Третья Глобализация

и политика «нового государственного капитализма»

Strategic Group Sofia


Автор и руководитель проекта – Ермолаев Андрей (апрель 2020 г.)

Вместо предисловия. Цель этого доклада – представить в общих чертах модель полит-экономического развития Украины в условиях начавшейся в мире Депрессии 2.0.

Докладная форма изложения позволяет ограничиться общими констатирующими положениями. В отличие от исследовательских и аналитических текстов, доклад позволяет в сжатой форме дать только общие характеристики Нашего времени, сформулировать ключевые задачи национального стратегирования в новых условиях и дать краткий перечень предложений, связанных с полит-экономическим моделированием в этих условиях.

Целый ряд существенных аспектов - административно-территориальная реорганизация страны, изменения в политической системе, гуманитарная и социальная политики - останутся за пределами доклада.
I
Третья Глобализация
Кризисы последних двух десятилетий напомнили всем, что независимо от разнообразия новых определений, современный нам мир по-прежнему движется в рамках капиталистической мир-системы. Рынок и товарное производство, капитал и рабочая сила, прибавочная стоимость вот уже несколько столетий определяют основное русло развития всей сложной системы общественных отношений.

Рожденный в эпоху формирования «мировой торговли», капитал постепенно проник во всех сферы жизнедеятельности, добрался до самых дальних уголков планеты, связал в единый экономический комплекс самые разные по природе и происхождению уклады жизни и способы хозяйственной деятельности (о генезе капитала, трансформационных циклах накопления – в работе «Есть ли будущее у глобальных «фабрик людей», Андрей Ермолаев, Часть 1; Часть 2).

В отличие от докапиталистических способов экономической деятельности, капитал «запрограммирован» на расширение – пространственно-территориально и по сферам деятельности. Капитал – «вирус», ломающий барьеры государственных и социо-культурных границ, ослабляющий иммунитет старых традиций, привычек и укладов. Капитал – «вирус глобализации».
«Глобализация – это движение в направлении сокращения и уничтожения барьеров в международном хозяйственном обмене. Речь идет о преодолении барьеров естественных, физических, в результате чего все меньше становится того, что «за горами, за лесами», и все больше того, что оказывается на расстоянии вытянутой руки. Особую роль играет здесь технический прогресс. Но и его недостаточно, если не выполнено второе условие – устранение созданных человеком политических барьеров»
Гжегож Г. Колодко, «Мир в движении»
1) Торгово-колониальная глобализация
Фритрейдерский капитализм стал основой первой глобализации, которая вошла в историю как эпоха британского мирового господства (Pax Britannica). Мир был объединен всеохватной торговлей, в которую были вовлечены несколько десятков существовавших тогда государств, большая часть из которых были колониальными империи. Эта эпоха вошла в историю и как «золотой век» капитализма, сопровождавшийся свободой рынка и бурным ростом промышленности, созданием национальных государств, рождавшихся в буржуазных революциях и во внутренних гражданских войнах.
«(…) XIX в. принес с собой явление, совершенно неслыханное в летописях западной цивилизации, а именно – Столетний мир 1815-1914гг. Если оставить в стороне Крымскую кампанию – войну до известной степени колониальную по своей природе, - то окажется что Англия, Франция, Пруссия, Австрия, Италия и Россия воевали между собой в общей сложности не более полутора лет. Аналогичные расчеты по двум предшествующим столетиям дают в среднем 60-70 лет крупных войн в каждом. Между тем, даже самое яростное из столкновений XIX в., франко-прусская война, продолжалась меньше года, а побежденная нация смогла выплатить неслыханную по тем временам контрибуцию без каких-либо последствий для валютных систем соответствующих государств»
Карл Поланьи, «Великая трансформация»
Первая глобализация основывалась на относительных свободах перемещения капитала, товаров, и услуг, при фактически полном отсутствии свободы перемещения рабочей силы. Более того, большая ее часть, особенно – в периферийной (преимущественно колониальной) части мировой экономики, была в положении административно-правовой зависимости (разные формы крепостного права) и сохраняющегося рабовладения.

Промышленная революция и рост новых социальных противоречий (классовые конфликты, кризис в отношениях метрополий и колоний, национально-освободительные процессы) к началу ХХ века стали главной причиной конфликта держав, балансировавших свои интересы на протяжении всего предыдущего «Столетнего мира». Рынки, ресурсы, рабочая сила стали «яблоком раздора», что в итоге и стало причиной начала Большой мировой войны (1904-1975).

По мере разворачивания Большой мировой войны место ослабевшей Британской империи занял новый экономический лидер – США, ставший по итогам т.н. «первой мировой войны» (1914-1918) главным кредитором воюющих сторон и основным геополитическим выгодополучателем.
2) Промышленно-финансовая глобализация
Милитаризация экономик в условиях Большой войны на добрых 4 десятилетия обеспечила успешное функционирование новой, пост-либеральной политэкономической модели – государственно-монополистического капитализма (ГМК). ГМК и Великая Депрессия 1929-33гг стали «могильщикам» прошлого фритрейдерского капитализма. Старый либеральный рынок, основанный на торговле и «балансе интересов» навсегда ушел в прошлое. Монополии, объединяющие воедино экономический и административно-силовой капитал, и новые, основанные на вынесении производства и промышленно-технологических инвестициях, транснациональные связи предопределили новый виток глобализации, известный как «новый американский век» (Pax Americana). Его особенностью стало противостояние двух систем социальной организации государственно-монополистического капитализма – в оболочках «западной демократии» и «социалистического эксперимента» (СССР и его союзники по т.н. «соцлагерю» по итогам второй мировой войны 1939-1945гг.). При этом, закрытость т.н. «социалистического лагеря» обеспечивала несомненные конкурентные преимущества для западного мира.

По итогам второй мировой войны и реализованного с хирургической точностью американского «плана Маршалла» для Европы, а точнее – для обескровленных бывших территориальных империй Европы («кредиты и инвестиции в обмен на де-колонизацию») сформировался новый режим функционирования глобального рынка – нео-колониализм, где главными актором стал транснациональный капитал (ТНК).

Загрузка американской экономики заказами согласно «плану Маршалла», товарные кредиты в обмен на сворачивание присутствия старых европейских империй на рынках собственных колоний, господство технологических стандартов и энергетическая зависимость Европы от США (поставки североамериканской нефти, доминировавшие до конца 1960х) – все это обеспечило США резкий подъем и неоспоримую геополитическую гегемонию на Западе.

И в этом смысле европейский интеграционный процесс, начавшийся с «Европейского объединения угля и стали» и воплотившийся в итоге в ЕС, можно рассматривать как политику «высвобождения». В первые десятилетия ХХI века геоэкономический «развод» с США и демонтаж американской гегемонии в Европе стал, по сути, общеевропейским курсом, свидетельство чему – отказ ЕС от единой зоны свободной торговли с США и принятие программ PESCO (новая европейская безопасность, 2017г.), включая собственную армию ЕС, инициацию новой пост-минеральной модели экономики («Киотский процесс») и «Нового Зеленого курса» (2020г.), Единый цифровой рынок ЕС (DSM), и др. Но почти полстолетия Европа была «младшим геополитическим братом» США и важным элементом «Pax Americana».

