План «Китай»:

трансатлантический проект для стратегической кокуренции

Краткое изложение и основные рекомендации
Атлантический совет США
Китай ставит США и их партнеров перед самым серьезным списком испытаний со времен Холодной войны. Масштаб этих испытаний - глобальный. Их потенциальное влияние - глубокое. Если на них не обратить внимание, они нанесут вред жизненно важным интересам демократических наций по всему миру. Требуются совместные действия США и их европейских партнеров, скоординированные с нациями-единомышленниками в Азии, чтобы отвести опасность, защитить наши жизненно важные интересы и попробовать изменить политику Китая. Было предложено несколько стратегий касательно отношений с Китаем. Чего не хватало, так это проекта - «Китайского плана» - который бы направлял США и их партнеров в этом деле. Данная работа представляет собой такой проект.

Разработанный на протяжении года и основанный на исследованиях и мнениях сотен экспертов, политиков и академиков США, Европы и Азии этот документ погружается в три широкие течения и анализирует пять основных областей, в которых действия Китая угрожают трансатлантическим интересам: права человека, принудительная дипломатия, хищническая экономическая деятельность, технологическая конкуренция и проблемы безопасности.

Эта работа определят области согласия, расхождения и асимметрии в трансатлантических настроениях к Китаю, аргументируя необходимый и срочный трансатлантический ответ во избежания изменения Китаем порядка, основанного на праве своих единоличных интересов. В завершении приведены десять рекомендованных шагов с минимизации разногласий, как основы для скоординированного трансатлантического плана по конфронтации, конкуренции и, где возможно, сотрудничеству с Китаем.
Три основных течения
Три основных развивающихся течения как предоставляют возможности, так и затребуют от трансатлантических наций приложить согласованное усилие по продвижению и защите их интересов перед лицом напористой политики Китая.

