Если суммировать сказанное, можно утверждать, что никакие прошлые заслуги или былые страдания не являются факторами, способными повлиять на нынешнее положение различных социальных групп или народов. Признание ошибок и извинения за них совершенно уместны, как и компенсации жертвам исторической несправедливости – но все они должны быть адресными и своевременными. Выплата Западной Германией трех миллиардов марок Израилю, состоявшаяся в 1952–1965 годах, была возмещением издержек, связанных с репатриацией 500 тысяч евреев; известны и другие случаи возмещения тем, чьи права были так или иначе нарушены. Официальное признание фактов геноцида – например, армян в Османской империи – вполне справедливое требование, так как оно не предполагает никаких репараций. Однако требования той или иной постоянной поддержки или какого-то особого отношения на основании давно случившихся событий, ни виновников, ни жертв которых сегодня нет уже в живых, на мой взгляд, безосновательны. Значит ли это, что «капитализация» истории невозможна? На мой взгляд, нет, не значит. Вопрос заключается скорее в том, как она может осуществляться.
История человечества насчитывает более пяти тысяч лет, из которых лишь в последние несколько столетий большинство обитателей Земли стали активно взаимодействовать друг с другом: до этого относительно изолированные сообщества существовали преимущественно сами по себе, а уровни их экономического и технологического развития были более или менее сопоставимыми. Подъем и упадок отдельных обществ лишь в исключительных случаях был обусловлен их взаимодействием с другими – большинство погибших под ударами завоевателей держав сами клонились к закату, а те, что только набирали силу, смогли достичь расцвета и после масштабных военных поражений. Эпоха глобализации принесла много новых вызовов, но она же открыла и массу новых возможностей; таким образом, во все времена люди могли достигать того, что в будущем принесет их обществам пользу.
Польза эта воплощается в двух основных элементах: в привлекательности того или иного общества как для своих собственных членов, так и для других людей и в способности его к дальнейшему развитию. Собственно, эти два момента и могут считаться элементами «капитализации» истории.
Первый момент включает в себя несколько аспектов. Можно начать с самого банального: с достижений материальной культуры. Во многих уголках мира существуют творения человеческих рук, которые притягивают к себе людей. От пирамид Гизы до Акрополя, от Колизея до Петры, от Великой китайской стены до Мачу-Пикчу, от Кремля до монастыря Сен-Мишель, от Эйфелевой башни до статуи Христа-искупителя – эти и тысячи других объектов формируют великое наследие сотен народов. Их создание и сохранение воплощают триумф человеческого духа и обеспечивают странам, превратившим свою материальную историю в часть повседневности, огромные конкурентные преимущества. «Вплетение» истории в жизнь современного человека – а это может касаться и сохранения уникальных традиций ремесла и техники, поддержания старинного уклада жизни, а также многого другого – наиболее очевидный метод «капитализации» истории, который массово используется самыми разными народами. Не менее значимыми, на мой взгляд, выглядят и достижения интеллектуальные и духовные, прежде всего воплощающиеся в социальных практиках. Огромной притягательной силой для миллионов людей сегодня обладают действующие институты демократии и защиты прав человека, правовая система, обеспечивающая эффективную судебную защиту, гарантии нерушимости прав собственности. Разделение общественной и частной сфер, да и сама концепция правового порядка, являются величайшими социальными инновациями – и общества, которые породили и внедрили эти социальные технологии, во многом так же «капитализировали» свою историю, причем даже более эффективно, чем радетели материальной культуры.