В 1950-1970-е годы ново созданная Бреттон-Вудская финансовая система (МВФ и Мировой банк), новые институты глобальной координации и «ограниченного суверенитета» (ООН, ГАТТ-ВТО), двух-блоковая геополитическая архитектура миро-порядка (НАТО и блок «Варшавского договора») впервые вывели глобализированный мир в координаты устойчивого над-национального управления. На смену торговой глобализации пришла глобализация промышленно-финансовая, с вынесением производства в страны-нео-колонии, с созданием новой ресурсной базы (добыча ископаемых), с формированием сложных транснациональных производственных цепочек («сырье-переработка-НИОКР-готовая продукция-рынки сбыта») и соответствующей финансовой, торговой и транспортно-логистической инфраструктурой.

Большая часть бывшего колониального мира, получив шанс на государственность в условиях нео-колониализма, встраивалась в систему международного разделения труда на основе типовой модели т.н. «догоняющей модернизации». Их рынки и ресурсы (сырье, рабочая сила) соподчинялись интересам ТНК и правительств, поддерживавших интересы транс-национального капитала с помощью двух сил - кредитов и оружия, и обеспечивавших безопасность лояльных политических режимов.
«(…) В целом страны «третьего мира» - своего рода рай для капитализма, предлагающий условия жизни, какими они были в Европе и Соединенных Штатах в XIX веке при уровне доходов гораздо выше, чем он мог бы быть сегодня в какой-либо стране с сильными экономическими законами. Класс компрадоров получает щедрую компенсацию за свое сотрудничество. Его лидеры набивают себе карманы иностранной помощью, направляемой правительством США. Стабильность обеспечивается силами безопасности, которые вооружаются и проходят подготовку в Соединенных Штатах по последним технологиям террора и репрессий»
Майкл Паренти, «Власть над миром»
Большая мировая война, с паузами на локальные войны и «холодную войну», длилась почти 7 десятилетий. И лишь очередной цикличный кризис (1973г.) и нарастающее сопротивление в рамках антиколониального движения вынудили двухполюсный мир к геополитическому компромиссу, возможно – самому крупному в политической истории ХХ века. В 1974 году Организация объединенных наций под давлениям стран-участников «движения неприсоединения» (нео-колонии, боровшиеся за право на успешную модернизацию) принимает Резолюцию о новом экономическом порядке, защищающем права стран т.н. «третьего мира», большинство из которых было образовано из колоний в 1930-1950 гг. А в 1975 году на конференции по безопасности в Хельсинки была принята Хельсинская декларация, претендовавшая на фундамент для нового геополитического миропорядка.

Эти инициативные коллективные решения опережали время на несколько десятилетий. Реальная трансформация мира – экономическая и геополитическая – была возможна лишь при условии полного разрушения нео-колониальной модели и формирования устойчивого много-полюсного мира.

Но вместе с тем, вторая глобализация – или «вестерн-глобализация по-американски» - обеспечила международное разделение труда и фактическую «глобальную индустриализацию», выпустила из-под контроля политической власти отдельных государств транснациональные структуры (ТНК), влиявшие теперь на экономические и политические события даже больше, чем национальные правительства.

Признание общечеловеческих ценностей как необходимой основы миро-устройства и права человека, международное право, модель «социального государства», новые гарантии защиты труда, расширение прав на свободу перемещения, глобальные институты, координирующие политику стран-членов ООН в области экологии, здравоохранения, защиты культурного наследия и др. – все это стало новым базисом для глобального со-развития.

Вторая глобализация, или вестерн-глобализация, практически на всей своей протяженности характеризовалась ограниченностью всех т.н. экономических свобод. Возможности перемещения капитала были ограничены экономическими границами двух систем – «западной демократии» и «соцлагеря». То же касалось товаров и услуг. Перемещение рабочей силы было купировано двуполярной системой. Вторая глобализация актуализировала и необходимость «пятой свободы» - свободы и доступности технологий. Собственно, технологические войны и стали особой, специфической чертой второй глобализации и во многом стали причиной ее завершения и стагнации.

Вместе с тем, кризис и распад СССР в начале 1990-х привел ко временному всплеску свобод и господству нео-либерального механизма «всеохватности». Еще никогда в истории капитал не был так свободен в сфере финансов: международные кредитные пирамиды, рисковые инвестиции и спекулятивные игры на глобальных рынках.

Транс-национальный характер производственных связей позволял теперь глобальному финансовому капиталу реализовывать и структурные изменения мировой экономики: центры высокотехнологических разработок – в США и Европе, сырьевая база в странах со слабой индустриальной базой (Африка) или трофейной экономикой (страны бСССР), и смещение мирового промышленного сектора в сторону мобильных и дисциплинированных азиатских обществ (феномен «экономических драконов» - Япония, Южная Корея, Тайвань, Малайзия, и др.).

Но временная геополитическая и геоэкономическая однополярность, установившаяся с 1990х годов после распада бСССР, нарушила и старое равновесие «двух лагерей», ускорила глобальную конкуренцию.

Экономический успех Китая в этот период, как нового центра роста, существенно отличался от предыдущих «азиатских тигров». По существу, Китаю удалось то, что не получилось у закрытого и бюрократизированного бСССР. Накануне новых технологических переворотов и глобальных трансформаций Китай предложил миру глобальную альтернативу, которая, казалось, невозможна после краха бСССР и распада соцлагеря.

Китай создал новую и эффективную модель управления развитием, сочетавшую капиталистический уклад и социальное государство социалистического образца, обеспечил новый характер партнерства государственного и частного капитала, плановое реинвестирование в новые технологические уклады. И благодаря этому за пару десятилетий стал не просто «объектом инвестиций», а альтернативным центром накопления мирового капитала. Идеологической альтернативой обанкротившегося неолиберализма стала идея «человечества общей судьбы» (плюрализм гуманного развития), предполагающая дальнейший путь глобализации на основе многообразия социальных систем, неконфликтности отношений и геопространственного сотрудничества. И если бСССР ограничивался «лагерями союзников» и закрытыми границами, Китай реализует политику «пояса-пути», как практического воплощения предложенной идеи.

Успех Китая, собственно, и подвел черту под кризисной, конфликтной второй глобализации, которая перестала быть «вестерн-глобализацией».
3) Третья глобализация: ультра-глобализм
Третья глобализация разворачивается на наших глазах.

И в прошлом, при трансформационных переходах, мир сотрясали испытания, которые воспринимались людьми не иначе как «хаос» и «крах порядка».

Pax Britannica рождался после наполеоновских войн, потрясших старую европейскую аристократию и королевские дома. «Священный союз» и последовавший за ним «мирный век», сопровождавшийся промышленным бумом, активным освоением колоний и целой чередой национальных революций, представлялся устойчивой и прогрессивной миро-системой. Шок от начала Великой мировой войны и растущего всеохватного милитаризма, казалось, тоже обрекает мир на хаос и распад. Собственно, вся (или почти вся) эпоха Pax Americana была эпохой бесконечных войн, потрясений, малых и больших кризисов. В эту эпоху кризисы разного масштаба стали своеобразной социальной технологией управляемого развития и расширения капитала.

