Ранние неудачи в эмансипации советских женщин и возвращение Сталина к традиционной нуклеарной семье привели к тому, что многие проблемы с правами женщин окрасились в условиях государственного социализма в Восточной Европе. Но нехватка рабочей силы и печально известные пятилетние планы обусловили необходимость участия женщин в рабочей силе СССР, поэтому Сталин оставался приверженным образованию и занятости женщин, даже несмотря на то, что он запрещал аборты и препятствовал разводам. Историк Анна Крылова прослеживает медленную интеграцию советских женщин в вооруженные силы и появление новых эгалитарных идеалов женственности в течение 1930-х годов. Однако по большей части советское правительство никогда не выполняло своих обязательств по социализации домашней работы. Даже после смерти Сталина, когда правительство произвело либерализацию абортов, советских женщин все еще поощряли иметь детей и трудиться под тяжелым двойным бременем, лучше всего запечатленным Натальей Баранской в ее противоречивой новелле «Неделя, как любая другая».
Ситуация несколько улучшилась в странах Восточной Европы, которые начали свой путь к государственному социализму после Второй мировой войны. Несмотря на то, что война была опустошающей, большинство стран Восточной Европы были более индустриализированы в 1945 году, чем Россия в 1917 году, когда в ней была в основном феодальная экономика, состоящая из неграмотных крестьян. Их относительная развитость означала, что у послевоенных стран Восточного блока было больше ресурсов для обеспечения соблюдения их первых законов, устанавливающих равенство полов, и средств, способствующих образованию и занятости женщин. Конечно, в этих странах было много разнообразия - Чехословакия, Венгрия и Польша были более урбанистическими и развитыми, чем в основном сельские народы Болгарии, Румынии и Югославии, - но все они разработали некоторую версию социалистической программы для Эмансипация женщин, что была заложена в Копенгагене еще в 1910 году и опробована в первые годы существования Советского Союза.
Эта политика привела к быстрому увеличению доли женщин, работающих вне дома в социалистическом блоке. В 1950 году доля женщин в общей рабочей силе составляла 51,8 процента в Советском Союзе и 40,9 процента в Восточной Европе по сравнению с 28,3 процента в Северной Америке и 29,6 процента в Западной Европе. Четверть века спустя женщины составляли 49,7 процента рабочей силы Советского Союза и 43,7 процента рабочей силы в Восточной Европе по сравнению с 37,4 процента в Северной Америке и 32,7 процента в Западной Европе. Что еще более важно, несмотря на многочисленные трудности, женщины в Советском Союзе сообщили, что они наслаждались своей работой. В исследовании, проведенном в 1968 году среди 421 советской женщины, 58 процентов опрошенных сообщили, что они «очень довольны» своей работой. Когда их спросили, почему они работают, большинство ответило, что они хотели бы получить дополнительный доход для своих семей, но они также сообщили, что им нравится социальность и коллективность работы, потому что это дает им возможность выходить из дома и ежедневно встречаться с другими людьми. Треть женщин посчитали свою работу «интересной», а 35 процентов заявили, что хотят «чувствовать себя полезными для общества».
