(гражданский сектор)
Украина-2022:
экономическая политика в условиях войны с Россией


философ; Strategic Group Sofia

I. Война: потери и проблемы

Гражданская экономика военного периода: следствия и негативные тренды

II. Анти-кризисные подходы (контуры и предложения)

1) Самоуправление, сплоченность, экономика территорий.

2) Государственный заказ, государственно-частное партнерство, сплоченность государства и бизнеса, новая безопасность.

3) Модернизационное инвестирование и государственно-частное партнерство.

4) «Национальные экономические сети»: стимулы и оптимизация.

5) Социальный капитал, трудовые ресурсы и «цифровая экономика»


I
Война: потери и проблемы
Общие статистические данные последствий войны по состоянию на май 2022 года:

- площадь оккупированных Россией территорий – составляет около 125 тыс кв. км., включая АР Крым и Донбасс.

- общие потери - около 35% ВВП;

- прямые потери в денежном выражении составляют порядка 600 млрд евро;

- потери инфраструктуры страны в процентном соотношении составляют 35% - разрушенные жилые дома, 32% - автомобильные дороги, 11% - активы предприятий, 7% - гражданские аэропорты;

Место жительство вынужденно покинули, по разным оценкам, от 11 до 13 млн человек, из них более 6 миллионов – выехали за пределы страны (около 5 млн – в страны ЕС).
Гражданская экономика военного периода:
следствия и негативные тренды
- новая де-индустриализация. Физически разрушены более 200 промышленных предприятий, уничтожено оборудование, и в большинстве случаев – инфраструктура предприятий;

- де-урбанизация. Разрушаются города и малые населенные пункты, жилищная инфраструктура, транспортные коммуникации, водоснабжение. Учитывая потери экономических объектов, города и малые населенные пункты рискуют столкнуться с потерей экономической основы восстановления (предприятия и коммуникации);

- социальная де-капитализация. Стихийное переселение в центральные и западные области Украины, а также миграция украинцев за рубеж могут привести к существенному изменению профессионального и демографического состава пострадавших территорий, особенно – в когда-то промышленных районах больших городов и в моно-городах. Есть риск потери социального капитала целых отраслей экономики и социальных укладов (система воспитания и образования детей, здравоохранительная сфера, сервис, научная и инженерно-конструкторская сферы деятельности, etc.);

- разрушение производственно-кооперационных связей бизнеса, что особенно болезненно – для крупных промышленных и агро-промышленных групп (потери физических активов, разрыв логистических цепочек, блокирование экспорта и пр.);

- прекращение или резкое сокращение объемов производства крупного, малого и среднего бизнеса на пострадавших территориях и территориях повышенного риска военных действий (промышленное производство, внутренний рынок, транспорт, сервис). Это уже привело к обвальному падению поступлений в государственный и местные бюджеты, и увеличению безработицы.

Но экономика живет даже в условиях катастроф. Проблема в том, что по мере увеличения опасностей и рисков экономическая деятельность упрощается до уровня обеспечения приоритетных потребностей людей – питание, перемещение и транспорт, базовые коммунальные услуги, связь. Упрощается и система обмена: экономика «уходит в тень», стремясь минимизировать потери в условиях военных рисков и низкой покупательной способности потребителей. Вплоть до бартера и натурального обмена.

И если критические проблемы, несущие прямую угрозу безопасности и стабильности, правительство решает в оперативном «ручном» режиме» (ремонт критической инфраструктуры, пострадавшей от военных действий, решение вопросов критического дефицита – напр. ГСМ), то остальные проблемы пока пущены на самотек.

Сложные виды деятельности, требующие оборудования, логистики, сложных профессий, комплектующих и рыночной инфраструктуры, объективно оказываются «на вторых ролях».

