«Так дальше учить нельзя»: 30 лет ликвидации взрослого мышления

Ермолаев Дмитрий


главный редактор и эксперт в Strategic Group Sofia

«Сейчас нет проблем достать информацию, если она тебе нужна. Проблема - использовать эту информацию для решения твоей задачи, критично переосмыслить, проанализировать ее, применить ее. Именно на это направлена Новая Украинская Школа»
презентация реформы НУШ, Лилия Гриневич, министр Образования и науки, 2016-2019
«человеческий разум — всегда незавершенный проект»
Малафурис, «Как вещи формируют сознание»
На наших глазах меняются фундаментальные основы воспроизводства человека как антропо-биологического типа. На зрелой фазе цифровой революции, произведенной доминирующей волной тех. уклада, существенным образом стали трансформироваться практики коммуникации, образования знания и мышления. Пожинаются плоды тотального коммерческого оцифровывания и сетевизации механик организации процессов внутри самих общественных институтов. Сформировались конечные условия для эпохи глобальной когнитивной конкуренции, в которой встроенные в исследовательски-управленческие процессы «супер-компьютеры» - лишь малая, техническая, сторона дела, скрывающая реальный источник новой власти.

Главным национальным вызовом становится способность, опережая риски перемен, перестроится к угрозам будущего. Будущего, в котором образование и наука в национальной системе становятся главенствующим ресурсом конкуренции на текущем витке истории, но при совершенно новом глобальном вызове «отчуждения от осознанного мышления». Вызове, который в том числе активно осваивается в качестве когнитивного оружия. Разворачивается битва за власть, в основе которой лежит умение создавать мышление и контролировать его развитие. Перед национальным государством стоит стратегический выбор: 1) адаптация к последствиям цифровой революции и «когнитивная открытость»; либо 2) институциональная перенастройка под «когнитивный национальный суверенитет». Прогрессивное будущее возможно лишь на одном пути.

Функционирование модерного общества и его структурное воспроизводство нуждается в таком социальном институте как образование. Который решает ряд экзистенциальных для общества задач: передача аккумулированного социального опыта, знания, идей и самого способа мышления - все то, что представляет богатство уникального опыта предшествующих поколений. Важна как передача содержание этого опыта-знания, так и выработанной модели его преемственного усвоения и приумножения – методология мышления в познании. Образование как социальный институт должен рассматриваться в качестве абсолютно самостоятельной системы, задача деятельности которой сконцентрирована на двух гуманистических столпах: воспитание добродетельной личности и образование свободно мыслящего и способного к деятельносному познанию человека, преобразующего общий и свой «мир» через производство нового знания.

Образование выполняет функцию социо-культурного изменения. Получившие образование включаются в преобразование систем, в которых они живут, но те в свою очередь, через обратное влияние на социальные институты, обеспечивают их постоянное взаимное движение и связанность. Таким образом складывается историческая взаимозависимость образовательного процесса и общества. Система образования, которую обеспечивает текущее время – это качество человеческого капитала наследующих поколений, задействованных в деятельностных сферах общества в будущем, определяя его качественные характеристики и перспективы.

На заре независимости новоиспечённое молодое украинское государство столкнулось со специфическим для выбранной рыночно-капиталистической трансформации спектром проблем, которые возникли перед ее базовыми социальными институтами.

Полученная в наследство система советского образования была отягчена природой индустриального происхождения, тонко управляющая предложением «профессий» и «специальностей». Советская система образования предполагала тотальную схоластическую прогонку масс через доступное каждому «просвещение». Частичные недостатки дидактической негибкости системы компенсировались добровольно-принудительной такой же массовой доступной системой высшего и профессионально-технического образований, которые сглаживали все шероховатости и «подтягивали» каждого в меру способностей. Главным образом было то, что полномасштабно обеспечивался высокий средний уровень научного склада мышления, необходимого для сложной индустриальной социально-экономической системы.

Схлопывание этой системы с первых лет независимости и непрерывный рост сферы услуг на новых капиталистических «рынках» (замещающий промышленные кластеры экономики) постоянно формировали запрос на «осовременивание» системы образования. Которая давала «излишний» уровень подготовки и «не прикладные» знания в то время, как современными и востребованными становились навыки простых освоенных «навыков по инструкциям», которые удовлетворяли примитивизирующиеся общественное производство. Вдобавок, система требовала для себя излишнего (по меркам политических элит) финансирования с целью сохранения советской обширной сети учебных заведений (в первый год независимости в Украине действовали более 20 тысяч школ, хотя сейчас их уже около 15 тысяч) и норматива обеспеченности преподавательским составом. Именно непрестанное сокращение в годы независимости этих факторов дополнительно дискредитировало оставшуюся в наследство систему, успех которой ранее обеспечивался педагогически адекватным соответствием количества учеников на учителей в классе. Параллельная ползучая коммерциализация государства, скидывающее с себя одежды социальной опеки, ставила во главу принцип обратного развития – людей в качестве рабочей силы необходимо гибко адаптировать к потребностям капитала, оставляя примат «личности преобразующей мир через свободную самореализацию в труде» на откуп истории идей. Система образования встала на путь постоянных перемен и реформ, сводившихся к главной цели – держать руку на пульсе рынка, обучать винтики для вечно меняющегося характера спроса на рынке труда.

