Хозяйственно-политический тандем Берлин-Париж:

INSTITUTE OF EUROPE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES
актуальные вызовы и задачи
Белов Владислав

кандидат экономических наук, заместитель директора Института Европы РАН, зав. Отделом страновых исследований, руководитель Центра германских исследований

Елисейский договор - основа тандема Берлин-Париж
Германо-французское партнёрство за нескольких десятков лет зарекомендовало себя одним из столпов западноевропейской интеграции. Его институциональной основой с января 1963 г. по январь 2019 г. был Елисейский договор, подписанный канцлером К.Аденауэром и президентом Ш.де Голлем. Отношения между ФРГ и Францией в этот период, особенно в хозяйственно-политической сфере, имели свои взлёты и падения, в т.ч. в 90-е годы прошлого века и нулевые годы нынешнего, на которые пришлись непростые процессы объединения Германии, создания Экономического и Валютного союза, расширения ЕС.

Точную характеристику этого партнёрства по состоянию на середину текущего десятилетия дал руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Ю.И. Рубинский: «По мере расширения Евросоюза до 28 членов в его органах - Совете, Комиссии, Европарламенте - франко-германский тандем не только сохранял, но отчасти усиливал свою роль в процессе принятия решений на основе негласного распределения ролей. ФРГ оказывала решающее влияние на экономическую сторону деятельности брюссельской бюрократии, тогда как Франция претендовала на лидерство в политических вопросах и защиту интересов ЕС во вне перед лицом ведущих центров силы глобального масштаба - США, КНР, РФ».

Президент Э. Макрон, пришедший к власти в 2017 г., решил существенно расширить круг задач, решаемых Францией как в рамках взаимодействия с Германией, так и в ЕС в целом, выступив инициатором далеко идущих не только и не столько политических, сколько экономических реформ в Евросоюзе, прекрасно понимая при этом, что без поддержки Берлина, в первую очередь А. Меркель, они не смогут быть реализованы. Ещё во время предвыборной борьбы он говорил о своём намерении преодолеть существующий дисбаланс сил и интересов между Францией и ФРГ - экономических лидеров Евросоюза - через жёсткую неолиберальную модернизацию французской экономики, взаимодействие и сотрудничество в еврозоне в сфере бюджетной, налоговой политики, регулирования государственной задолженности, а также поддержки капиталовложений в НИОКР, инновационную инфраструктуру и сферу образования. В этом контексте Э. Макрон обещал предпринять усилия по сближению французской экономической модели с германской.

В знаменитой речи в Сорбонском университете в сентябре 2017 г. новый французский президент не только презентовал свои реформаторские цели и идеи, но и заявил о готовности заключить новый договор о дружбе с ФРГ, назвав его «знаком стабильности и символом, противостоящим кризисам в ЕС». Формальным поводом должно было стать празднование 55-летия Елисейского договора в январе 2018 г.: все новые инициативы в его рамках в прошлые десятилетия традиционно озвучивались во время юбилейных дат .

Однако новое соглашение пришлось отложить - в январе 2018 г. А. Меркель проводила непростые переговоры с социал-демократами о создании новой коалиции по итогам выборов в бундестаг в сентябре 2017 г. (предыдущие переговоры с СвДП и партией «Зелёные/Союз 90» провалились в ноябре 2017 г.). В условиях отсутствия нового правительства партнёры ограничились совместным заявлением, в т.ч. о том, что новый договор будет предполагать углубление интеграции двух экономик и гармонизацию законодательства Франции и ФРГ, усиление связей между гражданским обществом в двух странах, более тесный диалог по внешней политике и безопасности, энергетическую и технологическую кооперацию. Парламенты обеих стран, одобрив это заявление, выразили надежду, что новый договор будет разработан до конца 2018 г.

Новое правительство в составе ХДС/ХСС и СДПГ (было сформировано и приступило к работе в середине марта 2018 г.) сдержанно отнеслось к экономической части европейских инициатив французского партнёра, в частности, не поддержало идею единого бюджета и парламента еврозоны, а также введения поста министра финансов. Одновременно было принято решение отметить усилия президента Франции по укреплению Евросоюза почётной наградой имени Карла Великого, которая была вручена ему в мае 2018 г. в немецком городе Ахен. До конца года идея обновления исторического договора не стала приоритетом в рамках европейского вектора германской внешней политики. Исключением стала встреча Макрона и Меркель в Мезеберге 19 июня 2018 г. В совместном заявлении были обозначены основные направления экономического и политического взаимодействия двух стран.