Ключевое значение приобретают «центры власти», регулирующие и контролирующие экономическую деятельность. Среди них – (1) государство (административная вертикаль, в условиях военного положения – военно-административная), (2) местное самоуправление, и (3) «теневой сектор» (криминал, центры местной экономической власти – «агро-бароны», собственники торговых сетей и АЗС, собственники предприятий и инфраструктуры). Основные функции этих «центров власти» - регулирование отношений, безопасность, кредитная и «силовая» поддержка. Из-за слабости государственного аппарата и фактической «нейтрализации» самоуправления (исключение – мэры городов как естественные «центры» на местах) на первое место вышли теневые круги и влиятельный местный бизнес.

Возникает реальный риск дальнейшей локализации и упрощения экономических (хозяйственных) процессов, увеличение «теневой» составляющей, рост влияния «серой экономики» на обедневшую муниципальную экономику, «феодализация» экономической жизни на местах.
К числу системных проблем гражданского сектора в военное время, особенно – на территориях, пострадавших от военных действий и стихийной эвакуации (переселения) населения:
  • · «сворачивание» внутреннего рынка, резкое снижение количества рабочих мест и упрощение сфер деятельности, падение спроса на «сложные профессии». Как результат – резкое падение доходов людей, низкая покупательная способность, ограниченная только предметами и услугами первой необходимости. Этот «замкнутый круг» угрожает дальнейшему усилению социального кризиса и новой миграционной «волной» как в текущий, так и в послевоенный период;
  • изменение бизнес-структуры местных экономик из-за эвакуации бизнеса, потери или перемещения оставшихся активов на другие территории. Как результат – сдвиг рынка занятости, потери социального капитала, появление новых «дефицитов» на внутренних локальных рынках, а в перспективе – угроза потери целых укладов (напр., в промышленности), что бумерангом ударит по рынку труда, образованию, общей социальной структуре территории;
  • · из-за разрушений и потерь бизнеса, стихийной бизнес-эвакуации нарушается структура старого баланса «экспорт-импорт». Особенно – в продовольственной группе. Переработка все больше ориентирована на малые объемы локальных рынков. На экспорт же направляются все возможные объемы непереработанного сырья (зерно, семечка, орех, др.). Возникающие дефициты закрываются новым импортом готовой продукции (в том числе – за счет такого «гибридного» импорта как «гуманитарная помощь», часть которой оказывается в сфере продаж). Как результат, уменьшаются объемы и сокращаются активы тех отраслей, которые могли бы стать «драйверами» восстановления – перерабатывающая, легкая, пищевая и пр.;
  • · бизнес, особенно – пострадавший от боевых действий или вынужденной эвакуации, столкнулся с дефицитом свободного капитала для «перезапуска». Сокращается общая доля активного делового класса. Началось стихийное «перепрофилирование» бизнеса с целью поиска оправданных и рентабельных производств (то есть – упрощение, переориентация на внутренние локальные рынки), либо – решение о бизнес-эмиграции и сворачивание своего дела в национальной экономике. Результат: резкое уменьшение доли и влияния украинского делового класса (бизнес) на внутренние экономические процессы, снижение доли «цивилизованного бизнеса» в экономике и уступки «теневому сектору», потери наработанных связей и бизнес-схем, кластеров и кооперации на внутреннем рынке, «социальная де-капитализация» самого бизнеса (проще - деградация);
  • · первые три месяца войны выявили слабость и некомпетентность экономического блока власти, который ограничился публичным продвижением требования о постоянной многомиллиардной помощи бюджету со стороны доноров, не предложив внятной антикризисной программы собственных действий. Вариант управления по модели «тумбочка», где доходная часть состоит преимущественно из внешних и внутренних займов и помощи, привела к деградации инструментов государственного влияния на собственно экономический сектор. Возник разрыв между властью и «реальным сектором», ярким подтверждением чего стал нарастающий топливный кризис. Инструменты государственного капитализма (напр., госкомпания как один из ключевых поставщиков и продавцов ГСМ) начали обсуждаться только в разгар кризиса, да и то с подачи менеджеров госкомпаний («НефтеГаз Украины»), но не из экономического блока правительства. Те же проблемы с потерей связи с экономикой проявились и в период динамичной бизнес-эвакуации с территорий, пострадавших от войны: проблемами бизнеса занимались преимущественно местные власти и волонтеры, правительство ограничилось лишь помощью в подвижном составе ГП «Укрзалізниця». Идеологи правительства путают инструменты госкапитализма с административной экономикой (напр., - обсуждение инициативы «национализации» доходных предприятий из-за войны), и это уже скоро может привести к глубочайшему «кризису доверия» между властью и деловым классом;
  • · идеологическая мобилизация на патриотической почве и теме обороны не решает практического вопроса о «повседневной сплоченности» - на локальном, региональном и общенациональном уровнях. Проблема сплоченности означает внятность и скоординированность действий не только в отношении помощи армии и беженцам, но и в бизнес-деятельности, решении местных хозяйственных и инфраструктурных вопросов, адекватную помощь и административную поддержку местной власти. Вакуум власти при решении невоенных, гражданских проблем ощутим сейчас и по вертикали, и по горизонтали. Формула «ничего, кроме войны», на самом деле, разрушительна для сплоченности и для восстановительных процессов в стране.
  • · Общий вывод: в военное время в Украине сформировалась гибридная модель из экономики «теневого экономического анархизма» и административного капитализма «сверху», конфликт между ними - неизбежен.
II
Анти-кризисные подходы
(контуры и предложения)
Анти-кризисная политика и проекты восстановления необходимы уже сейчас, в военное время. Откладывание проблем восстановления «на потом» - огромная ошибка, которая может привести к кризисам и конфликтам в обществе, даже в условиях войны.

