4. После политики Трампа отношения с Китаем, так же, как и с Ираном - в центре внимания.
Байден называет Китай своим самым серьёзным конкурентом. «
Мы будем бороться с экономическими злоупотреблениями Китая; противодействовать его агрессивным принудительным действиям; чтобы дать отпор атаке Китая на права человека, интеллектуальную собственность и глобальное управление». Но в то же время Америка готова работать с Пекином, если это в ее интересах.
5.
10 февраля Байден провел свой первый телефонный разговор в качестве президента со своим коллегой в Китае Си Цзиньпином. Согласно отчету Белого дома, Байден упомянул «сохранение свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» среди своих приоритетов, что является четким сигналом того, что формулировка эпохи Трампа сохранится. Затем Байден выдвинул целый ряд жалоб, о которых также часто говорили официальные лица администрации Трампа: «
Президент Байден подчеркнул свою фундаментальную обеспокоенность насильственной и несправедливой экономической практикой Пекина, репрессиями в Гонконге, нарушениями прав человека в Синьцзяне и все более агрессивными действиями в регионе, в том числе в сторону Тайваня».
Тем не менее, одним заметным различием между администрациями было то, что Байден оставил дверь открытой для того, что он назвал «
практическим, ориентированным на результат сотрудничеством, при условии, что оно продвигает интересы американского народа и наших союзников».
Президенты обсудили их взгляды на борьбу с пандемией, Байден также осудил недостаточную прозрачность действий в отношении Covid-19.
6.
Согласно данным китайского МИД, Си Цзиньпин гораздо больше внимания уделял необходимости вернуться к сотрудничеству. «
Вы сказали, что Америку можно определить одним словом: возможности. Мы надеемся, что теперь возможности указывают на улучшение отношений между Китаем и США», - сказал Си, согласно единственной прямой цитате из отчета. В заявлении Си также был перефразирован: «
Когда Китай и Соединенные Штаты работают вместе, они могут добиться многого для блага обеих стран и мира в целом; Однако конфронтация между двумя странами определенно будет иметь катастрофические последствия для обеих стран и всего мира».
«
Си подчеркнул, что, хотя обе стороны могут расходиться по некоторым вопросам, крайне важно проявлять взаимное уважение, относиться друг к другу как к равным, а также должным образом урегулировать разногласия конструктивно», - говорится в заявлении.
7. Господин Цзиньпин дал понять, что по некоторым вопросам, упомянутым Байденом, Китай не собирается сдаваться. «
Тайваньский вопрос и вопросы, касающиеся Гонконга, Синьцзяна и т. д., являются внутренними делами Китая и касаются его суверенитета и территориальной целостности, и американская сторона должна уважать основные интересы Китая и действовать осмотрительно», - говорится в заявлении.
В ходе беседы китайский лидер сделал одно конкретное предложение: Си призвал Китай и США «восстановить различные механизмы диалога» между ними. 8. Как Байден, так и Гос Секретарь США Тони Блинкен сходятся во мнении, что подходить к Китаю нужно с позиции силы, а не слабости. Блинкен в своем интервью для NPR сказал, что Трамп был прав в своем жестком подходе к Китаю, но то, как он это делал не давало никаких результатов. Сила позиции, по мнению Гос Секретаря, исходит из работы со своими союзниками, которые также огорчены поведением Китая. «
Когда мы ведем бои с нашими союзниками вместо того, чтобы работать с ними, это лишает нас силы в отношениях с Китаем.» Также, когда Америка активно участвует в мировых делах, что есть позицией силы, у нее есть возможность писать правила мира, которые в другом случае будут написаны Китаем.
9. Внешняя политика новой власти планирует ставить в центр тему прав человека. На вопрос о том, как Америка планирует сотрудничать со страной в которой по словам Блинкена ведаться геноцид (речь о Синьцзяне), Гос Секретарь ответил так: «…
убедиться, что любые продукты или технологии, которые мы производим, не используются для подавления людей, в том числе в Синьцзяне. Точно так же мы должны быть уверены, что не импортируем вещи, сделанные с использованием принудительного труда, в том числе в Синьцзяне. …И мы будем рассматривать любые из этих других вопросов по мере их возникновения.» Новая администрация выбрала более гибкий подход нежели ее предшественники.
10.
Адмирал Чарльз Ричард в своем обращении «Формирование стратегического сдерживания 21 века» напомнил, что Китай продолжает наращивать свой ядерный потенциал и модернизировать различные технологии.
«
Ответственность за действия возложена на любую великую державу. Что касается Китая, мы должны уделять больше внимания действиям КНР, чем ее заявленной политике. Хотя КНР придерживается политики «неприменения первыми» с 1960-х годов, утверждая, что никогда не применит ядерное оружие первыми, наращивание передового потенциала должно заставить нас задуматься. Эта политика может измениться в мгновение ока. Пекин использует возможности и действует в манере, несовместимой с стратегией сдерживания, предоставляя ему полный спектр возможностей, включая ограниченное использование и возможность нанесения первого удара.»