НОВЫЙ ПОСЛЕВОЕННЫЙ ДОНБАСС: УКРАИНСКАЯ ВЕРСИЯ БУДУЩЕГО

Ермолаев Дмитрий

эксперт, главный редактор в Strategic Group Sofia

То, что происходит после победы в войне, может быть важнее самой войны. Необходимо завоевать мир после войны
Окончание войны и возвращение в Украину территорий Донбасса ставит перед нами сложнейшую задачу совместного послевоенного восстановления и национального социально-экономического возрождения. Массовые разрушения социальной и промышленной инфраструктуры, разделенные семьи и рабочие коллективы, оборванные экономические связи, смутная перспектива затронутых войной старых кластеров экономики, приближающийся ураган экологических издержек - решение этих проблем требует продуманной в действиях, стратегически участливой государственной политики планирующего типа, с нестандартными экономическими решениями. Которые позволят организовать взаимовыгодную трансформацию сохранившегося экономического потенциала Донбасса (как части связанных между собой действий общегосударственного плана по послевоенному строительству Украины) с последующим формированием инновационной части нового экспортного экономического ядра, пользуясь имеющимся региональным человеческим (знания и компетенции) и ресурсным потенциалами.
В период оккупации РФ запустила смыслополагающую де-модернизацию массового сознания донбассцев: заместив «шахтерский миф» со всем его модерным содержанием про край прогрессивного индустриального типа деятельности и образа жизни, способа его принципиальной организации, на мифы традиционного уклада «новоросийско/русскомирский», «геройства русской весны», «советского пионерского карнавала» и другие мифологемы коллективной исторической памяти, далекие от исторического опыта самого Донбасса. РФ преступно втянула этот промышленный край в свой собственный выдуманный ресентимент, украв историческую память и представление о себе в прошлом, на которых только и возможно выстроить адекватный этому образ будущего. Внутренний запрос к позитивным переменам был замещен (с помощью пропагандистких технологий) бессодержательным эмоциональным отрицанием прежнего порядка и ностальгией выдуманного прошлого.

Необходимо превращение а-национального Донбасса, в своем историческом опыте находящегося в состоянии постоянно «текучей родины», вечно себе не принадлежащего (отсюда склонного ко всем формам патримониализма и избегавшего до последнего дня реальных форм самоуправления), край уникальных мобилизационных антропотоков, сформировавший демографическую базу края только после Второй Мировой Войны - в регион, который наконец обретет адекватную идентичность себя в обновленном союзе с большой Украиной. В первую очередь - через образ общего будущего, обеспеченного продуманным проектированием и ясными для всех социально-экономическими переспективами, устраняя этим пространство для каких либо будущих вепонизированных «ищущих альтернатив» ресентиментов с обеих сторон. Индустриальное прошлое региона – неотъемлемая часть идентичности, уникальности региона.

I ДВУХКОНТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
СОЗДАНИЕ МНОГОУКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ: КЛАССИЧЕСКАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ И МАШИНОСТРОЕНИЕ; НЕО-УГОЛЬНАЯ ТЕПЛО-ЭНЕРГЕТИКА; МАТЕРИАЛЫ ПЯТОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА
Война разделила и ограничила на длительное время функционирование украинской промышленности: система кооперации и логистические цепочки поставок сырья и готовой продукции нарушились, межрегиональные и межотраслевые связи были утрачены, близость к зоне боевых действий некоторых предприятий просто с необходимостью выключало их из совместной деятельности. Часть предприятий разрушены бесповоротно. Предыдущий «восточный» рынок сбыта в РФ не может быть более использован. Структура экономики региона требует фундаментального переосмысления.

Воссоединение т.н. ДНР/ЛНР с Украиной перед государством ставит остро вопрос разработки и реализации привлекательной для местного населения и капитала (как остававшегося, так и вынужденного временно бежать от войны) и взаимовыгодной для всей страны программы возрождения экономики Донбасса с учетом новой реальности. Соответствующая программа будет включать два компонента: (1) первоочередные меры по экономическому воссоединению и углублению экономической активности и (2) разработка программы и системного плана мер по формированию нового двухконтурного экономического ядра Донбасса исходя из ресурсного и промышленного потенциала региона, в т.ч. ресурсного потенциала, который возник в уловиях глобального освоения пятого технологического уклада («материалы будущего» и др.)
1. СРОЧНЫЕ И ПЕРВОЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ.

