Арктические стратегии Германии и России


1. АРКТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГЕРМАНИИ
Котов Александр Владимирович - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра гер- манских исследований Отдела страновых исследований ИЕ РАН
Роль Арктики во внешней политике Германии

В немецкой внешней политике Арктике традиционно отводится особая роль в связи с глобальным потеплением. Соответственно, успех или неудача глобальной защиты климата также влияют на оценки эффективности её арктической политики. ФРГ давно проявляет интерес к этому региону, что отмечается, среди прочего, в руководящих принципах арктической политики Германии, принятых в 2013 г. Проблемами Арктики занимаются Федеральное министерство иностранных дел (АА), Федеральное министерство экономики и энергетики (BMWi) и Федеральный институт геолого-геофизических исследований (Bundesanstalt fur Geowissenschaften und Rohstoffe, BGR) и ряд других ведомств. В качестве государства-наблюдателя в Арктическом совете (с 1998 г.) Германия представлена своими экспертами во всех рабочих кругах. Она значительно расширяет сотрудничество с другими странами-наблюдателями в АС, например, через механизмы встреч с государством-председателем, с рабочими группами, на заседаниях, где наблюдатели получают право выступать.

Помимо базовой организации АС, Германия также участвует в работе Совета Баренцева/Евроарктического региона (Barents Euro-Arctic Region, BEAR), Арктического форума ЕС, Международной конференции министров науки Арктических стран (Arctic Science Ministerial), Международной морской организации (International Maritime Organization, IMO), Комиссии ОСПАР по защите морской среды (Convention for the Protection of the Marine Environment of the North-East Atlantic). Немецкое исследовательское общество (Deutsche Forschungsgemeinschaft) представлено в Международном арктическом научном комитете (International Arctic Science Committee, IASC) и в других международных исследовательских организациях.

При поддержке Германии в 2008 г. Европейский союз подавал заявку на утверждение в качестве постоянного участника в Арктическом Совете. Но в то время другие члены Арктического Совета её не одобрили. ЕС продолжает добиваться более значимой роли в этой организации. Но эти попытки сталкиваются с противодействием Дании, Швеции, Финляндии, которые мотивируют своё нежелание тем, что не видят целесообразности в «удвоении членства» и могут реализовывать общеевропейскую политику в рамках своих собственных полномочий.

Трансформация приоритетов Германии в полярных широтах

Одним из ключевых приоритетов немецкой арктической политики является обеспечение сохранности хрупких арктических экосистем. Актуализация темы «хрупкости» должна подчеркнуть, что дальнейшее хозяйственное освоение макрорегиона подвержено сильным рискам. Это затрагивает национальные интересы, в первую очередь, России. Создание районов с «особой защитой» с точки зрения немецких интересов служит цели постепенной интернационализации арктических водных пространств, не попадающих под национальные юрисдикции. На этом фоне федеральное правительство в 2019 г. приняло новые «Руководящие принципы политики Германии в отношении Арктики» (Leitlinien deutsche Arktispolitik), после шести лет действия прежнего подобного документа, сформулировав основные цели в
этом регионе. Сопоставительный анализ их ключевых положений показывает, что за прошедшее время значение данного региона несомненно возросло (табл. 1).
Защита климата и окружающей среды в соответствии с Парижским соглашением лежит в основе арктической политики ФРГ. Правительство в своём отношении к хозяйственно-политическим инициативам в Арктике руководствуется принципом предосторожности и правилом: «загрязнитель платит». Принимая во внимание, что полярные воды постепенно открываются, Германия выступает за расширение свободы судоходства и установление самых высоких экологических стандартов. Но главной задачей при этом является юридическое превращение арктического водного бассейна в обычные морские воды, при котором страны арктической пятёрки не были бы главными регуляторами. Выступая за выделение особо охраняемых территорий и «тихих зон» для сохранения биологического разнообразия, Германия инициирует на международной арене дискуссии об обязательных правилах по разведке и добыче полезных ископаемых, участии местного и коренного населения в развитии Арктики, защите его прав, необходимости обеспечить региону статус территории с низким уровнем конфликтов.

