Глобальная конкурентоспособность и «зеленые» преобразования:планы Германии, Великобритании и Франции по индустриальному развитию

Вадим Емец

экономист, эксперт в SG SOFIA

В декабре 2019 г. Европейская Комиссия одобрила «Европейский зеленый пакт» - серию мероприятий в таких сферах как: климатические изменения, энергетика, биоразнообразие, индустриальная политика, торговля и в некоторых других, направленных на достижение «климатической нейтральности» экономической активности к 2050 г. Подготовка необходимых документов, стратегий, юридической основы для реализации «Европейского зеленого пакта» намечена на 2020-2021 гг. и уже сейчас очевидно, что новый «зеленый курс» - это не столько об экологии, сколько о переходе на более высокий экономический уклад и создание предпосылок для увеличения технологического «отрыва» западных стран от динамически развивающихся азиатских экономик (прежде всего Китая).

«Европейский зеленый пакт» - скорее рамочный документ, который определяет общее направление преобразований в обозначенных сферах. Что касается индустриального развития, то этим вопросам, на уровне Европейской комиссии, посвящена программа Индустриальный Альянс (Industrial Alliances), которая предполагает перечень Важных проектов общеевропейских интересов (Important Projects of Common European Interest). В начале мая 2021 г. Европейская комиссия анонсировала запуск нового индустриального альянса, нацеленного на развитие таких секторов, как: разработка микропроцессоров и полупроводниковых технологий, развитие промышленных баз данных и облачных технологий, систем запуска космических аппаратов и «чистой» авиации. То есть секторов, в которых ЕС испытывает существенную зависимость от внешних поставщиков. Важной особенностью, которая раскрывается при более детальном исследовании перечня проектов общих европейских интересов является то, что ее реализация охватывает производственные мощности преимущественно четырех европейских стран: Германии, Британии, Франции и Италии (в меньшей мере). И именно эти страны имеют наиболее комплексные программы экономического и промышленного развития на национальном уровне.
Германия
В ноябре 2019 г. Министерство экономики и энергетики Германии опубликовало Индустриальную стратегию 2030 (Industrial Strategy 2030), основной целью которой провозглашено обеспечение совместной работы бизнеса и заинтересованных сторон с целью защиты и поддержания коммерческой и технической экспертной среды, обеспечение конкурентоспособного и промышленного лидерства на национальном, европейском и глобальном уровнях в максимально возможном количестве сфер. Индустриальная стратегия 2030 зиждется на трех столпах, которые дополняют друг друга: (1) развитие политической среды, связанной с промышленной активностью в Германии; (2) усиление новых технологий и мобилизация частного капитала; (3) поддержание технологической автономности.

В рамках «Столп 1»: Развитие политической среды» Стратегия предполагает пересмотр корпоративных налогов (уменьшение налога на прибыль, социальных взносов, изменение амортизационных норм и пр.), построение более гибкого рынка труда, поддержание уровня компетенции высококвалифицированной рабочей силы, обеспечение конкурентного уровня цен на электроэнергию и уменьшение «утечек» оксида углерода.

Среди важнейших целей Стратегии рассматривается расширение инфраструктуры. Транспортный компонент предполагает запуск ряда проектов по развитию автомобильных и железных дорог, водных трасс и инфраструктуры, связанной с воздушным трафиком. В части цифровой инфраструктуры предполагается создание Цифрового инфраструктурного фонда с бюджетом в 9 млдр.евро. За счет этих денег Германия должна стать лидером по развитию 5-Gрынка. Также, предполагается осуществить ускоренное расширение электроэнергетических сетей и производства электроэнергии из возобновляемых источников.

Для гарантирования поставок сырья федеральное правительство разрабатывает Сырьевую стратегию (Raw Material Strategy). Эта стратегия будет охватывать такие аспекты как: перспективы внутренней добычи сырья, решение возможных сложностей с поставкой сырья из-за рубежа, развитие переработки отходов в Германии и Европе. Вторичная переработка рассматривается, как потенциальный источник обеспечения ресурсной безопасности.

