Впрочем, ещё накануне саммита в Хельсинки - в ходе активных контактов с иранскими партнерами - глава МИД РФ Сергей Лавров заявил о нереалистичности компромисса, построенного на антииранской основе. 4 июля 2018 г. на пресс- конференции он раскритиковал требование США к Ирану полностью вывести его войска из Сирии, пояснив, что Иран не уйдет из этой страны и не перестанет играть свою роль в регионе. "Понятно, что это абсолютно нереалистично и что решать проблемы региона без участия ключевых его стран, в том числе Ирана, Саудовской Аравии, Иордании, Египта и многих других, не получится", - подчеркнул Лавров [Лавров считает уход Ирана из Сирии нереалистичным, 2018]. Позднее эту позицию подтвердил и президент РФ Владимир Путин во время встречи с Джоном Болтоном, помощником президента США по нацбезопасности: по словам Болтона, Путин сказал ему, что Москва не в состоянии принудить Иран покинуть Сирию, хотя цели России и Ирана в этой стране "не полностью совпадают" [Williams D., August 22, 2018].
Провал намерения США взаимодействовать с Россией в Сирии на антииранской основе привёл к частичной корректировке подхода команды Трампа к сирийской проблеме: помимо уже упомянутого отказа от вывода американских военнослужащих из Сирии "новая стратегия" возвращает такую базовую установку времен президентства Барака Обамы, как уход Башара Асада с поста президента в результате политического транзита [De Young К.,September 6, 2018]. Антииранская же доминанта остается главным элементом подхода Белого дома к сирийской проблеме.
Следует подчеркнуть, что ставку на "антииранизм" (демонизацию Ирана) Трамп успешно эксплуатировал еще в ходе своей избирательной кампании на протяжении 2016 года. Она оказалась достаточно эффективной и во внутриполитическом аспекте: отталкиваясь от критики политики Обамы по Ирану ("ядерная сделка" 2015 г.) и Сирии ("химическая сделка" вместо ударов по войскам Асада в 2013 г.), произраильские и проарабские (в основном суннитских монархий Персидского залива) лоббистские структуры в США активно мобилизовывали своих сторонников в поддержку Трампа. Эти два элемента, составившие основу ближневосточной политики команды 45-го президента США, выразились в следующих действиях: в а) провозглашении Трампом намерения выйти из СВПД, за которым последовали реальные шаги в мае 2018 г.; и в б) применении силы (ракетные удары) против сил Асада в случае использования последним химического оружия.
По разным опросам, от половины до двух третей американцев с правом голоса устойчиво поддерживали удары по позициям армии Асада в апреле 2017 и 2018 гг. (по данным Gallup, 50%, а по данным Rasmussen- свыше 62% [Reinhart R., April 24, 2018]. При этом на протяжении 2017 и 2018 гг. опросы фиксировали нежелание/отказ большинства американцев ввязываться в боевые действия (наземные) как в Сирии, так и особенно против Ирана, ограничиваясь ракетными ударами в случае необходимости. Опросы фиксируют существенное преобладание таких настроений как на массовом уровне, так и их отражение в политическом классе независимо от партийной принадлежности: опубликованный в начале января 2018 г. опрос компанией J. Wallin Opinion Research показал, что против втягивания в наземные операции, но применение ограниченных военных мер высказываются 78% демократов, 64,5% республиканцев и 68,8% независимых политических активистов. При этом 86,4% опрошенных считают, что в качестве "последнего аргумента" может и должна использоваться сила [Garden J., January 9, 2018]. Согласно данным Rasmussen Reports, в сентябре 2018 г. 50% опрошенных сочли, что предпринимаемые администрацией Трампа меры по принуждению Ирана к переговорам для "улучшения ядерной сделки" (а не полного отказа от неё) могут оказаться продуктивными [Half think new Iran sanctions..., August 09, 2018]. В общественном мнении США укрепляется восприятие Ирана (его "экспансионистской политики" и ядерной программы) как значимой угрозы для Америки и её союзников, а Сирии - как частного случая воспроизведения и одновременно "подпитки" этой угрозы режимом Асада, который становится неотделим от "режима иранских мулл". Сирия, таким образом, вполне может определяться в рамках "новой стратегии" Трампа как поле ограниченного применения военной силы для противодействия, прежде всего, Ирану.
Среди предлагаемых различными "мозговыми центрами" в США обновлений нынешнего подхода Белого дома к проблеме Сирии-Ирана заметно преобладает восприятие этого конфликтного узла в вышеуказанном ключе ("Сирия для США - частный случай проявления противостояния с Ираном"). Тем не менее появляются и аналитические работы, посвящённые обновлению сирийского аспекта стратегии США. Одна из наиболее, на наш взгляд, значимых работ - аналитический доклад под названием "10-градусное смещение в сирийской стратегии" (A10-degree shift in Syria strategy), подготовленный на базе Брукингского института группой известных специалистов по вопросам безопасности и Ближнего Востока [Alaaldin, Fritz, Heydemann, Jones, O'Hanlon, 2018]. Выводы и рекомендации авторов доклада не только вполне, на наш взгляд, вписываются в общие постулаты "новой стратегии США по Сирии", но их можно рассматривать как детализацию данной стратегии.
В том, что касается отношения США и, как подразумевается, Евросоюза к происходящему на территории Сирии, контролируемой Асадом и его партнёрами (Ираном и Россией), то один из принципиальных аспектов прописан в докладе так: "...США должны прилагать усилия с тем, чтобы наращивать разногласия внутри проасадовского альянса, содействовать возникновению условий, которые могли бы побуждать отдельных участников прорежимной коалиции прийти к выводу о том, что им будет намного лучше при смене руководства в Дамаске. Намеченные на 2021 г. выборы могли бы стать важным рубежом для такого транзита, если он не произойдёт раньше".