Наука, экология, безопасность - темы арктической повестки ФРГ

Не имея собственной территории в Арктике и прямых хозяйственных интересов, Германия видит полярные научные исследования важной опорой своей политики в регионе. Их декларируемая цель: внести значительный вклад в понимание природной специфики Арктики и связанных с ней региональных и глобальных климатических последствий. Арктические исследования пользуются финансовой поддержкой как со стороны национальных полярных исследовательских организаций, так и в рамках проектов по изучению климатических процессов; их результаты используются при оказании научно-консультативных услуг лицам, принимающим политические решения по вопросу биоразнообразия Арктики; осуществляется координация научных работ, направленных на развитие глобальных знаний об Арктике как «общем благе» человечества. На протяжении 2000-2019 гг. устойчиво росло финансирование флагманского арктического научно-исследовательского института Германии - Института им. Альфреда Вегенера (AWI): с 60 млн евро в 2000-м до примерно 140 млн евро в 2017-2019 гг.

ФРГ в рамках совместного с Францией экспедиционного проекта представлена также на архипелаге Шпицберген. На основе соглашения между AWI и французским полярным исследовательским институтом им. Поля Эмиля Виктора (Polar Institute Paul-Emile Vic-tor, IPEV) работает исследовательская база AWIPEV на острове Ню-Олесунн, где немецкие учёные регулярно проводят исследования. В последние годы у Германии возникли новые институциональные научные партнёрства по арктическим исследованиям со странами, имеющими равный статус наблюдателей: Китаем и Великобританией. Но Россия с точки зрения реализации общих проектов с Германией среди стран - участников АС имеет абсолютно недосягаемые позиции (табл. 2).
Вопросы безопасности в рамках Арктического совета подчёркнуто исключены. Однако
Германия выступает партнёром в двусторонних военных учениях, непосредственно проводимых странами - участницами АС. С 1990 до 2000 гг. они проводились лишь с Норвегией. Сначала 2000-х гг. Германия подключается к инициативам Исландии и США. С середины 2010-х гг. бундесвер участвует в арктических учениях совместно с Швецией и Финляндией. Очевидное расширение его активности свидетельствует, что вопросы безопасности в Арктике переплетаются с экономическими (обеспечение доступа к запасам сырья и свободы судоходства на арктических морских путях). Высокая динамика экологической и климатической
обстановки может усилить скрытую напряжённость в Арктике.

Германия и арктическая стратегия России до 2035 года


Российская стратегия в различных оценках трактуется как большая программа освоения сырьевых ресурсов в условиях потепления в Арктике последних лет. Делается также вывод, что Россия надеется и в долгосрочной перспективе контролировать Северный морской путь (СМП) как подконтрольную артерию мирового судоходства. Так, эксперты Фонда «Наука и политика - Немецкий институт международных отношений и безопасности» Янис Клуге и Михаэль Пауль рассматривают наращивание военного присутствия России как меру защиты от возможных военных уязвимостей в связи с освобождающимися ото льда морскими водами, а также как силовое сопровождение новых углеводородных проектов. В этой оценке
ими игнорируется тот факт, что по сути этот процесс - не возвращение прежней «милитаризации» Арктики (Wiederaufbau seiner Militarprasenz), а закономерное и естественное восстановление России как активного игрока в данном регионе после 1990-х, когда страна в силу разных социально-экономических причин не могла на должном уровне поддерживать своё военное, экономическое и научное присутствие. Я. Клуге и М. Пауль отмечают усилия России по сохранению экологического равновесия Арктики, но подчёркивают, что средств на охрану окружающей среды недостаточно, как и для многих региональных проектов строительства новой инфраструктуры.

Для ФРГ наибольшую привлекательность представляет мощная энергетическая отрасль в российском Заполярье, поскольку здесь добывается более 90% российского природного газа и 17% нефти. Помимо экономических вопросов, в АЗРФ внимание Германии привлекают те представители российского гражданского общества, которые борются за защиту окружающей среды в Арктике или за права коренного населения.

Озабоченность экологическими проблемами демонстрируют многие публикации, посвящённые розливу более 20 тыс. т дизельного топлива в реку Амбарную в июне 2020-го года на севере Красноярского края (Норильский промышленный район). В немецком издании Russland-Analysen оценивались риски проблем, связанных с уменьшением доли вечной мерзлоты на территории Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) для строительства, поддержания работоспособности действующей инфраструктуры и промышленных объектов.

Надо отметить, что тема динамики вечной мерзлоты в Арктике особенно активно поднимается в Германии партией «Зелёных» (Bundnis 90/Die Gruneri), так как этот стрессовый фактор для арктических экосистем после оттаивания высвобождает в атмосферу значительные запасы углерода.