«Столп 2»: Усиление новых технологий – мобилизация частного капитала» Направлен на поддержание структурных изменений. «Влияние изменений, которые мы наблюдаем – развитие искусственного интеллекта, биотехнологий, нанотехнологий, облегченных технологий и новых материалов – сопоставимо с изобретением парового двигателя» – отмечается в Стратегии.

Для поддержания развития инновационных технологий правительство Германии планирует разработать финансовую модель, которая давала бы возможность институциональным инвесторам (в первую очередь страховым компаниям) вкладывать средства в высокорискованные венчурные проекты.

В Стратегии отмечается, что развитие систем, основанных на искусственном интеллекте,будет иметь огромное далеко идущее значение практически для всех сфер экономики. В соответствии с правительственным исследованием эффект от внедрения таких систем оценивается в
32 млрд.евро. в ближайшие 5 лет и лишь в одном секторе производства товаров.

Также правительство нацелено на продвижение «чистых» технологий в сферах, обеспечивающих передвижение людей и товаров. В частности, речь идет о развитии технологий перемещения «чистой» электроэнергии, внедрении гибридных технологий и технологий, основанных на водородном и синтетических видах топлива. Необходимым предполагается развитие полного цикла: от производства до переработки и утилизации аккумуляторов с большой емкостью.

С развитием водорода также связываются планы по электролизному производству, массового создания вещества, способного хранить «чистую» энергию. Наращивание промышленного использования водорода будет способствовать росту «чистых» промышленных технологий. И в последующем - их использование, к примеру, в сталелитейной отрасли.

Изменение технологических процессов при производстве минеральных продуктов, металлов и химических веществ, лишь частично решает проблему эмиссии газов. С другой стороны, решение этой проблемы связано с развитием технологий вылавливания и хранения оксида углерода – сказано в Стратегии.

Также в Стратегии указывается на необходимость в развитии биоэкономики и сферы облегченных материалов. Технологии биоэкономики открывают огромный потенциал в таких секторах, как: биотопливо, биологическое производство медикаментов, моющих средств и косметики. В свою очередь, облегченные материалы способствуют повышению ресурсо- и энергоэффективности экономики, являются смежной отраслью электрического машиностроения и других высокотехнологических секторов экономики.

«Столп 3»: Поддержание технологической автономности» Фокусируется на вопросах развития критически важных для Германии и ЕС технологий, а также на вопросах передачи технологий третьим странам и угрозах, которые этому сопутствуют.
Великобритания
Британия опубликовала свою новую экономическую стратегию «Отстроим лучше» (Build BackBetter) в марте 2021 г. Этот документ особо интересен тем, что он уже учитывает риски, связанные с распространением COVID-19, а также процессы, связанные с Brexit.

В Стратегии отмечается, что она основывается на трех столпах: (1) Инфраструктура, (2) Навыки, (3) Инновации.
«Столп 1: Инфраструктура» предполагает:
· стимулирование текущей экономической активности и продвижение повышения производительности в долгосрочной перспективе за счет рекордных инвестиций в широкополосную связь, дороги, железную дорогу и городскую инфраструктуру. В целом, на капитальные инвестиции, предполагается потратить 100 млрд.фунтов в ближайшие годы;
· предоставление гражданам Британии возможности улучшить качество жизни в их местах проживания путем осуществления инвестиций на местах с использованием средств различных фондов (UK-wide Levelling Up Fund, UK Shared Prosperity Fund, Towns Fund and High Street Fund);
· достижение нулевого показателя выбросов путем реализации Плана из десяти пунктов (Ten Point Plan) для Зеленной промышленной революции (Green Industrial Revolution) на общую сумму
12 млрд.фунтов;


