Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что итоги деятельности будут печальными, решения саммита выполнены не будут. На это просто не будет денег ни у Пятой республики, ни у ее африканских или европейских союзников.
Коронавирус внес свои коррективы в планы Э.Макрона. В интервью газете Le Journal du Dimanche он заявил о «беспрецедентных» последствиях эпидемии коронавируса для французской экономики. Пандемия нанесет серьезный урон финансовой системе страны. «Это война, и она будет продолжаться», - сказал президент Франции.
17 марта с.г. министр экономики Бруно Ле Мэр на канале RTL объявил, что правительство предполагает сокращение ВВП на 1% ВВП в 2020 г. Причина тому - множество французских предприятий, «помещенных в кокон», т.е. ныне бездействующих. Пандемия, по словам министра, является катастрофой для всех стран на планете, для стран «Большой семерки», для стран ЕС и, конечно, для Франции. «В 2020 г. нас ожидает явное ухудшение ситуации», - сказал министр. При этом он подчеркнул, что прогноз падения ВВП на 1% является предварительным показателем и подчеркнул, что еврозона также окажется в состоянии рецессии. «Шок будет сильным», - заключил министр экономики Франции. И в этом контексте нужно иметь в виду следующее.
Энергетический баланс Франции зиждется на работе АЭС, которые производят около 480 ТВт, т.е. около 75% всей вырабатываемой в стране электроэнергии. Вплоть до конца XX столетия Франция была крупнейшим производителем урана в Западной Европе: суммарные мощности 20 месторождений урановой руды достигали 4 тыс. т в год, корпорация «COGEMA» обеспечивала около 75% производства необходимого объема ядерного топлива.
Однако в начале XXI в. собственные запасы урановой руды во Франции иссякли полностью. Теперь обеспечение французской ядерной энергетики урановым топливом осуществляется, в основном, за счёт поставок из стран Тропической Африки. Но и здесь в последнее десятилетие возникли серьезные трудности: все большую угрозу интересам Франции представляет появление новых игроков на африканских рынках урана, в первую очередь - Китая.
Французские компании не смогут долго удерживать под своим контролем добычу этого ценного сырья в Африке. Это побудило Национальное собрание Франции одобрить закон, предписывающий снижение доли электроэнергии, получаемой на АЭС, до 50%. 28 ноября 2018 г. Э.Макрон анонсировал Программу развития энергетического сектора Франции на ближайшие десять лет, которая предусматривает отключение 14 атомных реакторов к 2035 г.
Но это планы - на отдаленное будущее. А пока утрата контроля над урановыми рудниками Сахеля чревата для Пятой республики коллапсом экономики. Атомная энергетика - основа конкурентоспособности страны. Уже сейчас цена электроэнергии в промышленном секторе экономики Франции значительно выше, чем аналогичный показатель в Германии (46 vs 36 евро за МВт-час).
Борьба за эксклюзивные права на добычу и закупки урановой руды по демпинговым ценам требует от Франции масштабных инвестиций. Париж вынужден тратить огромные деньги на «миротворческие» операции в регионе, цель которых - защита марионеточных политических лидеров от «внутренних врагов», от контр-элит и сепаратистов, которые тоже желают участвовать в перераспределении доходов от природной ренты. Бывшая метрополия вынуждена оплачивать вооружение и обучение армий своих африканских сателлитов. До недавнего времени эти расходы восполнялись за счет крайне низких закупочных цен на урановую руду. Но теперь у Пятой республики появились серьезные конкуренты, готовые закупать урановую руду по рыночным ценам, а африканские правители в ситуации выбора становятся все более разборчивыми.
Политические и экономические реалии таковы, что Франция вынуждена будет сохранять и, возможно, наращивать свое военное присутствие в Субсахарской зоне. Понятно желание Э.Макро- на «таскать каштаны из огня» руками своих друзей по НАТО и африканских союзников, входящих в альянс G5S. Но и те, и другие прекрасно понимают, что Париж стремится решать собственные проблемы за их счет.
Белый дом вполне устраивает то, что роль жандарма в Тропической Африке взяла на себя Франция. Что касается Германии, ее скромное военное присутствие в Сахеле мотивировано только желанием организовать кордон, препятствующий неконтролируемой миграции в Западную Европу. Африканские же государства G5S (их граждане в большинстве своем исповедуют ислам) не слишком охотно участвуют в боях с единоверцами: население симпатизирует скорее исламистам, чем французским «миротворцам», а властные элиты этих стран стремятся извлечь из участия в контролируемом Францией альянсе лишь материальную и политическую выгоду.
Для Э.Макрона на большой африканской шахматной доске сложилась патовая ситуация. Чем выше затраты на военные операции, тем дороже африканский уран для французских АЭС, тем меньше смысла в проведении этой дорогостоящей военной кампании. В условиях экономического кризиса, спровоцированного пандемией корона- вируса, надежды на эффективную помощь Евросоюза становятся все более иллюзорными.
В связи с распространением коронавируса Африканское командование ВС США объявило об изменении формата международных учений «Африканский лев - 2020» (African Lion 2020) в Северной и Западной Африке (учения должны были начаться 23 марта и завершиться 3 апреля. В них планировалось участие около 5 тыс. человек из Австралии, Бельгии, Канады, Египта, Франции, Германии, Италии, Мавритании, Марокко, Нидерландов, Португалии, Сенегала, Испании, Туниса, Великобритании и США. Военные игры должны были пройти на территории Марокко, Сенегала, Испании и Туниса). Генерал Стивен Дж.Таунсенд счел нужным подсластить пилюлю: «Хотя масштаб учений будет меняться, наша приверженность нашим африканским партнерам остается неизменной». Африканский лев теперь будет включать только те элементы учений, которые не требуют размещения войск в непосредственной близости друг от друга, заявили в AFRICOM. В этом контексте намерения Д.Трампа минимизировать военное присутствие американских коммандос в Африке действительно стало для французского президента плохой новостью.
Азия Африка, 2020, №4