В декабре 2018 г. появился прообраз договора - шестистраничный документ на английском языке, который был раскритикован экспертами за отсутствие комплексного подхода к двустороннему сотрудничеству и знаменателя, объединяющего интересы двух стран, с одной стороны, и ЕС, с другой. После этого в режиме «внутриведомственного мозгового штурма» он был срочно переработан и оформлен в шестнадцатистраничный документ с преамбулой, 7 главами и 27 статьями.
Ахенский договор о сотрудничестве и интеграции
22 января 2019 г. в г. Ахен А. Меркель и Э. Макрон подписали новое соглашение, где, опираясь на сформировавшийся двусторонний фундамент, уточнили и расширили договорённости начала шестидесятых годов прошлого века. Если Елисейский документ называли «договором примирения» (по содержанию - шесть с небольшим страниц), то Ахенскому присвоили титул «договора конвергенции». В нём фактически было подтверждено наличие трёх основных сфер, формирующих ось Берлин-Париж: внешняя политика, безопасность, оборона; экономика; культура и гражданское общество, - и соответственно, определены цели и задачи их дальнейшего развития.

Особой необходимости для нового договора спустя 56 лет после подписания исторического Елисейского не было. После того, как Франция и Германия пропустили юбилейную дату 55-летия, они могли без проблем дождаться торжеств, посвящённых его шестидесятилетию. Но для обоих нынешних лидеров тактически было важно подписать Ахенские соглашения до проведения в мае 2019 г. выборов в Европейский парламент.

Канцлерин и французский президент были убеждены - они посылают важный сигнал всему ЕС о том, что его ядро остаётся прочным и способно гарантировать проведение необходимых реформ, другими словами - они попытались «наполнить свежим ветром паруса» еврооптимистически настроенных избирателей. Оба лидера, принадлежащие к разным политическим лагерям, понимали, что основные посылы договора будут позитивно восприняты конкурирующими силами в Европарламенте - консерваторами и либералами. Но они были едины во мнении, что такой относительно неожиданный ход может поддержать их пошатнувшиеся позиции внутри их стран. А. Меркель оставила в декабре 2018 г. пост председателя ХДС, заявив, что уйдёт из политики в 2021 г. Э. Макрон столкнулся с жёсткими уличными протестами «жёлтых жилетов», с которыми в течение нескольких недель так и не смог наладить конструктивный диалог, а его рейтинг упал до самого низкого уровня. В этих условиях попытка поставить себя на один уровень с великими послевоенными европейскими деятелями была вполне оправдана.

Ахенский договор во многом развивает основные идеи французского президента о необходимости реформирования Евросоюза. В самом начале договора оба государства подчёркивают свою приверженность достижению общеевропейских целей в области внешней политики, Экономического и Валютного союза, повышения его конкурентоспособности (особенно промышленной сферы), совместному решению задач «по последовательной, устойчивой экономической, налоговой и социальной конвергенции».

Среди экономических вопросов, регулируемых договором, отметим следующие.

В области политики безопасности и обороны важна идея поддержки национальных военно-промышленных комплексов, в т.ч. через совместные проекты и экспорт вооружений. Очевиден интерес обоих государств в загрузке национальных оборонных предприятий госзаказами. Предусмотренный решениями Уэльса в 2014 г. рост к 2024 г. военных расходов стран-членов НАТО до 2% ВВП будет содействовать решению этой задачи. Среди проектов (в т.ч. уже существующих ) - совместное производство наземной, воздушной и космической военной техники.

В сфере экономики приоритетным становится дальнейшая интеграции народных хозяйств двух стран в единый комплекс и создание на этой основе конкурентоспособного общего германо-французского хозяйственно-политического пространства, действующего по единым правилам. Контекстно понимается, что этот процесс будет опираться на немецкую политику хозяйственного порядка. За гармонизацию правовых норм и координацию конкретных мероприятий будет отвечать Германо-Французский совет по экономике и финансам. Кроме того, создаётся совместный «Совет экономических экспертов», в который войдут 10 независимых специалистов, задачей которых будет консультирование правительств по важнейшим народнохозяйственным вопросам. Его работу дополнит «Фабрика будущего» - дискуссионная площадка для заинтересованных предпринимательских и прочих союзов, а также хозяйствующих субъектов. Оба государства усилят взаимодействие, в т.ч. финансовое, в области НИОКР и цифровой трансформации, включая прорывные инновации и искусственный интеллект. Предусмотрено углубление взаимодействия в сфере энергетических реформ.

Партнеры рассчитывают, что полученные и апробированные механизмы в рамках будущего единого германо-французского хозяйственного штандорта могут стать основой для унификации соответствующих политик на наднациональном уровне. При этом по инициативе Берлина стороны воздержались от включения в договор вопросов гармонизации налоговой политики, без которых невозможно проведение единой финансовой политики в Европе - одной из самых амбициозных целей Э. Макрона.

