Государственная политика Сирии с середины ХХ в. была направлена на ассимиляцию курдов и имела выраженный характер национальной дискриминации. Перед курдским населением стоял выбор: раствориться в арабском большинстве или быть изгнанным из страны. Массовые выступления и протесты не выходили за пределы локальных очагов и подавлялись правительственными войсками без переговоров. Народное недовольство было спровоцировано желанием не столько вернуть исторически сложившееся автономное существование региона, сколько сохранить культурную самобытность. Курды пытались противостоять грубой колониальной политике, лишающей их возможности обладать гражданскими свободами наравне с арабским населением.
Программы принудительной ассимиляции включали в себя не только дробление общин с переселением курдов внутри страны, но и операции по лишению гражданства, в ходе которых гражданин сирийского государства лишался удостоверения личности и права на равноправие. В 1962 г. было объявлено о программе специальной переписи населения в северной провинции Аль-Джазира. Это был первый этап дискриминации, целью которой являлось вытеснение курдов с их земель. Сирийское удостоверение личности подлежало обязательной замене, но после сдачи документов курды ничего не получали взамен и превращались в бесправных граждан, не имеющих доступа к образованию, трудоустройству, регистрации брака, владению собственностью. Отсутствие документов блокировало все возможности экономической и политической деятельности. Лишение гражданства происходило на той основе, что курды якобы занимают земли незаконно и не являются коренным населением Сирии.
В 1965 г. появилась новая правительственная программа — «Арабский кордон», или «Арабский пояс», которая стала вторым этапом политики, направленной на уничтожение целостности курдского сообщества. Приоритетной задачей стал процесс «арабизации» курдских районов провинции Аль-Джазира. В план входило создание кордона вдоль турецкой границы — от границ Ирака на востоке до города Рас-эль-Айн. В 1973 г. началась реализация «Арабского пояса». Курды, потерявшие статус гражданина государства, лишались своих земель, подсобного хозяйства и домов. Освобожденные от курдских общин территории заселялись арабами, между курдскими деревнями вырастали арабские поселения. Разница традиций и неравноправное положение двух социумов спровоцировали многочисленные инциденты на национальной почве. Согласно первоначальной стратегии правительства курды, не имеющие документов, должны были депортироваться в пустыню близ Аль-Раада. Отказавшиеся переезжать подвергались принудительному переселению, а их недвижимость подлежала конфискации. Политика национальной дискриминации препятствовала сохранению традиционных ценностей, разрушала уклад жизни курдских общин и порождала волны насилия.
Курды, проживающие в городах, ассимилировались. В арабоязычной мононациональной среде, отказываясь от культурной идентичности, курд обретал возможность получить образование, трудоустроиться, построить карьеру.
Поскольку в Сирии запрещено официальное использование курдского языка, образование этнические группы получают на арабском. Строительство частных курдских школ запрещено, как и издание литературы на курдском языке.
Несостоятельность политики БААС, построенной на отрицании национального равноправия и подавлении любых попыток этнических групп отстоять свои общечеловеческие свободы, привела государство к политическому кризису.
С середины ХХ в. в национальных регионах Сирии предпринимались попытки создать политические образования для борьбы с дискримина- цией.
Основанная в 2003 г. партия «Демократический союз» (PYD) стала воплощением новой концепции курдских освободительных движений в Сирии. Ключевая задача организации — реализация модели демократического общества, построенного на принципах свободы, самоуправления и гражданского равноправия, независимо от национальности и религии. При этом PYD выступает за сохранение автономии в составе единой страны, отстаивая идеи государства, в котором привилегия гражданского права не будет принадлежать определенной этнической или конфессиональной группе. Базовыми методами в осуществлении (с точки зрения мировых систем управления) уникального проекта Рожава движение выбрало дипломатию. Путь к созданию и развитию демократической автономии пролегает через реорганизацию прежних гражданских структур и включает гендерное равенство, право на сохранение культурных ценностей, самоуправление в вопросах социальных сфер и организации, проведение демократических выборов и народных ассамблей. Благодаря участию всех этнических и конфессиональных групп в борьбе с терроризмом на основе демократического федерализма удалось стабилизировать ситуацию на освобожденных территориях.
