Экономика Франции в Европе будущего

Клинова Марина Вилениновна


доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра европейских исследований Национального исследовательского Института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова (ИМЭМО) РАН.

Начиная с 1960-х гг. Франция по объёму ВВП (рассчитанному по валютному курсу) опустилась со второго (после США) на седьмое (после Индии) место среди крупнейших экономик мира. Развивающиеся экономики теснят лидеров Европейского союза. По паритету покупательной способности (ППС) крупнейшая экономика ЕС - ФРГ только на пятом месте, Франция - на девятом. Даже экономика Германии выглядит сильной лишь в сравнении с более слабыми экономиками Франции, Италии, Испании. В складывающемся хозяйственном миропорядке страны ЕС рискуют быть отодвинутыми на периферию мировой экономики.

Спад 2008-2009 гг., последовавший бюджетно-долговой кризис еврозоны выявили изъяны экономических политик, в том числе их координации. Как реакция на упадок европейской экономики в предвыборной программе 2017 г. президента Франции Э. Макрона прозвучал призыв «построить Европу, которая нас защищает». Затем этот тезис был развит: «объединить народы Европы в федерацию». В плане Макрона о будущем Евросоюза - «Европа, которая защищает европейцев» предложено выработать общеевропейский ответ на вызовы XXI в. (безопасности, миграции, торговых противоречий, цифровизации). «Мы нуждаемся в Европе... Европа делает нас более сильными». Поскольку европейское строительство опирается на двойственную логику: наднационального характера на договорной основе и на межгосударственное сотрудничество, президент Франции считает неправомерным противопоставлять Европу (ЕС - М.К.) и суверенитет, как это происходит в последнее десятилетие в представлении ряда политиков-популистов и части населения.

В поддержку идей Макрона французский исследователь и политик из оппозиционного лагеря («Республиканцы»), член «Кружка экономистов», лауреат престижных национальных премий за работы по экономике К. Сент-Этьен выступает за «межгосударственную федерацию».
Он связывает проблемы ЕС в последние 20 лет с «интеллектуальным и стратегическим провалом» во Франции, тем самым подчёркивая её роль как основной движущей силы европейского строительства («это французская идея!»).
Созданное в 1992 г. объединение, клуб учёных, университетских преподавателей организует открытые между-
народные форумы по проблемам экономики; совместно с газетой «LeMonde» ежегодно присуждает премию
Лучшему молодому экономисту Франции.

Избрание президентом Э. Макрона внушило экспертному сообществу определённый оптимизм, надежду на то, что при условии восстановления конкурентоспособности экономики Франции её позиции в мире, а с ней и Евросоюза в целом, смогут укрепиться. Бывший президент Франции Ф. Олланд в качестве залога успеха в деле возрождения экономики страны выделил доверие к Макрону инвесторов, предпринимателей, которые ценят прилагаемые им усилия для продвижения продукции отечественных производителей за национальные границы.

Такая задача осложняет необходимость модернизации экономики в условиях глобальных вызовов начавшейся ещё в 1980-х гг. третьей промышленной революции, связанной с информатизацией (в нашей терминологии соответствует определённому технологическому укладу). Современный экономический миропорядок трансформируется. На смену геоэкономическому противостоянию США - СССР пришло соперничество США - Китай. Одной из опасностей как для отдельной страны (Франции), так и всего интеграционного объединения ЕС может стать усиление технологического отставания от США, а в отдалённой перспективе - и от их основного конкурента, Китая.

Во Франции технологический разрыв связан с накопившимися с 1990-х гг. проблемами в экономике. К.Сент-Этьен выделяет три. Во-первых, введение 35-часовой рабочей недели (1997-1999), когда новую промышленную революцию «перепутали» с вступлением в постиндустриальный мир. Государство упустило время для массированных вложений в НИР, информатизацию и роботизацию. В итоге сегодня компании Франции не представлены в списке мировых лидеров в новейших технологиях. Во-вторых, в 2010-х гг. во Франции под влиянием безудержной «зарплатной инфляции» выросли издержки и цены на продукцию обрабатывающей промышленности средней и повышенной технологичности, которую страна в основном производит. Это ухудшило конкурентные возможности на внешних рынках, привело к росту дефицита торгового баланса. Наконец, государство отпустило в «свободное плавание» государственные расходы, и госдолг Франции в 2017 г. составил 98,5% ВВП. Без принятия в экономике ЕС в 2018-2019 гг. неотложных и стратегических мер «нынешние европейские подростки будут жить де факто в развивающихся странах до окончания учёбы в университетах в 2025 г.»

В складывающихся условиях снизились возможности экономии на масштабах производства новых видов продукции обрабатывающей промышленности. Изменилось и положение в структуре предпринимательского сектора - выросла роль малых и средних предприятий (МСП).