Внимания заслуживают поставленные задачи по развитию еврорегионов (введение двуязычия, дальнейшая экономическая интеграция, расширение транспортной инфраструктуры и взаимных медицинских услуг, создание совместного рынка труда) и углублению диалога на уровне гражданского общества.

Германо-французские цели имеют проевропейскую направленность - во многих статьях договора подчёркивается поддержка европейской интеграции. Во многом поэтому они вызвали явное недовольство популистски настроенных политиков как внутри Франции и Германии, так и в других странах ЕС. Например, представители французских правых сил спровоцировали слухи о том, что приграничные Эльзас и Лотарингия фактически переходят под контроль Германии и будут онемечены. Договор не нашёл поддержки и у «жёлтых жилетов», не желающих любого укрепления позиций Э. Макрона. Председатель парламентской фракции партии «Зелёные/Союз 90» А. Хофрайтер заявил, что Ведомство федерального канцлера воспрепятствовало включению в договор многих «реформаторских надежд». По его словам, как президент Э. Макрон, так и германский бундестаг «были готовы к достижению более амбициозных целей и более тесному взаимодействию» .

Бывший президент Чехии В. Клаус назвал Ахенское соглашение «тайным договором о фактическом союзе Франции и Германии», заключённом без участия граждан, и выразил опасение, что «Франкогермании удастся установить господство над Европой» и что следует опасаться возникновения «параллельного интеграционного проекта в ЕС», в рамках которого может возникнуть новое «супергосударство» и уже никто не сможет его остановить.

Министры внутренних дел Италии и Польши ещё до подписания Ахенского договора пообещали выстроить евроскептический итало-польский противовес тандему Парижа и Берлина, который, с их точки зрения, создал «Европу бюрократов». Своё недовольство обновлением франко-германского мотора выразили традиционно недовольные осью Берлин-Париж политические лидеры Болгарии, Румынии и стран Прибалтики.

В начале февраля немецкая газета „Suddeutsche Zeitung" опубликовала статью о решении Франции отказаться от поддержки Германии в вопросе голосования внесения поправок в Газовую директиву ЕС, направленную на расширение полномочий Брюсселя в отношении контроля над морскими участками газопроводов. Одновременно стало известно, что Э. Макрон отказался от участия в традиционной Мюнхенской конференции по безопасности, где должен был выступать вместе с А. Меркель.

Алармисты и противники тандема буквально за пару дней сформировали в СМИ картину «глубокого кризиса» в германо-французских отношениях. Но в итоге Париж и Берлин договорились по поводу возникших разногласий, в т.ч. затронувших принципиально важный для Берлина проект «Северный поток-2». Неучастие Э. Макрона в конференции объяснилось проводимыми во Франции многодневными национальными дебатами, связанными с не прекращающимися масштабными уличными протестами (из-за ситуации с «жёлтыми жилетами» президент отказался участвовать в Мировом экономическим форуме в швейцарском Давосе 22-25 января). Сенсация не состоялась.
Кооперация в сфере цифровизации и промышленной политики
Германия - европейский лидер дигитализации экономики, особенно цифровой трансформации промышленности. С 2013 г. она реализует национальную стратегию «Индустрия 4.0», которая опирается на идею Четвёртой промышленной революции, высказанную в начале апреля 2011 тремя представителями немецкой науки, бизнеса и власти. Эту идею в 2013 г. поддержал Э. Макрон (в то время - министр экономики), который воплотил её в рамках стратегии «Индустрия будущего» (во многом скопированной с немецкой). В 2015 г. началось сотрудничество между французской платформой "France's Alliance Industrie du Futur" и немецкой "Plattform Industrie 4.0". В 2016 г. согласован совместный план действий ("Gemeinsamer Aktionsplan"), направленный на решение одной из наиболее сложных проблем - стандартизации используемых протоколов и технологий. Помимо дигитализации промышленности двусторонняя кооперация охватывает поддержку инновационных стартапов, кибербезопасность (особенно в облачных технологиях), поддержку свободного и защищённого обмена информацией, в т.ч. через укрепление европейской системы норм и стандартов. В декабре 2018 г. министры экономики подписали в Париже соглашение о взаимодействии в производстве нового поколения элементов аккумуляторных батарей и сотрудничестве в области искусственного интеллекта.

