ВОЙНА ЗА КЛИМАТИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЕВРОПЫ: УКРАИНА

ДОКЛАД
Strategic Group Sofia



автор проекта: Ермолаев Дмитрий

1.ГЛОБАЛЬНЫЙ КЛИМАТИЧЕСКИЙ КРИЗИС ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА
Малый ледниковый период был самым последним заметным естественным климатическим сдвигом в истории Земли до начала промышленной революции. Он принес более прохладные, чем в среднем, условия в Североатлантический регион и охватил несколько веков примерно с 1300 по 1850 год. Эпоха Антропоцена, следующая за этим, запустила ускоренный и неуправляемый процесс переосвоения естественной среды обитания, трансформировав стабильный, параметрально циклический климат на перманентный процесс потепления. Защита от суровых последствий которого теперь полностью возложена на плечи человека. Поддержание приемлемых параметров нашей среды обитания становится вопросом сугубо запланированных, рукотворных действий. Климатический ресурс территорий приобретает ценность нового качества.

Цели Парижских соглашений по снижению выбросов ПГ стали сильным глобальным инструментом по переориентации экономик мира на приоритет зеленых инвестиций, как способа остановить процесс потепления, но не вернуть все вспять. Увы, динамика экологизации по естественным причинам оказалась относительно меньшей, чем глобальный рост потребления ресурсов и побочных выбросов, необходимых для производства компонентов углеродонейтральной экономики. Лишь выигрывая этими действиями себе небольшое время для адаптации, мы тем не менее обречены на серьезные, в планетарном масштабе, изменения в пространственном переустройстве инфраструктуры жизни и хозяйствования. Речь идет об утрате жизнеспособности одних территорий и существенного сокращения способности к социально-экономичсекому воспроизводству других.
Адаптационные меры на территориях, наиболее благоприятных в плане прохождения последствий потепления, становяться единственной инвестицией в будущее.
Данная картина будущего мира и подобное понимание неизбежных климатических трансформаций стало общей позицией множества западных научных работ последних лет и является одним из вероятных сценариев в публичных прогностических моделях. На основе их содержания можем с уверенностью утверждать, что ряд европейских территорий являются относительно региональных и глобальных перемен потенциально одними из наиболее благоприятных для жизни и ведения хозяйственной деятельности территориями. Это же стало одним из определяющих факторов стратегического значения Украины для Европы.
1.1 КЛИМАТИЧЕСКИЙ СДВИГ – ВЫЗОВ ДЛЯ МИРА И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЕВРОПЫ

Общепринятый сценарий IPCC по сохранению высоких уровней выбросов (от МГЭИК, Межправительственной группы экспертов по изменению климата) - SSP5-8,5 прогнозирует достижения средней температуры потепления, превышающую 1,5°C между 2026 и 2039 годами с медианой 2030 года. Это температурное значение предполагалось ранее удержать в рамках ПС до 2050-го. Но динамика текущих выбросов и макроэкономическая перспектива их ускоренного роста с сопутствующим разрушением природной среды индустриализирующимися экономиками Глобального Юга смещает все сведенные прогнозы к крайним экстремальным значениям (о чем прямо сообщают профинансированные ЕС доклады исследовательских проектов IMPRESSIONS, HELIX и RISES-AM):

• Мир, вероятно, превысит порог 1,5°C в период между 2026 и 2042 годами в сценарии, где выбросы не выйдет сильно снизить, с оценкой между 2030 и 2032 годами.

• Порог 2°C, вероятно, будет превышен в период между 2034 и 2052 годами в сценарии с самым высоким уровнем выбросов, с медианой к 2043.

• Даже в сценарии умеренного смягчения последствий, когда выбросы остаются близкими к текущим уровням, порог 2°C будет превышен между 2038 и 2072 годами, со медианой 2052 года.

Всемирная метеорологическая организация недавно подсчитала, что уже существует один из четырех шансов, что мир превысит 1,5°C в течение как минимум одного года к 2025 г. Поэтому, нелинейные последствия от потепления 2°C должны рассматриваться как реализующийся факт 20-30-летнего горизонта событий. Умеренные климатические сценарии, дающие шанс на контролируемое поспевание за грядущими изменениями отступают перед научной картиной скачкообразных катаклизмов, с чем уже активно соприкасается наша антропогенная среда обитания. Этому была свидетелем в 2022-м большая часть Европы, встретив рекордную за 500 лет засуху.