Необходимы для обеспечения периода стабильности после войны, восстановлении порядка и верховенства закона и обеспечения предоставления основных услуг; экономического воссоединения и углубление экономической активности, что включает:

· востановление транспортного сообщения по железнодорожным путям и дорогам, а также открытие возможности перемещения коммерческих грузов грузовым транспортом;

. Быстрое восстановление критической социальной инфраструктуры, опираясь на новое картографирование «экологически перспективных территорий» (см. разд. II);

· осуществление скоординированных мер восстановления производственных связей с основной территорией Украины (включает в себя инвентаризацию производственного потенциала предприятий на деоккупированных территориях, оперативная проработка плана действий и утверждение программы по включению этих предприятий в производственные цепочки Украины);

· Проведения мероприятий по «экономической деоккупации» предпринимательских субъектов, представляющих бывшие оккупированные территории (переопределение их правового статуса, обеспечение возможностью интеграции в украинскую банковскую систему и осуществления внешнеэкономической деятельности в рамках украинского законодательства);

· ре-индексация статуса движимого и недвижимого имущества, на бывшей временно оккупированной территории (включает разработку процедуры перенесения реестров владельцев недвижимости на временно оккупированных территориях в Государственный реестр);

· возобновление финансирования социальных выплат, содержания уцелевших сфер медицины и образования, объектов, которые носят риски возникновения техногенных катастроф (см. разд. II));

· восстановление производственных связей, в частности, возобновление работы единой энергосистемы, свободных поставок углей на всю территорию Украины, возобновление взаимных поставок производственных компонентов и узлов, сырья, топлива и пр.

· разворачивание совместной производственно-торговой коммуникационной площадки, задача которой будет связать между собой субъекты бывших оккупированных территорий и украинские предприятия, систему украинской сетевой торговли, систему государственных закупок. Данный проект должен быть направлен на содействии местных поставок необходимых потребительских, строительных и др. товаров, попадание их в общегосударственные торговые сети и гос. закупки и обратный доступ к рынку необходимых комплектующих и сырья. Обеспечивая этим спрос для местных малых и средних обрабатывающих производств, и дополняя полку предложения для всей страны. Удовлетворяя этим задачу восстановление местной малой экономики и предоставления доступа Украиной к оборудованию и материалам, связанных с восстановительными работами.

Меры по предотвращению будущего потенциала социальных конфликтов должны быть дополнены позитивными восстановительными мерами, чтобы деоккупированные могли видеть, что их собственные усилия вознаграждаются.
2.1. ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТУРА: ОПТИМИЗАЦИЯ СТАРОЙ ИНДУСТРИИ.

Исходные социально-экономические параметры Донбасса включают:

1) Высокоиндустриальный характер организации труда и жизни Донбасса, в т.ч. выразившейся в стихийной гипперурбанизации;

2) широкая, замкнутая на себя система образования-науки, заточенные на тяжелую промышленность (поддерживающие до сих пор достаточно высокий уровень региональных компетенций в пром. строительстве и производстве);

3) разветвлённая инфраструктура, обслуживающая связно весь индустриальный комплекс.

Все это с необходимостью подразумевает путь ре-индустриализации на эксклюзивном региональном человеко-ресурсном капитале как единственно возможный способ вернуть к жизни потенциал динамичного развития данного региона.

Донбассу необходимо вернуть позицию важного центра промышленной, бизнесовой, научно-инновационной и социально-культурной активности в Украине - роль взаимовыгодного партнера послевоенного восстановления всей страны.

С конца 80-х и до сегодняшнего дня разворачивалась неподготовленная, местами спонтанная и болезненная для местного населения деиндустриализация, которая по социальным последствиям стала не менее тяжелой, чем исторический ход предыдущей индустриализации (характер которой стерт из исторической памяти донбассцев, идеализируя имперский и сталинский этапы этого процесса). Дж.Юз отводил на существование своей индустрии в донбасских степях всего 50 лет. История же отвела на период юности и зрелости Донбасса почти столетие. С середины 1970-х звезда Всесоюзной кочегарки начала угасать. С 1991 года проявились и дали о себе знать все экономические просчеты, жестокость сталинской модернизации, экологический вандализм - все присущее первичному освоению Донбасса.