Важнейший социо-экономический вопрос: какие силы и институции способны стать «драйверами», активными субъектами и заинтересантами такой анти-кризисной политики в гражданском экономическом секторе в период прямым военных рисков?

Наиболее подготовленными и продуктивными могут быть (1) местная власть (самоуправление) уровня города, района, и (2) бизнес, «деловой класс», особенно наиболее опытная и подготовленная его часть – крупный капитал (промышленные, агро-промышленные и торгово-финансовые группы).

Максимальное вовлечение этих субъектов в анти-кризисную политику в условиях «военного положения» позволит сохранить управляемую, правовую и цивилизованную «рамку» экономических процессов, обеспечить со-организованность и сплоченность общества, переживающего «волны» внутренней миграции, безработицу и «новую бедность», минимизировать влияние на эти процессы стихийных центров «теневого сектора» экономики.
Предлагаемые анти-кризисные подходы могут стать катализатором развития гражданского сектора экономики в период активных военных действий на части территории Украины, и позволят:
  • восстановить ряд секторов экономики, стабилизировать потери ВВП от войны в ходе самой войны;
  • вовлечь в хозяйственную деятельность сотни тысяч украинцев, оказавшихся в положении переселенцев и временно безработных;
  • восстановить управляемость экономических процессов в условиях постоянного форс-мажора и новых экономических рисков, связанных с войной;
  • минимизировать влияние «теневого анархизма» и неформальных центров власти на экономическую жизнь, укрепить доверие власти и «делового класса»;
  • и, что самое важное, – обеспечить новую сплоченность в обществе в условиях войны.
1. Самоуправление, сплоченность, экономика территорий.
Самоуправление имеет главное – местный управленческий ресурс, связи по горизонтали, возможности распоряжения местными ресурсами и коммунальное хозяйство (предприятия, земли, инфраструктура). Кроме того, органы самоуправления тесно завязаны на решение проблем беженцев с других территорий. Пострадавших от военных действий. В нынешних условиях самоуправление испытывает два дефицита – дефицит финансов (поступления просто обвалились, как и в госбюджете) и «дефицит доверия» со стороны госорганов (правительство). Неслучайно практика создания военных администраций в условиях военного положения распространяется все шире. Но – бюрократизация местной жизни, монополия чиновников на госдотации, закрытость управления только обостряют кризис и усиливает неуправляемость процессов на местах.