Потепление предполагает три базовых неблагоприятных процесса: существенное изменение годового теплового режима; перманентный кризис доступа к пресной воде, отрицательный баланс водных ресурсов; увеличение частоты экстремальных погодных явлений (более всего пострадают территории, расположенные возле океанических побережий, рядом с районами сейсмической активности, в бассейнах, берущих начало в горах рек и т.п.). Взаимодействие этих процессов и их кумулятивный эффект сильно отличается от региона, к региону мира, формируя неравномерность натурэкономических ресурсов XXI века. Эти новые климатические качества территорий формируют понятие экономической стоимости изменения климата. В связи с чем над глобальной конкуренцией систем социальной организации и систем воспроизводства научно-технического прогресса надстраивается конкуренция за контроль и эффективное управление геоклиматически устойчивыми территориями. Изменения климата будут радикально нарушать и/или делать невозможным производственный цикл большинства сложных существующих индустриализированных видов хозяйственной деятельности: энергетика, с/х, тяжелая промышленность, машиностроение и др. Все данные кластеры проектировались на натурэкономической карте изобилия прошлого века. В большинстве случаев их пространственное сохранение в тех же местах расположения представляется проблематичным.
IPCC Fifth Assessment Report (AR5): Climate Change 2014
Парижские соглашения (2015) - Целью соглашения (согласно статье 2) является «активизировать осуществление» Рамочной конвенции ООН по изменению климата, в частности, удержать рост глобальной средней температуры «намного ниже» 2 °C и «приложить усилия» для ограничения роста температуры величиной 1,5 °C.
IMPRESSIONS Integrated solutions to address high levels of climate change EU funded (Impacts and Risks from High-End Scenarios: Strategies for Innovative Solutions). Проект реализовывался в 2013–2018 годах. Консорциум проекта состоял из 26 партнеров из 16 европейских стран и поддерживался Советом экспертов из 7 неевропейских ученых.
https://www.carbonbrief.org/guest-post-global-warming-edges-closer-to-paris-agreement-1-5c-limit/
https://www.dw.com/en/almost-two-thirds-of-europe-is-affected-by-drought-eu/a-62900931
Согласно независимым оценкам 40% населения Земли уже к 2030 году столкнется с глобальным дефицитом воды - The United Nations WorldWater Development Report, 2021
ПРИМЕР
«В 2020 году 87 % мировой электроэнергии, вырабатываемой тепловыми, ядерными и гидроэлектростанциями, напрямую зависело от наличия воды. Между тем, 33 % теплоэлектростанций, работа которых зависит от наличия пресной воды для охлаждения, находятся в районах с высоким уровнем дефицита воды. Это также относится к 15 % существующих атомных электростанций, доля которых, как ожидается, возрастет до 25 % в ближайшие 20 лет. 11% мощностей ГЭС также расположены в районах с высоким уровнем дефицита воды. И примерно 26 % существующих и 23 % проектируемых плотин ГЭС находятся в бассейнах рек, в которых риск нехватки воды в настоящее время варьируется от среднего до очень высокого.» (прим.авт.: И это только в самом начале пути потепления) - ВМО «Изменение климата ставит под угрозу энергетическую безопасность», октябрь 2022.
Последствия климатической трансформации больше всего ударят по тихоокеанским прибрежным и островным урбанизированным системам, Ближнему Востоку и Северной Африке, Индо-Китаю, Южной Америке:
  • · Население прибрежных городов растет: около четырех из каждых пяти человек, затронутых повышением уровня моря к середине этого века, будут жить в Восточной или Юго-Восточной Азии. На сегодня примерно 641 из 654 крупнейших городов Китая уже страдают от регулярных наводнений, особенно разросшиеся мегаполисы на побережье.
  • · В период с 2000 по 2019 год более 475 000 человек погибли в результате более чем 11 000 экстремальных погодных явлений во всем мире, а убытки составили около 2,56 трлн долларов США (по паритету покупательной способности).
  • Из десяти наиболее пострадавших стран в 2019 году шесть пострадали от тропических циклонов. Последние научные данные свидетельствуют о том, что количество сильных тропических циклонов будет увеличиваться с каждой десятой градуса повышения глобальной средней температуры. Повышения частоты их повторяемости сделает жизнь в зоне регулярной стихии невозможной, вызвав миграцию с побережий в глубь континентов.
German watch report - Global Climate Risk Index 2021
Перспектива, которая предстоит как южным штатам восточного побережья США, так и городам Юго-Восточной Азии, которым угрожает повышающийся океан.
Прогнозируется, что подъем уровня моря в конце века будет быстрее при всех сценариях, включая те, которые совместимы с достижением долгосрочной цели по температуре, изложенной в ПС! Повышение среднего уровня моря составит до 0,84м (0,61–1,10 м, вероятный диапазон; RCP8.5) к 2100 г. по сравнению с 1986–2005 гг. После 2100 года уровень моря будет продолжать повышаться в течение столетий… (высокая степень достоверности)… Антарктика может дать до 28 см подъема воды (RCP8.5, верхняя граница вероятного диапазона) к концу века.

Риски для мировой продовольственной безопасности:

1) Кризис устойчивости рыбного хозяйства. Существуют достаточные доказательства снижения общей производительности сельского хозяйства в глобальном масштабе за последние пол столетия, что напрямую связано с последствиями глобального потепления. Однако глобально при этом страдает и продуктивность в океанах и интенсивный вылов тут не единственный фактор. Прессуются рыбные популяции, что связано как с подкислением океана, так и с глобальным потеплением.

Кризис продовольственного снабжения, который разовьется на территориях, столкнувшихся с жесткими последствиями глобального потепления, будет дополнительно усугублен для прибрежных стран (многие из которых являются крупными государствами с большим населением: Китай, Индонезия, Япония, Вьетнам и др.) Изменение климата усугубляет проблему, которая создается уже на протяжении 70-ти лет. После окончания 40-х мировые рыбные промыслы управлялись как неисчерпаемый экономический ресурс, что привело к массовому расширению промышленного рыболовства. Среди «рыбных стран» с наибольшими для себя рисками продовольственной безопасности столкнуться самые крупные эксплуатанты океана.

Зарубежный рыболовный флот Китая, состоит из более чем 3000 судов, бороздя океан от Африки до Антарктики и Тихого океана. К примеру, почти половина рыбы, пойманной в открытом море оказывается в трюмах китайских и тайваньских судов.

Глобальная индустрия рыбной ловли вышла на такие параметры: 60 процентов запаса популяции рыбы выбираются в максимальном пределе для будущего воспроизводства (процес только усугубляется из года в год) и целых 34 процента ловится с превышениям предела, обрекая популяции на исчезновение. За последних 20 лет цифра этой сверэксплуатации выросла на 7 процентов. Динамика угрожающая и не учитывает связанный удар по экосистемам рыб при дальнейшем потеплении.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, треть коммерческих рыбных запасов добывается на неустойчивых уровнях, а 90 процентов полностью эксплуатируются.

Доклад МСОП (Международного союза охраны природы) подчеркивает наш тезис более резким высказыванием: «Потепление океана вполне может оказаться самой скрытой проблемой нашего поколения».

В тоже самое время, европейские страны в глобальном масштабе относятся к числу наименее уязвимых к воздействию изменения климата на риски, связанные с продовольственной безопасностью, связанными с рыболовством.