Сегодняшние острые проблемы Донецкой и Луганской областей (Донбасса) и их ускоренное «развитие» были заложены еще в советской промышленной и региональной политике, склонной закладывать высокую исходную динамику в большие промышленные кластеры без планирования их последующего будущего. Это выразилось в проведении де-инвестирования в угольную промышленности Донбасса (существенное сокращение капитальных инв. с втор.пол. 1960-х) и химическую (с втор.пол. 1970-х). Ставка на всесоюзную перестройку энергетического баланса в пользу газа и нефти привели к забвению капитальных инвестиций в средства производства и, по сути, на заре независимости оставили Украине регион, предрешенный к повальной реструктуризации промышленности. Война на восточном фланге страны лишь довела до крайности проявления этих проблем: технологический износ основных фондов, высокая энергоемкость производства (с преимущественно заточенной на региональный пром. комплекс собственной энергетикой), структурная разбалансированность промышленного комплекса и исходящая из этого экстремальная техногенно-экологическая ситуация, что уже представляет на сегодня системную угрозу для целостности и связности инфраструктуры региона (в т.ч. промышленной).

Сверхсложное послевоенное положение в энергетике Украины требует пересмотреть национальную угольную политику, вернуть спрос на жизненно важные для Донбасса сферы деятельности.

В структуре поставок первичной энергии в Украине, уголь занимает первое место, на него приходиться чуть меньше 30% всех первичных потребляемых в стране энергоресурсов, далее следует природный газ – 26,3% и атомная энергетика 24,4%. В свою очередь потребляемый уголь делится на энергетический (применяемый для нужд ТЭС и ТЕЦ), а также коксующийся уголь (главный компонент сталелитейного производства). В Украине потребляемый энергетический уголь, включая дефицитный антрацит, составляет порядка 25-26 миллионов тонн в год. Прогнозная потребность предприятий тепловой генерации в угле ( для примера: с сентября 2021 по март 2022 года) составляла около 16,7 млн тонн. При этом ТЭС и ТЭЦ производят порядка 36% всей потребляемой в стране э/э. Кроме ТЭС и ТЭЦ энергетический уголь потребляют население, металлургические компании, и некоторые промышленные предприятия (цементные заводы, содовые, сахарные, и др.), в общем на теплогенерацию приходится 90% его потребления.

Жизненной необходимостью для обрушенной войной экономики является повышение доли угля в энергетическом балансе страны. Это внутренне производимое сырье, для которого имеются национальные инструменты обеспечения достаточно низкой цены (на равне с собственным газом). Современные технологии сжигания уже давно позволяют обеспечивать приемлемую для экологического баланса норму выбросов вредных для здоровья веществ. Есть возможность внедрения типовых индивидуальных систем с масштабированием на промышленное производство энергии. Имеются соответствующие отечественные разработки в Институте угольных технологий НАН Украины. В дополнение, вместе с регионально-специфическими топливными альтернативами (торф, биомасса и др. ресурсы когенераци) уголь, его видоизмененные формы, и малые системы отопления помогут в ускоренном темпе решить проблемы обеспечения тепла в городах, из-за войны, потерявших централизованное отопление. Уголь на длительный период восстановления и экономически, и физически, является безальтернативным компонентом энергетической безопасности Украины. Условием безопасного прохождения ближайших отопительных сезонов.

Металлургическим сектором в Украине коксующихся углей потребляется еще приблизительно 13 млн.т. В себестоимости металлопродукции Украины доля затрат на топливно-энергетические ресурсы, с учетом стоимости коксующегося угля, составляет в среднем 30–40%!

Уголь внутренней добычи играет огромную роль в энергетическом балансе страны. Возврат в этот баланс шахт деоккупированного Донбасса - позволит заменить нестабильные, с потенциальными логистическими перебоями морские перевозки, ранее импортировавшихся и энергетических, и коксующихся углей. Позволит понизить затраты металлургов, а следовательно, и повысит доходы государства.