· создание нового Инфраструктурного банка Великобритании для поддержания инвестиций. Этот институт будет осуществлять краудфандинг для привлечения частных инвестиций и фондирование проектов зеленого курса, таким образом способствуя повышению общего экономического уровня Великобритании. Что, в свою очередь, предполагает инвестиции в местную экономику и инфраструктурные проекты в частном секторе, а также покупку консалтинговых услуг по развитию инфраструктурных проектов.
«Столп 2: Навыки» предполагает:
· рост производительности труда за счет высокой квалификации: преобразование подходов к образованию путем освоения передовых технологий и реформирования технического образования для поддержания соответствия требованиям работодателя;
· фокусирование на системе стажировки и осуществление шагов по ее усовершенствованию с учетом требований работодателей.
«Столп 3: Инновации» предполагает:
· поддержку и стимулирование развития творческих идей и технологий, которые будут определяющими для достижения высоких темпов экономического роста, устойчивости и безопасности Великобритании;
· поддержку доступа к финансам для внедрения инноваций, в том числе посредством реформ, направленных на устранение препятствий для пенсионных фондов инвестировать в быстрорастущие компании. Продолжение правительством осуществления поддержки стартапов с помощью таких программ как British Patient Capital и нового фонда Future Fund на 375 млн.фунт - прорывная инициатива для устранения отставания при масштабировании бизнеса наиболее инновационных предприятий;
· развитие регуляторной среды с тем чтобы она способствовала развитию инноваций;
· привлечение самых «ярких» и лучших людей, способных ускорить рост и обеспечить международную конкурентоспособность быстрорастущих компаний Великобритании, инновационного бизнеса;
· поддержку малого и среднего бизнеса (МСБ), путем имплементации двух новых схем повышения производительности: Помощь для роста: Менеджмент (Help to Grow: Management - новое предложение по обучению менеджменту) и Помощь для роста: Оцифровка (Help to Grow: Digital - новая схема, которая должна помочь 100 000 компаниям МСБ сэкономить время и деньги за счет внедрения программного обеспечения повышающего производительность и преобразующего способы ведения бизнеса).
Кроме того, Стратегия выделяет три блока «драйверов», которые будут способствовать экономическому развитию: (1) Повышение общего уровня жизни Великобритании, (2) Поддержка перехода к нулевому уровню выбросов, (3) Поддержка визии Глобальной Британии.

Повышение общего уровня жизни Великобритании предполагается осуществить за счет увеличения внимания и финансирования регионального развития: возрождение отстающих городов, развитие путей и сообщений на региональном уровне, поддержка граждан в поиске рабочих мест и перемещении на общенациональном уровне путем гарантирования надлежащей работы цифровых и транспортных связей, создания франкопортов в стране и пр.

Поддержка перехода к нулевому уровню выбросов предполагает инвестиции в «чистый ноль», в результате чего появятся предпосылки для экономического роста и создания рабочих мест по всей стране, включая создание до 60 000 рабочих мест в секторе морской ветроэнергетики, 50 000 рабочих мест в сфере улавливания, использования и хранения углерода (CCUS) и до 8 000 рабочих мест в промышленных кластерах, связанных с производством водорода. Развитие направления «чистый ноль» включает в себя налаживание производства 5 ГВт низкоуглеродного водорода и улавливание 10 Мт CO2 в год с использованием CCUS к 2030 году, а также прекращение продаж новых бензиновых и дизельных автомобилей и фургонов к 2030 году.

Поддержка визии Глобальной Британии предполагает: активное сотрудничество с партнерами для достижения необходимых международных решений в отношении приоритетов государства, в том числе в рамках председательства в G7 и COP26; открытость к свободной и справедливой торговле, работе на международном уровне для укрепления многосторонней системы торговли и Всемирной торговой организации, использование преференциальных соглашений и двусторонних торговых отношений для прямого расширения торговых возможностей британских предприятий; разработку новой экспортной стратегии, для обеспечения согласованности планов по экспортной поддержке с отраслевыми приоритетами, чему будет способствовать открытие правительственных торговых центров в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии и увеличение возможностей экспортного финансирования.
Франция
В сентябре 2020 г. правительство Франции представило «План перезагрузки восстановления: отстроим Францию 2030» (France Relance recovery plan: building the France of 2030). План включает в себя три основных компонента: экология, конкурентоспособность и солидарность(cohesion).

Компонент экология ставит перед собой цели, направленные на достижение углеродной нейтральности к 2050 г. Для уменьшения воздействия экономической активности на окружающую среду, План восстановления предполагает значительное ускорение экологической трансформации, на что предполагается потратить 30 млрд.евро.

Правительство будет поддерживать термическую реконструкцию зданий, декарбонизацию промышленности, производство экологически чистого водорода, более чистый транспорт и преобразование сельскохозяйственного сектора.