Сомневающиеся могут предположить, что советские граждане чувствовали политическое давление, когда сообщали, что они любили свою работу при коммунизме, поэтому стоит отметить, что этот вывод был воспроизведен в опросе бывших советских граждан, которые охотно иммигрировали в Соединенные Штаты. В исследовании «Политика, работа и повседневная жизнь в СССР: опрос бывших советских граждан» Джеймс Р. Миллар и его команда взяли интервью у случайной выборки из 2793 мужчин и женщин в возрасте от двадцати одного до семидесяти лет, которые эмигрировал в Соединенные Штаты в период с 1 января 1979 года по 30 апреля 1983 года (из общей численности населения 33 618 человек). Интервью (финансируемые за счет средств Министерства обороны, ЦРУ и Государственного департамента) задавали респондентам широкий спектр вопросов, чтобы помочь правительству США лучше понять повседневный опыт рядовых советских граждан. Американцы были шокированы высокой степенью удовлетворенности работой, на которую претендуют люди, которые в остальном были настолько недовольны своей жизнью, чтобы бежать из своей родины. «Рабочие места считались наиболее удовлетворительным аспектом жизни в Советском Союзе», - пишет Миллар в 1987 году, отражая тот факт, что 25,5 процента его выборки сообщили, что они «очень довольны» своей работой, а еще 37,7 процента заявили, что они были «в некоторой степени удовлетворены». Это означает, что более 63 процентов бывших советских людей чувствовали удовлетворение своей предыдущей трудовой жизнью, и этот вывод был сделан поразительным образом: «Самое интересное из всего - очень высокая степень удовлетворенности женщин своей работой, и это перед лицом высокой удовлетворенности работой мужчин тоже. Какова бы ни была причина, дискриминации в оплате труда и сегрегации в профессии, которые, как было показано, преобладали в СССР, как и в других странах промышленно развитого мира, похоже, это не преуменьшало удовлетворение женщин от работы в СССР».
В своей книге «Женщины при коммунизме», вышедшей в 1978 году, политолог Барбара Вулф Джанкар обнаружила свидетельства столь же высокого уровня удовлетворенности работой в Восточной Европе. Янкар сообщила об этом комментарии в беседе с учителем в Югославии: «Если у вас есть работа, у вас есть охрана, ваша пенсия, ваше будущее. Затем, если вы разводитесь, вы знаете, что у вас будет что-то, за что можно жить. Кроме того, никто не может оставаться дома с детьми целый день. Это так скучно. И все, с кем вам можно поговорить, это ваши соседи. Если они работают, никого нет. Твои друзья на работе.
Действительно, другие исследования, проведенные в регионе до 1989 года, подтвердили идею о том, что, даже если их мужья могли бы поддержать их, женщины хотели бы работать хотя бы неполный рабочий день. Проблема заключается в том, что во многих странах женщины вынуждены работать полный рабочий день, и доход женщин необходим для удовлетворения потребностей семьи. Женщины были также сосредоточены в секторах экономики, в которых не платили также, как в тех, где доминировали мужчины. Мужчины и женщины получали одинаковую заработную плату, если занимали одинаковые должности, но женщины были направлены в сельское хозяйство и легкую промышленность или были заняты в таких сферах, как юриспруденция, медицина, бухгалтерский учет и преподавание. Мужчины занимались добычей полезных ископаемых, строительством, инженерным делом и другими физическими или техническими работами, которые более ценились в плановой экономике. Наконец, государственно-социалистическая политика предоставления женщинам продленных декретных отпусков и тот факт, что матери почти всегда оставались дома, когда дети были слишком больны, чтобы ходить в школу, означали, что мужчины с большей вероятностью будут повышены до высших руководящих и исполнительных должностных позиций. Мужчины считались только работниками, а не родителями, но женщины всегда рассматривались как работники и матери.
Условия трудоустройства женщин различны в разных странах. И важно помнить, что различия в заработной плате означали меньше в странах, где основные потребности субсидировались, и было мало чего, что можно было купить с располагаемым доходом. Хотя женщины были сосредоточены в менее высокооплачиваемых секторах экономики, их работа гарантировала им доступ к жилью, образованию, здравоохранению, оплачиваемому отпуску, детским садам и собственным независимым пенсионным фондам. Кроме того, в некоторых странах женщины могут выходить на пенсию на пять лет раньше, чем мужчины, в знак признания домашнего труда женщин. Государственно-социалистические лидеры провели бесчисленные опросы, показывающие неравномерное распределение работы по дому, и попытались убедить мужчин протянуть руку помощи. Еще в 1950-х годах правительство Восточной Германии начало поощрять мужчин играть более активную роль в семье, а комитет болгарских женщин попытался перевоспитать мужчин и воспитать молодое поколение мальчиков, готовых помогать с домашними делами.