Уголь как энергетическое сырье имеет достаточно большое количество потребителей, «заточенных» в первую очередь именно на использование этого ресурса. Последствие войны в украинской энергетике вынуждают отложить в долгий ящик нац. программы и международные договора, предполагающие радикальное сокращение добычи и потребления угля Украиной, под эгидой климатической повестки. Это непосильные и опасные для национального выживания мероприятия. Вопрос, к которому возможно вернуться только после восстановления и формирования устойчивости национальной экономики. Стабильная работа классических теплогенераторов электроэнергии и тепловой энергии на сегодняшний день - для нас вопрос жизни. Перевод энергогенераторов на сжигание природного газа с экономической точки зрения – мало привлекательная альтернатива.

Как показали относительно недавние события, выпадающие из-за нехватки угля мощности заменить фактически нечем. В среднесрочной перспективе эта ситуация могла бы решиться за счет увеличения доли атомной энергии, производства водорода и электроэнергии из альтернативных источников. Но для реализации такого курса необходимы многомиллиардные капитальные инвестиции, десятки лет времени, и трансфер технологий из других стран (касается в первую очередь водородного производства). В связи с чем, уменьшение доли сжигаемого угля уместно осуществлять только в логике замещения и поэтапно, в перспективе 10-20 лет.

Военные разрушения привели к уничтожению производственной и транспортной инфраструктуры, оттоку человеческого капитала, утрате ряда технологических возможностей - фактически закрывают вопрос об отстройке прежнего довоенного Донбасса, «таким как был» отстроить не представляется возможным и не имеет смысла. Лишь некоторые крупные предприятия, ранее входившие в большие холдинги, могут претендовать на возрождение производственных фондов и повторное включение в старые производственные цепочки к ним подключается угольная промышленность (в особенности ценный коксующийся уголь).

Прошедшие ревизию, возвращенные уцелевшие предприятия и шахты целесообразно и справедливо передать в государственную собственность (с формулой народного капитализма), с переданными полномочиями новосозданному региональному правительству в рамках административной реформы (в ее части «макрорегионов») и при долевом управлении с частным капиталом (с сохранением контрольного пакета у регионального правительства) и представительным органом рабочих коллективов.

Доля в структуре доходов и системе управления шахт должна быть распределена между трудовыми коллективами, частными инвесторами (обеспечивающие технологический подряд) и местным самоуправлением, формируя так называемый рабочий или народный капитализм. К внедрению такой системы должны быть причастны все шахты предприятий, которые были национализированы т.н. ЛДНР, но так и не были по сути превращены в народную индустрию, оставляя уровень деградирующей эксплуатации человеческих и природных ресурсов на высоком уровне, лишая содержания зависимую социальную инфраструктуру. Только соединение государственного участия в собственности с участием работников в управлении и динамикой частного инвестиционного интереса обеспечит эффективность локальных программ восстановления и демократизацию общественно-экономической жизни - как шаг миротворческого процесса.

Оптимизация угольной промышленности оставит в работе лишь небольшую группу экономически перспективных богатых классическими ресурсами шахт. Положение староформатной, объективно невостребованной, угольной промышленности Донбасса, при отсутствии нестандартных трансформационных подходов, будет оставаться кризисным (низкая или отрицательная рентабельность производства и продукции, задолженность по заработной плате, низкая мотивация труда, финансовая непривлекательность предприятий отрасли, привязка к бюджетным дотациям и т. д.). Это обусловливает потребность ее системной реструктуризации. Учитывая градообразующую специфику угольной отрасли для Донбасса, реструктуризация не может сводится к сокращению угледобычи и тотальному закрытию шахт. Необходимо предусмотреть комплекс мероприятий на сохранение экономической активности в угольных регионах, обеспечив социальные потребности их жителей, так и сохранив воспроизводство индустриального характера социальных отношений. Существующие типовые модели реструктуризации угольноий промышленности не подходят для Донбасса. Сохранение стабильной жизненной инфраструктуры высокоурбанизированного края делает недопустимым «оптимизацию индустрии» ценой тотальных сокращений мощностей и рабочих мест.

