Историческая структура выбросов углекислого газа не внушает оптимизма. Начиная с нефтяного кризиса начала 1970-х годов, выбросы неуклонно повышались, несмотря на периодические спады, которые временно снижали мировой спрос на энергию. Первый нефтяной кризис вызвал значительный прогресс в повышении энергоэффективности, что помогло снизить выбросы, но также побудило многие страны больше полагаться на уголь (который большинство правительств считает более безопасным в поставках), источник энергии, настолько загрязняющий, что это нейтрализует многие выгоды от повышения эффективности. Второй нефтяной кризис в 1979 году и распад Советского Союза в начале 1990-х годов разыгрывались одинаково: выбросы увеличивались или падали на некоторое время после каждого шока, а затем снова увеличивались. В некоторых случаях, например, после финансового кризиса в Азии в 1997 году, выбросы выросли еще быстрее, чем раньше. До тех пор, пока мировая экономика будет зависеть от традиционных видов ископаемого топлива и промышленных процессов с высоким уровнем выбросов и до тех пор, пока мощные структурные силы будут стимулировать спрос, картина будет сохраняться. Восстановление экономики, которое следует за нынешней пандемией, похоже, ничем не отличается.
Народное воображение и оптимизм мешают хорошему прогнозированию. Сегодняшние условия, когда все сидят дома и проводят собрания в Zoom, позволяют легко представить будущее с гораздо меньшими воздушными перевозками с высоким уровнем выбросов. Но история показывает, что, как только доходы снова начнут расти, а ограничения снимаются, люди не останутся на корточках. Чем выше их доходы, тем больше мобильных людей и тем больше выбросов они создают. Сверхсостоятельные не остаются дома, даже если они могут практически посещать Уффици с использованием виртуального HD-видео. Они летят во Флоренцию лично. В разгар первого нефтяного шока президент США Ричард Никсон сказал американцам: «Нам не придется останавливать воздушные перевозки, но мы должны планировать их более тщательно». Произошло немного тщательного планирования. После того, как шок утих, воздушное путешествие отскочило назад. Позже, сектор был дерегулирован таким образом, чтобы создать больше конкуренции и снизить цены, а спрос рос еще быстрее.
Сейчас мировая экономика погрузилась в глубокую рецессию. Трудные экономические времена редко вдохновляют поддержку необходимых мероприятий с, казалось бы, абстрактными преимуществами. Наилучшие данные опросов показывают, что общественность действительно хочет чистую энергию, но она также хочет дешевой энергии, и сложность соединения чистой и дешевой энергии вынудит политиков в краткосрочной перспективе расставить приоритеты один над другим. До пандемии и последовавшего за этим экономического кризиса общественное мнение уже было поляризовано, и лишь немногие избиратели вышли за узкую полосу слева, назвав изменение климата главным приоритетом. Пандемия еще больше ослабит это сообщество сторонников.
Правительства по всему миру с резким спадом стали закачивать деньги в свои страны, но пока они не тратят их так, чтобы это приводило к более чистой энергии. В Соединенных Штатах нынешние планы резко контрастируют с планами стимулирования 2009 года, которые почти утроили федеральные расходы США на исследования и разработки в области энергетики, большинство из которых были направлены на повышение экологичности энергосистемы в течение более года. Единственная наиболее важная инновационная программа в Министерстве энергетики США (Агентство перспективных исследовательских проектов - Энергетика, более известная как ARPA-E) получила свое начало со средств стимулирования 2009 года, как и многие другие эффективные программы для развертывания новых эффективных технологий в экономике. Подобные расходы на инновации имеют важное значение для сокращения выбросов, поскольку пока еще не существует технологий, необходимых для глубокой декарбонизации. В этом году государственных программ стимулирования намного больше, чем у предшественников, но на сегодняшний день их инвестиции в инновации практически равны нулю (аналитики обрисовали в общих чертах некоторые прагматичные способы использования средств по стимулированию инноваций, и их предложения могут набрать силу в следующих циклах стимулирования)
Соединенные Штаты ни в коем случае не могли бы изменить ситуацию в одиночку. Глобальное изменение климата, по сути, является проблемой, которая требует международных действий. На страны, которые больше всего заинтересованы в действиях, приходится снижающаяся доля глобальных выбросов, а это означает, что они не могут решить проблему самостоятельно. Вместо этого им нужны рамки, которые побуждают другие страны следовать их примеру. Тем не менее, даже до того, как пандемия заставила страны повернуть внутрь страны, рост популизма усложнил создание и поддержание таких глобальных институтов. Например, Парижское соглашение 2015 года об изменении климата уже было хрупким. Позже в текущем году подписавшие его государства должны предложить обновленные планы более масштабных национальных усилий по сокращению выбросов. Некоторые страны могут все еще продолжать это делать даже после макроэкономического удара пандемии, особенно в Европе, где приверженность действиям в области климата остается твердой. Но в большинстве других регионов такие планы, скорее всего, будут отложены в долгий ящик. Проще говоря, пандемия мало поможет климату, кроме временного сокращения выбросов. Во всяком случае, сигналы указывают на это.