Но решения Политбюро и журнальные статьи не могли легко отменить укоренившиеся гендерные роли, и женщины были настолько обременены двойными задачами формальной занятости и работы по дому, что у них стало меньше детей. Столкнувшись с перспективой сокращения численности населения (и сопутствующей нехватки рабочей силы), большинство женских комитетов настаивали на расширении социализированного ухода за детьми, прачечных и кафетериев. Идея заключалась в том, что если бы государство освободило женщин от некоторых обязанностей по дому, у женщин было бы время и силы, чтобы вырастить больше детей (Румыния оказалась здесь более резкой, поскольку она также отменила ранее либеральный закон об абортах). Успех социализации широко варьировался по всей Восточной Европе. Городские жители чаще пользовались общественными прачечными и детскими садами, чем люди, которые жили в сельской местности, где все население с подозрением относилось к качеству еды, подаваемой в общественных кафетериях. Потом было социальное ожидание, что матери должны готовить для своих семей, ожидание, которое многие женщины приняли. Даже если продукты было трудно приобрести - возможно, нужно было пойти в четыре разных магазина, чтобы купить все для еды - женщины все еще любили готовить и гордились приготовлением хорошего ужина. По всему блоку женщины также жаловались на работу общественных прачечных и приносили постельное белье только для стирки, предпочитая стирать свою домашнюю одежду дома (вопреки западным стереотипам об отсутствии бытовой техники, 77 процентов домов в в советских Ленинграде и Костроме в 1966 году были со стиральными машинами).
Наконец, возникла проблема ухода за детьми. Государственно-социалистические правительства стремились создать место в детском саду для каждого ребенка, и некоторые страны приблизились к этой цели. Ясли были доступны для детей в возрасте от одного до трех лет, но они были менее популярны. Опасаясь, что их дети будут получать недостаточное внимание в яслях, многие женщины предпочитали оставаться дома, пока их дети были такими маленькими. Время, проведенное в декретном отпуске, обеспечивалось гарантией работы и учитывалось как трудовая услуга для накопления пенсии женщины (в отличие от Соединенных Штатов, где женщина, которая покидает рабочее место для ухода за детьми, не делает взносов в ее систему социального обеспечения).
Качество предоставляемых государством услуг по уходу за детьми было разным, но оно было субсидированным, широко доступным и совершенно нормальным для матерей, оставляющих своих детей в детском саду. Одна румынская женщина вспоминает:
Моя мама не особенно интересовалась детьми и полагалась на государственный дневной уход, который я посещала, начиная с двухлетнего возраста.
Я помню нулевую идеологическую обработку любого вида.
Я помню отличные закуски и блюда.
Я помню преданные отношения и очень безопасную среду.
Я помню однодневную игровую среду с искусством, ремеслами, историями и уличными играми
Я помню дремоты в кроватках / кроватках со свежими простынями и одеялами ...
(а не американские пластиковые коврики на полу).
Я помню, как я практиковала народные танцы и изучала стихи для собраний (2 раза в год) и т. д. Затем я пошла в начальную школу, где я также помню нулевую идеологическую обработку. Правда, я ушла в 9, едва не став пионером, чего я очень хотела. Затем я приехала к свободе в Соединенных Штатах, где я должна была вставать и каждый день повторять клятву верности.
Конечно, не каждый ребенок сообщит о таком радужном опыте своего детского сада, но это, вероятно, верно во всем мире. Ключевым моментом здесь является то, что социалистическое государство взяло на себя обязательство по обеспечению всеобщего субсидируемого ухода за детьми для всех работающих женщин, и что посещать детей было нормально. Женщины не чувствовали социального давления, чтобы оставаться дома.
