Несмотря на значение решения США о НАТО, политический сдвиг коснулся и ЕС. Во-первых, страны, не входящие в НАТО, настаивали на изменении характера Общей политики безопасности и обороны (CSDP). Предложение Анкары направить больше турецких войск в континентальную Европу оставило партнеров из стран, не входящих в НАТО, обеспокоенными ростом присутствия Турции на территории НАТО / ЕС. В то время как многие европейские союзники по НАТО либо вызывали и / или переадресовывали войска из зарубежных миссий, чтобы восполнить дефицит войск и возможностей, оставленных США в Европе, в 2022 году был принят новый Протокол о договорах ЕС, чтобы успокоить страхи перед -НАТО стран-членов ЕС и, задобрить, членов НАТО / ЕС, которые хотели укрепить стратегическую автономию Европы.
В то время как некоторые государства-члены хотели более широкого изменения договора ЕС после решения США и Brexit, включая изменения в использовании квалифицированного большинства голосов в области внешней политики, политики безопасности и обороны, в конечном итоге Протокол 38 «Европейский союз обороны» был безоговорочно отмечен как наиболее жизнеспособный способ внесения поправок в договоры ЕС. По сути, Протокол 38 изменил Статью 422 договоров ЕС, чтобы разрешить развертывание миссий и операций CSDP на территории ЕС (До момента внесения поправки миссии и операции CSDP могли развертываться только за пределами Союза).
Протокол 38 привел к ряду связанных инициатив со стороны ЕС. Во-первых, в 2022 году Военно-планировочное и военное ведомство (MPCC) было переименовано в «Военный штаб ЕС» (MILIEU). Хотя MPCC было поручено стратегическое командование исполнительными миссиями и операциями в рамках CSDP в 2020 году, MILIEU теперь придется планировать внутренние миссии и операции ЕС. Во-вторых, была представлена пересмотренная концепция боевых групп ЕС (EUBG), которая заменила модель шестимесячной ротации на постоянные объединенные силы, а также ввела новый подход к финансированию развертывания EUBG. Эта новая концепция была объявлена долгосрочным проектом в рамках Постоянного структурированного сотрудничества (PESCO).
Тем не менее, несмотря на соглашение по Протоколу 38, создание MILIEU и новую концепцию EUBG, ЕС столкнулся с дилеммой, связанной с созданием силы. Поскольку многие государства-члены ЕС направляют свои войска и силы в НАТО, Союзу становится все труднее развертывать военные миссии и операции CSDP за пределами ЕС. Например, военно-морская операция ЕС, развернутая в Гвинейском заливе (EUNAVFOR Oshun) в ноябре 2020 года для борьбы с пиратством и нестабильностью в дельте Нигера, также должна была быть значительно сокращена. Военно-морские суда были необходимы для морской сдерживающей деятельности в Средиземном море, поскольку Россия расширила свою деятельность в южном соседстве Европы.
Тем не менее, одним из положительных аспектов усилий ЕС стала успешная инаугурация «линии Сувалки» в 2023 году, которая открыла последующие военных возможности мобильности для ЕС и НАТО. Опираясь на существующие проекты модернизации железных дорог ЕС, линия Сувалки расширила железнодорожное сообщение Познани между Червонкой и Сувалки в Польше с помощью полностью электрифицированной линии, рассчитанной на более высокую нагрузочную способность. В результате, в декабре 2024 года ЕС присоединился к своим первым военным учениям («Благородный воин 24») с НАТО на территории ЕС, чтобы продемонстрировать легкость маневренности через 100-километровый «разрыв Сувалки», соединяющий границы Польши и Литвы. Сочетание усовершенствованной инфраструктуры и военных учений продемонстрировало растущую стратегическую автономию ЕС в обороне с 2021 года.