Усилившаяся напористость Китая в международных отношениях вместе с двухпартийным консенсусом об угрозе, которую несет Китай в США, и растущим недовольством пагубным поведением Китая в Европе создают среду, созревшую для более тесного сотрудничества трансатлантических наций. Эти три течения освещены в Главе 1.
1
Китай под Си Цзиньпином стал более авторитарным, нацеленным вовне и напористым в продвижении своих интересов.
Под руководством Китайского Президента Си Цзиньпина, Коммунистическая Партия Китая приняла более доминирующую позицию в управлении, экономика стала управляемой государством в большей мере, и Западные либеральные ценности были явно отвергнуты. Во внешней политике, традиционный подход Дэн Сяопина «прячь свою силу, жди своего часа», был отвергнут в пользу более напористого, иногда агрессивно принудительного, направленого вовне подхода. Экономическая сила Китая дает ему основательную платформу, на которой он может базировать свои международные действия. Но кроме экономики и торговли, неуверенность КПК внутри страны теперь проецируется вовне, будь то в форме поддержки автократических государств через экспорт технологий по наблюдению и контролю, продвижения партийных представителей в верхушки международных организаций, попыток контролировать раскрытие информации демократическим странам в соответствии с интересами Китая, или партнерства с Россией, Ираном и другими сильным недемократическими государствами. Усилившаяся военная угроза по отношению к Тайваню, Индии, Японии, Вьетнаму и, в принципе, всем, кто являются соперниками в морских территориальных претензиях Китая - является еще одним аспектом этого поворота в политике. В результате, в прошлом году возрос риск открытого конфликта в Азии с участием Китая.
2
Двухпартийный консенсус в США дает прочную основу для политики.
В США, на данный момент действует двухпартийное соглашение, что наилучший способ разрешения вопроса с Китаем - это противостоять ему совместно с глобальными партнерами. Недавний опрос Pew Research Center показал, что 73 процента американцев выражают недружелюбное настроение к Китаю. Администрация Трампа прилагала беспорядочные односторонние усилия, бросая вызов Китаю вплоть до своего позднего периода, оставляя за бортом многих своих европейских партнеров, в последствии не желающих действовать в партнерстве с Вашингтоном. Президент США Джозеф Р. Байден Мл. обозначил, что он будет бросать вызов Китаю, так же как и администрация Трампа, но в другом стиле и с другим акцентом. Байден сказал, что он сфокусируется на международных правилах и будет очень конкурентным, но будет избегать конфликта. Члены его новой администрации уже осудили экономические практики и отношение к правам человека в Китае, а представитель Тайваня был приглашен на инаугурацию Байдена. В его первом телефонном разговори с Си Цзиньпином 10 февраля, Байден осудил Китай за его нечестную экономическую практику, нарушение прав человека и возрастающую напористость в Азии. Байден продолжил операцию "по обеспечению свободы судоходства" в Южно-Китайском море и по морскому транзиту США в протоке Тайваня. В то же время, он упомянул, что будет проводить целесообразные, ориентированные на результаты встречи с Китаем, когда это в интересах США и союзников. Координация политики с союзниками и партнерами является центральной частью внешней политики Байдена.
3
Европейские лидеры стали более скептически относиться к Китаю, что прокладывает пусть к более тесному трансатлантическому сотрудничеству.
Многие европейские лидеры стали более обеспокоенными политикой Китая, они выражают критику, включая призыв к более тесному сотрудничеству среди демократических государств для регулирования восстающего Китая. Верховный представитель Европейского Союза Жозеп Боррель считает, что «Запад наивен по отношению к Китаю», а Генеральный Секретарь НАТО Йенс Столтенберг сказал: «В мире повышенной глобальной конкуренции, где Китай подходит к нам ближе со стороны как Арктики, так и кибер пространства, НАТО нужен более глобальный подход.» Многие национальные лидеры и лидеры Евросоюза озвучивали похожие опасения. Франция и Великобритания в частности обозначили свою сильную оппозицию китайскому нарушению прав человека и попыткам ограничить свободу навигации. Германия менее категорична, но она постоянно предоставляла убежище китайским диссидентам. Швеция пошла дальше всех в своих усилиях по сдерживанию авторитарных влияний, закрыв все Конфуцианские Институты и партнерские городские программы. Некоторые страны, которые до этого присоединились к "Китай 17+1", такие как Литва и Чешская Республика, недавно интенсифицировали свои контакты с Тайванем, что указывает на послабление отношений. Несколько европейских наций отказываются от использования коммуникационной инфраструктуры 5G Huawei, в то время другие, например Германия, уменьшают заказы. С другой стороны, многие европейские страны до сих пор поддерживают близкие отношения с Китаем, а некоторые, такие как Греция и Венгрия, блокировали заявления ЕС, осуждающие положение с правами человека в Китае. Но, в общем, европейские нации будут склонны сотрудничать с администрацией Байдена.

В декабре 2020, ЕС и Китай составили Широкое соглашение об инвестициях между ЕС и Китаем, которое создано для балансирования инвестиционного поля. Так же как и Первая фаза торговой сделки США с Китаем, европейский договор был составлен без тесных трансатлантических консультаций. Китай может думать, что подписание договора с ЕС подорвет растущий консенсус в широком трансатлантическом подходе к Китаю. ЕС должны показать Китаю, что он не прав. Этот скромный договор не должен служить оправданием для европейского отступления от трансатлантического сотрудничества.

Таким образом, важна скорость в развитии консолидированной трансатлантической стратегии. Демократические партнеры США хотят остановить пагубную практику Китая, не начиная еще одну Холодную войну или обрывая связи с Китаем. Они полностью готовы объединить силы, чтобы лучше обозначить и защитить их общие интересы с США. Но успех затребует работы в духе партнерства, которое не диктуется США в одностороннем порядке.
План тансатлантического сотрудничева
Эта работа предоставляет для администрации Байдена следующий план сотрудничества с европейскими и азиатскими партнерами по вопросу Китая. Он включает следующие восемь шагов, каждый из которых подробнее расписан ниже.

  1. Создать новый трансатлантический координационный механизм по вопросам Китая.

  2. Разработать общую трансатлантическую разведывательную картину стратегических намерений Китая.

  3. Наметить общие трансатлантические цели в отношениях с Китаем.