2) Кризис устойчивости с/х. Существуют также последствия для других аспектов продовольственной системы, частично из-за экстремальных явлений, связанных с климатом, таких как тепловые волны, засухи и наводнения, которые приводят к продовольственным потрясениям и интенсифицируются в соответсвующих уязвимых регионах — сокращение производства продовольствия и сохранение более бедного разнообразия продовольствия. Эти события со временем окончательно нарушат инфраструктуру с/х цикличности пострадавших регионов, что поддерживала хрупкую продовольственную систему целых стран. Предел доступности продовольствия будет достигнут еще до 2°С потепления - дальнейший сценарий ведет лишь к усугублению ситуации.

В зависимости от сценариев роста численности населения и потепления, в течение следующих 50! лет прогнозируется, что от 1 до 3 миллиардов человек останутся за пределами климатических условий, хорошо служивших человечеству за последние 6000 лет. При отсутствии смягчения климата или миграции значительная часть человечества будет подвержена влиянию среднегодовых температур выше, чем почти где бы то не было сегодня.

Несмотря на значительные психологические, социальные и политические барьеры для миграции, изменение географического распределения человеческого населения и сельскохозяйственного производства является еще одной вероятной частью спонтанной или управляемой адаптационной реакции человечества на изменение климата.

На фоне остальных территорий Европейский континент, утрачивая климатическую колыбель средиземноморского региона (сыгравшего в свое время именно благодаря климату ключевую роль в формировании Западной цивилизации) в части своих центральных, восточных и северных регионов имеет шанс заполучить ядро т.н. «климатической тихой гавани».
The state world fisheries and aquaculture 2020
Future of the human climate niche (2019. Chi Xu, Timothy A. Kohler,Timothy M. Lenton, Jens-Christian Svenning, Marten Scheffer)
Рисунок 1. Средние годовые температуры от 17 до 22 °C представляют режим прогнозируемой температурной ниши человечества в 2070 году в соответствии со сценариями RCP 8.5 и SSP3. В текущем климате такие условия распространены в серых зонах, но по прогнозам изменятся на затененные зоны (анти-ниша) к 2070 году (RCP 8.5). Цвета фона представляют текущие среднегодовые температуры. (Future of the human climate niche. Chi Xu etal.)
2. ГРЯДУЩИЙ КЛИМАТ ЕВРОПЫ: НОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И УГРОЗЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
I. Температурный режим. К периоду 2040–2069 гг. средняя продолжительность термического лета в Европе увеличится почти на 30 суток по сравнению с 1971–2000 гг., а зима укоротится на 30–60 суток. Сроки теплых дней растягиваются, а наступление осени смещается. В ансамбле прогностических моделей наблюдается высокая линейная корреляция между среднегодовым повышением температуры и дальнейшими сдвигами классических термических сезонов. Длинное сухое лето, выходит за рамки привычных трех месяцев, что будет создавать экстремальные условия в регионах, которые по географическим причинам не могут компенсировать дефицит влаги осадками за осенне-зимний период. Увеличение частоты летних тепловых волн из Африки будут лишь усугублять эту ситуацию, способствуя в уже и так перегретых зонах утрате урожаев, выводу из строя технологических процессов индустриального сектора.

В осенние и зимние месяцы изменение температуры в Северной и Восточной Европе будет выше (до 3°С) по сравнению с Южной Европой (1–1,5°С). Что однако дает преимущество странам, которые ранее имели контрастные сезоны, чем странам Юга, которые и так к данному моменту перегреты. Потепление зимой увеличивается от западных прибрежных районов Европы к восточным континентальным пространствам. По нашей нынешней траектории к сценарию RCP8.5 (среднее повышение примерно от 3,6 до 5,4C в Европе до 2100 года), количество смертей, связанных с жарой, в Европе может возрасти примерно с 25 000 в год в базовой линии до более чем 100 000 до 2050-х годов без адаптации. Последствия сильно разнятся по Европе, причем в южной и центральной Европе наблюдается особо значительный рост смертности, связанной с жарой.

[Тем не менее, у соседей Европейского континента ожидаются намного более экстремальные режимы: к примеру, в Нью Дели сейчас 6 месяцев в году средняя температура держится на уровне 32°С, а при RCP8.5 к 2050му будет уже 8 месяцев. Если европейское Средиземноморье движется к текущим летним температурам Северной Африки, то густонаселенные районы того же Египта, Индии, Бангладеш, Пакистана и др. в ближайшее время будут переживать сезоны, способные в одночасье запустить новое большое переселение народов.]

II. Водный режим. Все климатические модели сходятся в одном: средиземноморский пояс Юга Европы движется к экстремальной перманентной засухе, а для части территорий угрозой станет опустынивание. Испания, Португалия, Юг Франции, почти вся Италия, Балканы и Греция - территории знакового для Европы производства продовольственных товаров - будут утрачивать свою способность к воспроизводству регулярных как естественных, так и тепличных урожаев. Термический и, как следствие, эксплуатационный дефицит воды становится перманентным приговором. Социально-экономические последствия данных процессов на поверхности выглядят неразрешимыми.

Важно вносить тему воды в дискуссии об изменении климата вместе с CO2, так как это повысит понимание нашего быстро меняющегося вслед за климатом ландшафта.

Экстремальные засухи будут случаться в Европе чаще, чем каждое второе лето. В таких регионах, как Альпы, Франция, Средиземноморье и Пиренейский полуостров, количество экстремальных летних засух увеличится более чем на 50%. Это вызывает дискуссии о необходимости реализации мер по смягчению последствий климатического кризиса в Европе: адаптации к летним засухам и запасанию воды зимой. Климатические прогнозы показывают, что к концу XXI века ожидаются более частые и экстремальные погодные явления. Существующие исследования говорят, что Европа движется к будущему, когда статус каждой засухи будет усиливаться от сильной до экстремальной.

