В последние десять лет народный гнев без перерыва выражался против дискриминационной и антидемократической политики в пользу богатых и крупных компаний - политики, осуществляемой национальными правительствами и часто координируемой Европейским союзом (ЕС). Оно приняло форму инициатив со стороны профсоюзов, а также новых движений, таких как «15M» в Испании (также называемых в других странах движением «Indignados»), оккупация площадей в Греции и массовые демонстрации в Португалия в 2011 году, движения против «трудового закона» во Франции и против налога на воду в Ирландии в 2016 году, большие демонстрации за автономию и против политических репрессий в Каталонии в 2017 году. Феминистская борьба породила исторические демонстрации в Польше («Черный протест» против закона "против абортов" в 2017 году), Италии (движение «Non Una di Meno» с 2016 года), Испании (феминистская всеобщая забастовка 5 миллионов человек 8 марта 2018 года), а также победа над политическим влиянием католической церкви в Ирландии с легализацией абортов путем референдума в мае 2018 года, и, наконец, удалось навязать свое центральное место во всех социальных проблемах. В 2018 году также появились новые общественные движения против господствующего экономического и политического порядка, движение против «закона рабства» (неолиберальная реформа трудового законодательства) в Венгрии, демонстрация и развитие «неделимого» антирасистского движения в Германия, движение «Жёлтые жилеты» во Франции и франкоязычная Бельгия против несправедливой фискальной политики и отсутствия демократии в политических институтах. Мы также не должны забывать о климатических демонстрациях, проводимых в основном молодыми людьми, которые объявили забастовку во многих странах, включая Швецию, Данию, Швейцарию, Бельгию, Францию и Великобританию. Все эти и другие общественные движения бросили вызов мерам жесткой экономии и авторитаризму проводимой в Европе политики, поставив прямо или косвенно вопрос о радикальной альтернативе социального проекта капитализму, продуктивизму, экологическому опустошению, расизму и патриархату. Этот Манифест рассматривает себя как неотъемлемую часть этих движений и разделяет их цели: борьбу против всех форм господства, за всеобщие права, за равенство и за демократию, которая должна быть изобретена - демократия, которая не остановится у ворот компаний и порога обитания рабочего класса, которая обязательно будут радикально противоположна логике капиталистической системы (как бы последняя не утверждала, что она «протекционистская» и т. д. против «иностранцев» или «либералов»), которая разрушает социальные права и окружающую среду.
Эти социальные движения неотделимы от социальных, экологических, демократических и феминистских чрезвычайных ситуаций, а также от «кризиса солидарности». Чрезвычайная социальная ситуация, потому что условия жизни и работы народных классов постоянно ухудшались в течение последних тридцати лет, особенно после кризиса, который затронул континент в 2008-2009 годах. Экологическая чрезвычайная ситуация, потому что экспоненциальное потребление ископаемого топлива и, в более общем смысле, разрушение экосистем, которые необходимы для капитализма, приводят к тому, что изменение климата планеты (последствия которого теперь ясно видны) все ближе к точке невозврата и угрожают самому существованию человечества. Чрезвычайное демократическое положение, потому что, сталкиваясь с вызовами для доминирующего класса крайние тридцать лет, последние без колебаний приняли методы господства, которые во все большей степени игнорируют демократические проявления и становятся все более репрессивными. Феминистская чрезвычайная ситуация, потому что патриархальное угнетение во всех его формах все чаще и громче отвергается миллионами женщин и мужчин. Кризис солидарности, потому что закрытие границ и строительство стен в ответ на миллионы мигрантов, спасающихся от войны, нищеты, экологических катастроф и авторитарных режимов во всем мире, представляют собой не что иное, как отрицание человечности. Каждая из этих чрезвычайных ситуаций приводит в результате к массовому гражданскому неповиновению, самоорганизации и созданию альтернатив, которые представляют собой возможные источники демократических альтернатив в Европе.
В этом Манифесте наши размышления и наша решимость действовать прочно укоренились в этих общеевропейских движениях, не ограничивая себя существующими границами и институтами: все упомянутые проблемы и права стали глобальными. Они принимают разные формы в каждой стране и на каждом континенте, со своими особенностями и своей историей. Социальные атаки формулируются от «локальных» до «глобальных» в зависимости от стратегий как многонациональных компаний, так и их групп интересов в национальных государствах и институтах глобализированного капитализма, основанных на нормах так называемой «свободной торговли». Именно эта логика определяет «общий интерес», который Европейская комиссия обещает защищать в рамках ЕС, а также глубоко неравные «партнерские отношения», которые ЕС установил со странами юга и востока территории Европы.
Европейские институты организуют (с другими) и координируют неолиберальную политику на транснациональном уровне, подстрекают, а иногда и заставляют национальные правительства ускорять процессы снижения заработной платы и пенсий, отменяя законы, регулирующие трудовые отношения и социальные права, приватизацию государственных услуг и т. д. Конечно, неолиберальная политика диктуется не только европейскими институтами - страны, не входящие в ЕС, также применяют их - но договоры и институты являются мощным рычагом для их поощрения и навязывания. Какими бы разнообразными ни были интерпретации прошлых этапов «строительства Европы», очевидно, что ЕС всегда был ансамблем прокапиталистических институтов и с момента заключения Римского договора создавался как огромный рынок для капитал и «свободная и справедливая конкуренция», защищенная от народного и демократического вмешательства. Однако недавние события усилили неравный и авторитарный характер европейской политики.
Самый последний период был отмечен, с одной стороны, значительным увеличением экономического и социального неравенства внутри каждой страны, а также между центром и внутренней и внешней периферией (к югу и востоку) ЕС; и с другой стороны, из-за все более опасного характера экологического кризиса, с нарушением климата и так называемыми «природными» бедствиями, вызванными разрушением экосистем, в настоящее время видимым как значительный и непрерывный процесс.