  4. Основываясь на этих целях, создать общий трансатлантический подход к Китаю, который соединяет в себе противостояние, конкуренцию и сотрудничество.

  5. Создать конкретные инициативы в сферах трансатлантического согласия для противостояния поведению Китая.

  6. Разработать подходы к Китаю в сферах трансатлантических разногласий и асимметрии, с целью уменьшить разногласия, где это возможно.

  7. Сотрудничать с Китаем в сферах глобальных общих интересов, проверяя соответствие требованиям.

  8. Координировать каждый шаг с партнерами в Азии.
Пять сфер трансатлантического согласия, разногласия и асимметрии
Критически важным элементом плана является обозначение сфер согласия трансатлантических интересов, сфер, где интересы могут различаться и сфер, где существуют асимметричные интересы. Понимая сферы максимального согласия, можно будет намного легче развивать трансатлантические инициативы. Идентифицируя сферы разногласий, можно избежать трансатлантических споров, а инициативы будут все так же создаваться. Понимая сферы асимметричных интересов, приоритеты могут быть лучше осознаны и обработаны.

Сферы самого крупного потенциального трансатлантического согласия, проанализированные в Главе 2, затрагивают в первую очередь ценности: нарушение прав человека в Китае, глобальная конкуренция в сфере методов управления, принудительные дипломатические практики Китая, и операции по распространению влияния по всему миру. Эти проблемы находятся в самом центре того, за что стоят трансатлантические нации. В этих сферах должен быть обширный потенциал и возможность для создания общего подхода и защиты демократических институтов и прав человека для трансатлантических партнеров. Даже при этом, Китай способен запугивать многие трансатлантические нации, и мешать им действовать исходя из этих ценностей или даже высказываться по этому поводу. Только с более согласованным и объединенным трансатлантическим подходом санкции или призывы к совести могут повлиять на поведение Китая.

Области меньшего согласия, описанные в Части 3, включают в себя экономические практики Китая и его попытки доминировать и устанавливать международные стандарты в новых технологиях. Разногласия среди трансатлантических партнеров в этой сфере изначально исходят от того, что многие нации имеют сиюминутную выгоду от экономического и технологического сотрудничества с Китаем, игнорируя долгосрочные и менее очевидные риски. Разногласия проявились в решении вопроса с Huawei 5G и так же видны в том, что как США, так и ЕС обсуждали торговые и инвестиционные договора с Китаем раздельно. Тем не менее, Китай схитрил в достаточном количестве случаев с начала пандемии Ковид-19, что привело к повышению согласия между трансатлантическими партерами и в этих вопросах. Хорошее начало - противостоять китайским субсидиям, инвестициям, цель которых иметь рычаг давления, зависимости от поставок, кибер шпионажу и похожим хищническим методам, которые дают Китаю опасные экономические, политические и технические рычаги давления на демократические нации.

Глава 4 затрагивает военные проблемы и проблемы безопасности, где трансатлантические интересы видятся асимметричными. Существует общее согласие по поводу широкого спектра проблем, связанных с военным подъемом Китая, но географический фактор во многих случаях создает различие в приоритетах и ответсвенности.

США является Тихоокеанской так же как и Атлантической силой с формальной ответственностью защиты некоторых азиатских наций и с неформальной ответственностью обеспечения безопасности других в регионе. У США есть основательный военный потенциал, который может сдерживать и ставить Китай в опасность, и, если нужно, защищать их интересы в Индо-Тихоокеанском регионе. За возможным исключением Франции, Европа не имеет ни схожих обязательств, ни военной мощи противостоять Китаю. Ее приоритеты безопасности, в основном, не в Азии. Приоритеты США в Азии возрастают, со становлением Китая, как крупной глобальной силы.