Получение зеленого водорода. Для занятия лидирующих позиций в сфере производства возобновляемого водорода и низкоуглеродных технологий, Франция будет поддерживать проекты, стимулирующие появление французских водородных решений. Что должно создать условия для производства водорода путем электролиза воды и способствовать индустриализации Франции.

Улучшение мобильности граждан. План восстановления предусматривает мобилизацию 1,2 млрд.евро на развитие велосипедного движения и общественного транспорта путем развития соответствующих сфер услуг.

Поддержка железнодорожного сектора. Улучшение качества железнодорожной сети поможет увеличить количество поездов различного назначения.

Биоразнообразие, борьба с изъятием земель и изменением целевого назначения сельскохозяйственных земель. «Франция должна повысить свою продовольственную безопасность для создания условий по удовлетворению растущего спроса на местную продукцию. Соответствующие преобразования помогут восстановить биоразнообразие территорий и усложнят захват земель» - сказано в Плане восстановления.

Компонент конкурентоспособность предполагает: модернизацию производственных мощностей, инвестирование в технологии будущего (включая «зеленые»), снижение налогов, связанных с производством и увеличением поддержки исследований, обучение и развитие навыков и знаний. На эти цели предполагается выделить 34 млрд.евро.

Репатриация промышленных мощностей в таких сферах, как: здравоохранение, производство базовых промышленных компонентов, электроника, агропродовольственная промышленность, производство, связанное с внедрение стандарта 5G.

Инвестиции в технологии будущего. В рамках Программы инвестиций в будущее (Investments for the Future Programme) правительство будет поддерживать инновации и, в частности, инвестиции в технологии будущего, включая: цифровые технологии, исследования в области медицины и здравоохранения, безуглеродные источники энергии, ответственное сельское хозяйство и продовольственный суверенитет, индустрии культуры и творчества.

Понижение производственных налогов. Налоги на производство снижают конкурентоспособность французских компаний. Во Франции на их долю приходилось 3,2% ВВП в 2018 году, по сравнению со средним показателем в 1,6% по Европейскому союзу. Чтобы сделать Францию более привлекательной и стимулировать создание промышленных компаний
с 1 января 2021 года эти налоги снижены на 10 миллиардов евро в год.

Компонент солидарность предполагает инвестиции на уровне
36 млрд.евро в человеческий капитал. В этой части План восстановления направлен на уменьшение неравенства, поддержку молодых и уязвимых граждан, нуждающихся в работе.

Повышение квалификации и преобразование профессионального обучения предполагает увеличение доступности обучения рабочей силы и трансформацию системы профессионального обучения, целью чего является становление Франции в качестве лидера в области цифровых технологий и образовательных инноваций.

Стажировка молодых людей в стратегически важном, быстрорастущем секторе. На соответствующие цели было выделено 1,6 млрд.евро, которые будут потрачены на обеспечение доступа молодежи к различным подготовительным курсам.

Стоит также отметить, что План восстановления имеет отсылки к общеевропейским целям, с которыми согласовываются соответственные положения.
Подготовленные документы по экономическому и промышленному развитию мощнейших стран Европы (Германии, Великобритании, Франции) очень сильно похожи и корреспондируются между собой – во всех во главе угла конкурентоспособность, инновационный путь развития, расширение промышленного производства, его декарбонизация и экологичность, развитие человеческого капитала и привлечение дополнительного финансирования из частных фондов. По поводу перспектив достижения задекларированных в документах развития целей стран ЕС можно сказать следующее – предложенные меры очень дорогостоящие, особенно с учетом вялой экономической динамики блока ЕС, более того - декарбонизированное производство сейчас является (и в обозримом будущем будет оставаться) более дорогим по сравнению с традиционным «грязным» производством. В связи с чем отметим, что для достижения стратегических целей по индустриализации, коллективному западу потребуется административными мерами ограничить ввоз на свои рынки продукции с «карбоновым» следом и быть в состоянии производить изделия, которые имеют существенный технологический разрыв с азиатскими, в первую очередь - китайскими аналогами.
~
Підпишись на наш Telegram канал чи Viber, щоб нічого не пропустити
До теми:
Made on
Tilda