Условно, конечно, но первую глобализацию можно охарактеризовать как «глобализацию с помощью общего порядка», а вторую – как «глобализацию с помощью кризисов» («капитализм катастроф» - термин, предложенный Наоми Кляйн применительно к капитализму ХХ века).

В этом контексте, переживания событий двух десятилетий 21 века соразмерны и прошлым переживаниям. Апокалиптичные оценки доминируют над оптимизмом. Глобальный финансовый кризис 2008-2009 гг, многочисленные военные конфликты, миграционный кризис, пандемия коронавируса и разворачивающаяся Депрессия 2.0 многими воспринимаются как звенья «цепи распада». Неслучайно самым популярным в последнее время стало утверждение о новом хаосе, крахе миропорядка, и даже конце глобального мира.

Но глобальный мир – материальная реальность, и от него никто не сможет убежать ни в «национальную квартиру», ни в закрытый «блок союзников».

На смену ведущих мировых производительных сил (военно-промышленного комплекса и микро-электроники) приходят новые – информационно-коммуникационный, медиа-промышленный и медико-промышленный комплексы.

Глобальные производственные цепочки и целые геоэкономические кластеры, мировая коммуникационная паутина, интегрированные региональные экономики и целая система глобальных структур, координирующих и регулирующих международные отношения, все это – уже функционирующий продукт двух предыдущих циклов глобализации. Благодаря интернету в общем доступе оказались мировое научное и культурное наследие, образовательные ресурсы, прямая коммуникация практически в любой области деятельности – от бизнеса и научных проектов до межличностных связей. Новый мир стал не только интер-национальным, но и интер-классовым, интер-персональным.

Старый глобализм, опиравшийся на территориальную экспансию, военное господство, монополию на идеологию развития – действительно уходит. Новый ультра-глобализм внесет существенные коррективы в управления «свободами», на которых традиционно растет влияние и обеспечивается максимальная прибыльность капитала.

Контроль, ограничения и управление придут на смену старых свобод. Перемещение труда будет квотироваться и жестко регулироваться. Свободы перемещения товаров и услуг во многом будут ограничены протекционизмом. Свобода капитала, в свою очередь, будет наталкиваться на государственно-капиталистический пропускной «фильтр», ограничения в спекулятивных операциях, и на контроль за происхождением капитала. Пятая свобода, ставшая особенно актуальной с началом «гонки технологий», - свобода распространения и внедрения новых технологий – также окажется в зависимости от «центров разработки решений».

В тумане хаотичного перехода уже просматриваются черты следующей мир-системы, рождение которой напоминает картину Сальвадора Дали «Геополитический человек» (в Наше время корректнее было бы – «диджитал-человек»).
Первое. Выдвижение на передний план новых производительных сил – медиа-промышленного, информационно-коммуникационного, медико-промышленного комплексов - влекут за собой революцию в организации капитала, глобальную финансово-монетарную трансформацию и структурную реформу сложившегося глобального разделения труда.
«Тяжелые» промышленно-финансовые ТНК, чьи активы разбросаны по всей планете, уступают или сами трансформируются в гибкие «платформы», обеспечивающие связь производителя с потребителем с целью достижения максимальной эффективности бизнес-решений и минимизации рисков.
«(…) Сегодня мы наблюдаем ранние стадии нового промышленного потрясения, причем более широкого и масштабного. Трудно вспомнить какую-нибудь значительную кампанию в любой сфере рынка, которую не затронула бы накатывающаяся технологическая волна. В новую эпоху успешными будут те компании, что объединяют в себе разум и машины, продукты и платформы, ядро и толпу, причем делают это совершенно не так, как большинство современных предприятий. Владельцы бизнеса, которые не берутся за преобразования, предпочитая поддерживать нынешнее технологическое и организационное состояние, делают тот же выбор, что и трасты, решившие (- в конце ХIХ–нач. ХХ вв., - авт.) полагаться на пар или групповой привод. И судьба их ждет такая же
Э.Макафи, Э.Бриньолофсон, «Машина. Платформа. Толпа»
Огромные накопленные производительные активы (от предприятий до транспорта и плановой услуги) в таких условиях будут задействоваться максимально рационально, с возможностью долгосрочного планирования, проектирования и коррекции конечного продукта.

По существу, мир у порога олигополистических «глобал-планов» и «глобал-снабов» (- условное созвучие с известными советскими «госснабами» и «госпланами», - авт.), которые делают всю систему мировой экономики все более синхронизированной, с «учетом и контролем».

Накопленные и планируюемые новые производительные активы (с издержками на их создание, технологическую поддержку и кадровое обеспечение) станут сферой риска капитала условного «среднего звена», который будет вынужден конкурировать за потребителя во всех точках мира, искать кластерные связи и долгосрочные заказы с возможностью постоянного технологического обновления. На первое место выходит новация, связь продукта с потребительским запросом, универсальность доступа платформ для разных рынков. Кажется, капитал достиг того предела, который Карл Каутский называл «сверх (ультра)-империализмом».

«Экономика платформ» более адекватна и эффективна для олигополистического капитала, чем старая и конфликтная система конкурирующих ТНК. По мере развития, она сформирует пирамидальную и многоукладную структуру всей глобально-капиталистической мир-системы: «платформы» - ТНК - национальные компании регионального и национального уровня – архаичные формы хозяйствования, «встроенные» в рыночные отношения.

Геоэкономическая много-полярность олигополии требует и большей гибкости мировой валютной системы, которая позволяла бы конкурировать нескольким эмиссионным центрам и, соответственно, была обеспечена реальным стоимостным эквивалентом. «Золотой стандарт» остался в прошлом. Национальные ресурсы, контролируемые государствами, и новая «диджитал-собственность» становятся новым материальным эквивалентом резервных валют. Эксперименты с цифровой валютой (биткоин и др.) сделали возможной подготовку денежно-валютной реформы на национальном и транс-национальном уровнях со стороны влиятельных геоэкономических центров. «Крипто-юань» (Китай), крипто-валюта ЕС (проект), цифровой «инвестиционный рубль» (инициатива в РФ), – первые свидетельства начавшегося системного перехода к глобальной мультивалютной системе. В отличие от первых криптовалют, функционирующих без какого-либо «обеспечения», как своеобразный спекулятивный диджитал-вексель, национальные и региональные крипто-валюты могут стать новой РЕАЛЬНОЙ валютой, обеспеченной резервами, накоплениями и собственностью эмитентов.

Закат «Pax Americana» и переход к многополярному миру с неизбежностью ведет и к много-полярной валютной системе, с несколькими эмиссионными центрами, «региональными корзинами валют» и, возможно, общим резервным и платежным средством по аналогии с SDR (эмитент - МВФ), как универсальное средство в отношениях нескольких валютных систем.

В свою очередь, «гонка технологий» и создание новых секторов реальной экономики в странах и со-обществах лидерах требуют упорядочить миграционные потоки, оптимизировать старые производственные и торговые цепочки, сбросить ненужные производственные издержки на местные (национальные и региональные) экономики.
Ультра-глобализация потребует управляемой глокализации – для баланса ресурсов, потребления, управляемого контроля за распределением совокупной прибыли между обществами «высоких стандартов» и «обществами низких стандартов».