Хозяйственная кооперация ФРГ и РФ в Арктике

Наиболее масштабные примеры экономического сотрудничества России и Германии в Арктике связаны с партнёрствами крупных корпораций. Немецкие компании, участвующие в российских проектах, получают полигоны для наработки собственных компетенций и «выращивания» инженерных школ, которые могли бы создавать уникальные технологии для арктических широт. Например, компания «Тиссен Шахтбау Гмбх» (Thyssen-Schachtbau GmbH) выступает подрядчиком для «Норильского никеля» по производству монтажных и других работ, связанных с горно-металлургическим оборудованием. В начале 2021 г. были, в частности, завершены контракты по переподключению 20-ти потребителей филиала ПАО «ГМК «Норильский никель». В результате питание потребителей 6кВ осуществляется с новой главной совмещённой понижающей подстанции 110 кВ «ГПП-52».

Для реализации своих проектов «НОВАТЭК» заключил с Сименс (■Siemens) договор на поставку оборудования и контракт жизненного цикла: немецкая компания обеспечит техническое обслуживание своих газовых турбин SGT-800 и гарантирует их бесперебойное функционирование в течение 22 лет на уникальной арктической электростанции. Специально созданные для работы на Крайнем Севере, они способны работать на природном газе Южно-Тамбейского месторождения, что существенно удешевляет производство энергии. Помимо восьми блоков общей электрической мощностью 376 МВт, Siemens поставила «НОВАТЭКу» сопутствующее электрооборудование и четыре установки утилизации тепла общей мощностью 160 МВт, которые позволяют продуктивно использовать горячие выхлопные газы: согревать
воду и отапливать комплекс. Всё оборудование электростанции адаптировано к суровым условиям и рассчитано на эксплуатацию в условиях температуры до -60°С. На заводе в Воронеже немецкий концерн изготовил также «арктическую» версию трансформаторов. При этом важно отметить, что удалённый мониторинг за состоянием турбин ведётся не только из Москвы, но и из Швеции (Финспонг).

Для компании «Винтерсхалл» (Winter shall Dea) российская Арктика остаётся важнейшим регионом. Вместе с «Газпромом» продолжается освоение технически и геологически сложных ачимовских залежей. В СП «Севернефтегазпром» осваиваются сложные туронские залежи Южно-Русского месторождения, являющегося ресурсной базой для газопровода «Северный поток». В период с 2020 по 2033 гг. на Южно-Русском месторождении планируется пробурить более 120 новых скважин с целью увеличения проектного уровня добычи.

«Руководящие принципы арктической политики» Г ермании являются важным звеном в стратегическом целеполагании страны по защите климата и окружающей среды. Охрана уязвимых экосистем и организация постоянного научного мониторинга, создание природоохранных зон, разработка технологий по адаптации чувствительной инфраструктуры к изменению климата - главные вопросы её арктической повестки. Таким образом ФРГ активизирует свои инициативы по защите климата в мире в целом. В актуальной российской стратегии, посвящённой развитию Заполярья, наиболее важными для Берлина темами являются следующие:
открытость международному сотрудничеству, продолжение роста военного потенциала, возможности решения экологических проблем, имеющих место в очагах загрязнений.

Диалогу Германии и России в арктическом макрорегионе свойственна амбивалентность, в нём соседствуют элементы конфронтации и сотрудничества. Конфликт интересов налицо, например, в дилемме: свобода морского судоходства/национальный суверенитет над (СМП). Смещение акцентов между конкуренцией и кооперацией зависит от развития международной ситуации. Немецкие инвестиции играют значимую роль в современных арктических проектах России. Вместе с российскими компаниями они могут работать совместно в создании инфраструктуры, а также в решении экологических проблем. И германо-российское научное сотрудничество в Арктике продолжается вполне успешно. Арктический макрорегион может
быть площадкой, где Россия (в том числе в рамках председательства в АС с мая 2021 г.) и Германия могут «на втором плане» обсуждать и иные текущие вопросы двусторонней повестки.

