Это, на первый взгляд, простое определение стало результатом компромисса, достигнутого многочисленными экономистами, социологами, философами и правоведами, входящими в BIEN, которые по ряду вопросов придерживаются диаметрально противоположных взглядов. Должен ли базовый доход быть достаточным для обеспечения основных потребностей его получателей? У сторонников концепции есть разные мнения, хотя большинство из них отвечают на данный вопрос утвердительно. Следует ли вводить базовый доход вместо уже существующих социальных выплат или в добавление к ним? Одни полагают, что базовый доход для того и нужен, чтобы заменить прежнюю систему пособий, а в идеале и неденежные формы социальной защиты [Zwolinski, 2013]. Другие, напротив, рассматривают его исключительно как один из множества инструментов помощи гражданам со стороны государства, хотя с финансовой точки зрения такой вариант вряд ли смогут себе позволить даже самые богатые страны Европы. За счёт чего он будет финансироваться - традиционных налогов или, как предлагает бывший министр финансов Греции Янис Варуфакис, дохода с
капитала [Varoufakis, 2016]?
Ещё один дискуссионный вопрос: должен ли базовый доход предоставляться на национальном или наднациональном уровне (то есть из бюджета ЕС)? Очевидно, что с точки зрения преодоления социальных различий между странами ЕС предпочтителен второй подход. Однако экономические расчёты показывают, что даже выплата весьма скромного базового дохода в размере 139 евро (ежемесячно) всем гражданам ЕС обернётся колоссальными экономическими потерями для наиболее развитых стран Евросоюза (например, потери Германии составят 1,03% ВВП, а Люксембурга - 4,59% ВВП) [Mencinger, 2015], что делает такую схему политически неприемлемой.
Сторонников базового дохода можно разделить на несколько групп, выдвигающих различные аргументы в его поддержку.
Первая группа считает, что базовый доход нужен, прежде всего, чтобы дать гражданам реальную, а не мнимую свободу принятия решений. Так, по мнению основателя BIEN, бельгийского политического философа Филиппа Ван Парейса сама по себе свобода выбора, декларируемая современным капиталистическим государством, мало что значит, если человек не имеет средств, для того чтобы "
реализовать свое собственное представление о хорошей жизни, каким бы это представление ни было". Иными словами, базовый доход должен дать гражданам возможность самим решать, что им делать - работать, повышать квалификацию для трудоустройства в интересующей их сфере деятельности или вести домашнее хозяйство. Для данной группы специалистов характерно игнорирование (или недостаточная проработка) экономических аспектов базового дохода. Как правило, они лишь постулируют необходимость его введения, основываясь на этических доводах, не объясняя, насколько данная концепция осуществима с финансовой точки зрения.
Вторая группа - это "борцы с социальным государством", поддерживающие базовый доход как меньшее зло по сравнению с действующей громоздкой, неэффективной и зачастую коррумпированной системой социального обеспечения. Основная её честь - учёные и эксперты неолиберальных и либертарианских мозговых центров. Так, в опубликованном в начале 2018 г. докладе Института Адама Смита (Великобритания), был сделан вывод, что "среди всех социальных пособий, предоставляемых государством, базовый доход с наименьшей вероятностью будет поставлен на службу интересов (отдельных групп - Ю.К.) и с наибольшей вероятностью будет полезен для всех получателей" [Lehto, 2018].
Третья группа - приверженцы социалистических идей, утверждающие, что базовый доход позволит сократить бедность и улучшить положение трудящихся. Последние, имея достаточные средства для нормальной жизни, будут отстаивать свои позиции и добиваться более выгодных условий труда, а в случае разногласий с работодателями - без особых угроз для себя выходить на забастовки [Manjarin, Szlinder, 2016]. Следует, однако, отметить, что
среди социалистов и в особенности марксистов в последние годы растёт разочарованность в концепции базового дохода (о причинах этого будет сказано ниже).
