Как результат, на обслуживание внешних долгов в ряде Африканских стран тратится сума, превышающая 30% общих бюджетных ассигнований с тенденцией к увеличению удельного веса. Что, в свою очередь, обуславливает постоянное сокращение расходов на медицину, образование, инфраструктурные проекты и пр. Ну и необходимость дальнейшего привлечения кредитов, как правило, под еще менее выгодные условия.
Еще один аспект, обуславливающий асимметричность получения выгод от экономических отношений связан с существованием возможности практически свободного выведения средств из развивающихся стран в пользу развитых под различными «предлогами». Для этого, кроме уже упомянутых: не эквивалентного обмена, режимов конвертированности валют и дифференциации процентных ставок, внедрен такой механизм, как обеспечение функционирования анонимных компаний занимающихся внешнеэкономической деятельностью преимущественно в юрисдикциях передовых стран (Британия, США, Франция, Нидерланды, Сингапур, Китай (хотя формально последние две относятся к развивающимся странам и пр.). Функционирование офшорных компаний дает возможность изымать существенную часть ВВП развивающихся стран путем их использования при осуществлении широкого ряда международных деловых манипуляций, связанных как с «белыми» сделками, так и с теневыми и даже криминальными операциями (включая такие виды деятельности, как торговля наркотиками, незаконная торговля оружием, санкционными товарами, отмывание коррупционной ренты и пр.).
Учитывая, что практически все оффшорные операции проходят через платежные системы, увязанные с центральными банками развитых стран, они фактически осуществляются с их молчаливого согласия, со всеми вытекающими последствиями для стран третьего мира. «С 1970 по 2010 г., по оценкам доклада TJN, из развивающихся экономик (всего 139 стран) ушло от 7,3 до 9,3 трлн.дол. (в среднем расчете на год получается около 200 млрд.дол.). С учетом процентов и иных видов доходов реальная величина этих капиталов уже намного превысила 15 трлн.дол. Если бы эти деньги не были выведены в офшоры, бедные страны уже могли бы расплатится с внешними долгами и серьезно ускорить свое
развитие».
Следует также отметить, что функционирование офшоров тесно связано не только с экономическими аспектами, но и социо-культурными. Так, образ западного мира ассоциируется с социальной стабильностью и толерантностью, благополучием, надлежащей работой государственных институтов, огромным монументальным историческим наследием и пр., что способствует формированию желаний у элит более отсталых стран инвестировать в бизнес, недвижимость, образование, туризм и пр. метрополий.
И на последок стоит вспомнить эксплуатацию более развитыми странами человеческих ресурсов менее развитых стран. Для восполнения недостающего человеческого капитала продвинутыми странами используется широкий инструментарий в рамках миграционных политик – начиная с бесплатных обучающих программ для иностранцев и заканчивая «лотереями» - «зеленая карта» в США и «голубая карта» в Европе. В результате осуществления соответствующих политик, большая часть международных мигрантов (59% в 2013 году) проживает в более развитых странах мира. Из общего числа международных мигрантов, проживающих в развитых странах (135,6 миллиона человек), 60% (81,9 миллиона человек) родились в других развитых странах, а остальные 40% (53,7 миллиона человек) происходят из развивающихся стран. Из общего числа международных мигрантов, проживающих в развивающихся странах (95,9 миллиона человек), 86% (82,3 миллиона человек) происходят из других развивающихся странах и лишь 14% (13,7 миллиона человек) - из развитых
стран.
Среди отрицательных последствий для страны-донора человеческих ресурсов стоит
отметить: 1. Снижение производственного потенциала страны и ухудшение качества кадрового обеспечения промышленности, строительства, транспорта и других отраслей экономики вследствие оттока высококвалифицированных специалистов и уменьшения численности экономически активного населения; 2. Обеднение интеллектуальной среды, эрозия и распад интеллектуального сообщества и дефицит профессиональной рабочей силы, требующие затрат на восполнение утраченного высококвалифицированного потенциала. 3. Ухудшение демографической ситуации в стане-доноре и пр. С другой стороны в странах импортерах наблюдаются следующие позитивные экономические
эффекты:
1. Смягчение проблемы занятости, благодаря ликвидации дефицита рабочей силы; 2. Улучшение уровня и качества жизни населения и развитие сферы услуг, строительства и сельского хозяйства вследствие непритязательности трудовых мигрантов в выборе работ, малопривлекательных для местного населения; 3. Стимулирование дополнительной занятости, образование дополнительных рабочих мест и развитие инфраструктуры, вызванное спросом иностранных рабочих на товары и услуги;
4. Высококвалифицированные специалисты, получившие образование в других странах, приносят принимающим обществам «чистую прибыль», позволяя без предварительных затрат получить большую отдачу. Так, в США иностранное происхождение имеют 60 % авторов наиболее цитируемых трудов по физике и 30 % - по другим естественным наукам; 5. Решение демографической проблемы. В планах ЕС - привлечение до 2050 г. 40 млн мигрантов, США - до 100 млн. и пр.
Таким образом, существенная часть природных, финансовых и человеческих ресурсов более слабых стран, так или иначе, включаются в национальное достояние более развитых, усиливая их общий уровень ресурсообеспеченности, конкурентоспособности и эффективности, обусловливая дальнейший разрыв в развитии между первыми и вторыми.