Тем не менее, последствия китайско-американского военного конфликта для безопасности Европы намного более глубокие, чем обычно оценивается. Если американские силы будут задействованы в Азии, меньшее количество потенциала останется для европейской безопасности, европейская торговля с Китаем будет серьезно подорвана если не поставлена на паузу, начнутся глобальные атаки на кибер и космические системы, что может привести в действие Статью 5 Устава НАТО о коллективной защите. Европа должна будет укрепить свою роль в сдерживании конфликта в Азии и взять на себя военный груз в сдерживании России, если США прийдется направить больше своих сил в Азию. Есть существенное трансатлантическое согласие по поводу влиянии китайского стратегического проникновения в Европу и ее окрестности, но, на данный момент, очень ограниченный консенсус европейских столиц, о том как на это реагировать.

Часть 5 более подробно рассматривает способы лучшей организации Европы и США для противостояния Китаю.
Главные рекомендации для трансатлантического подхода
1. Чтобы противостоять китайской политике «разделяй и властвуй», трансатлантические партнеры должны разработать общую всестороннюю политику по отношению к Китаю, которая объединяет конфронтацию, где это необходимо, и честное сотрудничество, где возможно. Необходимо большее единство для противостоянию китайским пагубным действиям - трансатлантические нации должны работать вместе для создания устойчивых возможностей в обеспечении их экономик, безопасности и ценностей перед лицом разрушительных китайских действий. Политика может быть смоделирована по большей части на основе степени согласия между партнерами. Сферы сотрудничества с Китаем могут включать изменение климата, глобальное здоровье, международное миротворчество, ядерное нераспространение и экономическое развитие; но в этом сотрудничестве, трансатлантические партнеры не должны быть наивными. Они должны настаивать на поддающихся проверке действиях Китая, а не слушать пустые обещания, которые не будут выполняться.

2. Чтобы организовать эту инициативу, партнеры должны создать «Трансатлантический Координационный Совет по Китаю», как центральный форум обсуждений и взаимной координации среди соответствующих акторов касательно проблематичных действий Китая. Такой форум будет включать членов-государств ЕС и НАТО, вместе с органами ЕС и НАТО. Создание «Трансатлантического Координационного Совета по Китаю» позволит принимать решения, которые будут брать во внимание полный масштаб проблем, исходящих от Китая, включая решения, принятые в одной сфере, но затрагивающие другие.

3. Чтобы скоординировать трансатлантические возрения, партнеры должны разработать единую, всеобъемлющую, динамическую картину разведки стратегических действий Китая. Они должны основать консорциум союзнических на национальном уровне и партнерских разведывательных служб для сотрудничества в области аналитики и сбора разведданных о Китае.

4. Для разработки общих трансатлантических целей, партнерам предлагается рассмотреть следующее:

-разрабатывая свою политику в отношении Китая, стремиться минимизировать трансатлантические разногласия

-защищать общие трансатлантические интересы от влияния пагубной экономической, технологической и дипломатической практики Китая

-отстаивать демократические ценности и права человека

-сдерживать китайскую военную практику, которая может привести к вооруженному конфликту

-убедить руководство Китая в том, что в его интересах действовать в условиях нынешнего либерального международного порядка.

-сотрудничать с Китаем, где совпадают интересы, для достижения этих целей.

5. Для противостояния внутренней пагубной практике Китая в сфере нарушения прав человека и автократии, партеры должны:

-предпринять согласованные действия, в том числе с использованием предложенного механизма D-10, для продвижения ценности демократии, прав человека и важности надлежащего управления;

-продолжать настойчивое всестороннее стремление к независимому расследованию и миссиям по установлению фактов в Китае, с целью расследования нарушений прав человека, в том числе через Советы по правам человека Организации Объединенных Наций и ЕС;

-быстро аннулировать все договоры об экстрадиции с Китаем или Гонконгом в соответствии с принципом невысылки. Никакая другая страна не должна заключать новые соглашения об экстрадиции с Китаем; и
принять жесткое законодательство, ограничивающее экспорт европейских и американских технологий в Китай, которые могут использоваться для целей массового наблюдения, создать систему мониторинга для повышения прозрачности цепочек поставок и ввести углубленную оценку рисков для прав человека, а также ввести законодательство об ответственности для компаний, которые используют поставки и поставщиков, где есть риск принудительного труда.

