В основе установившейся после Второй мировой войны биполярной системы лежали разные концепции общественного развития (мироустройства) — капиталистическая и социалистическая. Такая структура давала Китаю возможность выбрать общественный строй, "примкнуть к одной стороне" и освободиться от оков старой системы, в которой он, по официальной терминологии, был "полуколонией". Начавшаяся вскоре ожесточенная и скоротечная борьба с СССР за лидерство в международном коммунистическом движении окончилась для него поражением. Это ознаменовало раздвоение единого лагеря и фактически начало его разрушения. Пекин надеялся перехватить лидерство и возглавить мировой революционный процесс, но вновь был отброшен на периферию западноцентричного мира, в котором соперничали сверхдержавы.
Уже в 1974 г. он представил свой проект мирового устройства [6]. Выделив Третий мир и наделив его особой идентичностью, Китай попытался разрушить биполярную конфигурацию и заявил о своих претензиях на лидерство не в мире в целом, а в отдельной его части. В основу проекта он положил единство мироустроительных функций — нового общественного строя и соответствующего ему миропорядка — интернационализма угнетенных и эксплуатируемых и борьбы с гегемонистским "первым"
миром. "Теория трех миров" отводила Китаю собственное геополитическое пространство и центральную роль в нем. Однако в биполярном мире развивающиеся страны и Китай не могли соперничать со сверхдержавами и их более успешными проектами мироустройства. Ни высокие нравственные принципы и моральные стандарты, культивировавшиеся в традиционном Китае, ни идеология социальной справедливости и всеобщего равенства не могли конкурировать на равных с западным превосходством в материальном, техногенном мире. Раскол социалистического лагеря и готовность КНР бросить вызов СССР были замечены США, разыгравшими китайскую карту. Оказав поддержку Китаю, Соединенные Штаты ослабили противоположный полюс, но одновременно нарушили целостность биполярной конструкции. Наметившийся в результате треугольник не привел к достижению стратегических целей Китая, который застрял между полюсами, не получив ни равенства с ними, ни своей зоны влияния, но укрепил независимость и дал шанс со временем реализовать свою миссию на периферии.
Осознание нежизнеспособности доктрины "трех миров" совпало с пересмотром партийной идеологии и началом реформ. Перенос центра тяжести работы на "социалистическую модернизацию" на 3-м пленуме ЦК КПК (1978 г.) подразумевал отказ от классовой борьбы в пользу экономического развития. На XII съезде (1982 г.) КПК заявила о смене внешнеполитической доктрины, мир и развитие были названы основными тенденциями современности, одновременно было принято решение о равноудаленности и невступлении в союзнические отношения с любой из сверхдержав. Поднебесная отказывалась от революционного переустройства мира и приоритета мироустроительных функций и соглашалась на встраивание в существующий мировой порядок на его условиях. Во внешней политике это означало отказ от лидерских амбиций и диктуемой ими конфронтации и переход к прагматичному курсу, направленному на взаимодействие и максимизацию экономического роста. Поиск и реализация конкурентных преимуществ в действующей системе в итоге оказались более эффективной стратегией.
Распад СССР и биполярной системы открыл для Китая новые возможности. Стратегическая неопределенность бросала вызов, но глубокая трансформация мирового порядка создавала предпосылки для повышения международного статуса самой слабой стороны треугольника. Тогда в КНР появилось выражение "вызовы рождают возможности", в равной степени применимое и к внешней
политике. В этих обстоятельствах естественное, хотя и неочевидное для компартии решение предложил Дэн Сяопин, осознавший негативные последствия великодержавных амбиций, изоляции и самоизоляции Китая на международной арене. Во имя сохранения экономического роста и повышения совокупной государственной мощи он призвал отказаться от амбиций, основанных на чувстве исторического, идеологического и нравственного превосходства, сменить внешнеполитическую идентичность, не бороться за лидерство, избегать конфликта с США — "не высовываться".
На вклад этой внешнеполитической установки Дэн Сяопина в концепцию реформ обращают внимание значительно меньше, чем на положение о социалистической рыночной экономике, но ее практическое значение для их успеха невозможно переоценить. Снятие идеологических барьеров и отказ от конфронтации мироустроительных моделей позволили КПК максимально полно реализовать свои конкурентные преимущества в отношениях с Западом. Из потребности в расширении экономических связей выросли внешнеполитические доктрины добрососедства и партнерств, подчиненные задаче экономического роста [8, с. 41]. Обе доктрины обходили вопрос о лидерских амбициях и полностью соответствовали наказам Дэн Сяопина, но одновременно открывали новое пространство для деятельности. Постбиполярный порядок, лишенный антагонистических противоречий и стратегической конфронтации, идеально подходил для экономического роста. И к 2028 г. обеспечил бы превращение КНР в крупнейшую экономику мира [9, с. 69].
На рубеже 2000-х годов Китай впервые в своей истории оказался в принципиально новой ситуации. Он стал органической частью мира, занял в нем выгодное положение, успешно решал стоявшие перед ним социально-экономического задачи, не противостоял действовавшему миропорядку, не бросал вызов США, хотя и занимал вместе с РФ критическую позицию в отношении Запада. В результате отказа от конфронтационной идеологии он со все возрастающей скоростью превращался во второй экономический полюс мира, становился незаменимым для мировой экономики. Мир начал движение к сдвоенной модели "зависимости от Китая в экономике и зависимости от США в политике" [10, р. 64], закладывая предпосылки асимметричной биполярности нового типа, природа которой еще не была до конца ясна.
