А вот в либеральной системе координат одной из наиболее интересных и насущных для нас проблемой, вокруг которой идет ожесточенная борьба левых и правых на современном Западе, является, конечно, «исламский вопрос» — отношение к присутствию Ислама внутри Запада и т. н. «исламизации». На первый взгляд, тут все очевидно — если правые и консерваторы рассматривают присутствие не отдельно взятых мусульман, а именно мусульманской общины с ее особым мировоззрением, внутренними нормами и собственной социальной инфраструктурой как подрыв с помощью «исламизации» пространства западной, христианской (культурно-христианской, иудеохристианской) цивилизации, то для левых она является элементом, способствующим переходу от последней к подлинному мультикультурализму.
Однако при внимательном рассмотрении толерантность и дружественность леволиберального дискурса к Исламу на Западе (и не только) будет выглядеть не так однозначно. Да, действительно его представители встают на защиту внешних проявлений Ислама как элементов культурного многообразия, выступать против которых могут только ксенофобы. Но не будем забывать при этом, что культурное многообразие левых является только частью их мировоззренческой картины и того образа будущего, который они предполагают для Запада. Формула идеологов разнообразия национальных культур в СССР гласила, что эти культуры должны быть «национальными по форме и социалистическими по содержанию», и она вполне соответствует тому, как видят мультикультурализм или diversity современные левые идеологи. Ислам в их понимании может и должен занять в ней место «культурной идентичности» со всеми присущими последней атрибутами, однако, ее мировоззренческое наполнение при этом должно в итоге также стать леволиберальным.
Те, кто наблюдают за баталиями, идущими в западной исламской среде, не могут не знать, что свой раскол на «консерваторов» и «либералов» сегодня прошел и по ней. Причем, напрасно кто-то подумает, что речь идет о теологической (акыдной) или юридической (фикховой) системе координат самого Ислама, в которой, например, дозволяющие музыку или выщипывание бровей для женщин и т. п. послабления будут считаться либералами, а консерваторами — только сторонники жестких мнений вроде школы
Деобанда и т. п. Нет, речь идет о либералах и консерваторах уже в западном понимании, когда либералы — это натуральные феминистки с хиджабами на головах, это борцы за права ЛГБТ, это «муфтии», которые публично просят милости Аллаха для скончавшегося на днях атеиста Стивена Хокинга, называя тех, кто их за это критикует, «религиозными фундаменталистами» и «экстремистами», а в консерваторы записываются даже такие деятели как Тарик Рамадан, Хамза Юсуф, уже не говоря о Юсуфе Кардави, которые в определенных исламских кругах имеют репутацию «либералов».
Все эти метаморфозы вполне логичны, и наоборот, было бы наивно ожидать, что западные леволибералы борются с собственным консервативным христианством (а также ортодоксальным иудаизмом, которому уже несколько десятилетий как выдвинута альтернатива в виде реформистского иудаизма с абсолютно либеральным содержанием), чтобы расчистить дорогу для еще более консервативного и ортодоксального Ислама, в чем их обвиняют правые христиане и иудеи. В свое время Ислам был впущен на Запад в своем более-менее аутентичном виде в том что касается приверженности его собственной догматике, включая и представителей достаточно жестких и бескомпромиссных направлений и школ. В итоге, это закономерно вызвало в западном обществе реакцию в виде жесткого сопротивления «исламизации», которая нарастает и только будет нарастать из год от года.
Причем в авангарде борьбы с «исламизацией» оказались не левые, чьим ценностями она, казалось бы, угрожала больше всего, а правые, чьим консервативным установкам она, казалось бы, соответствует куда больше. Но, как мы помним, особенность современного правого и консервативного дискурса, который можно назвать таким только условно, является его принципиально реактивный и адаптационный характер по отношению к леволиберальному, владеющему инициативой. Это и определяет их отношение к «исламской проблеме» на Западе. Точно также, как для защиты своих позиций от наступающих левых правые прибегают к либеральной аргументации по вопросам, описанным нами выше, они это делают, обвиняя левых в том, что те способствуют совершенно антилиберальной исламизации своих обществ.
