2.1. ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТУРА: ОПТИМИЗАЦИЯ СТАРОЙ ИНДУСТРИИ.
Исходные социально-экономические параметры Донбасса включают:
1) Высокоиндустриальный характер организации труда и жизни Донбасса, в т.ч. выразившейся в стихийной гипперурбанизации;
2) широкая, замкнутая на себя система образования-науки, заточенные на тяжелую промышленность (поддерживающие до сих пор достаточно высокий уровень региональных компетенций в пром. строительстве и производстве);
3) разветвлённая инфраструктура, обслуживающая связно весь индустриальный комплекс.
Все это с необходимостью подразумевает путь ре-индустриализации на эксклюзивном региональном человеко-ресурсном капитале как единственно возможный способ вернуть к жизни потенциал динамичного развития данного региона.
Донбассу необходимо вернуть позицию важного центра промышленной, бизнесовой, научно-инновационной и социально-культурной активности в Украине - роль взаимовыгодного партнера послевоенного восстановления всей страны.
С конца 80-х и до сегодняшнего дня разворачивалась неподготовленная, местами спонтанная и болезненная для местного населения деиндустриализация, которая по социальным последствиям стала не менее тяжелой, чем исторический ход предыдущей индустриализации (характер которой стерт из исторической памяти донбассцев, идеализируя имперский и сталинский этапы этого процесса). Дж.Юз отводил на существование своей индустрии в донбасских степях всего 50 лет. История же отвела на период юности и зрелости Донбасса почти столетие. С середины 1970-х звезда Всесоюзной кочегарки начала угасать. С 1991 года проявились и дали о себе знать все экономические просчеты, жестокость сталинской модернизации, экологический вандализм - все присущее первичному освоению Донбасса.
Сегодняшние острые проблемы Донецкой и Луганской областей (Донбасса) и их ускоренное «развитие» были заложены еще в советской промышленной и региональной политике, склонной закладывать высокую исходную динамику в большие промышленные кластеры без планирования их последующего будущего. Это выразилось в проведении де-инвестирования в угольную промышленности Донбасса (существенное сокращение капитальных инв. с втор.пол. 1960-х) и химическую (с втор.пол. 1970-х). Ставка на всесоюзную перестройку энергетического баланса в пользу газа и нефти привели к забвению капитальных инвестиций в средства производства и, по сути, на заре независимости оставили Украине регион, предрешенный к повальной реструктуризации промышленности. Война на восточном фланге страны лишь довела до крайности проявления этих проблем: технологический износ основных фондов, высокая энергоемкость производства (с преимущественно заточенной на региональный пром. комплекс собственной энергетикой), структурная разбалансированность промышленного комплекса и исходящая из этого экстремальная техногенно-экологическая ситуация, что уже представляет на сегодня системную угрозу для целостности и связности инфраструктуры региона (в т.ч. промышленной).
Сверхсложное послевоенное положение в энергетике Украины требует пересмотреть национальную угольную политику, вернуть спрос на жизненно важные для Донбасса сферы деятельности.
В структуре поставок первичной энергии в Украине, уголь занимает первое место, на него приходиться чуть меньше 30% всех первичных потребляемых в стране энергоресурсов, далее следует природный газ – 26,3% и атомная энергетика 24,4%. В свою очередь потребляемый уголь делится на энергетический (применяемый для нужд ТЭС и ТЕЦ), а также коксующийся уголь (главный компонент сталелитейного производства). В Украине потребляемый энергетический уголь, включая дефицитный антрацит, составляет порядка 25-26 миллионов тонн в год. Прогнозная потребность предприятий тепловой генерации в угле ( для примера: с сентября 2021 по март 2022 года) составляла около 16,7 млн тонн. При этом ТЭС и ТЭЦ производят порядка 36% всей потребляемой в стране э/э. Кроме ТЭС и ТЭЦ энергетический уголь потребляют население, металлургические компании, и некоторые промышленные предприятия (цементные заводы, содовые, сахарные, и др.), в общем на теплогенерацию приходится 90% его потребления.
Жизненной необходимостью для обрушенной войной экономики является повышение доли угля в энергетическом балансе страны. Это внутренне производимое сырье, для которого имеются национальные инструменты обеспечения достаточно низкой цены (на равне с собственным газом). Современные технологии сжигания уже давно позволяют обеспечивать приемлемую для экологического баланса норму выбросов вредных для здоровья веществ. Есть возможность внедрения типовых индивидуальных систем с масштабированием на промышленное производство энергии. Имеются соответствующие отечественные разработки в Институте угольных технологий НАН Украины. В дополнение, вместе с регионально-специфическими топливными альтернативами (торф, биомасса и др. ресурсы когенераци) уголь, его видоизмененные формы, и малые системы отопления помогут в ускоренном темпе решить проблемы обеспечения тепла в городах, из-за войны, потерявших централизованное отопление. Уголь на длительный период восстановления и экономически, и физически, является безальтернативным компонентом энергетической безопасности Украины. Условием безопасного прохождения ближайших отопительных сезонов.