Нестандартное решение этого вопроса является ключом к началу построения внешнего «инновационного контура» экономического ядра Донбасса.
2.2 НОВЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИИЙ ДОНБАССА КАК КОМПОНЕНТОВ ВНЕШНЕГО КОНТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЯДРА.
Учитывая общее состояние угольной промышленности и накопленные антропотехногенные риски от ее многолетней деятельности, следует говорить не об упрощенном ее воспроизводстве в консервативном, восстановительном формате, а о радикальной организационной, экономической и технико-технологической модернизации. С ориентацией на достижение в среднесрочной перспективе формирования нескольких прорывных, высоколиквидных направлений промышленного производства.

1) Промышленная добыча метана из угольной толщи.

На Донбассе сконцентрированы колоссальные запасы углеводородных газов в угольных пластах. По подсчетам специалистов, запасы углеводородных газов на Донбассе на глубинах до 3 км составляют 12,0–25,0 трлн м3. Такой объем предполагает промышленную добычу и использование метана не только в энергетических целях, но и как товарное сырье для химической промышленности. Возможна промышленная добыча метана скважинами, пробуренными с поверхности, без! применения новых технологии гидроразрыва (во вмещающих породах метан находится практически в свободном состоянии). Существующие опытные скважины уже показывали свою эффективность и себестоимость полученного газа выходила на уровень 22 долларов за 1000 м3.;

2) Переход к использованию т.н. вторичных ресурсов - конвертация антропотехногенных отходов старой индустрии, через переработку на основе новых технологий, в сырье с высоким глобальным спросом.

Долгое время относительно низкие цены на цветные и редкоземельные металлы делали их добычу как сопутствующего компонента промышленных отходов (отвалов шахт и карьеров, иных тех. процессов) - нерентабельными. Осторожные оценки специалистов сегодня указывают на кратный (а некоторые металлы в 10 раз и более) рост цен на сырье нового технологического уклада в ближайшие 10 лет. Переработка с использованием новых технологий делает миллионы тонн промышленных отходов потенциальным «золотым прииском» для нужд мирового высокотехнологичного производства.

Перекос физических мировых запасов редкоземельного сырья в пользу Китая делает любое дополнительное предложение на глобальном рынке - существенным национальным экономическим козырем, при условии государственного участия в его распоряжении;

На основе созданной программы государственно-частного ре-освоения стратегических металлических ресурсов выстраивается механизм резервирования полиметаллов. Данный гос. резерв полиметаллических ресурсов должен стать одним из твердых залогов текущих и будущих инвестиционных внешних кредитов, направляемых в развитие соответствующей добывающей и перерабатывающей промышленности - т.н. «редкоземельные бонды».

СПРАВКА: «Стратегические металлические ресурсы» – это приоритетные минерально-сырьевые депо (запасы, резервы и др.), состоящие из полезных ископаемых, которые в соответствии с Национальной доктриной (через процедуру «выделение-утверждение») принимаются на долгосрочную перспективу в качестве одного из важнейших компонентов устойчивого развития и безопасности государства (выявленные в национальных недрах месторождения полезных ископаемых не востребованы на данный момент в производственной сфере Украины, но, вместе с тем, могут быть высоколиквидными на мировых рынках, являясь, таким образом, источником значимого дохода от экспорта).

Из государственного фонда разведанных минерально-сырьевых объектов в приоритетном порядке должны учитываться и браться под контроль месторождения, полезные компоненты которых отвечают принятому «Перечню стратегических полиметаллических ресурсов».

В период экономической нестабильности уже не только золото, но и новый перечень редких промышленных металлов станет источником валютных металлов нового времени, выполняя стабилизирующую роль, осуществляя функцию всеобщего эквивалента мирового обмена, придавая последним материальное достоинство. В связи с этим, государственная политика «стратегических металлов» должна включать также создание «Национального полиметаллического резерва». Который позволит создать форму надежного сбережения национальных фондов и залоговый инструмент национального заимствования, и инструмент поддержания внутреннего спроса для нового производства в данной отрасли.

Новая государственная политика по созданию отрасли «стратегических металлических ресурсов» станет адекватным времени решением, способным трансформировать кризис распада внутреннего старо-индустриального комплекса, переосваивая его производственные фонды и экологические следы (ресурсные отходы процессов производства) на новых экономических основаниях.

Данная политика станет одним из важных элементов выстраивания комплексной экономической независимости страны, способности к саморазвитию ее промышленности, востребованности современной науки, минерально-сырьевой и перерабатывающей базы с участием государственного и национального капитала, определяющих стабильность и устойчивость национальной экономики.