Отношение к Исламу больше, чем что-либо еще способствовало либерализации правого и консервативного дискурса на Западе. Первой ласточкой этого в свое время стал известный голландский популист Пим Фортейн (был убит защитниками животных), первоначально левый, социал-демократ по убеждениям, впоследствии возглавивший антииммигрантскую, антиисламскую популистскую Партию Свободы. Все бы ничего — мало ли с кем происходят идейные трансформации, но Фортейн не скрывал, что он гомосексуалист и сочетал в своей риторике образ голландского националиста и защитника голландской культуры с нападками на Ислам, в том числе, за то, что тот нетерпим к гомосексуалистам. До Фортейна такого сочетания представить себе было нельзя — правые, националисты, если и не демонстрировали своей враждебности к гомосексуализму, то всегда позиционировали себя как последователи традиционных ценностей, имеющих семьи или, по крайней мере, традиционную ориентацию. Открытая же гомосексуальность, уже не говоря о ее защите была исключительно уделом левых.
Однако начиная с Фортейна эта картина стала меняться, и националисты сплошь и рядом стали расширять свою аудиторию за счет групп, которые до этого рассматривались как исключительная аудитория левых — ЛГБТ, феминисток, защитников животных. И способом перетянуть их на свою сторону стал Ислам, точнее, угроза которую он им с собой несет и от которой их, по убеждению правых популистов, левые, потворствующие исламистам и исламизации, защитить неспособны.
Этот процесс в свою очередь вызвал соответствующую реакцию в среде части мусульман, стрессированных растущей исламофобией, и не могла не затронуть взгляды левых на отношения с ними. Первые стремились доказать, что они на самом деле не угрожают либеральным ценностям и вполне с ними совместимы, вторые же требовали или, по крайней мере, добивались не просто формальной совместимости, а искренней приверженности этим ценностям и их безоговорочного принятия в качестве условия союза, а не такой же формальной толерантности. При этом надо понимать, что и политические правые, и политические левые на Западе это скорее зонтичные структуры, покрывающие общественные группы со своими целями, которых можно добиваться, как под одним, так и под другим зонтиком. И тот факт, что помимо толерантных к мусульманам политических левых свой зонтик феминисткам, ЛГБТ или защитникам животных стали предлагать и нетолератные к мусульманам политические правые, позволил данным группам осуществлять давление на мусульман самостоятельно и в союзе с ними — с вполне левых позиций защиты прогрессивных ценностей и меньшинств, но при поддержке «консерваторов», таким образом к ним адаптирующихся.
Вот этот двухсторонний процесс в итоге привел к такому положению дел, когда во время расколовшей Америку схватки правоконсервативных сторонников Трампа и леволиберальных сторонников Клинтон, в рядах первых был «консервативный гомосексуалист» Майло Яннопулос, призывающий бороться с Исламом как угрозой геям, а в рядах вторых «либеральная мусульманка» Линда Сарсюр, призывающая бороться против исламофобии и… гомофобии как разных форм одного и того же «мужского белого шовинизма» (white male privilege).
То есть, нетрудно понять, что в этой диалектике «правых» и «левых» мусульмане оказываются между молотом и наковальней. Причем, речь идет не о тех, кто призывает казнить гомосексуалистов или бить женщин — такие позиции просто несовместимы с нормальным функционированием в западном обществе и либо уже преследуются, либо в скором времени будут преследоваться повсеместно. Речь о тех, кто осмеливается заявлять, что гомосексуальные отношения — это грех, что они не могут быть приняты как норма, и дают понять, что те, кто считают иначе, не могут быть приняты нормативным исламским сообществом в качестве своей части. Иначе говоря, речь идет даже о самых умеренных с исламских позиций мусульманах, которые тем не менее, что левыми, что правыми квалифицируются как исламисты.