Пандемия коронавируса сыграл роль своевременного «катализатора» для такой структурной реформы.
Трудовая миграция будет переориентирована на ограниченное и квотированное перемещение. Отток части мигрантов на родину, стихийные протекционистские мероприятия в условиях карантина и намерения местного капитала сыграть на так называемом «импорто-замещении» (особенно в секторах, ориентированных на внутреннее потребление, частично – старые индустрии) на самом деле - вполне удачное стечение исторических обстоятельств. Затратные и емкие производства могут быть обеспечены в национальных и региональных рамках, связывая местную низкоквалифицированную рабочую силу и сдерживая миграционные настроения.

Передовые сферы, требующие научной поддержки, знаний и современной квалификации, по-прежнему будут «свободно доступны».

Второе. Ключевое значение приобретают эффективность и устойчивость социальной организации обществ, обеспечивающие им социально-классовую устойчивость, высокий уровень инвестиций в образование, науку, здравоохранение, социальную инфраструктуру жизнеобеспечения.

«Производство человека» как уникального нового «товара», обладающего способностью продавать свои творческие качества и трудовые навыки, адаптироваться к разным культурно-потребительским системам – сущностная черта нового глобального капитализма. Социальный капитал и человеческий капитал становятся определяющими конкурентными преимуществами. Конкуренция за социальный и человеческий капитал, как в плане вовлечения в орбиту развития, так и возможная управляема деградация социальных систем (наций, религиозных и культурных со-обществ) станет передовой «линией фронта» в борьба за глобальное влияние.

Производство локализованных культурно-потребительских миров (со своим «миром идей» и «миром вещей») будет формировать и новую «карту» мира, в которой национальные структуры, рожденные предыдущим «американским веком», будут постепенно инкорпорироваться в мега-сообщества (европейское сообщество – «передовая» такой перспективы).

Третье. От территориального и финансового империализма страны-лидеры переходят к политике «технологического империализма», что во многом будет определять характер конфликтов и способы их разрешения. Лидерами среди стран и межстрановых альянсов будут те, кто обеспечивает непрерывное развитие и внедрение технологий передовых 5-го и 6-го технологических укладов.

Старая геополитика также постепенно уходит в прошлое вместе со старыми войнами и мощью военно-промышленного комплекса. На смену геополитики приходит геоэкономика, с ее «дипломатией сделок» и новым частно-государственным корпоративизмом, с кибер-войнами и геокультурными стратегиями, которые нацелены на создание интегрированных мега-сообществ («культурных миров»).

Так называемые «новые войны» (термин «гибридные» популярен, но толкуется слишком вольно) будут вестись с применением не витального «оружия» - когнитивного (медиа, коммуникации), технологического (ограничения, конкурентное подавление за счет «гонки технологий» и внедрения «закрывающих технологий»), кибернетического (особенно учитывая уровень «диджитализации» технологических процессов, а также правовых, торгово-экономических и даже дипломатических отношений), экологического и др.

Четвертое. Новой чертой глобального мира является общее диджитал-пространство, обеспечивающее контроль за жизнедеятельностью практически каждого человека, независимо от гражданства, места проживания и социального статуса. Мир, разделенный на государства и региональные союзы, будет един в «цифровом измерении». Возможности «Искусственного Интеллекта» обеспечат невиданные в истории контроль и зависимость каждого человека от систем регистрации, пропусков и доступов, цифровых статусов и личных рейтингов. В этом смысле, новый глобальный мир в человеческом измерении – реакционный глобализм, который футурологи справедливо называют глобальным цифровым тоталитаризмом.

Пятое. Миграционный кризис, экологические и пандемические угрозы, глобальный характер финансовых потрясений и грядущей депрессии объективно повышают уровень координации национальных правительств и межгосударственных альянсов в проведении общих антикризисных политик.

Финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. («буревестник» грядущей Депрессии 2.0) связан с крахом «пирамиды» спекулятивного капитала, и был вовремя купирован антикризисными кредитными программами. Но, по большому счету, впервые в экономической истории политическое взаимодействие правительств, межправительственных структур и национальных бюджетов позволило ограничить права и возможности глобального спекулятивного капитала, провести общую политику погашения «финансовых пузырей» без больших потрясений для реальной экономики. Вместе с тем, издержки кризиса стали своеобразным «отложенным долгом», который взяли на себя государства и межгосударственные организации, обменяв социально-экономическую стабилизацию на компенсационные потери, с отложенными долгами на будущее.

Вероятнее всего, контур глобального взаимодействия и развитие наднациональных структур координации и коллективного управления кризисами будет развиваться и дальше. «Большая двадцатка» и ООН, ВОЗ, МАГАТЭ, ЮНЕСКО и пр. структуры, рожденные в прошлом цикле глобализации, будут усиливать свое влияние и ограничивать реальный суверенитет всех без исключения акторов, лидеров и аутсайдеров. Экологические, биологические и культурные ограничения потребуют более жесткого контроля за поведением рисковых инвесторов, их крупными проектами и их корпоративным лоббизмом.

Олигополистический капитал, стремящийся к усилению своих интересов и увеличению прибылей на глобальном и региональном уровнях, будет сталкиваться с интересами правительств, международных структур и государственно-частных интересов.

Как уже утверждалось, третья глобализация будет разворачиваться в условиях реорганизованного глобального разделения труда, с локальными кластерами (региональные объединения и отдельные национальные экономики). А это, в свою очередь усилит конфликтность глобального, олигополистического капитала с национальными правительствами, межгосударственными альянсами и международным структурами.

Шестое. В условиях «технологической гонки» и геокультурного «огораживания», корпоративные государства из развивающегося и «третьего» миров сталкиваются с реальной угрозой банкротства и внешней кредитной кабалы, и - даже распада. Ставка на экспортные модели, где определяющей была сырьевая ресурсная база (ископаемые и продукция первичной переработки), в возникающих новых условиях – бесперспективна. Особенно учитывая грядущие энергетические революции, связанные с переходом на возобновляемые ресурсы и более эффективным использованием ядерной энергии, внедрением новых материалов с применением нано-технологий.

Реализация собственных прорывных программ и участие в региональных (коллективных) программах развития потребует смены модели взаимодействия государства и национального капитала. Другими словами, чтобы избежать внутренних кризисов, потрясений распадом, необходимо переходить к модели, консолидирующей национальный капитал и государство.

Ограниченный суверенитет и внешняя зависимость большинства молодых государств, появившихся на протяжении прошлого ХХ века, стали причиной печальных прогнозов о «быстрой смерти» национального государства и даже рождении новых «империй».