Повышение температуры тянет за собой повышение рисков, связанных с экстремальными водными явлениями. Заселенные Атлантические побережья морей и рек (в первую очередь связанных с горными системами) из торгового преимущества оборачивается огромными рисками опустошительных природных стихий.
Climate Change in Central and Eastern Europe Ivonne Anders, Judith Stagl, Ingeborg Auer, and Dirk Pavlik
Hot Spots and Climate Trends of Meteorological Droughts in Europe–Assessing the Percent of Normal Index in a Single-Model Initial-Condition Large Ensemble.: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/frwa.2021.716621/full
Рисунок 2. Экстремальные риски существования у океанической и горной водных систем Европы: Ущерб от наводнения вследствие прибрежного и речного наводнения класса «1 раз в 100 лет» в 2080-х годах (тыс. евро на клетку сетки) для двух комбинаций сценариев: повышение температуры на 2-3C с устойчивым развитием (SSP1 x RCP4.5, слева) и более крутая траектория изменения климата (3,6-5,4C) с интенсивным развитием (SSP5 x RCP8,5, справа). (Важно уточнить, что старая классификация наводнений «1 раз в 100 лет» последнее время сталкивается с уточнением: в недавнее время США пережили год от года «столетние наводнения». Дистанция больших погодных стихий начинает многократно сокращаться)
III. Продовольствие. По данным (IPCC6, 2023): из-за сочетания жары и засухи к началу второй половины XXIвека прогнозируются значительные потери сельскохозяйственного производства для большинства европейцев, что не будет компенсировано увеличением осадков в Северной Европе (высокая достоверность). Потери урожая кукурузы достигнет 50% в ответ на 3°C УГП (уровень глобального потепления), особенно в Южной Европе. Урожайность некоторых культур (например, пшеницы) может вырасти в Северной Европе, если потепление не превысит 2°C.
Рисунок 3. Изменение стока в зависимости от температуры (Сверху) и соответствующее изменение увлажнения (Снизу) - Общим трендом является контраст благоприятных условий между Юго-Западной и Центральной/Восточной Европой + Север. Дефицит у одних будеткомпенсирован новыми излишками у других. (Из High-end climate change in Europe Impacts, Vulnerability and Adaptation, EU Project
IMPRESSIONS: В Северной Европе, наоборот, производительность сельского хозяйства может вырасти благодаря более высоким температурам, более длительному вегетационному периоду и, возможно, эффекту удобрения CO2, если будет соответствующая адаптация. Ожидается, что в результате этих изменений системы сельского хозяйства сместятся на север: пахотное земледелие может все больше сосредотачиваться на северо-востоке, а интенсивное животноводство – на северо-западе.
Рисунок 4. Уязвимость по обеспечению продуктами питания в Европе в 2080-х годах SSP4 x RCP4.5 (высокое социальное неравенство и пространственное несоответствие между производством пищи и спросом) и SSP5 x RCP8.5 (пространственное несоответствие между производством пищевых продуктов и спросом, а также сильное изменение климата, как наиболее вероятная траектория status quo).
В отличие от засухи, нехватка воды является не временным кризисом, а скорее структурным дисбалансом между имеющейся водой и спросом, который меняется в зависимости от сезонов и меняющегося характера экономической деятельности. На промышленность приходится более 80 процентов водозабора по всему миру. Водный кризис, который проявился на промышленном судоходстве в Центральной Европе 2022-го года, как и на энергетике с промышленностью, дал ясно понять, что для данного пространства управляемые компенсаторные механизмы, такие как геоинженерия, достигли своего предела. Директивные органы в Европе уже планируют более водо-дефицитное будущее, не находя непосредственных решений. Из-за геофизических и технологических ограничений адаптация становится все сложнее при УГП 3°C и выше; жестких ограничений потребления воды, вероятно, впервые будет достигнуто в некоторых частях Южной Европы (демонстрационной моделью для наглядности можно привести сегодняшнюю экстремальную ситуацию кризиса с водой в столице ЮАР).

IV. Влияние на производство. Более сухое европейское лето и зима станут происходить еще чаще, согласно новому исследованию немецкой метеорологической службы. Наибольшая часть воды в той же Германии используется для охлаждения электростанций и промышленных производственных процессов. Существуют пороговые значения, которые могут привести к тому, что электростанции будут вынуждены сокращать производство энергии или даже полностью останавливаться в жаркое лето, потому что охлаждающая вода из рек летом начинает превосходить технический порог температур. В добавок, экстремальные явления тоже начнут добавлять свой взнос в европейскую климатическую уязвимость: ожидается, что ежегодные потери от наводнений по всей Европе могут увеличиться в пять раз до 2050-х годов, а к 2080-м — в семнадцать.

