Для начала немного о Катаре. Напомним, что значительная часть
претензий и требований, выдвинутых Катару властями Саудовской Аравии и ОЭА, либо же выдвинутых через них, касалась того, что эта небольшая страна долгое время играла роль наднационального центра исламских политических движений в регионе. Это выражалось в: 1) освещении катарской «Аль-Джазирой» протестных движений во многих странах, в том числе, во время Арабской весны; 2) предоставлении Катаром убежища опальным деятелям оппозиционных исламских движений и ученых, запрещенных и объявленных в розыск в их странах; 3) нахождении на территории Катара штаб-квартир оппозиционных партий, запрещенных в ряде стран, от ХАМАС до «Братьев-Мусульман» или Всемирного Союза Мусульманских Ученых (ВСМУ) во главе с Кардави; 4) финансировании ряда групп сирийских повстанцев (по крайней мере, на первом этапе войны).
Всю эту деятельность от Катара потребовали свернуть: «Аль-Джазиру» закрыть или заткнуть, политэмигрантов выдать властям их стран, партии, имеющие проблемы в своих государствах, перестать поддерживать и т. п. На данный момент Катар еще сопротивляется подобным ультиматумам, но его попытки через ультрасионистские круги добиться расположения США, не оставляют сомнений — даже, если он и не свернет резко всю раздражающую их исламскую международную политическую активность, то очевидно возьмет курс на ее минимизацию.
Напомним, что перед Катаром
нечто подобное произошло и с Турцией. Во времена дуэта Эрдогана и Давутоглу она стала центром сборки и беглых египетских ихванов, и сирийской суннитской оппозиции (те же ихваны), и ихванов Ливии, и прибежищем исламских переселенцев (мухаджиров) с постсоветского пространства. Именно через Турцию шел маршрут добровольцев к повстанцам в Сирию, а сама она была их тыловой базой в первые годы войны, без чего вооруженное сопротивление ждала бы участь быстро утопленного в крови восстания в Хаме в 1982 году. Турцию стали рассматривать как новый центр и надежду всего Исламского мира такие всемирно авторитетные ученые как Кардави, Карадаги, уже не говоря о десятках сирийских ученых, нашедших в ней приют. Все это соответствовало тому, что провозглашалось уже за несколько лет до начала этих процессов — например, в 2007 году в Стамбуле во время саммита Европейского Мусульманского Союза его почетный председатель Невджет Ялчинкташ, учитель тогдашнего президента Турции Абдуллаха Гюля, в присутствии автора этих строк и многих участников этого саммита говорил, что Турция — это вторая родина для каждого мусульманина мира.
За это на Турцию стало оказываться колоссальное давление и Западом, и Россией. Причем, при всех противоречиях между собой, в обвинениях, что Турция превращается в «убежище исламских экстремистов и террористов всего мира» они были едины, и
доклад немецкой разведки BND на эту тему ничем не отличался от риторики Смоленской площади и неслучайно широко освещался кремлевскими СМИ.
Впрочем, надо признать, что в Турцию, действительно, въезжало немало людей, деструктивных и для нее как государства, и для Исламского проекта в целом. Это было следствием отсутствия понимания, кого и зачем пускать, и что с этим потом делать, так как при наличии такого понимания отфильтровать все эти потоки, разбить по национальным секциям и заставить работать на свой глобальный проект, как было с Коминтерном в Советской России, не представляло особого труда. Однако это последнее, чего хотели турецкие чиновники и силовики, сталкивавшиеся со всей этой публикой. Быстро выяснилось, что мухаджиры совершенно лишние в национальном государстве, раздираемом внутренней борьбой (кемалисты — гюленисты — эрдоганисты).
И помимо того, что правящая партия стала испытывать давление всего мира в связи с новой ролью Турции как глобального исламистского хаба, этот фактор стали использовать во внутренней политике ее враги — кемалистская оппозиция и гюленисты.
В итоге, под массированным давлением Турция переходит от стратегии интернационального центра исламских сил региона к стратегии осажденной национальной крепости, избавляющейся от тех, кто способен принести ненужные проблемы. Предпочтение государственного прагматизма идеологической лояльности приняло откровенно гротескные формы, когда новое руководство турецкого Диянета (Управления по делам религии)
вместо многолетнего давнего партнера Турции — Совета Муфтиев России, впавшего в опалу Кремля, пригласило представлять российский ислам про РПЦ-шных муфтиев под присмотром исламофоба Силантьева. Однако не надо думать, что произошедший в последние годы в Турции разворот уникален. Ранее примерно то же имело место в другой стране, с чьим президентом Омаром Баширом недавно встречался Эрдоган — Суданом. Судан после переворота 1989 года, устроенного генералом-ихваном Омаром Баширом, стал не только исламизироваться внутри себя, но и превращаться в политический центр сборки исламских сил всего мира. Причем, не только суннитского — он был открыт и к сотрудничеству с Ираном, хотя изначально представлял для последнего угрозу как конкурент, способный быть центром притяжения именно суннитских сил. Идейным лицом суданского проекта был харизматичный религиозный мыслитель и лидер — Хасан ат-Тураби, который и инициировал сбор на площадке этой страны самых разных исламских сил со всего мира под эгидой Хартумской конференции.
Врагами Исламского проекта такой потенциал, конечно, был расценен как стратегическая угроза, которую требуется устранить. Но проблема в том, что часть этих сил, нашедших приют в Судане, своими действиями играла на руку этим врагам, и это та проблема, которая позже повторилась в Турции. В первую очередь речь идет о группе Аймана аз-Завахири, позже превратившейся в Аль-Кайду, которая стала устраивать теракты в арабских странах против их режимов, имея при этом резиденцию в Судане. Предъявлять Судану претензии за то, что в нем располагались ненасильственные исламские оппозиционеры было сложнее, но и это было серьезным раздражителем для ряда арабских режимов.
Все это в итоге привело к тому, что на Судан стало оказываться массированное давление как путем поддержки сепаратистских движений, так и помещением его в международную изоляцию. Омар Башир решил, что окруженному идеологически недружественными режимами Судану не справиться с давлением сверхдержав и решил пока не поздно свернуть с дороги превращения в нового Саддама Хусейна. В итоге, Хасана Тураби сажают под домашний арест, а представителей иностранных исламских групп начинают высылать. Завахири с Бен Ладеном (ему в Судане пришлось оставить собственность, в которую были инвестированы десятки миллионов долларов) переезжают к талибам в Афганистан. Чем это обернулось для последних, известно.