Пандемия не спасет климат

Не ожидайте, что ясное небо продлится долго
DAVID G. VICTOR

профессор инноваций и государственной политики в Университете Калифорнии, Сан-Диего, старший научный сотрудник-нерезидент в Институте Брукингса.

Экономическое свободное падение, сопровождающее пандемию коронавируса, благодаря некоторым мерам сделало мир чище. Загрязнение воздуха в городах Китая, Индии и США значительно снизилось. В одном только Китае более низкое загрязнение воздуха могло спасти больше жизней, чем вирус убил до сих пор. В Нью-Йорке количество загрязняющих веществ сократилось более чем наполовину всего за неделю. Глобальные выбросы углекислого газа, главной долгосрочной причины потепления климата, в этом году сократятся на восемь процентов. Весь этот более чистый воздух стоил огромных, недопустимых затрат. Но может ли пандемия заложить основу для более серьезных действий по защите окружающей среды, в том числе по наиболее серьезным экологическим проблемам - изменению климата?

Краткий ответ: вероятно, нет. Некоторые наблюдатели надеются, что постпандемический мир будет более склонен прислушиваться к призывам ученых к климатическим действиям. Другие предсказывают, что огромные затраты на программы стимулирования - десять ведущих экономик уже выделили 7 триллионов долларов на расходы по восстановлению, а на будущее - еще больше - могут помочь правительствам в политическом плане ввести новые и более высокие налоги на углерод и благоприятную для климата фискальную политику, возможно даже глобальный Зеленый Новый курс, глобальный Новый Зеленый Курс, дабы исправить прошлые ошибки. Но эти надежды не складываются против политики, разворачивающейся в реальном мире. Большая часть доказательств указывает на обратное. Для постоянного сокращения выбросов потребовалось бы то, что ученые-климатологи называют «глубокой декарбонизацией»: огромные долгосрочные инвестиции, чтобы отвести промышленность и сельское хозяйство от традиционных ископаемых видов топлива и методов производства. Это всегда было монументальной, хотя и достижимой задачей. Пандемия усложнит ситуацию.
ИНЕРЦИЯ
Историческая структура выбросов углекислого газа не внушает оптимизма. Начиная с нефтяного кризиса начала 1970-х годов, выбросы неуклонно повышались, несмотря на периодические спады, которые временно снижали мировой спрос на энергию. Первый нефтяной кризис вызвал значительный прогресс в повышении энергоэффективности, что помогло снизить выбросы, но также побудило многие страны больше полагаться на уголь (который большинство правительств считает более безопасным в поставках), источник энергии, настолько загрязняющий, что это нейтрализует многие выгоды от повышения эффективности. Второй нефтяной кризис в 1979 году и распад Советского Союза в начале 1990-х годов разыгрывались одинаково: выбросы увеличивались или падали на некоторое время после каждого шока, а затем снова увеличивались. В некоторых случаях, например, после финансового кризиса в Азии в 1997 году, выбросы выросли еще быстрее, чем раньше. До тех пор, пока мировая экономика будет зависеть от традиционных видов ископаемого топлива и промышленных процессов с высоким уровнем выбросов и до тех пор, пока мощные структурные силы будут стимулировать спрос, картина будет сохраняться. Восстановление экономики, которое следует за нынешней пандемией, похоже, ничем не отличается.

Народное воображение и оптимизм мешают хорошему прогнозированию. Сегодняшние условия, когда все сидят дома и проводят собрания в Zoom, позволяют легко представить будущее с гораздо меньшими воздушными перевозками с высоким уровнем выбросов. Но история показывает, что, как только доходы снова начнут расти, а ограничения снимаются, люди не останутся на корточках. Чем выше их доходы, тем больше мобильных людей и тем больше выбросов они создают. Сверхсостоятельные не остаются дома, даже если они могут практически посещать Уффици с использованием виртуального HD-видео. Они летят во Флоренцию лично. В разгар первого нефтяного шока президент США Ричард Никсон сказал американцам: «Нам не придется останавливать воздушные перевозки, но мы должны планировать их более тщательно». Произошло немного тщательного планирования. После того, как шок утих, воздушное путешествие отскочило назад. Позже, сектор был дерегулирован таким образом, чтобы создать больше конкуренции и снизить цены, а спрос рос еще быстрее.