Возникший после кризиса 2008-2009 гг конфликт торговых свобод и национально-региональных протекций подтолкнул ряд развивающихся стран к созданию новых инструментов защиты интересов своих экономик. Суверенные фонды, банки развития, программы государственно-частного партнерства, обеспечивавшие дополнительную силу и защищенность производителям на внешних рынках, внешнеэкономический государственный и региональный лоббизм стали новым инструментом по защите своих интересов и их продвижению вовне. Такую модель развития в условиях трансформации и перехода в следующий цикл развития можно определить как политику нового государственного капитализма.
Справочно.
Термин «суверенные фонды» или «фонды благосостояния» появился в 2005 году. Наряду с валютными резервами национальных банков и правительств, суверенные фонды обеспечили дополнительные способы и возможности геокономического влияния при проведении национальной экономической политики как внутри, так и вовне. Среди нескольких десятков стран, создавших такие фонды, только одна представляет Европу, - Норвегия. Совокупная стоимость активов всех суверенных фондов в 2005 году составляла порядка 5-6 трлн долл. США, к настоящему времени их стоимость (финансовые средства, ценные бумаги, инвестиционные вложения) оценивается в 10 и больше трлн долл. Среди лидеров – Китай, РФ, Бразилия, страны Ближнего Востока.
Государства, освоившие механизмы нового государственного капитализма, уже сейчас обеспечили себе дополнительные преференции в борьбе за рынки сбыта и выгодных инвестиций в ресурсы развития (сырьевая база, вынесение производства, конкуренция технологий и технологических стандартов), а также новые инструменты «гибридного влияния» на политические режимы стран, которые являются предметом особого интереса (геоэкономические интересы, региональная безопасность или геокультурное влияние).
«Современное возрождение геоэкономики, ныне заметное в глобальном масштабе, подразумевает серьезные, структурные изменения самой логики и тактики внешней политики. Иногда вполне достаточно просто поиграть геоэкономическими «мускулами» для достижения геополитических целей – вспомним о 12 миллиардах долларов, которые поступили в Египет из стран Персидского залива в течение нескольких недель после отстранения от власти бывшего президента Мурси»
Р.Блэквилл, Д.М. Харрис, «Война иными средствами»
Таким образом, в годы Депрессии 2.0 и посткризисного восстановления наиболее вероятны национально-региональный эгоизм, укрепление региональных альянсов и широкое внедрение моделей «нового государственного капитализма» (в региональных альянсах – с высокой координацией интересов в пределах общего социально-экономического пространства).

Седьмое. Лидерами «технологической гонки» и, соответственно, конкурентными центрами накопления капитала, вероятнее всего, станут США и Китай.


Геоэкономическая стратегия Китая на «расширение» будет в ближайшие десятилетия сконцентрирована на реализацию проекта «Пояс – Путь», конечная цель которого – формирование общего экономического пространства на континенте, включающем страны Европы, Евразии, и Востока. Драйвером этой стратегии может стать быстро укрепляющаяся организация ШОС, фактически «поглощающая» слабый ЕАЭС (Россия+).

Провал проекта единого трансатлантического сообщества (США+ЕС) и системный кризис ЕС в условиях пандемии и начавшейся Депрессии 2.0 создает уникальную историческую предпосылку для реализации «китайского плана Маршалла», а вернее – своеобразного «Шелкового плана» для участников и партнеров по проекту «Пояс – путь» (что, кстати, вписывается в китайскую стратегию долгосрочного развития Go Global, наряду с продвижением китайских корпораций в Африке).

Новый виток борьбы за континент между США и Китаем развернулась в условиях пандемии коронавируса, и будет набирать обороты. Вероятнее всего, именно судьба всего евро-азиатского континента (общее пространство или континентальный водораздел) и будет основной интригой в борьбе за лидерство между США и Китаем на ближайшие десятилетия.

Сбудется ли прогноз Карла Каутского столетней давности, сегодня сказать сложно. Но все же к этим словам стоит прислушаться:
«Сильная конкуренция гигантских предприятий, гигантских банков и миллиардеров порождает идею о картелях финансовых королей, поглощающих более слабых. Так может случиться и в настоящей мировой войне между империалистскими великими державами. Союз сильнейших из них может положить конец соперничеству в вооружении. Исходя из чисто экономической точки зрения, не исключена возможность того, что капитализм пройдет еще одну фазу. Система картелирования будет перенесена во внешнюю политику. Наступит фаза сверхимпериализма»
Карл Каутский, «Империализм»
II
Национальное стратегирование в эпоху ультра-глобализма
В экономике XXI века главными акторами становятся государства-корпорации и крупные региональные союзы.
«(…) некоторые наиболее могущественные страны мира, особенно так называемые растущие державы, охотно прибегают к геоэкономике. (…) Это не означает, конечно, что они пренебрегают военной мощью (рост военных расходов в Китае, России, странах Персидского залива говорит об обратном). Для сегодняшних наиболее успешных геоэкономических держав геоэкономические и военно-политические аспекты государственности, как правило, носят взаимодополняющий характер (…). Вторым фактором современного возрождения геоэкономики является то обстоятельство, что нынешние государства имеют гораздо больше экономических ресурсов в своем непосредственном распоряжении, чем в предыдущие эпохи. Иными словами, налицо возвращение – в новой форме – государственного капитализма. Подобно геоэкономике, государственный капитализм – не изобретение наших дней, но он явно восстанавливает былые позиции. Еще один фактор возрождения геоэкономики связан с изменениями на мировых рынках, в частности, современные рынки – более емкие, скоростные, интегрированные и с большей долей заемного капитала, чем когда-либо прежде – оказывают прямое влияние на геополитические решения конкретных стран. (…)»
Р.Блэквилл, Д.М.Харрис, «Война другими средствами»
В отличие от государств-наций, государства-корпорации не ограничиваются «жизненным пространством» собственного общества-нации. Они живут в рамках интересов и возможностей капитала, привязанного к территории, но продвигающего свои проекты с помощью государства в региональных и транс-региональных масштабах.

Общественная система уже не мобилизуется за счет дисциплины, репрессий и идеологии национальной мобилизации, а укрепляется за счет привлекательности условий и организации жизни. Проще говоря, конкурируют не идеологии, а социальные организации обществ: социальные институты и качество жизни, объем и эффективность государственных социальных и гуманитарных инвестиций, толерантность и возможности самореализации, и др. В привлекательные социальные организации человеческий капитал «вливается» самостоятельно, люди инвестируют себя в новую систему путем миграции, участия в экономических, научных, творческих и пр., проектах, инвестируют в образование своих детей в той или иной стране, и т.д. Собственно, так и обеспечивается выгодный переток квалифицированной рабочей силы и образованного человеческого капитала. Отток мигрантов из Украины в страны ЕС или в РФ – яркие примеры этого процесса. Для государств ключевое значение приобретает эффективность и продуманность государственной миграционной политики (привлечение человеческого капитала, а также отбор и ограничения, в зависимости от культурных, возрастных и профессиональных приоритетов).
Новый государственный капитализм (далее - НГК) – это не старая модель государственно-монополистического капитализма, ставшая в свое время почвой для милитаризации экономик и создания «тоталитарный моделей» первой половины ХХ века.

НГК в условиях ультра-глобализма – это политика корпоративного государства с целью укрепления экономического суверенитета, с опорой на национальный (и связанный с ним транс-национальный капитал) в условиях новой многополярной глобализации.
В основе политики НГК - новые механизмы взаимодействия с частным капиталом (крупным, средним, а также со средой малого бизнеса), протекция национально-частных интересов на глобальных рынках, укрепление государственного сектора в сферах, обеспечивающий безопасность и конкурентные преимущества национальной экономики.

