыс. Схожая тенденция и с регистрацией новых компаний: если ранее их регистрировали 1,5 тыс. еженедельно, то во время карантина лишь 500. 78% опрошенных представителей малого и среднего бизнеса отметили, что они теряют во время введения ограничений 75% дохода. Также 38% ресторанов прекратили свою работу во время карантина. В общем, продажи заведений общественного питания в Украине сократились втрое. Оборот средств упал на 73% по сравнению с началом марта.

Что касается населения, то по состоянию на конец марта 60% украинцев понесли финансовые потери в результате разворачивания эпидемии коронавируса. А именно: 38% рассказали об уменьшении регулярного дохода семьи, 16% заявило о полной потере дохода, 14% потеряло работу,
10% понесли финансовые убытки.

Наблюдается тенденция к обвалу арендных ставок на жилую недвижимость – уровень падения ежемесячных платежей находиться в пределах 20-50%, в то время как посуточная стоимость аренды жилья в больших городах обвалилась в три раза.

Падение доходов населения имело отрицательное влияние и на сферу ЖКХ. Так, задолженность за коммунальные услуги, по состоянию на конец марта, только в одном Киеве достигла 6 млрд.грн. (а в Украине, по предварительным данным, превысила 70 млрд.грн). В нескольких городах (Ивано-Франковск, Каменское) водоканалы находятся на грани остановки, что может вылиться в закупоривание канализационных систем и коллапс водоотвода. «Хмельницкгаз» сообщил о падении уровня расчетов на Буковине на 62%, в Черновецкой области расчеты сократились на 43%. В "Житомироблэнерго" говорят, что если обычно потребители оплачивали 70-80% счетов, то сейчас – всего 30-40% население и 50-70% предприятия.

Данные рынка труда также указывают на существенные экономические пертурбации, переживаемые страной – по состоянию на начало мая уже около 700 тыс. украинцев потеряли работу, и эта тенденция набирает обороты. Так, если в середине марта на сайте Work.ua было опубликовано 54 тыс. вакансий, то по состоянию на 7 мая - всего 29,5 тыс. Интересным является и список ТОП-5 затребованных профессий: продавцы (скорее всего для интернет- продаж), водители, грузчики, офис-менеджеры (для ухода за пустым офисом), повара.

Ухудшение общей экономической активности имело негативное влияние и на финансовый сектор. Если в первом квартале 2020 г. прибыль банковского сектора составляла 16 млрд.грн., то уже в марте ее уровень опустился до 97 млн.грн., а 14 банков понесли убытки на уровне 2,7 млрд.грн. По результатам следующих нескольких месяцев ожидается дальнейшее ухудшение финансовых показателей банковской системы, по причине падения качества кредитного портфеля и необходимости наращивания резервов под «плохие» кредиты.

В целом, пандемия COVID-19 фактически обусловила погружение темпов роста ВВП Украины в отрицательную зону. Если в начале года были надежды на вялый экономический рост, то по результатам первого квартала 2020 г. экономика сжалась на 1,2%, по результатам второго - экономика может упасть на 11%, а предварительный итог по году находиться на уровне минус 5,1%, хотя и это уже выглядит довольно оптимистично.

Дальнейшая траектория экономики

С целью содействия экономике и населению правительство и НБУ анонсировало ряд мер, которые должны поддержать малый и средний бизнес, финансовый сектор, население.

Основная суть предложенных мер сводится к возможности отсрочки или сокращения различных налоговых и не налоговых платежей, а также уменьшения регуляторного давления. В том числе, правительством предложена программа кредитования малого и среднего бизнеса. Основной антикризисной мерой, направленной на создание рабочих мест, является программа по строительству дорог и благоустройству территорий, всего по словам Министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства это должно помочь создать около 500 тыс. рабочих мест.

В целом, ряд предложенных мер выглядит неоднозначно – предоставленная возможность временно не платить за коммунальные услуги обусловила усложнение функционирования базовых систем жизнеобеспечения – сфер энергогенерации, газо- и энергообеспечения, отвода и поставок воды. Возможность не вносить обязательные платежи создала не покрытые «дыры» в местных бюджетах. Критерии для получения государственного беспроцентного кредита отсеивают большое количество предпринимателей, которые не в состоянии без них продолжить свою деятельность. А действия НБУ, по уменьшению учетной ставки и послаблению требований к капиталу, и в докризисный период имели бы ограниченный эффект на банковскую систему.

В целом ощущается острая нехватка резерва финансовых средств, который мог бы быть «распакован» в кризисные времена, что и будет определять дальнейшую траекторию «движения» экономики Украины в условиях ожидаемой L-подобной траектории «движения» мировой экономики.

