На наших глазах меняются фундаментальные основы воспроизводства человека как антропо-биологического типа. На зрелой фазе цифровой революции, произведенной доминирующей волной тех. уклада, существенным образом стали трансформироваться практики коммуникации, образования знания и мышления. Пожинаются плоды тотального коммерческого оцифровывания и сетевизации механик организации процессов внутри самих общественных институтов. Сформировались конечные условия для эпохи глобальной когнитивной конкуренции, в которой встроенные в исследовательски-управленческие процессы «супер-компьютеры» - лишь малая, техническая, сторона дела, скрывающая реальный источник новой власти.
Главным национальным вызовом становится способность, опережая риски перемен, перестроится к угрозам будущего. Будущего, в котором образование и наука в национальной системе становятся главенствующим ресурсом конкуренции на текущем витке истории, но при совершенно новом глобальном вызове «отчуждения от осознанного мышления». Вызове, который в том числе активно осваивается в качестве когнитивного оружия. Разворачивается битва за власть, в основе которой лежит
умение создавать мышление и контролировать его развитие. Перед национальным государством стоит стратегический выбор: 1) адаптация к последствиям цифровой революции и «когнитивная открытость»; либо 2) институциональная перенастройка под «когнитивный национальный суверенитет». Прогрессивное будущее возможно лишь на одном пути.
Функционирование модерного общества и его структурное воспроизводство нуждается в таком социальном институте как образование. Который решает ряд экзистенциальных для общества задач: передача аккумулированного социального опыта, знания, идей и самого способа мышления - все то, что представляет богатство уникального опыта предшествующих поколений. Важна как передача содержание этого опыта-знания, так и выработанной модели его преемственного усвоения и приумножения – методология мышления в познании. Образование как социальный институт должен рассматриваться в качестве абсолютно самостоятельной системы, задача деятельности которой сконцентрирована на двух гуманистических столпах: воспитание добродетельной личности и образование свободно мыслящего и способного к деятельносному познанию человека, преобразующего общий и свой «мир» через производство нового знания.
Образование выполняет функцию социо-культурного изменения. Получившие образование включаются в преобразование систем, в которых они живут, но те в свою очередь, через обратное влияние на социальные институты, обеспечивают их постоянное взаимное движение и связанность. Таким образом складывается историческая взаимозависимость образовательного процесса и общества. Система образования, которую обеспечивает текущее время – это качество человеческого капитала наследующих поколений, задействованных в деятельностных сферах общества в будущем, определяя его качественные характеристики и перспективы.
На заре независимости новоиспечённое молодое украинское государство столкнулось со специфическим для выбранной рыночно-капиталистической трансформации спектром проблем, которые возникли перед ее базовыми социальными институтами.
Полученная в наследство система советского образования была отягчена природой индустриального происхождения, тонко управляющая предложением «профессий» и «специальностей». Советская система образования предполагала тотальную схоластическую прогонку масс через доступное каждому «просвещение». Частичные недостатки дидактической негибкости системы компенсировались добровольно-принудительной такой же массовой доступной системой высшего и профессионально-технического образований, которые сглаживали все шероховатости и «подтягивали» каждого в меру способностей. Главным образом было то, что полномасштабно обеспечивался высокий средний уровень научного склада мышления, необходимого для сложной индустриальной социально-экономической системы.
Схлопывание этой системы с первых лет независимости и непрерывный рост сферы услуг на новых капиталистических «рынках» (замещающий промышленные кластеры экономики) постоянно формировали запрос на «осовременивание» системы образования. Которая давала «излишний» уровень подготовки и «не прикладные» знания в то время, как современными и востребованными становились навыки простых освоенных «навыков по инструкциям», которые удовлетворяли примитивизирующиеся общественное производство. Вдобавок, система требовала для себя излишнего (по меркам политических элит) финансирования с целью сохранения советской обширной сети учебных заведений (в первый год независимости в Украине действовали более 20 тысяч школ, хотя сейчас их уже около 15 тысяч) и норматива обеспеченности преподавательским составом. Именно непрестанное сокращение в годы независимости этих факторов дополнительно дискредитировало оставшуюся в наследство систему, успех которой ранее обеспечивался педагогически адекватным соответствием количества учеников на учителей в классе. Параллельная ползучая коммерциализация государства, скидывающее с себя одежды социальной опеки, ставила во главу принцип обратного развития – людей в качестве рабочей силы необходимо гибко адаптировать к потребностям капитала, оставляя примат
«личности преобразующей мир через свободную самореализацию в труде» на откуп истории идей. Система образования встала на путь постоянных перемен и реформ, сводившихся к главной цели – держать руку на пульсе рынка, обучать винтики для вечно меняющегося характера спроса на рынке труда.
За 30-ть лет Украинское государство окончательно отказалось от гуманистической миссии, вшитой красной нитью в идеологию обретаемой в 90-х независимости. Проект которой предполагал, кроме прочего, - создание общества новой свободы и прогрессивного характера развития украинского общества.
Образование стало производным и второстепенным, сервисным по отношению к остальным социальным системам. Именно это стало играть злую шутку с дискурсом об позитивных изменениях – основа этих изменений целенаправленно уничтожалась и уничтожается (не только в логике рынка, но и не без сторонней помощи).
Осуществлением окончательного «постсоветского снятия» категорично можно назвать проводящуюся реформу с емким названием Новая Украинская Школа (далее НУШ). Реформа внедряется согласно нормам Закона "Об образовании" 2017 года и Закона "О среднем образовании" 2020 года, благодаря которым в Украине создается новая система среднего образования. НУШ «основывается на мировых тенденциях развития образования и нацеливает на переход от парадигмы знания в образовании к компетентностному
подходу».
Порывание украинского общества с парадигмой знания так же подспудно дополняется искоренением из идеологии системы образования понятия «развитие». МОН со следующего года готовится к полноценному запуску реформы "Новой украинской школы" в 5 – 9 классах. Проект рассчитывают провести в течение 2021 – 2027 годов в три этапа. Ковид-19 внес свои коррективы в эти планы и начало широкомасштабного внедрения этого процесса начнётся с 2022-го года.
Именно в районе 5-6 классов ребенок впервые способен осуществить ключевое достижение в развитии своего мозга, освоив функцию высших психических функций – мышление в понятиях. Качественный характер освоения и развития этого ключевого цивилизационного достижения фундаментально определяет степень присутствия высшей формы мышления в жизни человека, его долю в сумме жизни.
Высшие психические функции-структуры являются продуктами процессов вхождения ребенка в социально-культурную общность, а не органически врожденными способностями (доказательство этому является феномен маугли).
Устранение условий и методик формирования системой образования формально-логического типа мышления, с переходом на тотальное доминирование потребительского наглядно-образного будет означать устранение национального потенциала для суверенного существования как самоорганизующегося субъекта.