ЕС зависит от товаров, произведенных в регионах, уязвимых к влиянию дефицита воды (в т.ч. с/х продукция т.н. богарного, дождевого земледелия) - это огромная угроза, потенциал которой только набирает обороты. Текущее стратегическое значение таких регионов-партнеров в торговли, как Юго-Восточная Азия и Южная Америка, увеличивается для Европы. Но нелинейный рост климатического влияния на местные экономические водные ресурсы (как и рост частоты повторяемости природных разрушительных катаклизмов, влияющих на производственные процессы) делает европейскую экономику еще более уязвимой в долгосрочной перспективе. Потенциальный каскад внутренних потерь в производстве из-за стихий и дефицита воды будет усугубляться непредсказуемым дефицитом поставок из регионов мира, намного сильнее подверженных экстремальным проявлениям последствий дестабилизированного и меняющегося климата.
СПРАВКА
Доклад Офиса Национальной Разведки США 2012: «Глобальная водная безопасность. Оценка разведывательного сообщества США»
«Торговля продуктами с высоким содержанием воды («Виртуальная вода»). Всемирный экономический форум прогнозирует, что будущий спрос на воду для многих быстро индустриализируемых экономик Южной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки — которые обеспечивают примерно 2,5 миллиарда человек — можно удовлетворить только из-за увеличения торговли. Хотя вода не является товаром, продающимся непосредственно на открытом рынке, она жизненно важна в производстве продуктов питания и других товаров, которыми торгуют во всем мире. Глобальные цены на товары включают стоимость воды (виртуальной воды) и других ресурсов, используемых в производстве. Страны Ближнего Востока и Северной Африки частично устранили проблему нехватки воды, купив продовольственные товары с высоким содержанием воды, фактическое содержание воды эквивалентно наличию другой реки Нил, впадающей в регион. Ужесточение дефицита воды и рост цен на продовольствие будет создавать все большие вызовы для всех, кроме самых богатых стран в этих регионах, которые могут позволить себе субсидировать продовольствие, как правило, благодаря доходам от ископаемого топлива.»
Кумулятивные последствия климатических изменений наносят по Европе неравномерный урон. Ряд ее регионов потенциально способны сформировать компенсаторный ареал развития, обеспечив своей территорией баланс безопасного роста: «Европа от Норвежского до Черного морей».
http://www.bmbf.wasserfluesse.de/#15
К середине века в Северной Европе очень долгое лето составит явное большинство; его вероятность колеблется от 60 до 70%, на побережьях Северного Ледовитого океана даже >80%. (Intl Journal of Climatology - 2020 - Ruosteenoja - Thermal seasons in northern Europe in projected future climate.pdf)
3. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ «КЛИМАТИЧЕСКОЙ ГАВАНИ»: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ЗАДАЧИ.
Украина занимает прочную климатическую позицию: по недавней оценке, она относится к странам с наименьшей склонностью к глобальному влиянию и низкой уязвимостью многоотраслевого развития к влиянию изменения климата.

В ближайшие несколько десятилетий воздействие изменения климата на Украину, будет менее драматичным, чем в других частях мира (фиксирует доклад ZOI, Швейцария, Сlimate change Eastern Europe 2012). По данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), страны Восточной Европы менее уязвимы к изменению климата, чем островные или высокогорные государства. Однако значительные изменения температуры и количества осадков, с коррекцией речных стоков, создают новую карту украинских натурэкономических ресурсов.

По вопросу последствий изменения климата в Украине были проведены следующие значимые исследования: «Вплив зміни клімату в Україні» (Met Office, ВБ, 2021); «Україна і політика протидії зміні клімату: економічний аспект: аналітична доповідь» (Центр Разумкова, Украина, 2016); S. Boychenko, others. Long-time changes of the thermal continentality index, the amplitudes and the phase of the seasonal temperature variation in Ukraine (Геофизический Журнал, №3, т. 40, 2018, Украина); S. Boychenko, others. «Features of climate change on Ukraine: scenarios, consequences for nature and agroecosystems» (Proceedings of the National Aviation University. 2016. N 4(69), Ukraine); «Зміна клімату: наслідки та заходи адаптації: аналітична доповідь» (НІСД, 2020, Украина); Iulii Didovets, others. «Climate change impact on water availability of main river basins in Ukraine» (Journal of Hydrology: Regional Studies 32, 2020); «Аналіз впливу кліматичних змін на водні ресурси України» (Центр екологічнихініціатив «Екодія», 2021, Украина); «Сlimate change in Eastern Europe» (ZOI, 2012, Switzerland). На их основе можно сформировать общий однозначный тренд.

Консолидированный прогноз.

Все нижеперечисленные процессы (даже при отсутствии адаптационных мероприятий) относительно мировых последствий и последствий в остальной Европе при всех сценариях сохраняют за Украиной статус страны с умеренной экономической стоимостью изменения климата.

Глобальное потепление в течение следующих десятилетий будет иметь существенно полярные положительные и негативные эффекты в зависимости от переформатируемых внутренних климатических зон:

1) Юг Украины и Юго-Восток Украины переходит в режим сверхмалых осадков, длинного высушивающего лета и короткой и бедной на осадки зимы. Север Центра, Север и Запад наоборот при растущем летнем вегетационном периоде получит в осенне-зимний период прирост на 15-20% осадков;

2) Проекции изменений температуры воздуха к середине XXI века. (2031-2050 гг.) указывают на однозначное повышение температуры во все месяцы года по отношению к современным значениям. Максимальные приросты получены для декабря (2,2°С ±0,4 °С). В отличие от предыдущего периода, в январе также ожидается значительное потепление (1,7°С ±0,5 °С). Холодный период, в частности, зимние месяцы, станут значительно теплее. Согласно жесткому сценарию в ближайшем будущем (–2040 гг.) ожидается повышение средней годовой температуры воздуха на 1,3–1,4С. В средней перспективе (2041-2060) на 2,8-3,1С, а в долгосрочной перспективе (2060-) на 4,4-4,9С по сравнению с референтным периодом (1981-2010).

Если сейчас одна из основных глобальных проблем мира состоит в энергетической безопасности, то в условиях изменения климата на передний план выйдет водная безопасность:

1) В странах Центральной и Восточной Европы, включая Украину, сток рек в середине XXIв. в летний период снизится на 50%. Гидрологи Дрезденского университета (Pluntke et al., 2010) оценивают уменьшение стока в бассейне Западного Буга под влиянием изменения климата на период до 2080 года на 24,5–28%. Исследования Н. С. Лободы и М. А. Козлова (Лобода и Козлов, 2020) показали, что к 2050 г. по траектории RPC4.5 изменения водных ресурсов достигнут минус 50–60% на юге и минус 10% на севере. траекторией RPC4.5 - минус 60% на юге до минус 30-40% на севере Украины.

