1) Текущий сценарий – «консервативный» - создает почву для политических конфликтов местных элит и парламентских партий. Политическая франшиза, которую мы наблюдаем сейчас, создает своеобразный политический «пузырь» - политические дерривативы обязательств, который лопнет, как только местные элиты освоят власть на уровне новообразованных «микро-регионов» (новых районов).
В сценарии такого «ничегонеделания» с перспективой до 2027 года (срок действия принятой новой программы регионального развития, август 2020г) высока вероятность фактического ослабление областного уровня самоуправления, маловлиятельность и сбои общенациональной экономической политики из-за местечкового популизма и консерватизма.
В политическом срезе - обвал партийной «дерривативной политики» и ускоренная регионализация партийно- политических проектов. Уже осенью 2020 года политические инвестиции в местные политические проекты не уступают объему политинвестиций в общенациональные партийные проекты, а фактическая влиятельность местных политических элит (уровень района, области, областных центров) существенно выше варягов и и местной партноменлатуры от ведущих парламентских партий.
Такой «застой» может лишь переходным периодом к новому витку политизированного местечкого сепаратизма, который будет связан с борьбой за природную ренту, землепользование, налоги и право на культурную автономию.
Важно также учитывать, что формирование новой районной власти и проявление новых местечковых центров политического и экономического влияния могут подтолкнуть и к радикальным идеям об участии местных элит в работе центральных органов государственной власти. В частности – в парламенте. Ведь каждый новообразованный район – это, по сути, готовый округ для мажоритарного мандата, на который с высокой степенью вероятности будет претендовать местная элита. До инициативы превратить мажоритарную часть парламента в отдельную верхнюю палату – расстояние вытянутой руки. Учитывая критические настроения местных элит в отношении Центра, постоянное перетягивание каната в распределениии средств Госбюджета (пример – средства Фонда регионального развития), стремление усилить статус элиты районного уровня за счет мандатов в парламенте, а возможно и в гипотетической верхней палате, будет только усиливаться. И все это - на фоне политических ожиданий возможной досрочной выборной кампании в парламенте и уже озвученные инициативы сократить число народных депутатов до 300.
2) Исходя из этого, вероятен и «Сценарий корпоративного компромисса», который будет состоять в превентивных уступках Центра (президент и правящая партия-коалиция) в пользу местных элит в обмен на лояльность и новую корпоративную консолидацию. Сама выборная кампания-2020 свидетельствует: Зеленский и его партия «Слуга народа» готовы к корпоративным компромиссам с местными элитами в обмен на устойчивую лояльность до следующего выборного цикла 2024-2025.
Но изменения в административно-территориальном устройстве и итоги самих выборов радикально изменят ситуацию. «Сценарий корпоративного компромисса» - это консервация региональной политики как таковой, и форсированная реформа парламентского устройства, где наряду с сокращением общего числа депутатов до 300 мандатов, может быть создана верхняя палата с расчетом на мажоритарщиков из районов-округов. Грубо говоря, 136 районов - 136 мандатов верхней палаты, без сдвигов в региональной и общенациональной политике. В итоге, это может сильно ударить по регионалистике как таковой, но с выгодой использовано властью для удержания ситуации минимум на 3-5 лет вперед.
Очевидным является то, что ни консервативный, ни компромиссный сценарии не решают проблему реформы политической системы по существу, и лишь консервируют нынешний корпоративизм. К тому же, они не дают ответ на вопрос о судьбе собственно конституционной реформы, сохраняя корпоративный характер государства и ограничиваясь лишь очередными, временными межэлитными компромиссами. То есть, - до следующих политических кризисов, социально-экономических потрясений и новых проблем с территориями.
Вместе с тем, адекватная и своевременная реформа политической системы позволяет зачистить «капилляры» политического и административного управления, снизит градус политического напряжения и ликвидирует пирамиду «партийно-политических дерривативов», которая создана в последние годы (парламентские партии, господство медиакратии, партийная франшиза на местах – т.н. «открытые списки» на выборах в органы местного самоуправления).
3) Нужна ОПЕРЕЖАЮЩАЯ реформа политической системы. Нужен опережающий сценарий.
Кратко – контур сценария и основные позиции.
Первое и важное – сроки. Речь идет о действиях, которые необходимо предпринять на протяжении 2020-2022гг.
Второе и важное. Выборы в органы местного самоуправления на основе партийных открытых списков, и вообще на партийной основе как таковой, - должны быть последними. Выборы в органы самоуправление (районы, горсоветы, региональные советы) должны проходить на мажоритарной основе.
Третье. После укрупнения районов должна начаться подготовка к укрупнению областей до уровня, экономически сбалансированных и социокультурно неконфликтных регионов. Для нынешнего числа районов (136) целесообразно сформировать 8-9 макрорегионов, упразднив нынешние области. Региональные советы и их исполнительные комитеты («региональные правительства») должны стать реальной и влиятельной местной властью, способной участвовать в разработке и реализации стратегий общенационального уровня.
Дискуссии о переходе от старых областей к макрорегионам ведутся в Украине с средины 1980х. Специалисты в области экономической географии, развития «продуктивных сил» современной регионалистики предлагали целый ряд перспективных моделей для новой политико-экономической архитектуры Украины, учитывая задачи создания сбалансированной республиканской модели экономики, создания новых производственных кластеров, новой инфраструктуры и т.д. И, конечно, с учетом историко-культурной специфики каждого региона.
Определение конкретной структуры и состава каждого нового макрорегиона – разговор особый. Но несомненно, что в отличии от «реформы сверху» при создании ОТГ и новых районов, формирование новых макрорегионов должно происходить с широким и публичным обсуждений возможностей и перспектив каждого такого макрорегиона, и с задействованием механизма плебисцитарной демократии (совещательные плебисциты о вхождении в состав нового макрорегиона) на уровне каждого новообразованного района. Социальная и правовая летимность этого процесса – принципиальна.
Существенным аспектом новой регионалистики должна стать реабилитации института автономии как института. Речь должна идти о возможностях экономической или/и культурной автономии как на уровне макро-регионов, так и отдельных районов. Институт автономии – широко распространенная практика в большинстве унитарных европейских государствах. Этот опыт важен и ценен для Украины. Закрепление института автономии в Конституции потребует изменений, которые утверждаются на референдуме. И этот вопрос может быть отложен до разработки полноценной и всеохватной Конституционной реформы сразу после предложенной реформы политической системы (т.е. – ориентировочно на 2024-2025гг.).
Обеспечение ЭФФЕКТИВНОЙ УНИТАРНОСТИ возможно на основе практики ежегодных дву- и многосторонних соглашений между региональными властями и Кабинетом Министров о синхронизации и обязательствах по выполнению региональных и государственных бюджетных программ (с горизонтом среднесрочного планирования 3-5 лет), реализации совместных проектов национального уровня (государственно - регионально-муниципально - частное партнерство), и на среднесрочное взаимодействие (бюджеты на 3-5 лет). Практика таких договоров в Украине известна, и связана с разработкой и реализацией т.н. «стратегий регионального развития» на уровне нынешних областей.
Все эти опции позволят создать реальные возможности и условия для восстановления социального и территориального единства страны, включая решение проблемы реинтеграции Донбасса и, возможно, решение проблемы Крыма (хотя последнее потребует, на мой взгляд, инновационных геополитических и геоэкономических решений, и это тема отдельного разговора).