- новая де-индустриализация. Физически разрушены более 200 промышленных предприятий, уничтожено оборудование, и в большинстве случаев – инфраструктура предприятий;
- де-урбанизация. Разрушаются города и малые населенные пункты, жилищная инфраструктура, транспортные коммуникации, водоснабжение. Учитывая потери экономических объектов, города и малые населенные пункты рискуют столкнуться с потерей экономической основы восстановления (предприятия и коммуникации);
- социальная де-капитализация. Стихийное переселение в центральные и западные области Украины, а также миграция украинцев за рубеж могут привести к существенному изменению профессионального и демографического состава пострадавших территорий, особенно – в когда-то промышленных районах больших городов и в моно-городах. Есть риск потери социального капитала целых отраслей экономики и социальных укладов (система воспитания и образования детей, здравоохранительная сфера, сервис, научная и инженерно-конструкторская сферы деятельности, etc.);
- разрушение производственно-кооперационных связей бизнеса, что особенно болезненно – для крупных промышленных и агро-промышленных групп (потери физических активов, разрыв логистических цепочек, блокирование экспорта и пр.);
- прекращение или резкое сокращение объемов производства крупного, малого и среднего бизнеса на пострадавших территориях и территориях повышенного риска военных действий (промышленное производство, внутренний рынок, транспорт, сервис). Это уже привело к обвальному падению поступлений в государственный и местные бюджеты, и увеличению безработицы.
Но экономика живет даже в условиях катастроф. Проблема в том, что по мере увеличения опасностей и рисков экономическая деятельность упрощается до уровня обеспечения приоритетных потребностей людей – питание, перемещение и транспорт, базовые коммунальные услуги, связь. Упрощается и система обмена: экономика «уходит в тень», стремясь минимизировать потери в условиях военных рисков и низкой покупательной способности потребителей. Вплоть до бартера и натурального обмена.
И если критические проблемы, несущие прямую угрозу безопасности и стабильности, правительство решает в оперативном «ручном» режиме» (ремонт критической инфраструктуры, пострадавшей от военных действий, решение вопросов критического дефицита – напр. ГСМ), то остальные проблемы пока пущены на самотек.
Сложные виды деятельности, требующие оборудования, логистики, сложных профессий, комплектующих и рыночной инфраструктуры, объективно оказываются «на вторых ролях».
Ключевое значение приобретают «центры власти», регулирующие и контролирующие экономическую деятельность. Среди них – (1) государство (административная вертикаль, в условиях военного положения – военно-административная), (2) местное самоуправление, и (3) «теневой сектор» (криминал, центры местной экономической власти – «агро-бароны», собственники торговых сетей и АЗС, собственники предприятий и инфраструктуры). Основные функции этих «центров власти» - регулирование отношений, безопасность, кредитная и «силовая» поддержка. Из-за слабости государственного аппарата и фактической «нейтрализации» самоуправления (исключение – мэры городов как естественные «центры» на местах) на первое место вышли теневые круги и влиятельный местный бизнес.
Возникает реальный риск дальнейшей локализации и упрощения экономических (хозяйственных) процессов, увеличение «теневой» составляющей, рост влияния «серой экономики» на обедневшую муниципальную экономику, «феодализация» экономической жизни на местах.