За 30-ть лет Украинское государство окончательно отказалось от гуманистической миссии, вшитой красной нитью в идеологию обретаемой в 90-х независимости. Проект которой предполагал, кроме прочего, - создание общества новой свободы и прогрессивного характера развития украинского общества.

Образование стало производным и второстепенным, сервисным по отношению к остальным социальным системам. Именно это стало играть злую шутку с дискурсом об позитивных изменениях – основа этих изменений целенаправленно уничтожалась и уничтожается (не только в логике рынка, но и не без сторонней помощи).

Осуществлением окончательного «постсоветского снятия» категорично можно назвать проводящуюся реформу с емким названием Новая Украинская Школа (далее НУШ). Реформа внедряется согласно нормам Закона "Об образовании" 2017 года и Закона "О среднем образовании" 2020 года, благодаря которым в Украине создается новая система среднего образования. НУШ «основывается на мировых тенденциях развития образования и нацеливает на переход от парадигмы знания в образовании к компетентностному подходу». Порывание украинского общества с парадигмой знания так же подспудно дополняется искоренением из идеологии системы образования понятия «развитие».

МОН со следующего года готовится к полноценному запуску реформы "Новой украинской школы" в 5 – 9 классах. Проект рассчитывают провести в течение 2021 – 2027 годов в три этапа. Ковид-19 внес свои коррективы в эти планы и начало широкомасштабного внедрения этого процесса начнётся с 2022-го года.

Именно в районе 5-6 классов ребенок впервые способен осуществить ключевое достижение в развитии своего мозга, освоив функцию высших психических функций – мышление в понятиях. Качественный характер освоения и развития этого ключевого цивилизационного достижения фундаментально определяет степень присутствия высшей формы мышления в жизни человека, его долю в сумме жизни.

Высшие психические функции-структуры являются продуктами процессов вхождения ребенка в социально-культурную общность, а не органически врожденными способностями (доказательство этому является феномен маугли). Устранение условий и методик формирования системой образования формально-логического типа мышления, с переходом на тотальное доминирование потребительского наглядно-образного будет означать устранение национального потенциала для суверенного существования как самоорганизующегося субъекта.
1. Изменения в системе образования по форме
Реформа позволит создать систему контролируемой когнитивно-навыковой сегрегации с обязательными негативными последствиями для перспектив развития громад вне пределов крупных областных центров. Разделение среднего образования на три возрастных блока (1-4; 5-9; 10-12), структурно осуществляется через буквальное разделение образовательных пространств - это должны быть разные школы. Полные девять классов будут заканчивать новые «гимназисты», а за право выйти за пределы базовой грамоты, т.е. поступить в 10-й класс «Лицея», придется теперь конкурировать и соревноваться. Последний будет обеспечивать подготовку школьника либо к поступлению в ВУЗ, либо спрофилирует к навыкам, необходимых для быстрого усвоения профессии простого труда. Проект НУШ развернут с 2016 года и теперь охватывает обучение в начальной школе, а с 2022-го учебного года запускает пилотные реализации 5-го класса. При этом проводится активное сокращение школ с 10–12 классами. Это происходит быстрее, чем динамика обустройства образовательной сети достаточным количеством необходимых профильных «старших» школ. Способ, в который уже сегодня внедряется трехкомпонентная схема образовательной реформы, ясно показывает социально-территориальные структурирующие для общества последствия. Большинство небольших городов будут вынуждены существенно сократить старшие классы средней школы. Низкое материальное положение большинства жителей регионов, встретившихся с резким дефицитом доступа к старшим классам, не позволит найти выход ни через «образовательный переезд» в соседнюю громаду, ни тем более через поступление в приватные учреждения (активное развитие которых крайне сомнительно в сложившемся тренде сваливания экономической жизни и не может считаться адекватным объяснением разворачивающейся реформы). Реформа разрушит потенциал образовательного выхода на социальный лифт. Закрепится когнитивная основа неофеодальной стратификации через формирование территориально обусловленных гражданских каст. Масса новых школьников в провинции не смогут получить доступ к любым формам дальнейшего после 9-го класса развития, формируя уже органически создаваемую армию низкоквалифицированного наемного труда с перманентными качествами прекарности. Обеспечивая таким образом циркуляцию низкооплачиваемого труда, годного для экспорта.

