22 января 2019 г. в г. Ахен А. Меркель и Э. Макрон подписали новое соглашение, где, опираясь на сформировавшийся двусторонний фундамент, уточнили и расширили договорённости начала шестидесятых годов прошлого века. Если Елисейский документ называли «договором примирения» (по содержанию - шесть с небольшим страниц), то Ахенскому присвоили титул «договора конвергенции». В нём фактически было подтверждено наличие трёх основных сфер, формирующих ось Берлин-Париж: внешняя политика, безопасность, оборона; экономика; культура и гражданское общество, - и соответственно, определены цели и задачи их дальнейшего развития.
Особой необходимости для нового договора спустя 56 лет после подписания исторического Елисейского не было. После того, как Франция и Германия пропустили юбилейную дату 55-летия, они могли без проблем дождаться торжеств, посвящённых его шестидесятилетию. Но для обоих нынешних лидеров тактически было важно подписать Ахенские соглашения до проведения в мае 2019 г. выборов в Европейский парламент.
Канцлерин и французский президент были убеждены - они посылают важный сигнал всему ЕС о том, что его ядро остаётся прочным и способно гарантировать проведение необходимых реформ, другими словами - они попытались «наполнить свежим ветром паруса» еврооптимистически настроенных избирателей. Оба лидера, принадлежащие к разным политическим лагерям, понимали, что основные посылы договора будут позитивно восприняты конкурирующими силами в Европарламенте - консерваторами и либералами. Но они были едины во мнении, что такой относительно неожиданный ход может поддержать их пошатнувшиеся позиции внутри их стран. А. Меркель оставила в декабре 2018 г. пост председателя ХДС, заявив, что уйдёт из политики в 2021 г. Э. Макрон столкнулся с жёсткими уличными протестами «жёлтых жилетов», с которыми в течение нескольких недель так и не смог наладить конструктивный диалог, а его рейтинг упал до самого низкого уровня. В этих условиях попытка поставить себя на один уровень с великими послевоенными европейскими деятелями была вполне оправдана.
Ахенский договор во многом развивает основные идеи французского президента о необходимости реформирования Евросоюза. В самом начале договора оба государства подчёркивают свою приверженность достижению общеевропейских целей в области внешней политики, Экономического и Валютного союза, повышения его конкурентоспособности (особенно промышленной сферы), совместному решению задач «по последовательной, устойчивой экономической, налоговой и социальной конвергенции».
Среди экономических вопросов, регулируемых договором, отметим следующие.
В области политики безопасности и обороны важна идея поддержки национальных военно-промышленных комплексов, в т.ч. через совместные проекты и экспорт вооружений. Очевиден интерес обоих государств в загрузке национальных оборонных предприятий госзаказами. Предусмотренный решениями Уэльса в 2014 г. рост к 2024 г. военных расходов стран-членов НАТО до 2% ВВП будет содействовать решению этой задачи. Среди проектов (в т.ч. уже существующих ) - совместное производство наземной, воздушной и космической военной техники.
В сфере экономики приоритетным становится дальнейшая интеграции народных хозяйств двух стран в единый комплекс и создание на этой основе конкурентоспособного общего германо-французского хозяйственно-политического пространства, действующего по единым правилам. Контекстно понимается, что этот процесс будет опираться на немецкую политику хозяйственного порядка. За гармонизацию правовых норм и координацию конкретных мероприятий будет отвечать Германо-Французский совет по экономике и финансам. Кроме того, создаётся совместный «Совет экономических экспертов», в который войдут 10 независимых специалистов, задачей которых будет консультирование правительств по важнейшим народнохозяйственным вопросам. Его работу дополнит «Фабрика будущего» - дискуссионная площадка для заинтересованных предпринимательских и прочих союзов, а также хозяйствующих субъектов. Оба государства усилят взаимодействие, в т.ч. финансовое, в области НИОКР и цифровой трансформации, включая прорывные инновации и искусственный интеллект. Предусмотрено углубление взаимодействия в сфере энергетических реформ.
Партнеры рассчитывают, что полученные и апробированные механизмы в рамках будущего единого германо-французского хозяйственного штандорта могут стать основой для унификации соответствующих политик на наднациональном уровне. При этом по инициативе Берлина стороны воздержались от включения в договор вопросов гармонизации налоговой политики, без которых невозможно проведение единой финансовой политики в Европе - одной из самых амбициозных целей Э. Макрона.
Внимания заслуживают поставленные задачи по развитию еврорегионов (введение двуязычия, дальнейшая экономическая интеграция, расширение транспортной инфраструктуры и взаимных медицинских услуг, создание совместного рынка труда) и углублению диалога на уровне гражданского общества.
Германо-французские цели имеют проевропейскую направленность - во многих статьях договора подчёркивается поддержка европейской интеграции. Во многом поэтому они вызвали явное недовольство популистски настроенных политиков как внутри Франции и Германии, так и в других странах ЕС. Например, представители французских правых сил спровоцировали слухи о том, что приграничные Эльзас и Лотарингия фактически переходят под контроль Германии и будут онемечены. Договор не нашёл поддержки и у «жёлтых жилетов», не желающих любого укрепления позиций Э. Макрона. Председатель парламентской фракции партии «Зелёные/Союз 90» А. Хофрайтер заявил, что Ведомство федерального канцлера воспрепятствовало включению в договор многих «реформаторских надежд». По его словам, как президент Э. Макрон, так и германский бундестаг «были готовы к достижению более амбициозных целей и более тесному взаимодействию» .
Бывший президент Чехии В. Клаус назвал Ахенское соглашение «тайным договором о фактическом союзе Франции и Германии», заключённом без участия граждан, и выразил опасение, что «Франкогермании удастся установить господство над Европой» и что следует опасаться возникновения «параллельного интеграционного проекта в ЕС», в рамках которого может возникнуть новое «супергосударство» и уже никто не сможет его остановить.
Министры внутренних дел Италии и Польши ещё до подписания Ахенского договора пообещали выстроить евроскептический итало-польский противовес тандему Парижа и Берлина, который, с их точки зрения, создал «Европу бюрократов». Своё недовольство обновлением франко-германского мотора выразили традиционно недовольные осью Берлин-Париж политические лидеры Болгарии, Румынии и стран Прибалтики.
В начале февраля немецкая газета „Suddeutsche Zeitung" опубликовала статью о решении Франции отказаться от поддержки Германии в вопросе голосования внесения поправок в Газовую директиву ЕС, направленную на расширение полномочий Брюсселя в отношении контроля над морскими участками газопроводов. Одновременно стало известно, что Э. Макрон отказался от участия в традиционной Мюнхенской конференции по безопасности, где должен был выступать вместе с А. Меркель.
Алармисты и противники тандема буквально за пару дней сформировали в СМИ картину «глубокого кризиса» в германо-французских отношениях. Но в итоге Париж и Берлин договорились по поводу возникших разногласий, в т.ч. затронувших принципиально важный для Берлина проект «Северный поток-2». Неучастие Э. Макрона в конференции объяснилось проводимыми во Франции многодневными национальными дебатами, связанными с не прекращающимися масштабными уличными протестами (из-за ситуации с «жёлтыми жилетами» президент отказался участвовать в Мировом экономическим форуме в швейцарском Давосе 22-25 января). Сенсация не состоялась.