2) Для Юга Украины формируется следующий негативный тренд: с 2041 г. возможно прекращение местного поверхностного стока в маловодные годы в Херсонской, Одесской, Николаевской, юга Днепропетровской и Запорожской областей. Речь идет о зональных водных ресурсах местного значения, так называемом «климатическом стоке», который чувствителен к потеплению климата. В Запорожской области «климатический сток» может снизиться в 10 раз, в Днепропетровской в 6 раз, в Николаевской в 3,6 раза, а в Крыму — в два раза. Водоснабжение указанных регионов не зависит прямо от водных ресурсов местного стока, а с прошлого века полагается в большей степени на рукотворную систему магистральных каналов, водопроводов, водохранилищ - систему водосбора из крупных магистральных рек. Однако климатические изменения сделают городскую и с/х инфраструктуру в данной части Украины абсолютно зависимыми от искусственной инфраструктуры крупных рек, лишаясь местного ресурса влаги.

Ежегодно значительное количество воды (15 км3) перераспределяется по территории Украины с помощью магистральных каналов и водопроводов. Объем потерь воды при транспортировке оценивается в 2,0 км3 в год. Более трети воды, подаваемой в оросительные системы, теряется из-за низкого технического уровня и износа гидротехнических сооружений.

Основным источником водных ресурсов в Украине являются воды поверхностного речного стока, влияние климата на эту категорию природных вод чаще всего проявляется в формировании двух противоположных тенденций:

- тенденция к уменьшению водного стока с территории Украины и соответственно уменьшению запасов местных водных ресурсов;

- увеличение водного стока в отдельные сезоны и месяцы года на отдельных территориях, формирование катастрофических паводков и наводнений (преимущественно в Западных регионах сегодня, но с перспективой проявления на Севере)
Global exposure and vulnerability to multi-sector development and climate change hot spots: Edward Byers et al 2018 Environ. Res. Lett. 13 055012
Розробка наукових засад адаптації водного господарства України до можливих змін клімату із врахуванням гідрологічних показників основних річкових басейнів. Звіт про виконання НДР, 2011
Водна стратегія України на період до 2025 року (наукові основи), 2015
Влияние изменения климата на сельское хозяйство. Ожидаются следующие изменения (но в рамках неравномерных по с/х территориям трансформациям: «классический ЮГ» теряет, другие приобретают потенциал - происходит в рамках потенциального перемещение к Северу границ площадей возделывания сельскохозяйственных культур):

• перенос сроков посева озимой пшеницы на 40–50 дней позже;

• повышение температуры в период зимнего покоя на 4–8°С;

• снижение суммы отрицательных температур, характеризующих условия зимовки, в 3–4 раза;

• сокращение периода зимовки на 1,5–2,0 месяца;

• благоприятные условия для фотосинтетической продуктивности сельскохозяйственных культур и повышения общей урожайности культур в 1,2–1,4 раза;

• сроки наступления фазы спелости будут раньше на 1–2 месяца.

Чтобы избежать негативных последствий изменения климата, необходимо совершенствовать систему управления земельными ресурсами и использовать методы селекции сельскохозяйственных культур для предотвращения деградации земель и опустынивания.

На фоне радикальных проблем промышленного сектора ЕС с потенциальным доступом к воде - украинское водное хозяйство может предложить долгосрочные стабильные условия для внутриевропейской релокации из индустриального сектора, при условии создания комплексного плана мер по стабилизации водных ресурсов, решения вопроса утрат, на тех украинских территориях, которые в среднесрочном плане климатических региональных изменений будут определены как наиболее перспективные и приоритетные.
НАТУРЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТАБИЛИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ: базовые условие для инвестиционного первенства и внутриевропейской климатической ре-локации.
Послевоенное восстановление Украины обязано включать детализированное знание о текущем и будущем изменении национальной среды обитания. Устаревшая ранее и разрушенная, поврежденная военными действиями экономика, инфраструктура и города не могут быть восстановлены в старых картах и формах - это был бы нежизнеспособный для следующего поколения подход и опасный для текущего. Предыдущее проектирование страны опиралось на стабильную, умеренную модель окружающей среды. Каждый украинский регион уже находится в собственном сценарии развития теплового и водного баланса, радикально меняются условия для привычной флоры (в т.ч. в с/х), водные ресурсы «вырастают» за пределы режима старой системы менеджмента. Украина территориально находится в выигрышном, с точки зрения климатической трансформации, положении. Грамотное адаптационное планирование на местном и макрорегиональном уровнях способно в послевоенной пере-стройке заложить опережающий фундамент для создания социально-экономической системы с «низкой экономической стоимостью изменения климата», с выгодным в сферах с/х, промышленности и энергетики предложением ультра-дефицитного в мире натурэкономического ресурса. Стабильный доступ к воде, умеренный температурный режим будут теми базовыми условиями, которые сформируют инвестиционный паспорт территории.

Примеры требуемых мер по стабилизации водных ресурсов Украины:

1) Необходима система сезонного менеджмента через инженерные решения по балансированию новых дефицитов и профицитов воды, предотвращающих летний и пред зимний тяжелый дефицит, да и наоборот управляющего опасным паводковым объемом воды весной. В ряде регионов реализация данного подхода по аккумулированию избытка водного стока для дальнейшего использования в периоды жесткого водного дефицита (в т.ч. межрегиональный переток) позволит частично решить сезонную разницу в доступности воды;

2) В планах адаптации должно учитываться, что наибольшее количество водных ресурсов Украины (58%) сосредоточено в реках бассейна Дуная в приграничных районах Украины, где потребность в воде не превышает 5% от ее общих запасов. Поэтому потребление вод данного региона (Дунай и притоки) возможно и для удовлетворения потребностей потребителей других регионов Украины (особенно промышленно развитого Нижнего Приднепровья). Грамотные решения по компенсации дефицита Юга Украины, в особенности для промышленно перспективных районов, возможна через геоинженерные решения в системе трансграничного сотрудничества, задействовав организационный потенциал соотвествующих Еврорегионов;