Государственно-социалистические правительства также активно поощряли женщин и девочек изучать науку и технику. Советы были настолько успешными в выявлении и обучении своих самых ярких женщин в технических областях, что Соединенные Штаты чувствовали себя вынужденными сделать то же самое. После запуска спутника в 1957 году Конгресс США принял Закон об образовании по вопросам национальной обороны (NDEA) 1958 года, в который конкретно были включены средства на развитие образования женщин в области математики и естественных наук. В 1961 году Джон Ф. Кеннеди создал первую Президентскую комиссию по положению женщин, ссылаясь на проблемы национальной безопасности; американские лидеры опасались, что красные побеждают в космической гонке, потому что у них было в два раза больше умственных способностей. К 1970 году 43 процента румынских студентов, обучающихся в инженерных институтах, были женщинами, равно как и 39 процентов всех студентов-инженеров в СССР и 27 процентов студентов в Болгарии. Примерно каждый пятый студент инженерного факультета в Югославии и Венгрии в тот же год был женщиной. В 1976 году женщины получили только 3,4 процента степеней бакалавра в области инженерии в Соединенных Штатах. Из-за своей командной экономики социалистические государства могли гарантировать полное трудоустройство для всех выпускников в своих областях знаний (хотя не всегда в наиболее желательном месте). Тем не менее, вероятно, можно с уверенностью сказать, что в странах Восточного блока в 1975 году было занято больше женщин, чем в Соединенных Штатах в 2018 году. После ее исследовательских поездок для изучения проблем женщин вокруг Восточного блока в середине В 1970-х годах Джанкар сообщила: «Достижения коммунистов в обеспечении образования для женщин были одними из преимуществ системы, наиболее часто упоминаемой женщинами, с которыми я беседовала. Одно из наиболее часто высказываемых убеждений заключалось в том, что только при «социализме» женщины могли работать или получать образование в значительных пропорциях. Даже те, кто некоторое время жил и работал на Западе, были убеждены, что только социализм освободил женщин».
Различие отношения американских и советских женщин к профессиональной жизни лучше всего отражено в цитате экономиста Нортона Доджа, который посетил СССР в 1955, 1962 и 1965 годах, чтобы изучить роль женщин в советской экономике. На конференции по проблемам женщин в Советском Союзе в колледже Брин Маур в мае 1968 года Додж поделился своими воспоминаниями о встрече в Москве с Олимпиадой Козловой, директором Инженерно-экономического института. Она посетила конференцию по вопросам мира в Брин-Мауре несколько лет до того, и была потрясена, обнаружив, что во время перерывов американские участники беседовали о различных работах своих и их мужей. «Здесь, в Советском Союзе, - сказала Козлова Доджу, - когда мы, женщины, собираемся вместе, мы говорим о том, что мы делаем, а не о том, что делают наши мужья!»
Доклад Доджа типичен для многих сравнений времен холодной войны между жизнью при коммунизме и жизнью при капитализме в том смысле, что он сравнивает Советский Союз и Соединенные Штаты как сокращения для целых экономических систем. До сих пор мы неявно делали то же самое. Но это представляет несколько проблем. Во-первых, существуют культурные различия. У Соединенных Штатов и СССР не было общей истории, языка или доминирующей религии. Фактически, лидеры холодной войны использовали эти различия, чтобы разжечь недоверие к Другим по обе стороны железного занавеса. Возможно, еще важнее то, что Соединенные Штаты и Советский Союз имели разный уровень благосостояния: США были богаты, а СССР был беден. Некоторые ученые даже утверждают, что именно разница в богатстве составляла большую часть различий между сверхдержавами двадцатого века, а не их разрозненно организованной экономикой или идеологиями. Чтобы лучше понять, какие социалистические государства сделаны для женщин по сравнению с их демократическими капиталистическими современниками, посмотрим на Австрию и Венгрию. Они не только географические соседи, у них была общая история девятнадцатого и начала двадцатого веков. Это означало схожие торговые режимы, правовые кодексы и культурные нормы. После Второй мировой войны Австрия и Венгрия оказались по обе стороны границы между Востоком и Западом, но их исторические и культурные переменные оставались неизменными. Это максимально приближает нас к изоляции влияния социалистической политики на права женщин и участие в общественной жизни.