Четвёртая группа - сторонники гендерного равенства и феминистского подхода к научным исследованиям, согласно которому современная экономика не учитывает в полной мере вклад женщин в экономические процессы. Они утверждают, что введение базового дохода сократит бедность среди женщин и позволит им отказаться от части трудоёмкой неоплачиваемой работы, а также снизить зависимость от мужчин, занимающих привилегированное положение на рынке труда [Schulz, 2017].
Наконец, к
пятой группе апологетов базового дохода, которая появилась сравнительно недавно, но становится всё более многочисленной, относятся учёные и эксперты, полагающие, что четвёртая промышленная революция, или "революция роботов", приведёт к автоматизации большинства производственных процессов, что, в свою очередь, сделает многие существующие профессии невостребованными. Следствием этого станет взрывной рост безработицы и имущественного расслоения, а вместе с ним - усиление социальной напряжённости. Эти вызовы, считают сторонники данной концепции, потребуют совершенно новых ответов в сфере социальной политики, в частности введения безусловных денежных выплат для всех граждан. Примечательно, что так полагает немало представителей крупного бизнеса, в основном - руководителей компаний, работающих в высокотехнологичных отраслях промышленности и сфере информационно-коммуникационных
технологий.
Как и любая другая радикальная идея, концепция базового дохода сталкивается с серьёзной критикой. Среди аргументов "против" есть как сугубо экономические, то есть связанные с последствиями введения базового дохода для экономики и государственных финансов, так и лежащие в идеологической плоскости.
Самый распространённый довод заключается в том, что для реализации базового дохода потребуются слишком большие финансовые затраты, которые не смогут себе позволить даже самые богатые государства. Так, чешскими исследователями были смоделированы различные схемы предоставления базового дохода и сделан вывод, что выделение суммы в размере 314 евро для взрослых и 157 евро для детей взамен всей системы социального обеспечения (включая образование и здравоохранение) потребует увеличения социальных расходов на 16% [Melzochova, Specian, 2015]. Аналогичные работы публиковались и на примере других стран. Сторонники базового дохода, однако, возражают, что подобные модели не учитывают целого ряда позитивных эффектов для экономики, таких как расширение покупательского спроса населения, рост числа граждан, занятых в отраслях с большей добавочной стоимостью и пр.
Другие возможные негативные последствия - рост иждивенчества; вероятное углубление социального расслоения, вызванное тем, что для осуществления без условных выплат всем гражданам, включая обеспеченные слои населения, государству придётся урезать помощь наиболее нуждающимся; а многие граждане увеличат расходы на вредные занятия (употребление алкоголя и наркотиков, азартные игры). Кроме того, некоторые специалисты довольно убедительно доказывают, что угроза массовой безработицы вследствие роботизации производства, которая служит одним из главных аргументов в пользу базового дохода, сильно преувеличена [Kapeliushnikov, 2017].
Идеологические доводы против базового дохода в основном сводятся к тому, что в результате его введения общество станет менее справедливым, интересы одних категорий граждан будут принесены в жертву интересам других. Примечательно, что подобные аргументы выдвигают представители всех без исключения идеологий. Так, часть правых экономистов считает, что любая осуществляемая государством схема отъёма и перераспределения средств, заработанных гражданами своим честным трудом, с точки зрения идей классического либерализма аморальна. Левые экономисты, напротив, опасаются, что введение базового дохода усилит раскол общества на две части - крупный бизнес, нацеленный на максимизацию прибыли, и большинство населения, которое лишится своих социальных завоеваний и будет довольствоваться "подачками" со стороны крупного капитала [Booth, 2017]. Критика базового дохода встречается и в работах, рассматривающих социальные вопросы в контексте проблемы гендерного равенства. С точки зрения некоторых феминисток, безусловные денежные выплаты приведут к уходу части женщин с рынка труда, что, в свою очередь, закрепит их неравное по сравнению с мужчинами положение в экономике [Gheaus, 2008].
Таким образом, базовый доход - это редкий пример концепции, объединяющей представителей различных экономических и идеологических течений. В то же время ни в одном из этих течений нет консенсуса по поводу того, насколько целесообразен переход к нему, и какое влияние, положительное или отрицательное, он окажет на экономику и общество.