джерело
2. РОССИЯ В АРКТИКЕ: ИТОГИ 2020 ГОДА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Журавель Валерий Петрович - руководитель Центра арктических исследований Отдела страновых исследований РАН
Новые документы по развитию российской Арктики

В марте 2020 г. президент В.В. Путин утвердил Основы государственной политики в Арктической зоне до 2035 года (далее - Основы). Данный документ определяет ключевые цели, основные направления, задачи, методологию и инструменты реализации политики России в АЗРФ. В нём к основным национальным интересам отнесены обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства и достижение высокого уровня благосостояния и качества жизни населения. Ранее ставилась цель использовать Арктическую зону в качестве стратегической ресурсной базы РФ, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны. К сожалению, такая постановка вопроса, как показала практика, не позволяла развивать арктические территории. В документе определены 63 задачи в рамках реализации восьми основных направлений государственной политики РФ в Арктике.

26 октября 2020 г. была утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года (далее - Стратегия), где определяются меры, направленные на выполнение Основ, а также этапы и ожидаемые результаты их реализации.

Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. (далее - «Стратегия 2020») была утверждена с большим опозданием - через 4,5 года после утверждения «Основ 2020», а потом, через год, как инструмент реализации Стратегии была принята Госпрограмма социально-экономического развития Арктики. В этой связи выразим несогласие с утверждением некоторых уважаемых авторов, что «разработка и утверждение указанных документов были своевременными». Попытка обосновать медлительность и столь длительную задержку подготовки данных стратегических материалов в 5 и более лет с оглядкой на разработку их в Норвегии, Дании, Канаде, США является, мягко говоря, некорректной. В результате данная Стратегия стала чисто теоретическим документом, а Госпрограмма не получила необходимого финансирования. Её фактическую реализацию планировалось обеспечить за счёт проведения ряда мероприятий, входящих в другие Госпрограммы, направленные на социально-экономическое развитие АЗРФ. Лишь в августе 2016 г. было решено приступить к осуществлению базовой стратегии.

Нынешнюю Стратегию отличает фундаментальный подход ко многим вопросам, определены реальные перспективы их решения, учитывающие особенности развития Арктической зоны и состояния национальной безопасности. Там, где речь идёт о результатах реализации «Стратегии 2020», по нашему мнению, вызывает сомнение достоверность представленных данных о том, что доля домашних хозяйств Арктической зоны, имеющих широкополосный доступ к Интернету, увеличилась с 73,9% в 2016 г. до 81,3% в 2019 г.

В конце декабря 2020 г. в Правительство РФ была внесена новая государственная программа развития Арктической зоны, с утверждением которой в ближайшее время российская Арктика будет иметь три документа стратегического планирования, определяющих перспективы её развития.

Основные перспективы и ориентиры развития Арктики до 2035 г.

Созданная в 2020 г. нормативно-правовая база позволяет приступить к решению накопившихся в регионе проблем. Реализация Стратегии рассчитана на три основных этапа: первый - 2020-2024 гг., второй - 2025-2030 гг., третий 2031-2035 гг. В 20-28 пунктах определены крупные экономические проекты для всех субъектов АЗРФ на ближайшие 15 лет, в соответствии с 30-32 пунктами указаны 39 крупных задач, которые необходимо будет последовательно решить.

Если рассматривать основные инфраструктурные проекты АЗРФ, то в Мурманской области главные усилия будут направлены на комплексное развитие морского порта Мурманска, его международного аэропорта, закрытых населённых пунктов и территорий, где дислоцированы воинские формирования. В НАО (прим.ред.: Не́нецкий автоно́мный о́круг) в качестве первоочередных задач значатся: строительство глубоководного порта Индига и железнодорожной магистрали Сосногорск-Индига, разработка Коровинского и Кумжинского газоконденсатных месторождений, Ванейвиского и Лаявожского нефтегазоконденсатных месторождений. В Чукотском автономном округе планируется развитие морского порта Певек и его инфраструктуры, создание транспортно-логистического узла в глубоководном круглогодичном морском порту в бухте Провидения, модернизация Чаун-Билибинского энергоузла. Больше всего стратегически важных вопросов предстоит решить в ЯНАО. К ним относятся: развитие морского порта Сабетта с отгрузочными терминалами и морского судоходного канала в Обской губе, строительство и развитие железнодорожных магистралей, расширение производства сжиженного природного газа на
полуостровах Ямал и Гыдан, развитие Новопортовского нефтегазоконденсатного и Бованенковского газоконденсатного минерально-сырьевых центров. В Архангельской области, наряду с повышением конкурентоспособности морского порта Архангельск, предстоит много работы по развитию транспортной инфраструктуры, обеспечивающей его связь с северозападными территориями, Уралом и Сибирью, развитию свинцово-цинкового минерально-сырьевого центра на архипелаге Новая Земля.

