19 июля военно-морские подразделения практически всевластного в Иране Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) захватили и перенаправили в иранский порт Бендер-Аббас шедший под британским флагом к берегам Саудовской Аравии танкер Stena Impero с 23 членами экипажа. Судно принадлежит шведской транспортной компании StenaBulk. Собственно, британцев среди членов экипажа нет, но в списках значатся трое россиян. 22 июля инцидент стал предметом обсуждения специально созванного в Лондоне правительственного комитета по чрезвычайным ситуациям COBRA. Судя по заявлениям бывшего главы Форин-офиса Джереми Ханта, члены «чрезвычайного совещания», осудив действия Ирана, высказались против применения военной силы в отношении этой страны. Решение же проблемы обеспечения свободы судоходства они видят в усилении присутствия в Ормузском проливе военных судов для сопровождения нефтяных танкеров, а также - и это принципиально важно - в формировании группировки кораблей стран Евросоюза для обеспечения безопасности зафрахтованных европейскими компаниями танкеров и маршрутов их следования.
По горячим же следам газета TheSunсообщила о готовности Лондона направить в Персидский залив атомную подводную лодку типа Astute (вооружена торпедами и крылатыми ракетами), а также морских пехотинцев с правом применять крупнокалиберные пулеметы и другое вооружение . Однако 28 июля Министерство обороны Великобритании сообщило, что в Персидский залив прибыл только ракетный фрегат Duncan, которому предстоит обеспечивать свободу судоходства через Ормузский пролив. Это судно сменит фрегат Montrose, который выполнял миссию эскорта танкеров на протяжении последних недель, а в конце августа должен уйти на плановый ремонт в Бахрейне. Таким образом, на протяжении августа на боевом дежурстве в Заливе будут находиться два британских боевых корабля, к которым может присоединиться фрегат Kent. Видимо, британцы воздержатся от направления туда атомной подлодки.
Почему напряженность в Персидском заливе эскалирует столь стремительно в последние два месяца? Дело в том, что в мае стороны-подписанты СВПД подвели итог первому году восстановленных Дональдом Трампом санкций против Исламской республики, в результате которых, по словам спецпредставителя США по Ирану Брайана Хука, последняя лишилась 50 миллиардов долларов. Острие возобновленных санкций направлено прежде всего на иранскую нефть, сокращение или даже прекращение продаж которой должно нанести непоправимый ущерб экономике этой страны (по оценкам американского Congressional Research Service, на энергетический сектор приходится 20% иранской экономики и от трети до половины доходов казны).
С мая этого года нефтяная удавка для Тегерана начала сжиматься с удвоенной скоростью, поскольку минули два шестимесячных периода, предоставленных командой Трампа нескольким странам-импортерам иранской нефти для поиска альтернативных источников. Добавим к этому, что в мае-июне стало ясно, что запущенный европейцами (хоть и с изрядной задержкой по времени) механизм «бездолларовых» расчетов в торговле с Ираном (INSTEX) не оправдывает надежд руководства Исламской республики, поскольку не предполагает закупку европейскими компаниями иранской нефти из-за риска попадания под американские санкции. А торговля через INSTEX «разрешенными» американцами и ООН товарами (в основном, лекарства и продовольствие), судя по всему, расценивается иранским руководством как малозначимая. Об этом высокопоставленные лица в Тегеране заявляют публично, повторяя угрозы «перекрыть Ормузский пролив» по принципу «если не сбывается на мировых рынках нефть иранская, то не должна продаваться и нефть арабская». В ответ на угрозы Д. Трамп в мае выдвинул ударную группировку во главе с авианосцем «Авраам Линкольн», формально для обеспечения безопасности судоходства в Ормузском проливе.
Вслед за этим начались «таинственные» подрывы нефтетанкеров в эмиратских портах, которые наблюдатели склонны толковать как предупреждение руководителей КСИР о том, что их слова (угрозы) подтверждаются делами. Затем 4 июля последовал перехват британцами в районе Гибралтара иранского супертанкера Grace-1 с двумя миллионами баррелей сырой нефти, предположительно предназначавшейся для перерабатывающего завода Баньяс в Сирии, в отношении которой действует введенный ЕС санкционный режим. В ответ на возмущение Тегерана британцы заявили о готовности освободить танкер при условии, что иранцы подтвердят, что их нефть не пойдет в Сирию. Впрочем, доказать это Тегерану не просто, поскольку других потребителей их «черного золота» в Средиземноморье сегодня нет.