Государства, которые в новых условиях продолжают проводить политику «открытого рынка» и свободной конкуренции, с ограничением государства как участника и игрока, превращаются в доступный трофей чужих стратегий: потеря контроля над ресурсами развития, утрата внутреннего рынка, зависимость от технологического порта, потери человеческого капитала.

Государства, освоившие инструменты геоэкономической конкуренции, становятся новыми центрами роста и накопления. Таков восходящий тренд первой половины XXI века.
Особенности политики «нового государственного капитализма» (НГК):
  • Контроль за внутренним рынком, «разумный монополизм» как элемент национальной экономической безопасности в жизненно важных отраслях.
    Инструменты. Государственно-частное партнерство, национальные проекты и целевые государственные программы поддержки национальных компаний, создание государственно-частных предприятий, создание суверенных гарантийно-накопительных, инвестиционных, инновационных и лизинговых фондов.
  • Внешнеэкономическая политика: конкуренция за рынки сбыта, участие в гео-проектах и доминирующие технологии.
    Инструменты. Политика санкций и преференций, поддержка технологических инвестиций с участием национальных компаний, кредитная и дипломатическая поддержка геоэкономических инвестиционных проектов с участием государственных банков и национальных компаний.
  • Конкуренция за ресурсы развития (энергоресурсы и др. сырьевые ресурсы, продовольствие, новая транспортно-коммуникационная инфраструктура).
    Инструменты. Государственные предприятия в ключевых сферах с долей контроля не менее 25% (добыча и первичная переработка сырья, производство и экспорт продовольствия на внешние рынки, поддержка компаний-экспортеров услуг и технологий (в том числе, технологий индустриального уклада на рынки развивающихся стран), лоббирование и сопровождение национальных государственных, частных и государственно-частных компаний в международных инфраструктурных проектах (напр., в проектах «Пояс-Путь»).
  • Суверенизация национальной валютной политики. Инвестиции в партнерство и лояльность.
    Инструменты. Увеличение доли двусторонних расчетов в национальной валюте, правительственная помощь другим правительствам в национальной валюте, инвестиции в совместные с другими правительствами производственные проекты из ресурсов Суверенных фондов, создание национальной крипто-валюты.
  • Наращивание суверенного экономического потенциала.
    Инструменты. Политика национальных проектов, государственные и государственно-частные банки как внутренний кредитор приоритетных проектов, развитие экономической дипломатии как инструмента внешнего лоббизма, наращивание доли критического экспорта в страны приоритетного интереса: энергоресурсы и продовольствие (при наличии экспортного потенциала), цифровые технологии и оборудование, строительные проекты, технологические инвестиции в реальный сектор, поставка высокотехнологической продукции группы А, и пр.
  • Расширение геоэкономической сферы влияния.
    Инструменты: создание или участие в макрорегиональном объединении, миноритарное участие в геоэкономических проектах регионального и транс-регионального масштаба (крупные частные и государственно-частные компании), формирование высокотехнологических «инновационно-инвестиционных центров роста» в национальной экономике как объектов внешнего инвестирования (предпочтительно – со стороны стран-партнеров по макрорегиональному объединению), проведение коллективной налогово-бюджетной и таможенной политики, защищающей общее экономическое пространство стран-партнеров и стимулирующей приоритетные сектора общего экономического пространства объединения («коллективное кейнсианство»).
III
НЭП для Украины:
политика «нового государственного капитализма»
Нео-либеральная волна, охватившая Западный мир в начале 1980-х, казалось несомненным и абсолютным триумфом либеральной мысли в экономике и государственном строительстве.

«Легкое государство», чья ответственность ограничена лишь небольшим пакетом социальных гарантий и военной безопасностью, снижение налогового бремени для всех предпринимательских кругов (включая финансовую элиту со сверхдоходами), господство утопии о «среднем классе» как о новом устойчивом социальном большинстве в либеральных обществах, - лишь небольшой набор черт новой модели современности, которая соответствовала духу «конца истории» (Ф.Фукуяма, конец 1980-х).

После распада бывшего «соцлагеря» в Центральной Европе и самого бСССР, в подавляющем большинстве новообразованных государств были заявлены курсы «либеральных реформ» (примеры – «шоковая терапия» Бальцеровича в Польше: «гайдарономика» в РФ, «радикальные реформы» Л.Кучмы в Украине, etc.).

Нео-либеральная волна продлилась добрых 20 лет, и начала давать сбои в связи с возникновением нового феномена глобальной экономики – «экономики деривативов» и финансовых спекуляций, которые создавали риски стабильности целым государствам и экономическим альянсам.

Серия дефолтов и «черных пятниц» (дефолты в Аргентине, РФ, «азиатский кризис» и пр.) свидетельствовали о нарастающей глобальной нестабильности. Новые национальные рынки, создававшиеся по модели открытых систем, вместо роста демонстрировали слабость и стагнацию, быстрый «свал» в сырьевые модели. Обещанные быстрые успехи т.н. «либеральных рыночных реформ» оказались фейком. Одновременно с этим, даже самые богатые страны, оказавшись заложником глобальных финансовых пирамид и долговой кабалы, были вынуждены сворачивать объем социальных инвестиций и отказываться от ставших уже привычными стандартов социальной ответственности государства. В частности, в Европе очевидным стал отказ от т.н. «шведской модели» высоких социальных стандартов.

Слабое государство в условиях глобализма и господства транснациональной финансовой элиты кредиторов и хедж-инвесторов оказалось неэффективным, а риск социальных взрывов и протестов против демонтажа «социального государства» - крайне высоким.

За последние 20 лет Украина стремительно теряет качества социального и человеческого капитала индустриальной эпохи. Архаизация жизненного уклада и обострившиеся социальные противоречия опережают все модернистские новшества. Общество приобретает разнородную молекулярную структуру «конфликтных множеств». Неэффективность государства, хищническое поведение элит и трофейное состояние экономики уже привели к конфликтам и потерям территории, де-индустриализации, провинциализации страны.

И если первый трансформационный кризис (1980е-начало 1990-х) был связан с распадом бСССР и формированием группы корпоративных государств, то с исчерпанием эффективности и «социальной приемлемости» трофейного и коррумпированного капитализма (- «суррогатный капитализм» - авт.термин) разворачивается второй трансформационный кризис (середина 2000-х - 2020+), с выраженными внутригосударственными конфликтами на социальной почве (протестные выступления, антикоррупционные кампании, региональный сепаратизм и радикальные протестные течения на этнической, культурной, религиозной почве).

Украина вошла во второй трансформационный кризис в старой неолиберальной парадигме развития, без надежных геоэкономических партнеров и с разбалансированной экономикой в пред-дефолтном состоянии.

Можно было предположить, что прохождение второго трансформационного кризиса займет куда больший отрезок времени, чем обвальный распад бСССР.

Но социально-экономические последствия политики карантина в условиях пандемии коронавируса и начало мировой Депрессии 2.0 существенно ускоряют кризис в Украине и могут привести к необратимым, даже катастрофическим последствиям для национальной экономики, станут почвой для новых социальных конфликтов и политических потрясений уже к концу 2020-началу 2021 гг.

