Новые документы по развитию российской Арктики В марте 2020 г. президент В.В. Путин утвердил Основы государственной политики в Арктической зоне до 2035 года (далее - Основы). Данный документ определяет ключевые цели, основные направления, задачи, методологию и инструменты реализации политики России в АЗРФ. В нём к основным национальным интересам отнесены обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства и достижение высокого уровня благосостояния и качества жизни населения. Ранее ставилась цель использовать Арктическую зону в качестве стратегической ресурсной базы РФ, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны. К сожалению, такая постановка вопроса, как показала практика, не позволяла развивать арктические территории. В документе определены 63 задачи в рамках реализации восьми основных направлений государственной политики РФ в Арктике.
26 октября 2020 г. была утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года (далее - Стратегия), где определяются меры, направленные на выполнение Основ, а также этапы и ожидаемые результаты их реализации.
Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. (далее - «Стратегия 2020») была утверждена с большим опозданием - через 4,5 года после утверждения «Основ 2020», а потом, через год, как инструмент реализации Стратегии была принята Госпрограмма социально-экономического развития Арктики. В этой связи выразим несогласие с утверждением некоторых уважаемых авторов, что «разработка и утверждение указанных документов были своевременными». Попытка обосновать медлительность и столь длительную задержку подготовки данных стратегических материалов в 5 и более лет с оглядкой на разработку их в Норвегии, Дании, Канаде, США является, мягко говоря, некорректной. В результате данная Стратегия стала чисто теоретическим документом, а Госпрограмма не получила необходимого финансирования. Её фактическую реализацию планировалось обеспечить за счёт проведения ряда мероприятий, входящих в другие Госпрограммы, направленные на социально-экономическое развитие АЗРФ. Лишь в августе 2016 г. было решено приступить к осуществлению базовой стратегии.
Нынешнюю Стратегию отличает фундаментальный подход ко многим вопросам, определены реальные перспективы их решения, учитывающие особенности развития Арктической зоны и состояния национальной безопасности. Там, где речь идёт о результатах реализации «Стратегии 2020», по нашему мнению, вызывает сомнение достоверность представленных данных о том, что доля домашних хозяйств Арктической зоны, имеющих широкополосный доступ к Интернету, увеличилась с 73,9% в 2016 г. до 81,3% в 2019 г.
В конце декабря 2020 г. в Правительство РФ была внесена новая государственная программа развития Арктической зоны, с утверждением которой в ближайшее время российская Арктика будет иметь три документа стратегического планирования, определяющих перспективы её развития.
Основные перспективы и ориентиры развития Арктики до 2035 г.
Созданная в 2020 г. нормативно-правовая база позволяет приступить к решению накопившихся в регионе проблем. Реализация Стратегии рассчитана на три основных этапа: первый - 2020-2024 гг., второй - 2025-2030 гг., третий 2031-2035 гг. В 20-28 пунктах определены крупные экономические проекты для всех субъектов АЗРФ на ближайшие 15 лет, в соответствии с 30-32 пунктами указаны 39 крупных задач, которые необходимо будет последовательно решить.
Если рассматривать основные инфраструктурные проекты АЗРФ, то в Мурманской области главные усилия будут направлены на комплексное развитие морского порта Мурманска, его международного аэропорта, закрытых населённых пунктов и территорий, где дислоцированы воинские формирования. В НАО (прим.ред.: Не́нецкий автоно́мный о́круг) в качестве первоочередных задач значатся: строительство глубоководного порта Индига и железнодорожной магистрали Сосногорск-Индига, разработка Коровинского и Кумжинского газоконденсатных месторождений, Ванейвиского и Лаявожского нефтегазоконденсатных месторождений. В Чукотском автономном округе планируется развитие морского порта Певек и его инфраструктуры, создание транспортно-логистического узла в глубоководном круглогодичном морском порту в бухте Провидения, модернизация Чаун-Билибинского энергоузла. Больше всего стратегически важных вопросов предстоит решить в ЯНАО. К ним относятся: развитие морского порта Сабетта с отгрузочными терминалами и морского судоходного канала в Обской губе, строительство и развитие железнодорожных магистралей, расширение производства сжиженного природного газа на
полуостровах Ямал и Гыдан, развитие Новопортовского нефтегазоконденсатного и Бованенковского газоконденсатного минерально-сырьевых центров. В Архангельской области, наряду с повышением конкурентоспособности морского порта Архангельск, предстоит много работы по развитию транспортной инфраструктуры, обеспечивающей его связь с северозападными территориями, Уралом и Сибирью, развитию свинцово-цинкового минерально-сырьевого центра на архипелаге Новая Земля.