Интегрированность в систему отношений со странами и компаниями, для которых эти ресурсы станут жизненно необходимыми и критическими в глобальной конкуренции даст инструмент приобретения не военных гарантий безопасности.

В рамках данной политики Донбасс должен занять существенную долю в этом новом производстве, параллельно технологически решая часть накопленных экологических проблем и пере-осваивая те индустриальные районы, которые давно находились в статусе нерентабельных и малоперспективных, при этом создавая спрос на близкие данному региону трудовые компетенции.


3) Альтернативный и инновационный метод «добычи угля» - технология подземной газификации.

Подземная газификация является одним из направлений улучшения использования энергоносителей за счет переработки угля в иные виды топлива (жидкое и газообразное). Технология может быть использована на объектах добычи, которые утратили рентабельность классической выемки, но при этом продолжают содержать большие разрозненные запасы угля. Газификацией угля давно занимается Национальный горный университет, обладающей соответствующей компетенцией;

4) Сохранение классической добычи угля для возрастающих нужд химической отрасли

Уголь является многофункциональным источником компонентов для химической промышленности, кроме непосредственного использование в качестве энергии в процессе сжигания. Глобальная «зеленая» трансформация подразумевает длительный переход от угольной энергогенерации в сторону разнообразной возобновляемой энергетики, не использующей ископаемое топливо. Однако, глобальное материальное производство будет и далее находится в прямой зависимости от ископаемого топлива «прошлого», необходимого в производстве начиная от аспирина, заканчивая тканями повседневной одежды. В то время как доказанных запасов нефти и газа хватит на 53 и 56 лет соответственно - мировых доказанных запасов угля при текущем его энергетическом использовании хватит на 130 лет. Этот прогноз существенно умножается при переводе использования угля на нужды сугубо химической промышленности. Таким образом уголь является основой долгосрочного мирового источника углеводородов, важнейшим источником химии для множества секторов промышленности. В условиях иссякания в мировой добыче источников легкодоступной нефти и удорожания/усложнения процесса извлечения на новых месторождениях - уголь будет становится не топливом прошлого, а источником стабильного ресурса.

5) Сжижение угля - получение синтетических углеводородов из твердого ископаемого. Получение жидких углеводородных топлив сухой перегонкой. Уголь способен играть роль альтернативы сырой нефти, обеспечивая таким образом энергетическую безопасность. Прогнозируется, что к 2030 году мировая доля сжиженного угля в общей структуре топливных ресурсов достигнет 20%. Потеря классических нефтеперерабатывающих мощностей из-за войны требует диверсификации производства нефтепродуктов, смещая приоритет на потенциальные внутренние источники сырья.

Таким образом, углехимическая отрасль могла бы существенно снизить зависимость Украины от импорта нефтепродуктов и природного газа, способствовать выравниванию энергетического баланса. В свою очередь, Донбасс должен обрести четкую специализацию на производстве высокотехнологического топлива из собственных ресурсов, а также получить основу для развития ряда смежных сфер промышленности, таких как: химическая отрасль, энергетика и др.

Обеспечение таких преобразований требует качественные кадры, систему их масштабируемого воспроизводства и самое главное - проведенные системные государственные мероприятия по заключению долгосрочных контрактов, инвестиционных договоров с частным сектором, предусматривающих гарантированный первичный доступ к зарубежной промышленной технике, требуемой на новых производствах. В то время как годами наработанные отечественные технологии помогли бы ее быстрому внедрению. Данный «трансфер технологий» должен быть положен в основу всех донорских платформ по послевоенному восстановлению Украины, непосредственно лежать в основе любых программ по Донбассу.