Подобный поворот тенденции оказался достаточно неожиданным для экспертного сообщества. В 1970-1980-х гг. многие авторитетные учёные (Р. Солоу, Р. Кейв, Р. Вернон, А. Чандлер и др.) полагали, что конкурентоспособными на международных рынках могут быть только крупные компании. Однако в 1990-х гг. положение стало меняться. Вследствие дерегулирования и приватизации и, соответственно, облегчения доступа новых компаний, в том числе зарубежных МСП, на ранее защищённые рынки, обострилась конкуренция.
На фоне глобализации сравнительные преимущества переместились в предпринимательскую деятельность, основанную на знаниях. По мере развития информационно-коммуникационной техники (ИКТ) производства стали переносить в те страны и регионы, где издержки меньше, а продажи позволяют получить максимальную прибыль. Стали возникать трансграничные, региональные (и глобальные) цепочки создания стоимости (РЦСС и ГЦСС). В технически передовых странах остаются «мозговые центры», а менее наукоёмкие и более трудоёмкие операции переносятся в азиатские, а также восточноевропейские экономики, где меньше зарплаты и социальные расходы.
Усиление волатильности рынков в условиях глобализации побуждает крупные компа-
нии проводить делокализацию производства, тем самым сокращая занятость внутри своих
стран.
«Новые технологии, новые методы управления, глобализация и другие перемены значительно повысили эффективность современных рынков и их способность удовлетворять большинство человеческих потребностей. Но, став одновременно сложнее, рынки также стали потенциально менее справедливыми»
Танзи В. Правительство и рынки: меняющаяся экономическая роль государства. Экономическая политика. 2017. Т. 12. №1. С. 137.
Так, в автомобилестроении ФРГ в 1991-1995 гг., по данным Федерального министерства экономики и технологий, занятость на заводах за пределами страны выросла на тридцать тысяч, а в самой ФРГ снизилась на 161 тыс. В этих условиях локомотивами создания рабочих мест стали МСП. Конечно, расходы МСП на НИР, инновации, развитие человеческого капитала несопоставимы с расходами на эти цели крупных компаний, но при этом в производственных цепочках и субподрядных отношениях МСП
играют всё более важную роль.

Франции предстоит приложить немалые усилия для подъёма промышленности. Для государства сложность состоит в отходе от его традиционной индивидуальной поддержки «национальных чемпионов» (связь которых с производством внутри страны ослаблена), к поощрению кооперации между национальными компаниями, в том числе через производственные «цепочки» (filieres). Потребность в переменах связана с тем, что 68% экспорта Франции осуществляют промышленные предприятия, на страну приходится 3,5% мирового экспорта продукции обрабатывающей промышленности. 2/3 промышленного экспорта направлено в Европу (главным торговым партнёром остаётся ФРГ). Однако дефицит торгового баланса в 2017 г. составил 50 млрд евро.

Во Франции государство проводит политику поддержки «цепочек» по отраслям обрабатывающей промышленности через 16 стратегических комитетов (Comites strategiques de filiere, CSF) при возглавляемом премьер-министром Национальном совете промышленности Франции (CNI). При Национальном совете промышленности действует Исполнительный комитет, который определяет и курирует направления его работы.

В числе приоритетов CSF- авиа-, автомобиле-, судостроение, добывающая и пищевая промышленность, деревообработка, переработка и утилизация отходов, производство предметов роскоши и др. Задача комитетов - зафиксировать в соответствующих контрактах отраслевые задачи, взаимные обязательства государства и бизнеса, разработать предложения по конкретным действиям и следить за их исполнением. В частности, задачи комитета по переработке отходов включают внедрение робототехники и искусственного интеллекта для оптимизации процесса сортировки отходов.

В каждый комитет входят представители участвующих в производственных цепочках предприятий, профсоюзных объединений, различных связанных с данной отраслью структур, а также эксперты. Наряду с ежегодными пленарными заседаниями в рамках комитетов в сокращённом составе действуют бюро и рабочие подгруппы, отвечающие за определённое направление работы. При каждом CSFсоздаются экспортные комитеты.

В июле 2018 г. Национальным советом промышленности созданы ещё две структуры - Национальный совет цифровизации (CNI numerique) и Национальный совет промышленности, курирующий международные аспекты производственной деятельности (CNI International).
В цели CNI Internationalвходят объединение государственных и частных производителей для стимулирования экспорта, повышения доли сделанных во Франции компонентов в производстве товаров под маркой «made in France»; интернационализация деятельности промышленных МСП с разработкой и применением стратегии производственных цепочек.
Ранее, в 2017 г. запущена инициатива LaFrenchFab(«Французская фабрика») по продвижению новейших технологий в промышленности. В том же году государством принят Большой инвестиционный план (Grand plan d'investissement, GPI) вложений 57 млрд евро в структурные реформы и развитие по направлениям: низкоуглеродная экономика, поддержка занятости, повышение конкурентоспособности через инновации, цифровизация.