Риск состоит в том, что подрыв доверия к государственной власти и выраженный социальный характер внутренних конфликтов приведет к неизбежной трансформации всего национального пространства – вплоть до его внутренней «глокализациии» и даже распада.
Исходя из нынешнего положения и заявленных намерений власти, два гипотетических варианта прохождения кризиса:
  • 1) «3-я революция среднего класса». Анти-элитарный (антикорпоративный, анти-олигархический) социальный процесс, связанный с изменениями состава власти и преобразованием институтов государственности, в результате выборов или политических переворотов. Этот путь может быть привлекателен для активной части населения, но в итоге лишь усилит кризисно-депрессивные процессы в де-индустриализированной экономике, укрепит сепаратистские настроения региональных элит.
  • 2) Консервация положения на основе жесткой мобилизационной модели и автократического правления, – и локальные социальные бунты городского класса, местечковый сепаратизм. Основа – альянс правящих групп с силовой элитой (армия спецслужбы и правоохранительные органы), жесткая административная вертикаль. Авторитарная реставрация в условиях конфликтов и нищеты может затянуться на 3-5 лет. По существу, сценарий застоя, сохраняющий полуколониальное положение страны.
Восстановление субъектности украинского государства и обеспечение «эффективного суверенитета» (даже с учетом возникших внешних долговых зависимостей и обязательств в рамках международных организаций) может быть обеспечено прежде всего за счет наращивания геоэкономического потенциала государства и создания инструментов, обеспечивающих «мирные победы».
Украине необходима собственная политика «нового государственного капитализма» (НГК), которая возможна при условии достижения широкого компромисса в среде национального капитала – от крупного олигархического до объединений малого и среднего предпринимательства - с целью достижения (условно) «нового корпоративного договора» по обеспечению «экономического суверенитета» в условиях Депрессии 2.0 и новой (третьей) волны глобализации (ультра-глобализации).
Политика «НГК» должна рассматриваться как способ ре-организации экономики под задачу ускоренной и успешной модернизации, проведения незавершенной до сих пор структурной реформы экономики и региональной реформы, создания механизма взаимодействия государства и национального капитала в новую эпоху ультра-глобализма.

Политика «НГК» позволит реализовать долгосрочную геоэкономическую стратегию как по усилению и укреплению национальной экономики (структурная реформа, создание внутренних промышленно-сырьевых и производственно-коммуникационных кластеров), так и по реализации национальных задач в странах и регионах «особых приоритетов» (Европа, Евразия, Ближний Восток, Африка – с по-страновым фокусом).

По существу, речь идет о реформистском, «мягком» варианте превращения коррумпированного государства-корпорации в конкурентоспособную и влиятельную вовне модель корпоративного государства, которое эффективно управляет своими ресурсами развития в рамках глобального разделения труда.

Действенным механизмом по выработке политики «нового государственного капитализма» в кризисный и пост-кризисный периоды может стать механизм «ответственного социального партнерства» («трипартизм»). Участники ежегодного Генерального Соглашения о социально-экономической политике – Кабинет Министров, работодатели и профсоюзы – могут создать постоянно действующий Совет Ответственного Партнерства, в состав которого должны войти союзы промышленников и предпринимателей, бизнес-ассоциации, лидеры ведущих ФПГ и руководители крупнейших госкомпаний, профсоюзы, представители Кабинета Министров (уровень вице-премьеров). Совет Ответственного Партнерства вместе с Научно-Экспертным советом в составе ведущих академических институтов (НАНУ) и аналитических центров станет «центром инициатив»: подготовки предложений по Национальным проектам развития, согласованию основных направлений политики «нового государственного капитализма» в отношении разных групп капитала, соблюдения интересов наемного труда и микро-бизнеса.
Потенциал развития Украины (2020+):
  • Промышленность (старо-индустриальная сырьевая и фрагменты новой индустрии – ОПК, машиностроения, авиакосмическая, судостроение, др.), обеспечивающая присутствие на мировых рынках индустриального «сырья» (металл, продукция химии), продукция агро-индустрии (продовольствие), вооружения, космических технологий, услуги по морским, железнодорожным, автотранспортным и авиаперевозкам, по транзиту энергоносителей (газо-нефтемагистрали и газохранилища, являющиеся частью обще-континентальной системы энергетических коммуникаций). В Украине сохраняется высококонцентрированный крупный капитал, организованный в вертикально-интегрированные компании – как частные, так и государственные. Это существенная особенность экономической системы Украины, которая должна быть использована как важная предпосылка для консолидации государства и капитала.
  • Высокий потенциал малого и среднего бизнеса, микро-бизнеса, который может быть реализован в рамках долгосрочных Национальных проектов развития при условии создания новых механизмов государственной поддержки и коммунально-частного партнерства.
  • Развитая система высшего образования и науки (специальные ученые заведения и ВУЗы, НАНУ, ведомственные научные учреждения, сеть ИКБ).
  • Современный и быстрорастущий IT-сектор, который способен обеспечить реализацию программ «цифровой экономики», основываясь на собственном потенциале, опыте и квалификации;
  • Потенциально сильный пул государственным банков, капитал которых оставляет около 50% совокупного банковского капитала в стране.
  • Достаточная ресурсная база (ископаемые, включая минеральное сырье, урановые руды, полиметаллы) и земельные ресурсы аграрного назначения.

Предложения по реализации политики «НГК»

(на данном этапе):
Национальные проекты развития
Долгосрочные государственные программы, связывающие интересы государства, капитала, гуманитарные общественные интересы. Проекты носят комплексный характер, связывая бюджетную политику государства, корпоративные стратегии и программные документы местных властей (регионы, самоуправление).

Перечень Проектов должен утверждаться на законодательном уровне в рамках средне- и долгосрочного бюджетного планирования.
Среди приоритетных направлений (пример - проектные предложения):
  • «Украинская агро-индустрия» (высокотехнологичная экономика продовольствия)
  • «Новая инфраструктура»
  • «Экономика простых вещей» (микро-, малый и средний бизнес)
  • «Ре-индустриализация» (модернизация старой промышленности)
  • «Украина – морская держава»
  • «Новое социальное государство» (инвестиции в здравоохранение, национальная социальная служба)
  • «Цифровая экономика»
  • «Университет-21»
  • (…)
Финансовые инструменты и резервы

-1) Создание банковского объединения (консорциума) из числа госбанков с целью финансирования (кредиты, лизинг) национальных проектов, сопровождения экспортных программ национальных корпораций, участия в кредитовании геоэкономических проектов.

Государственные банки должны выступать в роли операторов целевого рефинансирования со стороны НБУ на Проекты Национального Развития и программы поддержки экспортеров.

-2) В краткосрочной перспективе – создание в рамках Казначейства (с расширенными функциями) Фонда национальных резервов и гарантий, который формируется из резервов высоколиквидных минералов и металлов. Их добыча, обработка и использование должны находиться в государственной монополии (либо – 100%-й выкуп государством у уполномоченных частных и частно-государственных добывающих компаний). Резервы Фонда могут состоять из запасов янтаря, драгоценных камней и металлов, редкоземельных металлов. Создание такого Фонда предполагает обеспечение гарантированного контроля за разведкой, добычей, продажей и накоплением резервов. Фонд может быть использован под обеспечение гарантий по внешним и внутренним займам, для выпуска правительственных бумаг займа, и выдачи государственных гарантий.