Самоуправлению нужно доверить право быть реальным «центром», который в состоянии наладить экономическую жизнь в пределах своей компетенции и территории. Местные проекты могут связать избыточную рабочую силу, дать людям место и заработок, возможно – с перспективой получения жилья, укрепит доверие к действиям власти. Уважаемое и действенное самоуправление в условиях войны – мощный консолидирующий фактор.

Источники поддержки и механизм:

- бюджетный Фонд Регионального Развития (ФРР) + уполномоченные государственные банки – проекты для громады, района, города;

- выделение ресурсов: в пропорции 40% - от ФРР; 30% - кредит госбанка; 30% - доля участия местного самоуправления (финансы, земля или инфраструктура под проект);

- процедура выделения средств от ФРР должна быть максимально упрощена и сокращена по времени (3 месяца);

- кредит уполномоченного госбанка выделяется по факту утверждения проекта. Обязательным участником-исполнителем проекта должно быть ответственное коммунальное предприятие;

Проектные сферы:

строительство дорожной инфраструктуры и социальных объектов;

торгово-потребительская и производственно-потребительская кооперация – рынки, оптовые закупки продовольствия у домохозяйств и мелких фермеров, переработка;

местное производство – переработка, легкая промышленность, продовольствие;

инфраструктура территории – склады, логистические центры, перевалки и пр.

При реализации проектов могут использоваться модели коммунально-частного долевого партнерства на местном уровне (компетенция местного органа самоуправления).

Возможен граничный предел средств, выделяемых Фондом Регионального Развития – напр., 100 тыс - 50 млн грв./ 1 проект.

Организационная работа может быть проведена в рамках созданного Конгресса местных и региональных властей при Президенте Украины. Как и последующая координация работы по подготовке, продвижению и поддержки проектов.

Источники пополнения средств государственного ФРР: часть средств - от внешней финансовой помощи Украине; дополнительные средства - по линии европейских программ поддержки регионального развития и других подобных. Это направление требует системной фондрайзинговой работы со стороны ФРР и правительства. Даже 1 млрд евро, привлеченный в местные проекты через Фонд Регионального Развития, дополненный кредитами госбанков (уполномоченных, напр. – УкрЭксИмбанк или «Ощадбанк»), позволит создать кумулятивный эффект инвестиций, обеспечивающих рабочие места и загрузку производства на 3-4 миллиарда евро уже до конца 2022 года.
2. Государственный заказ, государственно-частное партнерство, сплоченность государства и бизнеса, новая безопасность.
Возрождение Государственного агентства Резерва Украины (ГосРезерв). ГосРезерв может и должен стать одним из ключевых операторов на рынках в условиях кризиса и дефицитов. Кроме финансирования критических резервов (топливо, продовольствие, строительные материалы, пр.), ГосРезерв должен обеспечивать и оперативное антикризисное вмешательство в условиях разрыва логистических цепочек, предотвращения спекуляций на критические товары.

Стимул и стабилизация – главный эффект от госзаказа на промышленную и продовольственную продукцию, где заказ и оплата становятся важным источником финансовой поддержки бизнеса-подрядчика, а структура заказа должна быть ориентирована не только на сырье (напр., пшеница, гречка), но и на готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью (оборудование для энергетики, мобильной генерации, обслуживания инфраструктуры, продукция машиностроения и т.д.), что может стать дополнительным источником восстановительного финансирования для промышленной индустрии.

Программы заказов и закупок следует рассматривать как программы восстановления целых секторов экономики.

Работа ГосРезерва должна строиться на совместном планировании закупок и размещении заказов с Национальным трехсторонним социально-экономическим советом(работодатели-профсоюзы-правительство). Это позволит учитывать положение производителей в регионах, загруженность и обеспеченность работой предприятий.