По новой реформе государственное образование ограничивается обучению базовым навыкам и достаточной грамотности, закрепляя массовое упрощение мышления с доминантой детского наглядно-образного типа мышления. Условия получения взрослого развитого мышления в понятиях станут максимально элитаризованными, разгоняя этим новую социальную евгенику.

Мы окончательно убегаем от общественного идеала всесторонне образованной личности к стандарту умелого пользователя инструкциями (подход «компетентностей»). Личность, претендующая на осознанное стремление открывать и создавать совместное знание, творить новое понимание человека и природы (как в умозрительной форме, так и в деятельностной, физической) уступает место в новой украинской кузнице просвещения простому «юзеру» информации, умелому и сертифицированному.

Описываемый процесс не является новым положением вещей, но его динамика из-за реформы НУШ существенно ускоряется, а долгосрочные последствия сделают перспективы исправления ментальной деградации Украины очень туманными и проблематичными по сути.
2. Реформа по содержанию
Что закрепляет реформа? В концепте к реформе значится такие основополагающие положения: 1) «Ориентация на нужды учащегося в образовательном процессе»; Возражение: Современный ребенок находится в теплой ванне цифровой среды социализации, новой сетевой экологической нише. В ее текущем, слабо отрегулированном виде, школьник расположен в плотных тисках виртуальных и сугубо маркетинговых технологий по формированию потребительского поведения с соответствующими этому потребностями. Такое потребление выходит за рамки физических товаров и услуг, а эксплуатирует энергосберегающую предрасположенность человеческого мозга – пассивное потребление потока притягивающего внимания информации, что в крайних исследованиях получило статус новейшей из зависимостей. Соответственно, «нужды учащегося» не являются адекватным критерием, на который стоит ориентироваться, потому что когнитивная безопасность ребенка на сегодняшний день в Украине обеспечивается на нулевом уровне – за «нужды» школьника активно конкурирует цифровой рынок праздности. Понимать, направлять развитие и выбирать нужные для этого средства – может только профессиональная школа.

2) «Меньше теории, а больше практического применения в жизни»;

Возражение: Существенное сокращение в учебной программе основной средней школы прямого теоретического усвоения научных понятий и перемещение баланса образовательного материала на предметно-практичные ситуации из обыденной жизни могли бы стать полезным изменением. Стать работающим способом правильного подхода к формированию понятийного детско-подросткового мышления (переживающего к 12 годам важнейший переломный момент в созревании высших психических функций человека). Но, при единственном условии - если бы этот подход был бы использован в качестве нового промежуточного дидактического приема, преследующего две цели: 1) искоренить старый схоластический подход усвоения понятий чистой «памятью», дающий результат лишь у небольшой части учащихся; 2) если старшая средняя школа интенсифицировало бы смещение усвоенного наглядно-образного материала в сторону формирования устойчивого системного понятийного абстрактного мышления. Лишь овладение абстрагированием вместе с развитием комплексного мышления способно сформировать у ребенка способность к образованию истинных понятий - последнюю фазу в развитии детского мышления. Напротив, сведение естественно-научного образования к одному лишь умению детей решать бытовые прикладные задачи не способно сформировать структуры абстрактного мышления. Которое единственное может познавать неизвестное явление. При доминировании наглядно-образного, ассоциативного, мышления человек ограничен в решении проблем лишь опытом своего знания схожих явлений в их совпадении за видимой формой – т.е. становится деятельностно слеп в решении, не схватывая сути. Операции, которые могут легко выполняться на объектах или на их образах, проблематизируются как только постановка переносится в «текст». Визуальная цифровая культура ограничивает работу мышления с наглядными знаками и символами. Насыщение образностью в операциях социального обмена-общения приводит к «атрофированию навыков работы с «текстом» грамматической связности данных образов в рамках контекстов ими репрезентируемыми». Именно связанность разных обобщений (слов и понятий в них заключенных) является основой системы понятий как структуры сложного абстрактного мышления. «Аффект взаимодействия с сугубо наглядными образами таким образом не оставляет «следа знания». Происходит упрощение и откат мышления с формальных операций к конкретным (клик, обнаружение, прямая аналогия и др.). Несформированность формально-логических структур мышления приводит к непониманию многих разделов математики, физики, химии, биологии. Но в той же мере затрагиваются адекватные познания в обществоведческих науках. Понимание понятий «демократии», «социальной справедливости», «правового государства», «суверенитета», «достоинства» и др. принимают для масс столь фальсифицируемую форму, что это уже становится риском для перспектив национального будущего. Язык – инструмент мышления. Деградация его использования – разрушение мышления. И это не про «Новий український правопис». Документы, лежащие в основе НУШ абсолютно лишены и не проблематизируют (в постановке задач для системы образования) вопрос «развития мышления»!

