Не исключено, что экономические потери стран - членов ЕС (банкротства, безработица, рост социального расслоения и пр.) по своим масштабам могут превысить размеры упомянутой госпомощи. Но уже сейчас осмелимся утверждать, что основы существующей модели европейской (как, впрочем, и мировой) экономики не претерпят существенных изменений - международное разделение труда, основанное на оптимизации издержек (определяет ценовую конкурентоспособность), будет по-прежнему строиться на размещении производства/ заказов в различных странах/регионах. Европейское хозяйство продолжит развиваться в соответствии с тенденциями, сложившимися/определившимися до начала пандемии коронавируса. Но для большинства из них она выступит акселератором. Среди них отметим наиболее важные:
• Протекционизм и защита национальных рынков (назовём эту тенденцию - «трампизация»). В случае ЕС и его стран - это ограничение доступа иностранных инвесторов, имеющих прямую или косвенную государственную поддержку (компании группы GAFA, Huawei и пр.), к стратегическим отраслям экономики и рынку госзаказов.
• На этом фоне следует ожидать усиление государственной помощи отечественным компаниям на международных рынках. Для Брюсселя - это зелёный свет для создания национальных чемпионов в промышленности, способных конкурировать с ведущими американскими и китайскими компаниями.
• Рост уровня локализации и импортозамещения. Для ЕС - это в первую очередь упомянутая выше фармацевтика и производство аккумуляторов, в т.ч. в рамках проектов общего пользования и европейских программ.
• Связанный с предыдущим пунктом процесс решоринга - возврат/перенос производств (особенно из Юго-Восточной Азии) в страну нахождения материнской компании в рамках процессов реиндустриализации/стратегии «Индустрия 4.0».
• Цифровая трансформация, предполагающая децентрализацию и постепенную автономизацию управленческих процессов; перевод работников на дистанционную работу; переход на онлайновые коммуникационные платформы и рост интернет-услуг - как в промышленности, так и в сфере услуг; существенный рост инвестиций в технологии искусственного интеллекта и кибербезопасность.
• Дальнейшая экологизация экономики в рамках Европейской зелёной сделки и усиление промышленной кооперации между странами ЕС в сфере защиты климата.
• Со всеми упомянутыми пунктами связан дальнейший рост вмешательства государства в экономику, одним из негативных последствий которого станет увеличение в ряде сфер и отраслей моно- и олигополизации, снижение уровня конкуренции и её искажение.
• Рост государственных расходов/задолженности стран - членов ЕС и ухудшение показателей выполнения Маастрихстских критериев; одновременно рост противоречий между «южными» и «северными» странами Еврозоны в отношении финансирования госдолгов (займы vs кредиты).
• При сохранении ведущей роли тандема Берлин-Париж в хозяйственно-политических преобразованиях в ЕС не исключён рост влияния других групп стран (Вишеградской, «северной» и «южной»).
После пандемийного шока в мировой экономике объективно усилится хозяйственный национализм, а в ЕС - евроскептицизм. Но затем маятник вновь качнётся в противоположную сторону - к интернационализации и взаимодействию. Начнётся активное восстановление цепочек стоимости, основанных на оптимизации производственных издержек, определяющих международную конкурентоспособность хозяйствующих субъектов. Это будет видно на примере упомянутой фармацевтики - никто не будет массово переносить производство субстанций из стран Юго-Восточной Азии в ЕС, стоимость производства (как правило, экологически грязного) которых при приемлемом качестве в разы меньше европейского. Вряд ли соотношение изменится в последующие годы.
Сохранится и ещё более обострится конкуренция основных хозяйственно-политических и социально-экономических пространств, а именно Евросоюза (и его стран-членов), Китая (и других государств Юго-Восточной Азии) и Северной Америки (США и Канада). Они продолжат бороться за одновременное удержание на своей территории и привлечение факторов капитала, рабочей силы и услуг, что, однако, невозможно без обеспечения относительно высокого уровня либерализации внешнеэкономической сферы - внешней торговли и международной миграции капиталов. Очевидно, что после окончания кризиса произойдёт перераспределение потоков этих факторов между указанными штандортами.
Мало изменятся национальные и международная сферы услуг - относительно быстро восстановятся туризм (Брюссель и столицы стран ЕС уже начали готовиться к его восстановлению в рамках летнего сезона 2020 г.), транспортно-логистическая, гостиничная, выставочная, арендная, образовательная и прочие виды деятельности. Обсуждаемые сегодня возможности существенного роста виртуализации многих услуг окажутся сильно преувеличенными. Онлайн-бизнес сможет несколько подвинуть реальный, но лишь в незначительной степени. Конечно, во всех указанных отраслях будут перемены, но в основном они уже были предопределены процессами, не связанными с пандемией.
Исключением станет сфера коммуникационных онлайн-площадок и связанных с ними информационно-коммуникационных услуг - существенно вырастет число проводимых на их платформах конференций, семинаров, встреч, которые, однако, не отменят офлайновые мероприятия. Их количество снизится, но не существенно.
Пандемия COVID-19 ускорит международную кооперацию в научной сфере, особенно медицинской. Коронавирус заставит государства пересмотреть подходы к национальному здравоохранению и его наднациональному регулированию, и что не менее важно - к международному взаимодействию в этой сфере.
Посткоронный мир, конечно, изменится. Но основы глобализации мировой и европейской экономики пока останутся прежними. Здесь даже нынешняя пандемия бессильна повлиять на качественные изменения в ней.