Здесь заслуживает уточнения несколько моментов. Прежде всего, никакая действенная экологическая политика не может быть проведена, если она не является частью глобального социалистического проекта, основанного на сокращении неравенства, постоянном обращении власти и собственности и переопределении экономических показателей. Я настаиваю на последнем пункте: нет смысла циркулировать власть, если мы сохраняем одни и те же экономические цели. Поэтому нам необходимо изменить рамки как на индивидуальном, так и на местном уровне (в частности, с введением индивидуальной углеродной карты) и на национальном уровне.
Валовой внутренний продукт должен быть заменен понятием национального дохода, которое подразумевает вычет всего потребления капитала, включая природный капитал. Внимание должно быть сосредоточено на распределении, а не на средних показателях, и эти показатели с точки зрения доходов (необходимые для построения коллективного стандарта справедливости) должны дополняться экологическими показателями (в частности, в отношении выбросов углерода).
Я хотел бы также подчеркнуть, что «всеобщий капитал» представляет собой лишь небольшую долю от общего объема государственных расходов, поскольку справедливое общество, каким я его вижу здесь, основано прежде всего на всеобщем доступе к набору основных благ — образованию, здравоохранению, выходу на пенсию, жилью, окружающей среде и т.д., — которые позволяют людям в полной мере участвовать в социальной и экономической жизни и не могут быть сведены к денежному капиталу.
Однако до тех пор, пока гарантируется доступ к этим другим основным благам, включая, разумеется, доступ к системе базового дохода, минимальное наследство для всех представляет собой важный дополнительный компонент справедливого общества. Факт владения 100 000 или 200 000 евро или долларов в богатстве действительно сильно меняется по сравнению с владением ничем вообще (или только долгами). Когда вы ничего не владеете, вы должны принять все — любую зарплату, любые условия труда, почти все — потому что вы должны быть в состоянии платить арендную плату и обеспечивать свою семью.
Как только у вас есть небольшая недвижимость, у вас есть доступ к большему выбору: вы можете позволить себе отказаться от определенных предложений, прежде чем принять правильное, вы можете рассмотреть возможность создания бизнеса, вы можете купить дом и больше не платить арендную плату каждый месяц. Перераспределяя таким образом собственность, мы можем помочь переопределить весь набор отношений власти и социального господства.
Я также хотел бы отметить, что ставки и суммы, приведенные здесь, приведены только в иллюстративных целях. Некоторые люди будут считать чрезмерными налоговые ставки в диапазоне 80-90%, которые я предлагаю применять к самым высоким доходам, имуществу и активам. Это сложная дискуссия, которая, очевидно, заслуживает широкого обсуждения. Я просто хотел бы напомнить, что такие ставки применялись во многих странах в течение 20-го века (особенно в США с 1930 по 1980 год) и что все исторические элементы, имеющиеся в моем распоряжении, приводят меня к выводу, что учет этого опыта превосходен.
Эта политика никоим образом не препятствует инновациям. Как раз наоборот: рост национального дохода на душу населения в США был в два раза ниже в период с 1990 по 2020 год (после того, как фискальная прогрессивность была сокращена вдвое при Рейгане в 1980-х годах), чем это было в предыдущие десятилетия. Американское процветание в 20-м веке (и, в более общем плане, экономическое процветание в истории) было основано на четком образовательном лидерстве, а не на неравенстве.
Исходя из исторических элементов, имеющихся в моем распоряжении, идеальным обществом мне кажется такое, где каждый владел бы несколькими сотнями тысяч евро, где несколько человек, возможно, владели бы несколькими миллионами, но где высшие владения (несколько десятков или сотен миллионов и тем более несколько миллиардов) были бы только временными и быстро были бы сведены налоговой системой к более рациональным и социально более полезным уровням.
Другие найдут ставки и суммы слишком робкими. Фактически, в соответствии с системой налогообложения и наследования, изложенной здесь, молодые люди из скромных семей, которые в настоящее время вообще ничего не наследуют, получат 120 000 евро, в то время как богатые молодые люди, которые в настоящее время наследуют 1 миллион евро, получат 600 000 евро (после введения налога на наследство и универсального эндаумента). Поэтому мы далеки от полного уравнивания шансов и возможностей, теоретического принципа, который часто провозглашается, но редко применяется последовательно. На мой взгляд, можно и желательно идти гораздо дальше.
В любом случае, ставки и суммы, указанные здесь, предназначены только для иллюстративных целей и являются частью размышлений и раздумий об идеальной системе, которую человек хочет построить в долгосрочной перспективе. Все это не предрешает градуалистских стратегий, которые могут быть выбраны здесь и там, в зависимости от конкретного исторического и политического контекста. Например, в нынешнем французском контексте можно считать, что первым приоритетом является повторное введение модернизированного налога на богатство на основе заранее подготовленных деклараций о богатстве и гораздо более строгого контроля, чем в прошлом. Это в то же время снизит налог на имущество, который является особенно обременительным и несправедливым налогом на богатство, особенно для всех задолжавших домохозяйств в процессе становления домовладельцами.