3) «Детский организм не воспринимает больше, чем отведено природой для его возраста». Возражение: успех обучения базируется на принципе, который предполагает, что процесс образования идет впереди развития. Тогда обучение приводит в движение, вызывает к жизни, «целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития». Это является краеугольным камнем в принципе развития детского мышления, проявляя главнейшую роль обучения в развитии как таковом. «Этим отличается обучение ребенка, целью которого является его всестороннее развитие, от обучения специализированным, техническим умениям, как писание на пишущей машинке, езда на велосипеде, которые не обнаруживают никакого существенного влияния на развитие. Формальная дисциплина каждого школьного предмета является той сферой, в которой совершается и осуществляется это влияние обучения на развитие. Обучение было бы совершенно не нужно, если бы оно само не являлось источником развития, источником возникновения нового знания». Ребенок оставленный один на один с теле-образованием (что было апробировано на ковидных локдаунах), с одноканальным потреблением образовательных услуг, считывая информацию из «учебника» - действительно соответствует идеологии реформы. Воздействие цифровых медиа посредников часто снижает взаимодействие детей и взрослых, поскольку цмп не способствует социально обусловленным разговорам с языковым партнером, чьи ответы являются немедленными, надежными и точными по содержанию и актуальности. Но! Экспериментально доказано, что ребенок может при помощи значимого взрослого, т.е. включенном вспомогательном участии учителя, показывать способности, которые будут соответствовать более старшему возрасту умственного развития, раскрывать повышающий потенциал в зоне ближайшего развития. Только в этом случае можно вести речь об установке на развитие, которое находится за горизонтом видимых способностей, в потенциальном состоянии. Это потенциал способен раскрыть лишь лично включенный профессиональный преподаватель.

Школьник не может в должной мере управлять своими памятью и вниманием, с этой целью он нуждается в психологических орудиях — культурных средствах. Они даются только внешней средой, из взаимодействия с теми, кто уже этому научился. Средства управления познанием стали выноситься вовне и делегироваться современным быстродействующим техническим устройствам, которые берут на себя функцию напоминания, направления внимания, решения задач и т. д. Именно к пользовательским навыкам в навигации по внешней цифровой среде готовой информации и апеллирует украинская реформа образования. Потребитель должен обладать достаточными, но не избыточными навыками в элементарной технике ситуативного поиска. Решать стандартизированные прикладные, повторяемые задачи. Делегировав внешним устройствам части высших психических функций и адаптировав под этот status quo систему образование – мы у выключенного из сети человека получаем на выходе псевдо-детское, несформированное до конца мышление. И навыки - с избытком достаточные для воспроизведения упрощенной, законсервированной по сложности социально-экономической жизни. Ведь любые контролируемые, будь-то социально-политические, либо экономические изменения возможны лишь через производство нового знания.

Проблема сегодняшних школьников — не неумение искать, извлекать, анализировать информацию, а неумение сформулировать понятие «информация». Ответить на вопрос, что есть то, что они ищут и зачем. Сделать из поиска осознанную необходимость.

Основная цель детско-юношеской политики в Украине — евгеника молодежи в пользу государственно-частного благополучия. Украинская молодежная политика является бизнес-ориентированной, ориентированной на развитие частного транснационального предприятия.

Проблема ремаршрутизации реформы образования в стране уже невозможно решать только в плоскости педагогики и переписанных учебных программ, и подходов – это частность общей проблемы. Результат может быть получен только в рамках комплексного решение проблем национальной когнитивной безопасности.
Пригожина Ирина. Методика диагностики формально-логического мышления: диагностика сформированности структуры INRC. – т.д.: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200600916
Выготский. Мышление и Речь, - С. 355
Там же
P.S. Из доклада ООН. «Образование в эпоху COVID-19 и последующий период.»

«Сегодня, в связи с закрытием школ и широким внедрением цифры, существует значительная опасность того, что будет ограничено широкое гуманистическое измерение образования, и обучение сведется к традиционному натаскиванию информированности. Гуманистическая роль школы может отойти на второй план, а акцент переместится на технические навыки, модульные программы и численную оценку прогресса и контрольных показателей, которые являются естественными составляющими цифровой образовательной культуры. Это уже знакомо нам, а нынешний кризис может быстро подтолкнуть нас в этом направлении, когда технология определяет образование.»
~
К теме:
Made on
Tilda