Катастрофические разрушения донбасских городов, реципиентов спасавшихся от войны научно-образовательных учреждений Донбасса, делают сегодня невозможным сохранять рассредоточенную систему науко-знания. Необходимо собрать, сконцентрировать и организовать на инновационных принципах научного паркавесь оставшийся научный потенциал региона. Этим мог бы стать большой, оборудованный технологический парк, объединяющий исследовательские лаборатории и университетские центры; место сборки учёных, технологических фирм, инженерных офисов от конкретных предприятий и отраслевых представительств; центр взаимосвязи внутри индустрии, соединяющий прикладной НИОКР при предприятиях со сферой образования - усиление исследовательских институтов при НП; среда трансфера технологий; их кооперированного и долевого использования (единый центр генерирования идей, исследовательские лаборатории и универсальное пространство для размещения тестового крупногабаритного, производственного и научного оборудования); финансирование на принципах участия в системе государственно-частного партнерства и международного донорства, сохраняя системное руководство направлениями и характером деятельности со стороны государства и профильных государственных институций.

Целью научно-технологического парка является стимулирование сотрудничества между наукой и промышленностью для активизации регионального развития благодаря инновациям, трансферу технологий и международному сотрудничеству.

Задача подобной концентрации - формирование высокого качества человеческого капитала с высоким уровнем образования местного населения и концентрации человеческих ресурсов с высокой технической квалификацией. Это часть индустриального кластера.

Таким центром логично сделать Донецк. Его преимущества: центр схождения транспортной инфраструктуры, в городе работают институты-выходцы Академии наук Украины; большая концентрация в городе образовательных и научных центров. Профилированными сферами города стоит рассмотреть металлургическую, энергетическую и экологическую и геоклиматическую инженерию.
II ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОНБАССА: СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕИНТЕГРАЦИИ РЕГИОНА
Затяжные боевые действия на востоке страны активизировали потенциал сил, которые способны снять с повестки дня реинтеграцию и восстановление Донбасса в каком-либо виде, в т.ч. делая невозможным функционирования освобожденных территорий. Формирование нового экономического ядра региона, любое новое строительство, даже восстановительное, требует сначала предварительной, а потом и параллельной системной работы, потенциально создающей еще один сектор экономики для Донбасса.

В регионе за период разрушительной войны сформировался длинный список новых системных экологических угроз.

Регион стоит перед опасностью утраты своей интегрированной жизнеспособности (в качестве связанности всей территории) в краткосрочном горизонте 5-10 лет. Для Донбасса - это новая угроза мирного времени.

Среди этих угроз (главные):

1) Околокритическое хаотичное затопление сообщенных между собой многочисленных выведенных из эксплуатации шахт

2) Высокий темп затопления шахт приводит к активному проседанию окружающих шахты грунтов и, следовательно, - к разрушению наземных строений, инфраструктуры, поверхностной биосферы.

3) Шахтная вода ни при каких условиях не может быть использована ни в качестве питьевой, ни даже технической. Системный выход на поверхность отравит весь имеющийся водный бассейн.

4) Процессы в шахтах активизируют и увеличивают самопроизвольный выброс парникового газа метана, окислов углерода, азота, радона.

5) Военные действия и невозможность систематически поддерживать порядок контроля и регулярного обслуживания превратили сотни промышленных отстойников в объекты повышенной опасности для дефицитных водных ресурсов Донбасса.

6) Война повредила и разрушила критически важные компоненты безальтернативной инфраструктуры массового обеспечения водой населения и промышленности. Довоенный индустриальный Донбасс был возможен только благодаря этим рукотворным водным артериям. За прошедшее время активно начал меняться климатический режим. Старые инженерные схемы (даже в случае безупречного восстановления) в прежней форме не соответствуют геоклиматическим преобразованиям Украины в среднесрочной перспективе. Тот выигрышный натурэкономический ресурс, который относительно других Украина потенциально приобретёт из-за изменения климата (по прошествию 20+ лет) – требуется обеспечить продуманной новой геоинженерной инфраструктурой, которую необходимо заложить фундаментом в генеральное планирование послевоенного строительства.

