Восстановление экологической безопасности Донбасса: стратегическая основа мирного процесса и ключевое условие реинтеграции региона

Strategic Group Sofia - Украина: под руководством
Ермолаева Андрея
Война в горячей фазе на Донбассе не может быть возобновлена, а заморозка или затягивание конфликта «по линиям разграничения» в стиле позиционных войн начала столетия больше не представляется физически возможной. 6-ть долгих лет военных действий на востоке страны активизировали потенциал сил, которые способны снять с повестки дня реинтеграцию и восстановление Донбасса в каком-либо виде, в т.ч. делая невозможным функционирования непризнанных республик в «автономном статусе».

В регионе за период разрушительной войны сформировался длинный список новых системных экологических угроз. Часть уже запущенных негативных антропогенных процессов являются необратимыми как для природного, так и для хозяйственного комплексов некогда самого индустриализированного и урбанизированного края Украины. Регион стоит перед угрозой утраты своей жизнеспособности в краткосрочном горизонте 5-10 лет. Оформляется новый внешний враг, адекватное описание которого и его острая актуальность отсутствуют в публичном языке всех сторон донбасского конфликта. Но последствия при реализации научных прогнозов экологических бедствий будут общими, а цена последствий увеличивается с каждым месяцем бездействия.
Экологические факторы потери Донбасса
Системные угрозы утраты эколого-ресурсного потенциала восстановления включают следующее:
  • Околокритическое затопление сообщенных между собой многочисленных шахт, которые лишились довоенной скоординированной работы по контролю-мониторингу за постоянной откачкой шахтной воды. Продолжение нынешней ситуации неуправляемого затопления шахт приведет скоро к необратимому (экономически неподъёмному для восстановления) фрагментированию ландшафта региона: чередование островков жизнеспособных территорий со стабильной поверхностью и множества затопленных-заболоченных, минерализованных, отравленных шахтной водой территорий.
  • Сегодняшний высокий темп неуправляемого затопления шахт начинает приводить к проседанию грунтов и, следовательно, - к разрушению наземных строений, инфраструктуры, поверхностной биосферы. Это угрожает многочисленным промышленным объектам хранения опасных химикатов, в т.ч. и радиоактивно опасным подземным объектам. Данный процесс активно разворачивается по всей территории украинского Донбасса, насквозь изрытого километрами многочисленных шахт. Разрушение опасных объектов в следствии проседания приведет к неконтролируемому химическому и радиоактивному загрязнению грунтовых и поверхностных вод и экосистемы Азовского моря. При любом сценарии необратима деформация поверхности земли в городах над старыми подземными работами с интенсификацией антропогенных землетрясений. Прогнозируемым последствием будет разрушение условий жизни ряда густонаселенных территорий по обе стороны разграничения.
  • Шахтная вода убивает все живое и ни при каких условиях не может быть использована ни в качестве питьевой, ни даже технической. Когда она массово выйдет на поверхность, уровни загрязнений водного бассейна на огромной территории будут катастрофическими. Река Северский Донец – главный источник питьевой воды на востоке Украины. От воды из Донца зависит 90% Донецкой области и 30% – Луганской. Все запущенные экологические процессы непосредственно связаны с акваториями рек и водоемов. Качество воды уже начинает угрожать жизни миллионов людей края.
  • Создаются условия для переноса в пищевые цепи населения высокотоксичных соединений во время их аварийного попадания в окружающую среду, в том числе на поверхность земли и в сельскохозяйственные культуры.
  • Процессы в шахтах активизируют и увеличивают самопроизвольный выброс парникового газа метана, окислов углерода, азота, радона.
Окружающая среда оказалась скрытой жертвой войны. Мы прошли точку невозврата для многих промышленных районов Донбасса. Задача спасения и защиты людей и территории Донбасса срочно требуют внедрения экологического императива в процессы мирного урегулирования и реинтеграции.
Задачи эко-мирного процесса на Донбассе
Первостепенной является угроза возобновления самой войны. В сложившихся отягчающих обстоятельствах это может стать спусковым крючком для разворачивания экологической катастрофы на Донбассе.