Иначе говоря, «капитализация» истории в своей основе предполагает максимальное использование последующими поколениями достижений предшествующих поколений, как материальных, так и духовных. Важнейшим принципом такой капитализации является фактический отказ от революционности в отношении исторических ценностей: то, что можно назвать patrimoine, так или иначе сохраняется и внедряется в жизнь общества. Оказывается, что во многих случаях использование законов многовековой давности не противоречит современным подходам, а сохранение культурных ценностей перевешивает соображения экономической целесообразности. На мой взгляд, именно богатство материальной и социальной культуры вместе с отношением к образам прошлого сегодня в наибольшей степени отличает цивилизованные общества от нецивилизованных. Я не случайно применяю именно эти термины, потому что убежден: «цивилизация» есть понятие, которое можно употреблять только в единственном числе, и ее граница определяется в первую очередь отношением к прошлому. Мне кажется, пришло время открыто сказать: талиб, разрушавший статуи Будды в Афганистане, или руандиец, поджегший собор в Нанте, принадлежат не к «иным цивилизациям», а к миру варварства. Таким образом, первый эффективный метод «капитализации» истории сводится к сохранению исторического наследия и его инкорпорированию в структуры повседневности.
Второй способ «капитализации» истории предполагает банальное сравнение эффективных и неэффективных исторических практик и последующее применение тех из них, которые наиболее отвечают целям развития. В последние несколько столетий истории различных народов перестали быть «линейными», пересекаясь и взаимодействуя все более тесно. В прошлые исторические эпохи на переосмысление определенных социальных практик уходили столетия – в данном случае можно вспомнить и «закрытие» Китая в XV веке, и «уход в себя» Византии, и некоторые другие примеры. В подавляющем большинстве случаев социальный упадок оказывался необратимым, чего в наши дни практически не бывает. Сегодня люди куда более успешно могут извлекать уроки из собственной истории, сопоставлять свой путь с путями, пройденными другими народами, и корректировать направление и динамику своего развития. Общества, столетиями казавшиеся отсталыми, смогли в ХХ и начале XXI века выйти в авангард мирового развития, причем в подавляющем большинстве случаев они сделали это не за счет тех внешних сил, которые когда-то мешали им развиваться, а вопреки таковым. Такая «капитализация» представляет собой не использование позитивного опыта и наследия, а скорее отторжение отрицательного; она предполагает «исключение» из истории наиболее вредных и неэффективных практик и мобилизацию «от противного»: не случайно наиболее успешные модернизации происходили там и тогда, где и когда общества сталкивались с необходимостью острой и критической переоценки своей предшествующей истории, «опереться» на которую в некоторых случаях было невозможно, а прошлое вообще не предоставляло идеальных образов, с которыми хотелось бы сообразовывать действительность. Не будет большим преувеличением утверждать, что эпоха модерна создала во всех регионах мира условия для быстрого экономического и социального прогресса – но лишь для тех, кто стремится к его достижению. Парадоксально, но на нынешнем отрезке глобализации «выпасть» из истории куда проще, чем сто или двести лет назад. Принципы суверенитета защищают общества, не стремящиеся меняться: именно поэтому в конце прошлого века даже появился термин «неразвивающиеся экономики», адекватно описывающий многие современные социумы. Изучая свои и чужие ошибки, каждая страна способна сегодня «капитализировать» историю, мобилизуясь ради достижения лучшего будущего. Я добавил бы к этому, что многое из сказанного относится не только к странам, но и к социальным группам, в частности – к тем же меньшинствам, о которых уже говорилось. В истории известны примеры весьма успешных меньшинств: причем в большинстве случаев они оказывались дискриминируемыми и угнетаемыми, что не мешало им добиваться впечатляющих успехов. Самым выдающимся примером, несомненно, является многовековая история еврейского народа, рассеянного по многим европейским странам; однако не стоит забывать и об армянской диаспоре на разных континентах, и об индийцах в Южной Африке на рубеже XIX и ХХ веков, и, наконец, о китайском меньшинстве в государствах Юго-Восточной Азии. Солидарность, склонность к инновационному мышлению, другие личные и коллективные качества помогали и помогают меньшинствам выживать в исключительно сложных обстоятельствах и достигать успехов, порой недоступных формальному большинству.