Сирийский кризис стал катализатором объединения народа для организации самообороны. Разгар политического кризиса приходится на март 2011 г., когда по всей стране вспыхнули акции протеста среди гражданского населения. Ситуация вышла из-под контроля, власть не могла обеспечить безопасность, что способствовало беспрепятственному проникновению террористов в Северную Сирию.
Для защиты населенных пунктов с июля 2011 г. создавались Отряды народной самообороны (YPG). Политическая борьба в Сирии начала перерастать в борьбу за власть, и безопасность населения перестала быть приоритетом правительства и мирового сообщества. Некоторые страны предпринимали попытки урегулирования, что лишь усугубляло внутреннее положение.
При поддержке президента Иракского Курдистана Масуда Барзани в Эрбиле 26 октября 2011 г. был создан Курдский национальный совет, в который изначально входило 11 курдских партий, к маю 2013 г. это число выросло до 15.
С 2011-го по 2012 г. проводились съезды сирийской оппозиции, в ходе которых был создан Сирийский национальный совет, орудием которого по свержению правительства стала Сирийская свободная армия (ССА; создана в июле 2012 г.). Турция предоставила свои провинции близ сирийских границ (Адана, Газиантеп, Хатай) для ее тренировочных лагерей, ставших опорными пунктами для радикальных группиро- вок. Идея создать милитаризированную оппозиционную силу оказалась провальной: при переходе границ вооруженные джихадисты провозгласили свою независимость от ССА и присоединились к террористическим формированиям.
В связи с нарастающей угрозой насилия на территории Сирийского Курдистана, а также в результате бездействия и несостоятельности правительственных войск отряды самообороны впервые взяли под свою защиту ряд городов, осложнив переброску вооруженных групп джихадистов.
Для управления регионом курды создали Высший курдский совет (курд. — Desteya Bilind a Kurd, DBK). 11 июля 2012 г. Курдский национальный совет и Народное собрание Западного Курдистана, преимущественно состоящее из членов партии Демократический союз (PYD), заключили соглашение о создании совета как высшего политического органа Сирийского Курдистана, предназначенного для урегулирования политических проблем в Сирийском Курдистане.
В то же время мировое сообщество инициировало ряд международных конференций по Сирии; первая («Женева-1») состоялась 30 июня 2012 г. Хотя Рожавой были подготовлены проекты по решению сирийского кризиса, представители Сирийского Курдистана не были приглашены на заседание.
В Москве заявили, что исключение из переговоров курдов, воюющих против запрещенного в РФ «Исламского государства», негативно отражается на процессе национального примирения в Сирии. В итоге представители главной политической партии, представляющей интересы сирийских курдов, были исключены из переговоров, по официальной формулировке, из-за возражений Турции.
Не дожидаясь итогов съезда, курдские отряды расширили контролируемую территорию и стали не только политической силой, но и живой стеной между террористами и мирным населением. В это же время стал реализовываться проект по системе самоуправления и самозащиты региона. Однако к концу 2013 г. вооруженный конфликт создал благоприятные условия для распространения террористических группировок и расширения их зоны влияния.
В состав второй международной конференции по Сирии — «Женева-2» (11 января 2014 г.) представители Сирийского Курдистана вновь не были включены, хотя Россия и выступала за участие курдов в меж сирийских переговорах, считая, что без них урегулирование кризиса и предотвращение гражданской войны вряд ли возможны.
Сирийские курды в очередной раз заявили о готовности принять участие в межсирийских переговорах и были готовы предоставить полученные результаты по работе самоуправления Рожавы. Их инициатива была проигнорирована. Исключение курдской стороны из переговоров в связи с возражениями Турции было воспринято РФ как политика двойных стандартов. Россия не изменила своей позиции, считая, что курды являются сдерживающей терроризм силой, и процесс национального примирения в Сирии невозможен без учета интересов курд- ской стороны.