Бюджет ГосРезерва и развитие его инфраструктуры обеспечиваются с государственного бюджета. Но потенциал этой структуры, его возможности выполнять рыночную функцию стабилизатора рынка и критического экспортера позволят сделать ГосРезерв эффективным рыночным агентом, управляющим десятками государственных рентабельных предприятий.
3. Модернизационное инвестирование и государственно-частное партнерство.
В основе модернизационного инвестирования – национальная политика «новой индустриализации» Украины, которая должна готовиться уже сейчас, в условиях войны.

Риски, которые связаны с войной, существенно ограничивают действия и планы частных внешних инвесторов. В Украине большие надежды на планы помощи извне (США, Великобритания, ЕС, Китай, Япония, др.), но пока помощь ограничивается поддержкой правительства (НБУ, бюджет) и госсектора. Вместе с тем, для украинского делового класса, для крупного промышленного бизнеса важно получить поддержку и дополнительные инвестиционные возможности для перезапуска, восстановления и создания новых активов (ГМК, химическая промышленность, энергетика, машиностроение, транспорт и инфраструктура, …).

Модернизационное инвестирование могло бы стать оптимальным механизмом привлечения внешних инвесторов в украинскую экономику даже в условиях высоких рисков и «военного положения».

В его основе – создание механизма государственных гарантий страны-партнера для своей компании-инвестора, которая готова работать в Украине самостоятельно или в партнерстве с украинским бизнесом (реальный сектор).

Правительство страны-партнера обеспечивает гарантиями инвестора на основе межгосударственного соглашения с правительством Украины о предоставлении помощи в виде госгарантии, и обеспечивает этими гарантиями своих инвесторов. Такая практика может быть предложена всем странам-партнерам Украины, а сумма гарантий – исчисляться десятками миллиардов евро.

Для обеспечения эффективной работы механизма модернизационного инвестирования следует создать «Национальный промышленный совет» (ассоциацию, etc.) из числа крупнейших промышленных и агро-групп Украины, которые могли бы предложить внешним партнерам обоснованные проекты восстановления или строительства новых проектов в Украине, предлагая свои возможности, наработки, территориальные и логистические решения.

Собственно, пакет таких проектов и мог бы составить основу программы экономического возрождения, с опорой на взаимодействие украинского и иностранного капитала, и с учетом уже изменившегося экономического пространства в Украине (новое пространственно-территориальное планирование экономики и размещения производительных сил).

Среди возможных проектов – новые продуктопроводы, НПЗ, предприятия ГМК, энергетики, дороги и транспортные ХАБы, предприятия по переработке сельхозпродукции, и др.
4. «Национальные экономические сети»: стимулы и оптимизация.
Две группы капитала – торговый и банковско-финансовый - обладают разветвленными сетями услуг в стране. Торговые сети крупных операторов продуктов питания, хозяйственных товаров и бытовой техники (АТБ, «Сільпо», «Новус», «Фора», «Эпицентр», «Фокстрот» и т.п.) имеют возможность не только поддерживать сетевые продажи, но и локализовывать оптовые закупки, выступать заказчиком на производство отдельных групп товаров для украинских товаропроизводителей в самом широком ассортименте (от продуктов питания до стройматериалов).

Стихийно этот процесс уже развивался в довоенное время, и торговые операторы становились, по сути, заказчиками и инвесторами новых бизнес-проектов. Сейчас это направление требует государственной (управленческой и логистической, прежде всего) поддержки и координации.

Скоординированная политика заказов и локальных инвестиций торговых операторов может стать стимулом для производителей готовой продукции (с локализацией по регионам и отдельным районам), электро-оборудования и строительных материалов. Торговые сети могут стать еще одним «катализатором» для оживления экономики домохозяйств и мелкого бизнеса.