В отдельных муниципальных образованиях АЗРФ предстоит сосредоточиться:
• в Республике Карелия - на модернизации Беломорско-Балтийского канала;
• в Республике Коми - на диверсификации экономики и комплексном социально-экономическом развитии Воркуты и Инты, развитии угольных минерально-сырьевых центров на базе Печорского угольного бассейна;
• в Красноярском крае - на комплексном социально-экономическом развитии Норильска и Норильского промышленного района, строительстве новых добывающих мощностей шахты «Заполярная», создании и развитии на базе месторождений Западного Таймыра и Западно-Таймырского углепромышленного кластера нефтяного минерально-сырьевого центра, развитии морских портов Диксон и Дудинка и аэропорта в Хатанге;
в Республике Саха (Якутия) - на дноуглублении рек Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма, комплексном развитии районов Анабарского и Ленского бассейнов с учётом развития минерально-сырьевых центров Томторского месторождения редкоземельных металлов, россыпных месторождений алмазов на территориях Анабарского, Булунского, Оленекского районов, Верхне-Мунского месторождения алмазов, Таймылырского месторождения каменного угля, Западно-Анабарского нефтяного минерально-сырьевого центра, комплексном развитии пос. Тикси.
Стратегией также предусмотрены многочисленные проекты в АЗРФ по повышению жизненного уровня коренных малочисленных народов Севера, созданию аварийно-спасательных подразделений и центров управления в кризисных ситуациях в г. Певеке, поселках Сабетта и Тикси, масштабному развитию отечественного туризма.
Планы по инфраструктурному и социальному развитию Арктики на сей раз вызвали очередной переполох у западных стран уже по поводу экономического усиления и влияния России в регионе. Но на реализацию данных проектов, на наш взгляд, будет отрицательно влиять продолжающийся отток населения, падение производства в связи с распространением пандемии COVID-19, отставание сроков развития инфраструктуры СМП, низкий уровень развития транспортной инфраструктуры АЗРФ. Выполнение вышеперечисленных проектов возможно при необходимом финансировании, уменьшении издержек при строительстве объектов и использовании возможностей государственно-частного партнёрства, установлении тесного взаимодействия региональных и муниципальных органов власти и бизнеса, а также восстановлении и расширении международного сотрудничества со странами Арктического совета.
-----
Основы и Стратегия формулируют и уточняют государственную политику России в Арктике в контексте среднесрочного и долгосрочного планирования, а также могут стать основой программы председательства РФ в Арктическом совете на период 2021-2023 гг. Представляется, в неё должны войти насущные для региона темы, сконцентрированные вокруг его устойчивого развития при сбалансированном сочетании экологического, экономического и социального компонентов. Это вопросы улучшения качества и условий жизни населения в Арктике, в том числе КМНС, адаптации к климатическим изменениям; сохранение хрупких арктических экосистем и биоразнообразия при экономическом освоении региона, масштабных проектах по добыче и переработке природных ресурсов, интенсификации грузоперевозок по Севморпути. Требует поддержки российская инициатива по созданию международной арктической станции на безуглеродной основе на территории Ямала. Решение этих проблем предполагает коллективные усилия всех участников Арктического совета. В современных условиях важно вырабатывать новые подходы к организации международного сотрудничества с учётом борьбы с распространением опасных инфекций и новой коронавирусной пандемии.
Наше председательство будет проходить в сложной международной обстановке, когда отдельные государства, прежде всего Североатлантического альянса, пытаются настойчиво ограничивать нашу деятельность в Арктическом регионе, наращивая военную активность и постоянно усиливая санкционное давление по различным направлениям. В этих условиях Вооружённым силам РФ совместно с другими силовыми структурами необходимо добиваться сохранения баланса сил в регионе, твёрдо отстаивать национальные интересы государства.
Амбициозный перечень инфраструктурных проектов, изложенный в Стратегии, с одной стороны, показывает лидирующую роль России в Арктике, с другой - призван дать сигнал представителям бизнеса, привлекая их активно участвовать в инвестировании указанных объектов. Ход выполнения поставленных задач должен постоянно находиться на контроле Госкомиссии по вопросам развития Арктики. С созданием в 2019 г. Минвостокразвития внимание государства к арктическим проблемам значительно возросло. Для ведомства характерна активность в постановке и решении задач освоения и развития российской Арктики.
джерело