Соответственно, наименее пострадавший от пандемии аграрный сектор превращается в базовый, который уже в этом году обеспечит 60% всего экспорта товаров из страны. По оценкам UNCTAD, с марта 2019 до марта 2020 мировые цены на металлы упали на 18,4%, а на сельскохозяйственные товары - на 6,8%. Этот же сектор является наиболее привлекательным как для внутренних, так и для внешних кредиторов и инвесторов. Это означает, что именно здесь будет реализовано наибольшее количество новых проектов в ближайшие годы.

Также, перспективным видится добывающий сектор – производство железной руды, редкоземельных руд, нефти и газа.

Металлургический сектор Украины, как и энергетику, ожидает тенденция к затуханию.

Мировой спрос на продукцию металлургического сектора будет вялым еще продолжительное время, что поспособствует ожесточенной конкуренции в этом секторе. Украину ждет безвозвратная потеря некоторых рынков (частично Европы, Африки) и это не будет восполнено внутренним спросом, даже в случае восстановления позитивных темпов роста ВВП страны. Что вынудит такие компании как «СКМ», MittalSteel (Украина) наращивать экспорт железорудного сырья.

Производство э/э будет следовать общей тенденции аграризации экономки – по мере ее наращивания и сворачивания других более энергоемких секторов будет падать общее потребление, как среди промышленных потребителей, так и среди населения. Это, соответственно, будет ограничивать спрос на уголь (в первую очередь со стороны ДТЭК) и другие энергоносители, используемые для производства э/э. Капитальные инвестиции в производство нефти и газа, будут находиться под давлением, в период низких мировых цен на нефть, и воспрянут с их ростом (это касается, как государственных НАК «Нафтогаз Украины» и ПАО «Укрнафта», так и частных производителей).

Сектор машиностроения абсолютно утратит какую-либо цельность и будет состоять из высокотехнологических «оазисов» (преимущественно предприятий «Укроборонпрома») и предприятий, включенных в глобальные производственные цепочки на правах провайдеров дешевой рабочей силы.

Сфера торговли также преобразится. Здесь ожидается дальнейшее укрупнение больших торговых сетей (Fozzy Group, Novus, Экомаркет, АТБ и пр.) и разрастание интернет гипермаркетов (уже сейчас интернет-магазин rozetka.ua можно отнести к таковым). Рост и первых и вторых будет обеспечен за счет перетока клиентов от разорившегося во время карантина малого и среднего бизнеса.

Сферу транспорта ожидает неоднозначная перспектива. Полностью устаревшую, перегруженную долгами и коррупционными схемами «Укрзалізницю» ожидает полный упадок, вплоть до закрытия целых направлений по причине экономической нецелесообразности и не возможности поддержания на существующем уровне. Вместе с тем, будет развиваться речная транспортировка грузов, а также автомобильная внутренняя перевозка по принципу работы почтовых и курьерских служб (яркий пример «Новая почта»).

Инфраструктура, которая предполагает громадные капитальные инвестиции, в ближайшие годы будет продолжать ветшать. Особенно тяжелая ситуация сложится в сфере передачи и поставки электроэнергии, природного газа, инфраструктуры сферы ЖКХ и пассажирского транспорта. Что буде отражаться, в целом, на качестве жизни населения.

Явным минусом опоры экономики на аграрный сектор является то, что он в Украине воспроизводится по модели развивающихся стран, которые включены в мировое разделение труда в качестве поставщиков, преимущественно, сырьевых товаров. Что априори не предвидит возможности для проведения политики, направленной на экономический ренессанс и создание условий для выхода на «догоняющие» темы развития.
Руслан Фарений
КАРАНТИН КАК ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
11 марта 2020 года постановлением Кабинета министров Украины на всей территории странны был объявлен карантин. Документом предусматриваются множество ограничений прав и свобод как для юридических так и физических лиц. Более того, за несоблюдение ограничений установленных КМУ, Кодекс административных правонарушений был дополнен статьей 44-3, которая предусматривает довольно внушительные административные взыскания от 17 до 34 тысяч гривен.

Возникает логичный вопрос, может ли Кабинет министров Украины ограничивать права и свободы человека, руководствуясь законом «О защите населения от инфекционных болезней» и в каких объёмах.

Стоит начать с анализа норм Закона Украины « «О защите населения от инфекционных болезней». В соответствии с данным нормативно-правовым актом карантин - административные и медико-санитарные меры, применяемые для предотвращения распространения особо опасных инфекционных болезней. Карантин устанавливается и отменяется Кабинетом Министров Украины. Соответственно, законодатель не выделяет карантин как особый правовой режим.