В условиях цифровизации всё большую ценность приобретает высокообразованный, профессионально подготовленный человеческий капитал. Важнейшим фактором производства становится интеллектуальная сила (cerveau-d'oeuvre) вместо рабочей силы (main-d'ceuvге). В условиях глобализации получил распространение неологизм бразильского экономиста Г. Шварца «икономика» в сочетании с определением «предпринимательская». Буква «и» подразумевает симбиоз интеллекта, информатики, интернета, инноваций, интеграции. Неологизм усовершенствован на новом этапе промышленной революции, связанном с установлением взаимосвязей отраслевых агентов через систему цифровых платформ, снижающих транзакционные издержки, через ИКТ.

Для успешного развития предпринимательской «икономики» частному бизнесу необходима поддержка государства не только в промышленности, но и в развитии человеческого капитала. Во Франции на повестке дня стоит налаживание более тесной кооперации промышленности и Министерства национального образования в контексте развития промышленности в будущем и активного привлечения молодёжи к работе на производстве. Меняется суть рабочих профессий: сварщики должны будут управлять роботами, металлурги - осваивать анализ всё более сложных данных.

В 2012-2017 гг. было создано свыше трёхсот тысяч рабочих мест (emplois d'avenir) для молодёжи 16-25 лет низкой квалификации, иногда с ограниченными возможностями, и 70% расходов на эти цели взяло на себя государство. Чтобы получать помощь от государства, предприниматель обязан организовать обучение молодого работника. Правда, специалисты отмечают крайне низкую отдачу затрат на профессиональную подготовку: в 2013 г. из общих 32 млрд евро расходов на эти цели 13 млрд признаны недостаточно эффективными. В ЕС в целом положение не лучше: 40% предпринимателей не могут нанять персонал с нужными навыками для работы в инновационной экономике, а у 40% работников отсутствуют базовые
представления о работе в цифровой среде.

Предприниматели как спонсоры обучения молодёжи предпочитают краткосрочную подготовку, необходимую для выполнения конкретных функций на данном рабочем месте. Зачастую бывает наоборот: предприятия, особенно самые мелкие, вынуждены оплачивать подготовку, которая может не пригодиться для работы на них. Тем самым усиливается неравенст-во доступа к профессиональному образованию. На выходе - недостаток мобильности работников, их возможностей в случае необходимости сменить род работы, что может обеспечить лишь длительное или общее образование.
С признанием важности фактора цифровизации, а с ней и знаний для роста экономики и значения для европейской интеграции, возрастает роль отдельных направлений политики государства, включая государственные расходы на НИР, защиту интеллектуальной собственности, и главное - инвестиции в человеческий капитал. Для того чтобы хотя бы сохранить
существующие позиции в мировой экономической «табели о рангах», Франции и её партнёрам по Евросоюзу предстоит приложить немалые усилия. Здесь свою роль призвана сыграть поддержка государства.

~
Підпишись на наш Telegram канал чи Viber, щоб нічого не пропустити
Сподобалась стаття? Допоможи нам стати кращими. Даний медіа проект - не коммерційний. Із Вашою допомогою Ми зможемо розвивати його ще швидше, а динаміка появи нових Мета-Тем та авторів тільки ще більш прискориться. Help us and Donate!
Джерело
http://vestnikieran.instituteofeurope.ru/images/клинова.pdf
Буде цікавим до цієї ж Теми:
Тема: Нова боротьба за центр накопичення капіталу
Глобализация в xxi в.: инволюция или новые перспективы?
Целый ряд крупных геополитических событий последних лет (возросший экономический авторитет Китая, военно-политическое усиление России, экономический подъем государств-цивилизаций Индии и Бразилии, а также Brexit и ряд инцидентов подобного рода) заставляет по-новому взглянуть на феномен глобализации. Спектр мнений колеблется от радикального утверждения об инверсии глобализации до умеренной позиции, предлагающей ряд вариативных изменений, не подвергающих сомнению ее суть как объединяющего общечеловеческого движения. Высказывания первого рода представляют современное состояние дел началом процесса деглобализации. Представители второй точки зрения концентрируются на выработке проектов глобального развития, корректирующих доминирующую до сего времени концепцию нового мирового порядка, возглавляемого США. (Спиридонова В. И.)
Тема: Нова боротьба за центр накопичення капіталу
Запад и альтернативные стратегии модернизации
Вопрос о выработке альтернативных западным стратегий модернизации обсуждается специалистами в контексте проблемы вестернизации – доминирующей евроатлантической исторической формы глобализации, к середине прошлого века окончательно разделившей человечество на страны первого, второго и третьего мира. Означает ли это, что будущее человечества связано с неизбежной вестернизацией стран мировой периферии и полупериферии? Каковы их шансы «на равных» вписаться, если можно так выразиться, в евроатлантический глобальный контекст и многие ли из них в обозримом будущем останутся на политической карте мира? И удастся ли тем, кто останется, выработать собственные – национальные – формы стратегий развития и какие именно? (Ю.Гранин)
Made on
Tilda