3) Важно убрать «климатическую слепоту» в текущих попытках решения водной проблемы на дефицитных территориях. Краткосрочные малоадаптивные решения - непозволительная роскошь, а в длинной стратегии национальной адаптации преступны в отношении локальных уязвимых ресурсов. Речь идет о таких решениях как строительство систем интенсивного орошения на территориях, где данное строительство опирается на запасы подземных вод и/или канальный отвод воды из неустойчивых наземных источников и климатический паспорт которых в скором будущем предполагает высушивание и опустынивание. Это дает краткосрочные выгоды фермерам, использующим ирригацию, но может привести к перманентному истощению ресурсов местной воды. Эти почвы, в долгосрочной перспективе, не очень продуктивны для выращивания пищи, и сверхэсплуатации этих земель сегодня - истощение водных ресурсов, необходимых для жизни местных громад. Территориальная экспертиза натурэкономического потенциала даст инструмент выявления устойчивых для определенного индустриального профиля украинских регионов;

4) Изменение отношения к воде: рациональная экономия, прекращение загрязнения, использование подземных вод, максимальная очистка и оборотное водопользование, оздоровление естественных рек, озер, пойм, дельт, прибрежных зон, болот и водно-болотных угодий.

Первоочередные внутренние шаги реализации

Для осуществления климатической стабилизации Украины и реализации планов по формированию инвестиционно привлекательной климатической европейской «гавани» необходима достоверная информация о будущем качественном и количественном изменении водных ресурсов. Это знание может быть получено только с применением современных климатических и гидрологических моделей. Они должны опираться на сбор детализированных больших данных по всем водным ресурсам Украины, которые имеют отношения к стратегическому ресурсу страны. Это позволит получить точный инструмент, который даст возможность детализировать набор стабилизационных мероприятий (в графике поэтапной реализации). Реализации данной задачи позволит создать «Карту перспективного пространственного развития» с точками приоритетных, с точки зрения климата, инфраструктурных инвестиций: новой картой среднесрочной стратегии в с/х, новым индустриальным устойчивым районированием для промышленности и энергетики.

Цель системного мониторинга и динамического прогнозирования в реальном времени – в получении качественных выводов от большого объема данных. Которые при профессиональной обработке преобразуют решением по адаптации инфраструктуры техносферы из точечных хаотических строек (каналы, водохранилища и т.д. в пределах только одного района/области) в качественный и экономически рациональный, адекватный локальным климатическим изменениям процесс. Который должен реализовывать годовое выравнивание последствий гидроклиматических явлений (избыток осадков и засухи). В условиях интенсификации убытков от данных явлений становится во главу угла актуальность управления погодно-климатическими рисками на региональном и макрорегиональном уровнях.

Погодные колебания и климатические ползучие изменения во множестве стран все более явно влияют на планирование и работу всех секторов хозяйствования (с/х, энергетика, машиностроение, химия, горно-металлургический сектор). Поскольку экономические системы все больше зависят от колебаний погоды, очевидно, что к системам поддержки принятия решений следует надлежащим образом подключить систему получения информации от погодных и климатических данных и прогнозов с генеральным планом климатических адаптационных мер, как формы знания на их основе - подкрепить это за счет признания необходимости в этом обслуживании посредством усиления мер политики.

Для комплексного анализа и практических рекомендаций, создания территориальных и секторальных климатических адаптационных и пере-строечных планов (на основе вышеобознченных подходов) мы видим необходимым создание научно-экспертной сети-организации «Украинского Центра климатической адаптации».
Работа "Центра" должна включать следующие последовательные экспертизы:
  • - анализ климато-метеорологических показателей и их динамики для исследуемого обьекта, определение тенденций и сценариев дальнейших изменений в тепловом режиме и водных ресурсов;
  • - определение объектов воздействия – скрининг компонентов территориальной системы, для которых влияние климатических процессов имеет (или может иметь) существенное значение;
  • - оценка уязвимости инфраструктуры, природной, объекта хозяйственной деятельности, к изменению климата и местной среды во временном прогностическом измерении;
  • - определение и выбор оптимальных вариантов адаптации территории к изменению климата, учет роли и значения взаимодействия адаптационных мер в региональном и национальном масштабах;
  • - создание по секторальной экспертизы хозяйственного пространственного планирования, синхронизированного с последствиями внедрения наиболее оптимальных адаптационных мер.
Работа указанного «центра» должна послужить продуктивному управлению национальными климатическими рисками - скоординированному, системному процессу принятия и применения управленческих решений, в котором климатическая информация используется для трансформации рисков и долгосрочных последствий, связанных с переменчивостью и неустойчивостью климато-природной системы, и реализации возможностей для создание устойчивой и конкурентной социальной, экономической и экологической систем.
4. ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
4.1 Внешнеполитическая реализация нового потенциала Украины

Инициатива Трех Морей, как ее видят в ЕС, - проект, инициированный Польшей и Хорватией и Европейским союзом. В него вошло 12 стран + задекларировала свою заинтересованность Украина. Проект на текущем этапе существует в качестве организационного механизма, направленного на ускоренную постройку региональной инфраструктуры, особенно в энергетическом секторе, и содействие экономическому развитию стран, оказывающихся в положении отползания (потери экономических связей) в связи с разрушенными торговыми связями с РФ. В Брюсселе это так же видится в качестве второй попытки выравнивание экономического разрыва между Востоком и Западом в Европе. Новая вертикальная инфраструктура призвана закольцевать морскую систему торговли углеводородами (в первую очередь – природный газ) как решение энергетических поставок в Европу «без РФ». Таким образом решается, в том числе, и вопрос инициативы в архитектуре торговых путей, где европейскую пальму первенства хотел перехватить Китай со своим заходом «Пояса и пути» в южные порты Европы.