Цифровая трансформация, проводимая обеими государствами, тесно связана с новой промышленной политикой как на национальном уровне, так и на уровне ЕС. ФРГ и Франция сотрудничают в этом направлении с 2013 г. Среди прочего, с конца 2016 г. они рассматривают крупнейшие китайские компании, опирающиеся на государственную поддержку, в качестве основного вызова для отечественного и европейского бизнеса. Для сохранения его позиций в средне- и долгосрочной перспективе Берлин и Париж считают необходимым изменить регламент конкурентной политики ЕС, чтобы обеспечить слияние ведущих национальных игроков в стратегически важных сферах, например, в производстве железнодорожной техники и оборудования.

Коротко отметим усилия министров экономики обоих государств по возрождению взаимодействия с польским коллегой в рамках Веймарского треугольника. Возможно, в экономическом формате он будет возращён к жизни гораздо быстрее в сравнении с внешнеполитическим.
Выводы
Выборы в Европейский парламент станут индикатором успешности основных экономических идей и положений Ахенского договора, особенно тех, которые имеют ярко выраженную европейскую направленность. Кроме того, их реализация будет зависеть от будущего состава Европейской комиссии и её председателя. В случае победы ключевого кандидата от ХДС/ХСС М. Вебера шансы германо-французских реформ существенно повысятся, что будет содействовать укреплению оси Берлин- Париж.

Но этот двусторонний мотор интеграции столкнется с жёстким противодействием евроскептиков всех уровней во многих странах ЕС. Договор может быть использован евроскептическими партиями для усиления их позиций накануне выборов в Европарламент. Получение желаемого результата от договора в виде укрепления еврооптимистических настроений европейского электората зависит от эффективности продвижения немецкими консерваторами и французскими либералами основных идей Ахена. Это будет сложно - прорывных и привлекательных для всех стран ЕС идей в нём немного: авторы составляли договор в условиях спешки и цейтнота.

Идеальных экономических отношений между странами не бывает. В рамках тандема речь идёт об общем хозяйственно-политическом знаменателе, устраивающем обе стороны. Естественно, остаются вопросы, по которым позиции Берлина и Парижа расходятся, например, по подходам к реформам налоговой и финансовой политики ЕС и еврозоны (гармонизация, введение единого цифрового налога). В этом контексте открытым остаётся вопрос, насколько двусторонняя кооперация сможет стать дополнительной точкой роста народных хозяйств обеих стран в условиях нынешних серьёзных проблем в мировой экономике. Что касается России, то она заинтересована в усилении тандема своих основных внешнеэкономических партнёров в Евросоюзе и продолжении взаимовыгодного сотрудничества с ними во всех сферах экономики.
~
Підпишись на наш Telegram канал чи Viber, щоб нічого не пропустити
Джерело
http://instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2019/an154.pdf
Сподобалась стаття? Допоможи нам стати кращими. Даний медіа проект - не коммерційний. Із Вашою допомогою Ми зможемо розвивати його ще швидше, а динаміка появи нових Мета-Тем та авторів тільки ще більш прискориться. Help us and Donate!
Може бути цікавим за темою:
Тема: Нова боротьба за центр накопичення капіталу/Европейська криза
"План Макрона" для Европы: новый старт европейского проекта в XXI веке?
Франция всегда занимала особое место в “объединённой Европе”. Начиная с декларации Р. Шумана, давшей старт европейской интеграции, Париж не раз становился автором крупных инициатив, которые впоследствии определяли её ход и содержание. За Францией по праву закрепилась роль политического лидера ЕС. Объединение Германии и расширение ЕС на Восток, а также экономические проблемы страны поставили под сомнение французское лидерство, но не уменьшили амбиции Парижа. “Европейский проект” Макрона можно рассматривать как очередную масштабную инициативу Франции, способную не только дать сильный импульс дальнейшему развитию ЕС, но и вернуть Парижу ведущие позиции в Европейском союзе. В статье рассмотрены содержание “плана Макрона” по реформированию Европы и вероятность его реализации. (Сергей Фёдоров)
Тема: Нова боротьба за центр накопичення капіталу
Запад и альтернативные стратегии модернизации
Вопрос о выработке альтернативных западным стратегий модернизации обсуждается специалистами в контексте проблемы вестернизации – доминирующей евроатлантической исторической формы глобализации, к середине прошлого века окончательно разделившей человечество на страны первого, второго и третьего мира. Означает ли это, что будущее человечества связано с неизбежной вестернизацией стран мировой периферии и полупериферии? Каковы их шансы «на равных» вписаться, если можно так выразиться, в евроатлантический глобальный контекст и многие ли из них в обозримом будущем останутся на политической карте мира? И удастся ли тем, кто останется, выработать собственные – национальные – формы стратегий развития и какие именно? (Ю.Гранин)
Made on
Tilda