6. Чтобы противостоять принудительной дипломатии Китая, чрезмерному сбору разведывательной информации и методам дезинформации, партнеры должны:

-коллективно реагировать на любой случай дипломатического запугивания одного партнера политикой «принуждение против одного - это принуждение против всех»;

-возобновить участие в международных организациях, чтобы ограничить власть Китая;
создать трансатлантические механизмы быстрого реагирования для нейтрализации китайской дезинформации; и

-зарегистрировать китайские группы «гражданского общества», действующие в трансатлантическом пространстве, дабы ограничить сбор разведывательных данных и повлиять на торговлю нелегальными субстанциями или крадеными вещами.

7. Чтобы противостоять хищнической экономической политике Китая, партнеры должны
исключить любые китайские товары и услуги из цепочек поставок, жизненно важных для национальной безопасности;

-для нестратегических секторов, несправедливо затронутых государственной экономической практикой Китая, создать основы для выборочного компенсирующего воздействия, включая ограничения на импорт и тарифы. Что касается других коммерческих продуктов и услуг для коммерческих пользователей - доступ к рынкам США и Европы должен зависеть от в целом сопоставимого доступа к внутреннему рынку Китая, также должна быть запрещена принудительная передача технологий;

-работать вместе для создания альтернативы китайской Huawei, за счет разработки систем 5G с открытой архитектурой;

-создать план противостояния для всех ключевых критических инфраструктурных цепочек поставок, чтобы избежать сильной зависимости от Китая, включая наличие достаточного количества не китайских компаний в цепочках поставок для критической инфраструктуры, чтобы у Китая не было в этом доминирующей позиции.

-обеспечить координированный трансатлантический подход для создания устойчивой архитектуры кибер безопасности бизнесу, как ключевого элемента по обеспечению защиты против китайского кибер шпионажа; и

-работать сообща для обеспечения инвестиций и технической помощи в секторах, связанных с изменением климата, окружающей средой, здоровьем и водой, как альтернативы китайскому спонсорству.

8. Для противостояния усилиям Китая по доминированию в глобальных технологиях, партнеры должны:
систематически обеспечивать знаниями индустрии и государственных акционеров о рисках тайной передачи технологий через бизнес и обмене исследованиями и достижениями с китайскими предприятиями

-поддержать исследования и развитие в стратегических секторах и защитить индустрии от нечестным оразом субсидированной конкуренции на внутреннем и глобальном рынках

-увеличить присутствие США и союзников в институциях, устанавливающих технологические стандарты

-блокировать передачу технологий в Китай, которые могут помочь развитию китайского военного потенциала, даже косвенно.

9. Чтобы противостоять глобальным и региональным военным проблемам, исходящим от Китая, партнеры должны:

-увеличить военные возможности Европы, так чтобы у нее была эффективная система защиты, в случае конфликта в Азии, который заберет силы и внимание США;

-увеличить сдерживание в Азии, путем донесения информации до Китая о том, что союзники НАТО не останутся в стороне, если Китай атакует силы США в Азии;

-обязаться защищать свободы во всеобщем пространстве через НАТО;

-предотвратить последующие стратегические инвестиции Китая в страны НАТО, которые будут замедлять принятие решений или мобилизацию НАТО во время кризиса;

-организовать НАТО, чтобы дать ему максимальные возможности для противодействия вызовам со стороны Китая; и

-создать Совет НАТО-Китай, схожий с Советом НАТО-Россия, для обсуждения вопросов безопасности с Китаем.

10. Эти консолидированные усилия не должны быть единым комплексом всеобъемлющих требований. Общая трансатлантическая стратегия по отношению к Китаю должна быть, где нужно, скоординированным усилием по сдерживанию пагубного поведения Китаям и, где возможно, - сотрудничеством. Воплощение этих усилий более реально если «есть слона по кусочкам», что позволит сформировать вокруг них консенсус демократических наций. С появлением конкретных трансатлантических инициатив, необходимо будет также их балансировать с учетом национальных приоритетов.

Перевод: Ирина Харив
~
До теми:
Made on
Tilda