Дополнительный комментарий. На смену прошлым моделям (2010-2019) монополии власти на информационную повестку с помощью контроля за ведущими СМИ (ТВ, влиятельные интернет-издания, информационные агентства) пришла медиакратия как сложившаяся политэкономическая сила, использующая медиа-ресурсы в качестве инструмента борьбы за власть. Во-первых, коммуникационные сети и «сетевые каналы» (Телеграмм-канал, и пр.) оттеснили традиционные интернет-ресурсы, на смену редакционных политик пришли анонимная информационная политика влияния, интерпретаций и спекуляций. Во-вторых, ТВ-каналы стали неотъемлемой частью партийно-корпоративной политики и способом «выращивания» теле-политиков – нового явления в украинской политике. В третьих, информационно-политическая повестка полностью подчинила себе повестку социальную (повседневность), экономическую и культурную. Подавляющее большинство информационных медиа-ресурсов отводят неполитической тематике вторичную, а то и третичную роль,
Пропагандистская и кич-продукция «информационной войны», а также планомерная изоляция национального информационного пространства создают эффект закрытого «парового котла»: подверженность массового сознания сенсационным фактам, ожидание «правды». Заниженный культурный уровень среды позволяет легко манипулировать массовыми настроениями (пример – информационные манипуляции с тематикой пандемии).
Политизация самоуправления, произошедшая в ходе последней выборной кампании (2020), существенно капитализирует медиа-ресурсы регионального и межрегионального уровня. Вполне вероятен «эффект медиа-матрешки», когда информационная и пропагандистская политика на общенациональном уровне и ведущаяся там политическая борьба будут переноситься на региональные площадки, с включенным участием региональных элит и их медиа-ресурсов. Новая информационно-политическая и смысловая «медиа-карта» уже в ближайший год-два может стать еще одним катализатором углубленной регионализации и фрагментации всего общенационального медиа-пространства.
Сама сфера политики, в которой все большую роль играет медиакратия и медиа-менеджмент, де-интеллектуализируется (по существу, элиты переживает «интеллектуальный дефолт»). Разрыв между знанием, технологиями управления и реальными социальными интересами достигает критически опасного предела. Неслучайно политический миф о «внешнем управлении», как проявлении несамостоятельности и некомпетентности, стал одним из самых воспринимаемых и распространенных в Украине политических мифов последних двух лет (2019-2020гг).
Кризис отечественной науки и ее институтов, судя по происходящему в последние годы, приобретает необратимый характер. Свидетельство тому – «старение» ученого мира, отсутствие преемственности, плачевное материальное и кадровое положение подавляющего большинства академических структур, снижение уровня образования в ведущих университетских центрах, большой отток учащейся молодежи за рубеж («образовательная миграция»).
По сути, Украина превращается в страну-потребителя внешнего образования и внешних знаний, что наряду с технологической и финансовой зависимостью угрожает резким падением качества человеческого капитала и наращивания экспорта образованной рабочей силы за рубеж для «до-образования» и перераспределения в другие экономики.