Необходим действенный послевоенный экологический процесс, оперативно реализуемый в максимально короткие сроки при практической многосторонней кооперацией - это безоговорочный вопрос международной экологической безопасности и будущего Донбасса в целом.
Шаги по сохранению жизнеспособности Донбасса (как национального природного капитала и жизненного пространства):
  • 1
    Единственным системным решением главной проблемы экологической нестабильности региона является внедрение комплексных мер по понижению уровня шахтных вод. Необходимо формирование международной экспертно-аналитической научной группы при участии учреждений НАН Украины, с приглашением ученых из профильных учреждений Донбасса и зарубежных экспертно-инженерных партнерских учреждений (имевших опыт по трансформациям в своих староиндустриальных комплексах: Польша, Германия, США и др.). На основе этого формируется коммуникативно-координационная профессиональная платформа, целью которой является централизация информации, подготовка планов мероприятий и их параметров, прежде всего, по управлению уровнями шахт и откачке воды в шахтах по всему региону. Данная платформа становится средой создания постоянной актуальной экологической экспертизы, разработки соответствующих экологических программ, реализация которых позволит купировать ключевые угрозы для экологической безопасности Донбасса и контроль/управление всеми экологическими параметрами в режиме реального времени. Экспертиза группы должна быть положена в приоритетную основу процесса ре-индустриализации и быть обязательной к выполнению всеми субъектами;
  • 2
    Необходима система комплексного машинного мониторинга экологической ситуации на Донбассе: создание целостной картины состояния коммуникаций, строений, линий газоснабжения и т.д.. Она же должна включать интегрированную систему мониторинга уровней и движения шахтных вод с целью контролируемого управления рисками. Следующим шагом будет создание управляющего экологическим восстановлением органа с особыми полномочиями (облегченные процедуры закупок, свободный доступ к любым территориям и объектам, ресурсам и т.д.) в рамках создаваемого для этого «Экологического Центра Донбасса» при особой форме финансирования (см. п.5)
  • 3
    Целью указанной в п.1 платформы будет создание карты экологически перспективных территорий. Ввиду сформированных островов экологической опасности, нежизнеспособных пространств, требуется выработать карту с приоритетными территориями под привентивно-восстановительные экологические меры, с проработанной принципиальной схемой переселения на жизнеспособные территории. Планы и меры должны включать проработку административных преобразований с целью создания новых жизнеспособных территориальных субьектов, учитывающее состав и параметры новых антропотоков. Речь идет о комплексном перестроении административно-территориальных единиц под острым давлением экологической необходимости, берущим в расчет и запросы к человеческому капиталу со стороны нового картографирования, рождаемого политикой ре-индустриализации Донбасса.
  • 4
    Проработка механизмов взаимодействия между Украиной и зарубежными партнерами (получение специализированной технической помощи) по процедурам взаимных эко-работ: оборудование откачки воды, установка систем фильтрации, укрепительные работы на опасных объектах и т.д. С целью обеспечения программ поддержания занятости в переходной период следует максимально привлекать к работам местное населения, в т.ч. тех, кто был вынужден уехать из-за войны, но заинтересован вернуться на малую родину при условии стабильной занятости. В рамках каждой агломерации могут быть созданы свои «экологические строительные бригады» под локальную долгосрочную программу эко-мер. Материально-техническое обеспечение должно по максимуму использовать в закупках предложение со стороны региональных производителей (это послужит мерой системного стимула местного производства).
  • 5
    Для реализации экологической программы необходимо создать целевой восстановительный международный фонд (последствия реализации худших экологических сценариев будут трансграничными). Это позволит в короткие сроки обеспечить весь перечень оперативных мер, которые заложат основу безопасности для приоритетных к восстановлению территорий, и остановить бесконтрольные выбросы опасного парникового газа-метана.
После деокупации Донбасса перед Украиной встанет задача, решение которой предполагает предварительную наработку практического знания о набирающем обороты макрорегиональном изменении климата, в т.ч. его внутриукраинских региональных параметрах. Знание, которое должно быть в основе генерального планирования и строительства. Геоклиматические изменения предполагают, что локальные территории становятся более взаимозависимы: природный гидрологический ресурс дефицитней; больше издержек на содержание объединённых геоинженерных систем, стабильность которых возможна только при системном обслуживании, на правах фундамента национальной экономики. Устойчивость территорий воспроизводима только при условии, что эти сложные системы сопровождаются скоординированными общими действиями с двуканальной связью. Поэтому в качестве региона с перспективой развития Донбасс возможен лишь в геоинженерной интеграции с Украиной. Без Украины с Днепром невозможны разговоры о промышленном функционировании, кроме остаточного староиндустриального добывающего сектора. Выключение Донбасса из экосистемы Украины поставит крест на любых перспективах промышленного возрождения.
~
Made on
Tilda