Металлургическим сектором в Украине коксующихся углей потребляется еще приблизительно 13 млн.т. В себестоимости металлопродукции Украины доля затрат на топливно-энергетические ресурсы, с учетом стоимости коксующегося угля, составляет в среднем 30–40%!
Уголь внутренней добычи играет огромную роль в энергетическом балансе страны. Возврат в этот баланс шахт деоккупированного Донбасса - позволит заменить нестабильные, с потенциальными логистическими перебоями морские перевозки, ранее импортировавшихся и энергетических, и коксующихся углей. Позволит понизить затраты металлургов, а следовательно, и повысит доходы государства.
Уголь как энергетическое сырье имеет достаточно большое количество потребителей, «заточенных» в первую очередь именно на использование этого ресурса. Последствие войны в украинской энергетике вынуждают отложить в долгий ящик нац. программы и международные договора, предполагающие радикальное сокращение добычи и потребления угля Украиной, под эгидой климатической повестки. Это непосильные и опасные для национального выживания мероприятия. Вопрос, к которому возможно вернуться только после восстановления и формирования устойчивости национальной экономики. Стабильная работа классических теплогенераторов электроэнергии и тепловой энергии на сегодняшний день - для нас вопрос жизни. Перевод энергогенераторов на сжигание природного газа с экономической точки зрения – мало привлекательная альтернатива.
Как показали относительно недавние события, выпадающие из-за нехватки угля мощности заменить фактически нечем. В среднесрочной перспективе эта ситуация могла бы решиться за счет увеличения доли атомной энергии, производства водорода и электроэнергии из альтернативных источников. Но для реализации такого курса необходимы многомиллиардные капитальные инвестиции, десятки лет времени, и трансфер технологий из других стран (касается в первую очередь водородного производства). В связи с чем, уменьшение доли сжигаемого угля уместно осуществлять только в логике замещения и поэтапно, в перспективе 10-20 лет.
Военные разрушения привели к уничтожению производственной и транспортной инфраструктуры, оттоку человеческого капитала, утрате ряда технологических возможностей - фактически закрывают вопрос об отстройке прежнего довоенного Донбасса, «таким как был» отстроить не представляется возможным и не имеет смысла. Лишь некоторые крупные предприятия, ранее входившие в большие холдинги, могут претендовать на возрождение производственных фондов и повторное включение в старые производственные цепочки к ним подключается угольная промышленность (в особенности ценный коксующийся уголь).
Прошедшие ревизию, возвращенные уцелевшие предприятия и шахты целесообразно и справедливо передать в государственную собственность (с формулой народного капитализма), с переданными полномочиями новосозданному региональному правительству в рамках административной реформы (в ее части «макрорегионов») и при долевом управлении с частным капиталом (с сохранением контрольного пакета у регионального правительства) и представительным органом рабочих коллективов.
Доля в структуре доходов и системе управления шахт должна быть распределена между трудовыми коллективами, частными инвесторами (обеспечивающие технологический подряд) и местным самоуправлением, формируя так называемый рабочий или народный капитализм. К внедрению такой системы должны быть причастны все шахты предприятий, которые были национализированы т.н. ЛДНР, но так и не были по сути превращены в народную индустрию, оставляя уровень деградирующей эксплуатации человеческих и природных ресурсов на высоком уровне, лишая содержания зависимую социальную инфраструктуру. Только соединение государственного участия в собственности с участием работников в управлении и динамикой частного инвестиционного интереса обеспечит эффективность локальных программ восстановления и демократизацию общественно-экономической жизни - как шаг миротворческого процесса.
Оптимизация угольной промышленности оставит в работе лишь небольшую группу экономически перспективных богатых классическими ресурсами шахт. Положение староформатной, объективно невостребованной, угольной промышленности Донбасса, при отсутствии нестандартных трансформационных подходов, будет оставаться кризисным (низкая или отрицательная рентабельность производства и продукции, задолженность по заработной плате, низкая мотивация труда, финансовая непривлекательность предприятий отрасли, привязка к бюджетным дотациям и т. д.). Это обусловливает потребность ее системной реструктуризации. Учитывая градообразующую специфику угольной отрасли для Донбасса, реструктуризация не может сводится к сокращению угледобычи и тотальному закрытию шахт. Необходимо предусмотреть комплекс мероприятий на сохранение экономической активности в угольных регионах, обеспечив социальные потребности их жителей, так и сохранив воспроизводство индустриального характера социальных отношений. Существующие типовые модели реструктуризации угольноий промышленности не подходят для Донбасса. Сохранение стабильной жизненной инфраструктуры высокоурбанизированного края делает недопустимым «оптимизацию индустрии» ценой тотальных сокращений мощностей и рабочих мест.
Нестандартное решение этого вопроса является ключом к началу построения внешнего «инновационного контура» экономического ядра Донбасса.