Статьей 29 Закона императивно установлено, что в решении об установлении карантина указываются обстоятельства, которые привели к этому, определяются пределы территории карантина, утверждаются необходимые профилактические, противоэпидемические и другие мероприятия, их исполнители и сроки проведения, устанавливаются временные ограничения прав физических и юридических лиц и дополнительные обязанности, возлагаемые на них.

Исходя из этой нормы Закона ограничения прав и свобод физических и юридических лиц устанавливаются вне особого правового режима. Более того объём этих ограничений устанавливается Постановлением Кабинета министров Украины на их собственное мнение, так как исключительного перечня ограничений Законом не предусмотрен.

Статей 64 Конституции Украины предусмотрено, конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины. В условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений. Соответственно Конституция предусматривает отдельные ограничения прав и свобод исключительно в рамках особых правовых режимах.

Стоит отметить, что Кроме карантина в Украине введен режим чрезвычайной ситуации. Кодекс гражданской защиты Украины даёт такое определение данному режиму: «обстановка на отдельной территории или субъекте хозяйствования на ней или водном объекте, которая характеризуется нарушением нормальных условий жизнедеятельности населения, вызванная катастрофой, аварией, пожаром, стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, применением средств поражения или другой опасной событием, привела (может привести) к возникновению угрозы жизни или здоровью населения, большого количества погибших и пострадавших, задача значительный материальный ущерб, а также к невозможности проживания населения на такой территории или объекте, проведение на ней хозяйственной деятельности.»

Он устанавливается по решению соответственно Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской или Севастопольской городских государственных администраций в случае возникновения чрезвычайной ситуации для единой государственной системы гражданской защиты в полном объеме или частично для отдельных ее территориальных подсистем временно устанавливается режим чрезвычайной ситуации.

То есть, вся государственная система гражданской защиты переводиться в режим чрезвычайной ситуации. Во время режима чрезвычайной ситуации усиливают координации всех служб.

Кодекс гражданской защиты населения определяет, что для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации осуществляются такие аварийно-спасательные и другие неотложные работы как :

- Оказания медицинской помощи пострадавшим,

- осуществление санитарно-противоэпидемических мероприятий,

- обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения в районе возникновения чрезвычайной ситуации и местах временного размещения пострадавших.

- введение ограничительных мер, обсервации и карантина.

В свою очередь карантин - это исключительно административные и медико-санитарные меры проводимые органами государственной власти.

Исходя из этого карантин выступает лишь как составляющей мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации и не может являться правовым режимом.

Тут возникает законодательная загвоздка, ведь режим чрезвычайной ситуации также не может ограничивать конституционные права граждан, как и карантин.

Логичным шагом действующей власти было бы введение режима чрезвычайного положения, ведь такой особый правовой режим предполагает временное ограничение прав и свобод населения и не противоречит Конституции Украины.

Согласно ЗУ «О правовом режиме чрезвычайного положения» Чрезвычайное положение может быть введен в случае возникновение особо тяжких чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (стихийного бедствия, катастроф, особо крупных пожаров, применение средств поражения, пандемий, панзоотий т.п.), создающих угрозу жизни и здоровью значительных слоев населения.

На период чрезвычайного положения могут вводиться следующие меры:

1) установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где вводится чрезвычайное положение;

2) ограничение движения транспортных средств и их осмотр;

3) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства;

4) запрет проведения массовых мероприятий, кроме мероприятий, запрет на проведение которых устанавливается судом;

5) запрет забастовок;

6) принудительное отчуждение или изъятие имущества у юридических и физических лиц.

( данный пункт можно было исключить из Закона)

Возможно было бы использовать дополнительные меры режима чрезвычайного положения в связи с чрезвычайными ситуациями техногенного или природного характера такие как:

- установление карантина и проведение других обязательных санитарных и противоэпидемических мероприятий;

- введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости;

(Особенно важно было обеспечить социально-незащищённые слои населения дефицитными личными гигиеническими масками и предметами первой необходимости.)

- мобилизация и использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, для предотвращения опасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций с обязательной компенсацией понесенных потерь;

( к примеру, использование необходимого медицинского оборудования из частных мед. учреждений)

- изменение режима работы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, переориентация их на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ;

В итоге действующая власть пошла по грани законодательной системы, и без особого правового режима ввела ограничения конституционных прав физических и юридических лиц.
PDF
~
Підпишись на наш Telegram канал чи Viber, щоб нічого не пропустити
Сподобалась стаття? Подаруйте нам, будь-ласка, чашку кави й ми ще більш прискоримося та вдосконалимося задля Вас.) SG SOFIA - медіа проект - не коммерційний. Із Вашою допомогою Ми зможемо розвивати його ще швидше, а динаміка появи нових Мета-Тем та авторів тільки ще більш прискориться. Help us and Donate!
Made on
Tilda