ГАК «Украинские полиметаллы» может стать рыночным механизмом обеспечения Фонда. С этой целью необходимо восстановить предприятие, обеспечивающее Фонд национальных резервов и гарантий.

-3) В перспективе 3-4 лет - Создание Государственного (Суверенного) Фонда развития, капитал которого формируется на основе фиксированной части поступлений от экспорта ведущих государственных и государственно-частных корпораций. Средства Фонда используются для финансирования Национальных проектов развития, инновационных программ для малого и среднего бизнеса, геоэкономических проектов.

-4) Расширение функций и возможностей Государственного агентства резерва Украины (Госрезерва): антикризисное резервирование экспортной продукции в период спадов и колебаний на внешних рынках (ГМК, Химпром), сокращение сроков резервирования продукции для стимулирования внутреннего оборота (продовольствие), императивный госзаказ на продовольствие с возможностью экспортных операций (как инструмент национальной агрополитики - влияние на конъюнктуру заказа на производство разных видов продовольствия).

Государственный сектор: взаимодействие с частным капиталом
(отдельные предложения)
  • 1) АПК. Превращение Аграрного фонда и Государственной продовольственной компании в объединенную экспортно-ориентированную корпорацию, распоряжающуюся частью земель государственного земельного фонда.

    Создание правового механизма использования государственного резерва земель агро-назначения (часть из 10 млн гектар) для передачи в концессию национальным агро-компаниям и/или создание государственно-частных крупнотоварных компаний, использующих земельные ресурсы в рамках долгосрочных продовольственных программ (экспорт, пополнение Госрезерва, создание новых продовольственных кластеров с производством продукции с высокой добавленной стоимостью)
  • 2) ОПК и авиакосмическая отрасль. Трансформация мало-эффективной государственной монополии Укроборонпром в 4-6 профильных оборонно-промышленных концерна (ракетно-космический, бронетанковый, радио-электронный, судостроительный, (…)) с целью выхода на международные рынки с экспортно-ориентированной и высоко-технологической продукцией, и с перспективой вхождения в крупные ТНК (цель - технологические инвестиции, расширение рынков).

    Концерны авиа- и ракетостроения имеют перспективу только как участники крупных международных программ и должны быть интегрированы в высокотехнологические транснациональные компании.
  • 3) Горно-металлургический комплекс и химическая отрасль. Создание государственно-частных компаний (корпораций), на основе трастовых отношений с крупными частными партнерами государства (с ведущими добывающими, металлургическими и химическими частными компаниями) с целью сохранения и расширения рынков сбыта продукции и увеличения доли потребления продукции на внутреннем рынке.
  • 4) Топливно-энергетический комплекс. Развитие НАК «Нефтегаз» в естественного монополиста по добыче и переработке нефти и газа в Украине с целью максимально полного обеспечения внутреннего рынка, расширение рынков добывающих и строительных услуг, участие в международных консорциумах (Ближний Восток, РФ, Африка) по добыче минеральных энергоресурсов.
  • 5) Инфраструктура и транспорт. Создание государственно-частного объединения (порты, терминалы) с целью наращивания общего объема грузоперевозок и участия в транс-континентальных проектах («Пояс-Путь», «Черноморское транспортное кольцо» и др.).

    Целесообразно консолидировать судостроительные компании в единую государственно-частную судостроительную корпорацию, способную создать новый национальный торговый флот на основе «длинных» кредитно-лизинговых программ (напр., в рамках Национального проекта развития «Украина – морская держава»).
Развитие местной экономики и «экономика простых вещей».
  • Региональные стратегии (региональные и местные органы самоуправления), разработанные с учетом долгосрочных программ развития государственных и государственно-частных корпораций, и основывающиеся на методологии пространственного анализа и гео-пространственного проектирования. Законодательного обеспечения требует коммунально-частное партнерство, нацеленное на развитие местной («коммунальной») и региональной экономик, реализацию проектов в рамках «Экономики простых вещей».
  • Необходимо трансформировать Государственный Фонд регионального развития в две структуры.

    Государственный Фонд Регионального Развития (ГФРР) ориентирован на проекты, реализуемые органами местного самоуправления, с привлечением внешних грантов, на принципах долевого участия.

    Новый фонд – «Фонд предпринимательской инициативы» (ГФПИ, рабочее название) – должен быть ориентирован на со-финансирование проектов малого и среднего бизнеса на региональном уровне. Уместно использовать опыт Казахстана по реализации государственной программы «Экономика простых вещей», которая реализуется совместно с органами местного самоуправления и бизнесом на принципах долевого участия (финансовая поддержка на долгосрочной возвратной основе). В организации работы нового фонда – ГФПИ – может быть использован опыт ГФРР.
Определенный корпоративный монополизм Национальных Корпораций (государственных и государственно-частных) в ключевых сферах национального рынка, с одной стороны, и конкурентные условия (дерегуляция на внутреннем рынке и новые механизмы поддержки) для малого и среднего бизнеса вне сфер национальных стратегических интересов, с другой, позволят снизить степень внешнего влияния, обеспечить внутренний бизнес-консенсус между государством и предпринимательским классом. Тем более, что малый и средний бизнес зависим от стабильной прибыльной работы, экспортных доходов и уровня ре-инвестирования крупного капитала в национальную, часто является его подрядчиком и потребителем внутренних инвестиций. Концентрация ресурсов и «умный монополизм» государственной геоэкономической (корпоративной) политики позволит ускорить внутреннюю модернизацию, создать устойчивое внутреннее разделение труда и «загрузить» заказами предпринимательские и промышленные возможности страны, создаст условия для развития новых территориально-промышленных кластеров, обеспечит заказами на рабочую силу сферу высшего и среднего специального образования, позволит инвестировать «длинные» научно-технологические разработки и программы.
Заключительные замечания
Эффективное корпоративное государство, владеющее геоэкономическим стратегическим мышлением и геоэкономическими инструментами, сохраняет стабильность при условии сохранения и развития модели «социального государства», политики мира и развития единого национального пространства (экономического, гуманитарного). И это должно быть предметом отдельного стратегирования.

В этом докладе не изложены предложения по гуманитарной, культурной и социальной политике, трансформации политической системы и новой региональной политике.

Политика «НГК» предполагает разработку «длинных» политик – агро-индустриальной, ре-индустриализации, «экономики простых вещей», «электронной» экономики и др., которые могут быть оформлены в качестве Национальных проектов развития. Как и гуманитарная, социальная и культурная политики.

Также вынесены «за скобки» внешнеполитические приоритеты государства и новая геоэкономическая стратегия.

Вместе с тем, наиболее перспективной представляется геоэкономическая стратегия на про-активное и инициативное участие в континентальных гео-проектах и программах, сближающих Европейский союз и страны объединения ШОС (прежде всего, «Пояс – Путь»). Этот подход изложен в программном документе «Новое континентальное мышление»
~
Матеріали прямо дотичні темі:
Made on
Tilda