По состоянию на 2020 год приходится констатировать, что органы местного самоуправления еще не стали полноценным субъектом территориального развития и представителями интересов территориальных общин. В 2019 г. правительство перешло к подготовке нового этапа административной реформы. Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины разработало методику укрупнения районов. Среди главных критериев: в новом районе должно жить минимум 150 тысяч человек; его центр — самый большой город, что также является географическим центром, а расстояние до него из любой точки района не превышает 60 километров; компактность, географическая целостность и неразрывность
территории.
17 июня 2020 г. Верховная рада проголосовала за ликвидацию 490 старых районов и на их месте создала 136 новых. Предполагалось, что райсоветы потеряют свои полномочия по окончанию местных выборов
2020 г., в свою очередь районные государственные администрации будут работать до конца года. Соответственно, подлежит преобразованию вся система административных услуг и власти на местах. Окончательно переход к новому районированию закончиться 1 июля 2021 г.
Вместе с тем, представленная реформа выглядит, как минимум, сырой и плохо проработанной, что чревато рядом негативных последствий как для жителей отдельных территорий, так и для страны в целом.
Среди основных проблемных моментов выделим следующие:
1. Потенциальное увеличение финансовой нагрузки на ОТГ.
2. Риски ухудшения доступа населения к административным и социальным услугам.
3. Создание почвы для массовых конфликтов в среде региональных элит.
4. Консолидация этнических меньшинств. В новой структуре основная административная роль отводится объединенным территориальным громадам, которые могут не только объединять усилия для совместного решения общих проблем, но и оставлять у себя 60% собранного налога на доходы физических лиц, 100% налога на недвижимость и земельного налога, получать напрямую образовательную субвенцию. С другой стороны, после изменения районирования возникает вопрос относительно перспектив содержания ряда объектов, которые могут дублироваться как в рамках ОТГ, так и новых районов, а также объектов, которые находились на содержании ликвидируемых районных администраций (например, районные больницы). Таким образом, ОТГ получают больше доходов,
но и больше обязательств,
что предполагает дальнейшее нарастание диспропорций регионального развития. Это, в свою очередь, повлечет увеличение зависимости между экономическим развитием территорий и состоятельностью громады. За районом, в новой логике, сохраняется, скорее, представительская функция на местах.
Еще один аспект реформы, вызывающий особую критику, связан с рисками
ухудшения доступа населения к административным и социальным услугам, обеспечивающимся местной властью. И хотя представители ВР бравируют относительно беспочвенности такой
критики, проблема, на наш взгляд, очень актуальна. Маловероятно, что каждая ОТГ сможет себе позволить содержание центра административных услуг. С другой стороны - новые районы, состоящие из пяти-шести старых, в условиях уменьшения своей роли, вряд ли будут заниматься вопросами поддержания административных центров в уже ликвидированных админестрациях. Похожая ситуация и с больницами, сокращение которых предполагалось медицинской реформой, а с проведением административной реформы - эта задача только облегчается.
Консолидация районов и смещение центра административных услуг, а вместе с ним и центра получения различной разрешительной документации, судебных решений, места проведения процессуальных производств, связанных с различными правонарушениями и пр.,
создает условия для серьезной «встряски» местных элит. Возникает почва для разнообразных ревизий ранее полученных разрешений на аренду земли, судовых решений, договоров и пр. В таких условиях, местная элита, имеющая влияние в новых районных центрах, набирает дополнительный вес, а у элиты старых районов поубавиться возможности влиять на процессы на своих территориях. Что, фактически, создает условия для разворачивания конфликтов за переделы зон влияния на областном уровне.
Еще одной проблемой, связанной с укрупнением районов, является
консолидация населения определенного этнического меньшинства в этих районах. Яркими примерами являются: создание Болградского района в Одесской обл. и Береговского района в Закарпатской обл. По некоторой информации, создание этих районов было осуществлено под давлением Софии и Будапешта. Таким образом, решая тактические проблемы, руководство Украины способствует наращиванию влияния внешних заинтересованных сторон (многократно замеченных в подогревании сепаратистских настроений) на политические процессы в стране.
Правда для того, чтобы реформа заработала на полную, необходимы изменения в Конституции, по которым внедряется институт префектов вместо райгосадминистраций. Его цель – контроль конституционности и законности решений органов местного самоуправления. Префект не должен зависеть от местных политических элит. А назначает и увольняет его Кабмин, поскольку префекты – это часть исполнительной власти. Хотя, в предложенных Президентом Зеленским изменениях в Конституцию, вертикаль префектов – в подчинении
президента.
Стоит также отметить, что вопросы, связанные с территориально-административными преобразованиями, затрагиваются недавно утвержденной КМУ «Государственной стратегией регионального развития на 2021-2027 гг.». Этот документ предполагает механизмы развития и поддержки различных территорий (городские агломерации, монофункциональные города, сельские территории в неблагоприятных условиях, горные районы, макрорегион «Азов-Черное море», приграничные территории), учтены вопросы административно-территориального устройства, качественного улучшения уровня предоставления социальных услуг на местах и пр.
Новая стратегия носит декларативный и консервативный характер удержания территорий.
На данный момент первый этап административной реформы в Украине еще далек от завершения. Так за период 2015-2019 гг. было создано 1029 территориальных громад, что сопоставимо с 44,2% общей площади страны. Процесс идет довольно медленно и неравномерно, что связано с такими сложностями, как: игнорирование мнения общественности при объединении, отсутствие консультаций с жителями, злоупотребление главами ОТГ, наличие договоренностей об объединении с другими гражданами без согласия жителей. Также, на лицо ощутимое сопротивление со стороны районной власти, опасающейся потерять ресурсы и
полномочия.
В целом же, по состоянию на конец 2019 г., районов на 100% покрытых объединенными территориальными громадами насчитывалось всего 26, в то же время районов, где не создано не одной ОТГ – 75. Рейтинг областей по формированию жизнеспособных громад возглавили Житомирская, Днепропетровская, Хмельницкая, Черниговская и Запорожская области. На последних позициях рейтинга - Кировоградская, Закарпатская, Винницкая, Киевская, Львовская
области.
Запущенный процесс районного укрупнения однозначно скажется и на дальнейшем процессе создания ОТГ – неразбериха с переходом полномочий и передачей прав собственности будет тормозить процесс укрупнения громад, предавая этим вопросам второстепенного значения на районном и областном уровнях.
Для страны такая реформа означает фактическое укрупнение и укрепление местных «феодалов», успешно прошедших «внутривидовую» борьбу в рамках своих районов. Дальнейшее ослабевание центральной власти и самоустранение государства от важнейших функций, связанных с консолидацией и развитием территорий.
Существенной составляющей реформы децентрализации должно стать изменение модели разделения полномочий между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти на местах. Международные и отечественные эксперты продолжают настаивать, что ключевым вызовом институциональной конфигурации органов власти на местах остаются широкие возможности для «дублирования» функций органов местного самоуправления и местных администраций, в т.ч. по определению программ социально-экономического развития, по одобрению местных бюджетов и т.п.
Дискуссия ведется преимущественно вокруг модели и алгоритма передачи полномочий органов власти на места и логики взаимодействия государственных и самоуправленческих структур.
Ожидается, что именно формирование исполнительной власти органами местного самоуправления, а не назначение ее из центра, даст возможность населению влиять на местную власть. Предполагается, что реформа местного самоуправления повысит ответственность и эффективность власти на местах.