Такой партнер, как Китай, лишенный глобальных амбиций, вполне устраивал Вашингтон: Китай был заинтересован в поддержании сложившегося миропорядка и не претендовал на обременительное лидерство, напоминая в этом Японию 1960—1980-х годов, а его экономический рост способствовал стабилизации международной
обстановки. В постбиполярном мире он превратился во внешнеполитическую фигуру, экономический потенциал которой можно было использовать и поэтому целесообразно было укреплять. Эта идеология обеспечила Китаю вступление в ВТО. Политика вовлечения и сдерживания, провозглашенная Б. Клинтоном, не противоречила смыслу наказов Дэн Сяопина и определяла особое место КНР в международной системе на длительную перспективу.
Новая реальность потребовала ревизии активов. На внешней арене у Пекина было несколько приоритетов. Во-первых, обеспечить экономический рост, который диктовал невозможность отказаться от парадигмы "выжидания", благодаря ей в 2000-е годы Китай переместился с 6-го на 2-е место в мире по ВВП. Во-вторых, сохранить независимость, не мириться с гегемонизмом одной или нескольких держав, то есть не подчиняться их мироустроительным концепциям. В-третьих, использовать свой экономический и политический потенциал для создания дружественного окружения. Эти приоритеты определяли все инициативы КНР во внешней политике в 2000-е годы. Тогда же, как отражение нового места Китая, появились первые китайские теории международных отношений, китайские международники стали предпринимать собственные попытки концептуализации миропорядка, создания "большой теории", используя для этого традиционные для страны представления.
Концепция "мирного возвышения", обнародованная в выступлении проректора ЦПШ Чжан Бицзяня в 2003 г., описывала собственное видение места и роли Китая в новой международной реальности. Однако если значение Китая для мира на тот момент оспорить было уже сложно, то его новая роль сразу же стала вызывать вопросы, в первую очередь со стороны соседей, с подозрением воспринявших идею возвышения. Встретив негативные международные отклики, в Пекине от нее быстро отказались. Неудачная попытка опробовать новые возможности надолго отбила у руководства во главе с Ху Цзиньтао желание нарушать наказы Дэн Сяопина. Сменив концепцию "мирного возвышения" на концепцию "мирного развития", лишенную намека на лидерские амбиции и миро- устроительные функции, Китай вплоть до ухода Ху Цзиньтао старался "не высовываться" — ни после конфликта в Южной Осетии (2008 г.), который показал китайским экспертам, что однополярный мир так и не состоялся, ни после финансово-экономического кризиса 2008—2009 гг., подтвердившего углубляющийся спад западного мира в целом, ни после превращения КНР во вторую экономику мира (2010 г.). В качестве альтернативы возвышению в 2005 г.
на сессии Генеральной Ассамблеи ООН Ху Цзиньтао выдвинул идею строительства гармоничного мира на основе цивилизационного многообразия [11].
Это была первая и до сих пор единственная китайская концепция глобального миропорядка — мира суверенитетов и международного права, изложенная языком традиционной китайской философии. Концепция "гармоничного мира" соединила мироустроительные функции внутри государства — "гармоничное социалистическое общество" и китайский взгляд на международный порядок — "гармоничный мир".
Как и концепция "трех миров", возросший экономический потенциал и желание Китая играть большую роль не остались незамеченными в США. Идея мирного возвышения показала, что на горизонте вырисовывается потенциальный соперник, несущий угрозу однополярной конфигурации. В политическом истеблишменте Соединенных Штатов возникла мысль о необходимости нейтрализовать этот вызов, чтобы избежать нового глобального противостояния. Институализировать сложившийся порядок должна была идея "Большой двойки" (в разных интерпретациях — G2, Chimerica и др.), возникшая практически одновременно с новыми китайскими концепциями международных отношений. Отвечая на новые вызовы, они должны были сохранить иерархическую систему международных отношений с американским доминированием. Ценой этого было признание особого места Китая в американоцентричном мире, облеченное в формулировку его соответствия критериям "ответственной державы", поддерживающей, а не нарушающей постбиполярный порядок, "державы статус-кво".
Движение к однополярности, закрепляющее ведущую роль США, которые уже начали утрачивать свое экономическое превосходство [12, сс. 17-32], было неприемлемо для Китая, он не мог согласиться ни с безусловным лидерством СССР в международном коммунистическом движении, ни с глобальным лидерством Соединенных
Штатов. Отказавшись от места в G2, Китай фактически отказался от участия в американском проекте мирового устройства, но надеялся сохранить существующий в рамках концепции "гармоничного мира" порядок, в котором видел себя "великой державой, способной ограничивать свои амбиции" [14, р. 28]. В действительности это была
китайская формула многополярного мира, где все великие державы помимо суверенитета на своей территории обладают еще и мироустроительными функциями в своем регионе. Тогда это еще не было ясно ни в Китае, ни за его пределами.
Распад биполярности объективно усилил роль мироустроительных функций великих держав, которые должны были взять на себя часть ответственности за поддержание международного порядка. Поскольку в однополярном мире и глобальном масштабе это не удалось, то и мироустроительные функции стали концентрироваться уровнем ниже — в регионах.