Инициатива, выдвинутая Польшей и Хорватией, имеет решающее значение для этих стран, поскольку она может стимулировать независимость всего региона от российской энергетики, что приведет к дальнейшему сближению восточных государств с Западом. Возможно, в будущем эта инициатива также может вытеснить китайские инвестиции в ЦВЕ, которые уже спровоцировали конфликты внутри ЕС в прошлом. Безусловно в проекте просматривается амбиция Польши: задача поднять свою субъектность как субрегионального лидера во взаимоотношениях с Западноевропейскими грандами.

Для ЕС механизмы Инициатива Трех Морей станут оптимальным промежуточным вариантом интеграции Украины в ЕС с параллельным осуществлением всех возможных программ т.н. «послевоенного восстановления». Сделав, безусловно, европейских участников стратегическими выгодополучателями украинского хозяйственного комплекса и проектов, в нем потенциально реализуемых. Безусловно, располагая знанием про будущий геоклиматический урон части своих территорий в аспекте продовольственной безопасности и понимая глобальную ценность способности располагать экспортным продовольствием – ЕС делает огромную ставку на победу в вопросах абсолютной интеграции Украины в сферу своего влияния. Однако вопросы национальной безопасности Украины, а именно способность реализовать максимальный потенциал развития, требуют повышения субъектности и личного посильного участия в процессах данной интеграции и способствования создания более сложной и крупной национальной экономики.
Чтобы осуществить свои национальные интересы Украина должна стать инициатором нового идеологического содержания Инициативы Трех Морей:
  • Необходимо создать общую работу участников Инициативы вокруг темы геоклиматических изменений и общего разделяемого натурэкономического ресурса, выгод региональной кооперации и сообщения в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Разработать в процессе обоснование данной кооперации карту общих еко-систем, требующих для реализации их потенциала устойчивости ряда совместных трансграничных проектов;
  • Способствовать созданию блока стран т.н. «Общей геоклиматической судьбы» - как нового регионального союза на нео-геоэкономическом основании. Это создаст необходимость также подключить к общей работе государства Северной Европы (Финляндия, Норвегия, Швеция). Которые представляют суб-арктический регион, получающий в целом (в условиях глобального потепления) новые перспективы развития и на который должна ориентироваться вертикальная транспортная инфраструктура, связывающая Новый Север и Юг.
  • Выступить с инициативой включения в предварительные переговоры представителей демократической Беларуси и обязательное обсуждение ее равноправного участия.
  • Проработать «Украинский проект» регионального участия в разрезе производстенно-инфраструктурных кластеров, которые объективно могут быть включены в данный макрорегиональный союз (интерконнекты в глобальное разделение труда, предметная торговая национальная позиция и др.), которые должны быть стратегически зашиты, как потенциал средне/долгосрочного развития в Национальный план развития.
4.2 Внутриполитические задачи

Формирование во внешней среде консолидированного знания о будущей геоклиматической карте Украины позволит на рыночных основаниях сделать натурэкономическое представление об национальном потенциале инструментом воспроизводства зарубежного капитала, который будет пытаться сохранить балансы производства в ситуации новых дефицитов в мире глобального потепления.

Реализация интереса частного сектора всегда будет ограничено коротким горизонтов бизнес планирования и внутри секторальной конкуренцией. Осуществление инвестиционных проектов (соответственно и их масштаб) и обустройство необходимых им инфраструктуры будет ограничено масштабом организационных и финансовых возможностей частной фирмы (или даже консорциума игроков). Это может создать следующие угрозы национальной стратегии развития:

1. Слабая масштабируемость результатов инвестиций в геоинженерную инфраструктуру, необходимую для функционирования разрозненных частных проектов: в подобной инфраструктуре устойчивый и долгосрочный эффект возможен только при масштабе проекта уровня межрегионального, национального и трансграничного строительства (пример: водоуправления на уровне бассейнов рек Дуная, Западного Буга, Днепра и др.);

2. Опасность точечной геоинженерной инфраструктуры для функционирования национальной экосистемы как целостности: создание условий нестабильности и непредвиденных катастроф для природных систем, разрушение результатов, достигнутых предыдущими работами - игра с нулевой суммой;

3. Частная инвестиционная инициатива самостоятельно никогда не учитывает социально-экономические интересы национального плана. Содержание инвестиционных проектов (тип, вид, способ деятельности) и выбор соответствующей инфраструктуры будет учитывать только лишь краткосрочную маржинальность. Не беря в расчет национальные задачи приумножения устойчивости (в том числе т.н. докапитализации национального натурэкономического ресурса). Эти национальные интересы диктуют в том числе и фиксацию самого вида деятельности, в привязке к соответствующей устойчивому развитию территории.

В связи с обозначенным, одной из амбициознейших задач государственной политики должна стать интеграция плана необходимых всеохватных геоинженерных мер (выраженного в обновленном национальном Генеральном плане) во все институты взаимодействия государства с капиталом, в т.ч. и в проектах государственно-частного сотрудничества. Данный подход имеет два уровня реализации: 1) локальные решения (индивидуальное строительство с привязкой к инвестиционным обязательствам в рамках ГП); 2) крупные национальные проекты (через форму государственно-частного партнерства реализуются крупные инфраструктурные проекты во взаимодействии со связанными выгодополучателями в реальном секторе - от конкретных фирм, до институциональных инвесторов, национальных иностранных правительств, их комбинация).

Каждый новый проект, каждое новое строительство должны реализовывать необходимую для себя инфраструктуру в тот способ, который наилучшим образом будет соответствовать Генеральному плану, закладывать в определенный данным планом срок реализации нужные элементы общей строящийся устойчивой натурэкономической системы.
Did you like the article? Please give us a cup of coffee and we will speed up and improve for you even more.) SG SOFIA - media project - non-commercial. With your help, we will be able to develop it even faster, and the dynamics of the appearance of new Meta-Themes and authors will only accelerate even more. Help us and Donate!
~
Made on
Tilda