Для поддержки этой модели требуется:

административная и логистическая поддержка операторов: связи с производством, локализация заказов, взаимодействие с местной властью;

поддержка государством (уполномоченные государственные банки) схем потребительского кредитования по утвержденной Кабинетом Министров Украины номенклатуре товаров украинского производства (!), связанной с экономикой домохозяйств и мелким бизнесом (прежде всего, стройматериалы, продукция химии, электрообородувание, и др.);

Координация и согласование этой работы может осуществляться через Национальный трехсторонний социально-экономический совет (работодатели-профсоюзы-правительство) и УСПП.
5. Социальный капитал, трудовые ресурсы и «цифровая экономика»
Военные действия в северных, восточных и южных областях Украины привели в движение огромную массу населения. Миллионы стихийных переселенцев и эмигрантов покинули свое место жительства. Подавляющее большинство эмигрантов – женщины и дети. Мужчины призывного возраста, не участвующие в ВСУ, территориальной обороне и правоохранительных органах, переехали в центральные и западные области Украины.

Главный недостаток политики эвакуации (февраль-май 2022г.) – ее стихийность, плохая логистика и плохая координация. По существу, отсутствует учет и регистрация перемещенных лиц как квалифицированной рабочей силы. А ведь речь идет о профессиях, навыках и целых «укладах», которые временно «выключены» из экономической системы. Квалифицированные работники и опытные бизнесмены вынуждены менять профессию и сферы деятельности на более простые, не связанные с их опытом и возможностями.

Среди эмигрантов тоже уже происходит стихийная де-квалификация, смена профессии и сферы деятельности.

Потери социального капитала (навыки, уклады, опыт) и человеческого капитала (ресурс рабочей силы) могут стать критическими. Уже сейчас, по предварительным демографическим и статистическим оценкам, размер безработицы достигает около 5 млн рабочих мест, через полгода он может составить более 7 млн. Некоторые потери – напр., инженерные и конструкторские школы, квалифицированные кадры из промышленности, сферы образования, медицины, - могут быть невосполнимы.

Простых рецептов тут нет. Многое зависит от успешности антикризисной политики, «оживления» гражданского сектора экономики в условиях войны, подготовки и запуска новых проектов как на локальном, так и на общенациональном уровнях.

Существующие механизмы Службы занятости и «бирж труда» с этим не справляются.

Нужны более организованные и адресные механизмы.

Уже сейчас следует организовать работу по регистрации, созданию профессиональных кадастров и обеспечению коммуникаций с теми, кто потерял квалифицированное место работы, сменил место жительство и/или выехал за рубеж.

Платформой для такой регистрации и созданию профессиональных кадастров могла бы стать Национальная цифровая платформа «Дія».

Работа с зарегистрировавшимися, а также с данными профессиональных кадастров может быть осуществлена новой Службой (агентством) при МинЦифры Кабинета Министров Украины, которое могло бы обеспечивать связь и коммуникацию зарегистрировавшихся специалистов с бизнес-структурами, организаторами новых проектов и бизнес-программ.

Важно и то, что люди, потерявшие жилье, работу и сменившие место жительства, получили бы реальную «обратную связь» с государством, могли бы рассчитывать на приглашение на новое место работы, возможно – и с новым постоянным местом жительства.

Такой подход позволит сократить потери социального и человеческого капитала, восстановить кадровый потенциал для экономики, и что немаловажно – усилить социальную сплоченность, вернет людям надежду на благополучное решение своих проблем, порожденных войной.

В практическом плане это предложение еще требует проработки и детализации.
Направления, инструменты и механизмы экономической политики для гражданского сектора в военное время предполагают рациональное использование дефицитных финансовых ресурсов государственного бюджета и госбанков, максимизацию привлечения кредитной и грантовой помощи со стороны внешних кредиторов, привлечение к финансированию фондов Евросоюза, ЕБРР, МБР, инвестиционных фондов и др.

Предложенные подходы требуют дополнительно расчета и экономического обоснования, с привлечением и участием международных партнеров – потенциальных кредиторов, инвесторов и участников.
~
Made on
Tilda