Принцип «сохранение общего дома» должно быть основой переговорной политики по мирному урегулированию и быть императивом при разработке протоколов и механизмов взаимоотношений между Украиной и непризнанными республиками. В основу политики восстановления Донбасса необходимо заложить принцип территориальной экологической целостности. Здоровая экосистема и регулируемые устойчивым образом ресурсы лежат в основе снижении риска потенциального возобновления вооруженных конфликтов в будущем. В то время как ухудшением экологии могут воспользоваться в качестве экологического оружия с любой из сторон конфликта.
Шаги по сохранению жизнеспособности Донбасса (как национального природного капитала и жизненного пространства):
  • Формирование международной экспертно-аналитической научной группы при участии учреждений НАН Украины, с приглашением ученых из профильных учреждений ЛДНР. Необходим экологический диалог на основе взаимообмена информацией в мероприятиях и параметрах, прежде всего, по затоплению шахт и откачке воды в шахтах. Группа становится средой создания постоянной актуальной экологической экспертизы и разработки соответствующих экологических программ, реализация которых позволит купировать ключевые угрозы для экологической безопасности Донбасса. Экспертиза группы должна быть положена в приоритетную основу процесса мирных переговоров и быть обязательной к взаимному выполнению. Единственным системным решением главной проблемы экологической нестабильности региона является внедрение комплексных взаимных мер по понижению уровня шахтных вод - задачей группы будет разработка комплексной программы соответствующих трансграничных мер.
  • Необходима двусторонняя система мониторинга экологической ситуации на Донбассе: создание целостной картины состояния коммуникаций, строений, линий газоснабжения и т.д.. Интегрированная система мониторинга уровней и движения шахтных вод с целью контролируемого управления рисками. Следующим шагом будет создание общего для всех сторон управляющего экологическим восстановлением органа с особыми полномочиями (облегченные процедуры закупок, свободный доступ к любым территориям и объектам, оговоренным ресурсам и т.д.) в рамках условного «Экологического Центра Донбасса» при особой форме финансирования (см. п.4)
  • Проработка протоколов взаимодействия между Украиной и ЛДНР по процедурам взаимных эко-работ: оборудование откачки воды, установка систем фильтрации, укрепительные работы на опасных объектах и т.д. С привлечением на всех этапах миссии наблюдателей ОБСЕ. Предложение о расширении миссии (расширение мандата до новых «экологических функций») которых должно включать необходимость обеспечения безопасности ключевых объектов критической инфраструктуры: охрана систем регионального водообеспечения; защита ремонтно-строительных бригад, недопущение эксплуатации зоны бедствий и др. (Донбасс не должен стать полигоном для проведения испытаний и захоронения токсических веществ и мусора. Существует угроза возникновения «теневого рынка» эксплуатации потенциально нежизнеспособных и брошенных территорий и промышленно-инфраструктурных объектов с целью новых захоронений высокотоксичных и радиоактивных веществ. Контроль и недопущение этого должно быть положено в задачи работы расширенной миссии ОБСЕ.)
  • Для реализации экологической программы необходимо создать целевой восстановительный международный фонд (последствия реализации худших экологических сценариев будут трансграничными). Это позволит в короткие сроки обеспечить весь перечень оперативных мер, которые заложат основу безопасности для приоритетных к восстановлению территорий, и остановить бесконтрольные выбросы опасного парникового газа-метана.
  • Система канала «Северский Донец — Донбасс» может функционировать лишь как единое целое (компания «Вода Донбасса»): она остается единым комплексным предприятием с управляющей дирекцией на неподконтрольной территории и с диспетчерским центром на подконтрольной Украине. Учитывая огромный список угроз и объектов влияния на систему водоснабжения (чистая питьевая вода - вызов первой категории для населения Донбасса) - реинтеграция и коллективная работа «без границ» данной структуры должна быть обязательным пунктом мирных переговоров. Наравне с запуском проекта понижения шахтных вод в рамках восстановительных экологических работ должна быть запущена программа массового бурение распределенной сети скважин на защищенные пресные подземные воды питьевого качества. Это позволит обеспечить населения безопасной водой на переходном этапе восстановления экологической стабильности Донбасса.
Необходим действенный мирный экологический процесс, оперативно реализуемый в максимально короткие сроки при практической многосторонней кооперацией - это безоговорочный вопрос международной экологической безопасности. Отсутствие «экологического мира» разрушит общий предмет претензии на войну: за короткий срок пропадет смысл любых «реинтеграций» - густонаселенные территории Донбасса лишаться основы для любой жизни. Украину и соседние страны захлестнет миллионная волна экологических беженцев. Разворачивающиеся негативные антропо-природные процессы при осознанном игнорировании и профанации проблемы разрушат основу хрупкого мира внутри страны.
Made on
Tilda