В отдельных муниципальных образованиях АЗРФ предстоит сосредоточиться:

• в Республике Карелия - на модернизации Беломорско-Балтийского канала;

• в Республике Коми - на диверсификации экономики и комплексном социально-экономическом развитии Воркуты и Инты, развитии угольных минерально-сырьевых центров на базе Печорского угольного бассейна;

• в Красноярском крае - на комплексном социально-экономическом развитии Норильска и Норильского промышленного района, строительстве новых добывающих мощностей шахты «Заполярная», создании и развитии на базе месторождений Западного Таймыра и Западно-Таймырского углепромышленного кластера нефтяного минерально-сырьевого центра, развитии морских портов Диксон и Дудинка и аэропорта в Хатанге;

в Республике Саха (Якутия) - на дноуглублении рек Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма, комплексном развитии районов Анабарского и Ленского бассейнов с учётом развития минерально-сырьевых центров Томторского месторождения редкоземельных металлов, россыпных месторождений алмазов на территориях Анабарского, Булунского, Оленекского районов, Верхне-Мунского месторождения алмазов, Таймылырского месторождения каменного угля, Западно-Анабарского нефтяного минерально-сырьевого центра, комплексном развитии пос. Тикси.

Стратегией также предусмотрены многочисленные проекты в АЗРФ по повышению жизненного уровня коренных малочисленных народов Севера, созданию аварийно-спасательных подразделений и центров управления в кризисных ситуациях в г. Певеке, поселках Сабетта и Тикси, масштабному развитию отечественного туризма.

Планы по инфраструктурному и социальному развитию Арктики на сей раз вызвали очередной переполох у западных стран уже по поводу экономического усиления и влияния России в регионе. Но на реализацию данных проектов, на наш взгляд, будет отрицательно влиять продолжающийся отток населения, падение производства в связи с распространением пандемии COVID-19, отставание сроков развития инфраструктуры СМП, низкий уровень развития транспортной инфраструктуры АЗРФ. Выполнение вышеперечисленных проектов возможно при необходимом финансировании, уменьшении издержек при строительстве объектов и использовании возможностей государственно-частного партнёрства, установлении тесного взаимодействия региональных и муниципальных органов власти и бизнеса, а также восстановлении и расширении международного сотрудничества со странами Арктического совета.

-----

Основы и Стратегия формулируют и уточняют государственную политику России в Арктике в контексте среднесрочного и долгосрочного планирования, а также могут стать основой программы председательства РФ в Арктическом совете на период 2021-2023 гг. Представляется, в неё должны войти насущные для региона темы, сконцентрированные вокруг его устойчивого развития при сбалансированном сочетании экологического, экономического и социального компонентов. Это вопросы улучшения качества и условий жизни населения в Арктике, в том числе КМНС, адаптации к климатическим изменениям; сохранение хрупких арктических экосистем и биоразнообразия при экономическом освоении региона, масштабных проектах по добыче и переработке природных ресурсов, интенсификации грузоперевозок по Севморпути. Требует поддержки российская инициатива по созданию международной арктической станции на безуглеродной основе на территории Ямала. Решение этих проблем предполагает коллективные усилия всех участников Арктического совета. В современных условиях важно вырабатывать новые подходы к организации международного сотрудничества с учётом борьбы с распространением опасных инфекций и новой коронавирусной пандемии.

Наше председательство будет проходить в сложной международной обстановке, когда отдельные государства, прежде всего Североатлантического альянса, пытаются настойчиво ограничивать нашу деятельность в Арктическом регионе, наращивая военную активность и постоянно усиливая санкционное давление по различным направлениям. В этих условиях Вооружённым силам РФ совместно с другими силовыми структурами необходимо добиваться сохранения баланса сил в регионе, твёрдо отстаивать национальные интересы государства.

Амбициозный перечень инфраструктурных проектов, изложенный в Стратегии, с одной стороны, показывает лидирующую роль России в Арктике, с другой - призван дать сигнал представителям бизнеса, привлекая их активно участвовать в инвестировании указанных объектов. Ход выполнения поставленных задач должен постоянно находиться на контроле Госкомиссии по вопросам развития Арктики. С созданием в 2019 г. Минвостокразвития внимание государства к арктическим проблемам значительно возросло. Для ведомства характерна активность в постановке и решении задач освоения и развития российской Арктики.

джерело
~
До теми:
Made on
Tilda