Настойчивое употребление фразы "Глобальная Британия" призвано подчеркнуть серьезность разворота Лондона к остальному миру и прочь от Евросоюза. ЕС предстает при этом чем-то вроде запертой клетки, из которой ему удалось вырваться [9]. Ссора по поводу статуса дипломатической миссии Евросоюза в
Лондоне и решение Европейской комиссии, впоследствии отозванное, запустить ст. 16 Североирландского
протокола обнаруживают неустойчивость новых британоевропейских отношений. Важным символом британского дистанцирования от интегрированной Европы стал отказ Лондона от дальнейшего участия в масштабной европейской программе по обмену студентами и преподавателями Erasmus. Правительство заместило ее более скромной национальной схемой — Turing scheme. По заявлению министра образования Гэвина Уильямсона, "тем самым мы укрепим наши связи с партнерами по всему миру" [10], отказавшись от преимущественной ориентации на Европу.
Между тем благосостояние Британии сильно зависит от внешней торговли. Экспорт и импорт товаров и услуг составляют примерно по 30% британского ВВП, а на торговлю со странами ЕС сейчас приходится 49% всего товарооборота (данный показатель, впрочем, ранее уже проявил тенденцию к снижению). При этом отношение Лондона к углублению региональной интеграции на протяжении почти 50 лет членства Соединенного Королевства в ЕС оставалось скептическим, а обе ведущие национальные политические партии (лейбористов и консерваторов) в период, предшествующий Брекзиту, буквально раздирало на части от внутренних распрей по поводу определения дальнейших отношений с Европой.
Допустимо предположить, что Брекзит был спровоцирован более или менее трезвым пониманием со стороны британского правящего класса, что далее противостоять изнутри наступательному развитию региональной интеграции Британии не хватит сил и возможностей. Что в Евросоюзе, наконец, как уже явно показывал опыт 2010-х годов, ее впредь может ожидать судьба некоего необязательного, вечного недовольного оппонента, чье, к тому же полное противоречий, мнение больше не будет иметь для Брюсселя особого веса в определении магистральной линии интеграции [11, рр. 622-650].
С одной стороны, Брекзит продемонстрировал не столько обратимость европейского интеграционного процесса вспять, сколько неимоверные политические трудности, сопряженные с попыткой вырваться из затягивающего интеграционного "водоворота", предпринятой ради сохранения своей автономии. Заметим: трудности почти непреодолимые даже для такой нерядовой страны, как Британия. Впрочем, обретя искомую автономию, Лондон теперь вряд ли ею воспользуется в полной мере. По условиям достигнутого с Брюсселем соглашения о "разводе" Северная Ирландия будет продолжать придерживаться европейских правил в торговле товарами, в какой-то мере привязывая и Британию к континенту. В области экологической политики или мер борьбы с уклонением от уплаты налогов Лондон тоже вряд ли сильно отойдет от европейских порядков.
С другой стороны, все годы пребывания в ЕС страна претерпевала интенсивную европеизацию различных сторон своей политической и общественной жизни. Многие ценности и принципы Лондон вполне разделяет с европейскими партнерами, отдалившись от них, а потому британское общество остается болезненно расколотым в отношении произведенного правительством "анти- европейского разворота", что побуждает власть демонстративно утрировать его (пусть хрупкую) необратимость.
Предыдущий разворот — к Европе — случился в британской внешней политике в 1960-е годы, когда Британия вынужденно уступила США свое место "к Востоку от Суэца" [12]. В 1973 г. страна вошла в Европейское экономическое сообщество, но затем она демонстрировала нежелание двигаться ко "все более тесному" европейскому экономическому и политическому союзу, не приняв ни одну из последующих крупнейших европейских интеграционных инициатив. Шаги по направлению к банковскому и фискальному союзам, а также наднациональную власть Суда ЕС Лондон расценивал как угрожающие британскому суверенитету.
Недоверие к планам более глубокой интеграции можно объяснить сочетанием разных факторов, будь то островная ментальность или история Британской империи. Но важнейшим среди них оказалась именно приверженность суверенитету. Как было подмечено ведущими британскими экспертами, в период членства заботы о национальном и парламентском суверенитете взаимно усиливали друг друга "в институциональном и культурнонормативном взаимодействии между британской политикой и Европейским союзом" [13, р. 259]. Они отражали беспокойство о том, что в квазису- веренной системе Евросоюза правила демократии слишком усложнены и даже размыты. Вопросам суверенитета британская сторона подчеркнуто отдавала предпочтение и в 2020 г. при переговорах с ЕС о торговом соглашении [14].
В 2020 г. Лондон самоустранился от обсуждения намерений ЕС по созданию оборонного союза. Он отказался от участия в европейских миссиях в третьих странах, и ранее не вызывавших у британцев особого энтузиазма [15], и остался вне постоянного структурированного сотрудничества (Permanent Structured Cooperation, PESCO). Причина отказа и подобной незаинтересованности в целом понятна. По сути, Британии, самой сильной в военном отношении западноевропейской стране, была предложена стандартная форма консультаций Евросоюза с третьими странами, исключающая влияние на принимаемые членами объединения решения. Тем не менее мы видим резкую перемену в сравнении с тем курсом, которого официально придерживалась Т. Мэй. Согласованная с Евросоюзом в период ее премьерства Политическая декларация (ноябрь 2018 г.) содержала обещание провести переговоры по установлению глубокого сотрудничества, не исключающего британского участия в будущих военных миссиях под эгидой ЕС [16].
В данной области Лондон намерен сочетать двусторонние связи с отдельными государствами — членами ЕС, которые обычно солируют в дипломатических делах (начиная с Франции), и сотрудничество ad hoc с европейскими институтами — там, где это окажется полезным. Но он не собирается брать на себя долговременные договорные обязательства. В таких вопросах, как ядерная сделка с Ираном, антироссийские санкции, поддержка Украины и борьба с терроризмом, Брюссель и Лондон, скорее всего, останутся в тесной связке. Но в таких стратегических вопросах, как ответ на растущее влияние Китая и будущее трансатлантических связей, их позиции могут отныне разойтись более заметно. По мнению Соединенного Королевства, его нынешние интересы принципиально отличаются от интересов тех третьих стран, которые ищут более тесных связей с Евросоюзом — таких как кандидаты и потенциальные кандидаты на членство. Королевство намерено, напротив, подчеркивать свою вновь обретенную независимость. Специалисты не исключают, что это расхождение негативно отразится на взаимодействии ЕС и Британии и в санкционной политике [17, р. 105].
В сфере внутренней безопасности ключевым вопросом как для Евросоюза, так и для Британии остается обмен данными. Однако соглашение 2019 г. о выходе из Европейского союза отразило нежелание Лондона подчиняться надзору со стороны Суда ЕС по вопросам фундаментальных прав и защиты персональных данных. Британия не связана более Хартией Евросоюза по фундаментальным правам, что составляет существенное препятствие для их будущих договоренностей касательно трансграничного полицейского сотрудничества и транснациональных уголовных расследований. Поэтому Лондон вынужден снижать уровень своего взаимодействия с ЕС в установлении общих стандартов и проведении трансграничных полицейских операций, но не собирается отказываться от него полностью.