Есть ряд моделей, на которые США могут обратить внимание - наиболее известной из них является План Мейднера, шведская схема 1970-х годов, предусматривающая взимание доли с прибыльных компаний для создания контролируемых профсоюзами фондов, которые в конечном итоге контролировали бы все существенные фирмы в экономике. План провалился из-за сильной оппозиции со стороны капиталистов, правых партий и теплой позиции социал-демократического руководства - он превратился в тень своего прежнего «я» в своей возможной реализации, прежде чем был полностью отменен в начале 1990-х годов.
Тем не менее, подобные идеи были недавно возрождены в Соединенном Королевстве, где серый кардинал Джон Макдоннелл предложил систему «Инклюзивных фондов владения» (IOF), которая подчеркнула бы другую экономическую политику лейбористов в отношении прожиточного минимума, прав профсоюзов, демократической собственности, кодерминирования, и государственного банкинга.
Выходя за рамки этого, партия теперь предлагает, чтобы 1 процент акций компаний передавался работникам через инклюзивный фонд собственности каждый год, до 10 процентов (это имеет лишь умеренную значимость, поскольку лейбористы могут участвовать в будущих выборах на платформе увеличения данного значения). Фонды во многих фирмах сделают работников крупнейшими акционерами, и вместо передачи полномочий в отдаленный пенсионный фонд, который они почти не контролируют, они напрямую выберут своих собственных попечителей.
Если мы думаем о том, как администрация Сандерса может ввести демократическое сердцебиение, которое постепенно автоматически повышает уровень экономической демократии по всей стране, даже если один или несколько институтов власти попадают к противникам, такой закон может быть невероятно важным инструментом для восстановления состояния экономического развития по умолчанию, от большей приватизации и к большей социализации.
То, что мы здесь рассматриваем - есть остаточными мерами, которые направлены на то, чтобы ввести растущий базовый уровень экономической демократии в тех частях экономики, которые не охватываются нашей конкретной политикой, направленной на быструю социализацию или ликвидацию ключевых секторов или фирм.
Например, существует настоятельная необходимость демонтировать индустрию медицинского страхования путем создания национальной программы здравоохранения с одним плательщиком. Такие компании, как Aetna и Blue Cross Blue Shield, не будут поставлены под контроль работников через постепенный переход, опосредованный через IOF; вместо этого они будут полностью ликвидированы, а перемещенным работникам будет оказана помощь в рамках переходной программы.
Это важно отметить. Некоторые потенциальные возражения против инклюзивных фондов собственности или подходов, основанных на стиле Мейднера, связаны с необходимостью более быстрой социализации в конкретных областях - например, в банковском деле и финансах или в отрасли ископаемого топлива. Это не остаточные секторы - социалистическая администрация в идеале должна социализировать финансы посредством контроля за мобильностью капитала, государственными банковскими операциями и национальным инвестиционным банком; и к немедленному переходу компаний, работающих на ископаемом топливе, в государственную собственность и к 2030 году прекратить свою деятельность по загрязнению окружающей среды, как это было предложено Новым Зеленым Курсом (Green New Deal).
Несомненно, есть дополнительные подобные сектора, но есть и другие, которые должны быть ниже в нашем списке приоритетов. Однако важно сохранить амбициозный горизонт. Мы не просто стремимся изменить границы между государственным и частным сектором; как социалисты, мы считаем, что прибыль, добываемая капиталистами, не должна существовать. Отказ от цели социализации остаточных секторов, потому что они не разрушают планету и не создают реальной угрозы для нашего проекта, был бы исторической ошибкой.
С этим обоснованием давайте обсудим в общих чертах, как мог бы действовать План Сандерса.