Сейчас мировая экономика погрузилась в глубокую рецессию. Трудные экономические времена редко вдохновляют поддержку необходимых мероприятий с, казалось бы, абстрактными преимуществами. Наилучшие данные опросов показывают, что общественность действительно хочет чистую энергию, но она также хочет дешевой энергии, и сложность соединения чистой и дешевой энергии вынудит политиков в краткосрочной перспективе расставить приоритеты один над другим. До пандемии и последовавшего за этим экономического кризиса общественное мнение уже было поляризовано, и лишь немногие избиратели вышли за узкую полосу слева, назвав изменение климата главным приоритетом. Пандемия еще больше ослабит это сообщество сторонников.

Правительства по всему миру с резким спадом стали закачивать деньги в свои страны, но пока они не тратят их так, чтобы это приводило к более чистой энергии. В Соединенных Штатах нынешние планы резко контрастируют с планами стимулирования 2009 года, которые почти утроили федеральные расходы США на исследования и разработки в области энергетики, большинство из которых были направлены на повышение экологичности энергосистемы в течение более года. Единственная наиболее важная инновационная программа в Министерстве энергетики США (Агентство перспективных исследовательских проектов - Энергетика, более известная как ARPA-E) получила свое начало со средств стимулирования 2009 года, как и многие другие эффективные программы для развертывания новых эффективных технологий в экономике. Подобные расходы на инновации имеют важное значение для сокращения выбросов, поскольку пока еще не существует технологий, необходимых для глубокой декарбонизации. В этом году государственных программ стимулирования намного больше, чем у предшественников, но на сегодняшний день их инвестиции в инновации практически равны нулю (аналитики обрисовали в общих чертах некоторые прагматичные способы использования средств по стимулированию инноваций, и их предложения могут набрать силу в следующих циклах стимулирования)

Соединенные Штаты ни в коем случае не могли бы изменить ситуацию в одиночку. Глобальное изменение климата, по сути, является проблемой, которая требует международных действий. На страны, которые больше всего заинтересованы в действиях, приходится снижающаяся доля глобальных выбросов, а это означает, что они не могут решить проблему самостоятельно. Вместо этого им нужны рамки, которые побуждают другие страны следовать их примеру. Тем не менее, даже до того, как пандемия заставила страны повернуть внутрь страны, рост популизма усложнил создание и поддержание таких глобальных институтов. Например, Парижское соглашение 2015 года об изменении климата уже было хрупким. Позже в текущем году подписавшие его государства должны предложить обновленные планы более масштабных национальных усилий по сокращению выбросов. Некоторые страны могут все еще продолжать это делать даже после макроэкономического удара пандемии, особенно в Европе, где приверженность действиям в области климата остается твердой. Но в большинстве других регионов такие планы, скорее всего, будут отложены в долгий ящик. Проще говоря, пандемия мало поможет климату, кроме временного сокращения выбросов. Во всяком случае, сигналы указывают на это.
НОВАЯ ПОЛИТИКА, СТАРЫЕ БУТЫЛКИ
Политический реализм - это не то же самое, что пораженчество. Те, кто выступает за декарбонизацию, предвидели лучшее будущее. Реализация этих представлений будет зависеть не от мечтательных сценариев, а от согласования возможностей глубокой декарбонизации с новой политикой пандемии.

Дискуссии вокруг декарбонизации часто фокусируются на технологических инновациях и общей политике, такой как установление цен на углерод, и исключают реалии управления, как если бы можно было предположить, что лидеры являются квалифицированными, мотивированными и наделенными общественным доверием. Пандемия подвергла такие предположения проверке. В некоторых местах, например, в Южной Корее, Новой Зеландии, Норвегии и Калифорнии, чиновники были решительными и относительно эффективными, по крайней мере, до сих пор. В большей части остального мира - в том числе в Италии, в Соединенном Королевстве и на национальном уровне в Соединенных Штатах - правительства показали себя менее компетентными, чем предполагалось.

Те же правительства, которые сейчас колеблются, вероятно, будут изо всех сил пытаться собрать ресурсы и общественное доверие, которое потребуют амбициозные действия в области климата после пандемии. Им придется тщательно согласовывать любые шаги в направлении декарбонизации с тем, что думает общественность: зеленый стимул должен измеряться, в первую очередь, способностью создавать быструю и значимую занятость. Предложения по стимулированию также не могут игнорировать ограничения работы во время пандемии - например, модернизация домов с помощью энергосберегающих приборов потребовала бы, чтобы работники входили в частные дома в то же время, когда сами люди внезапно стали опасаться близости (эта настороженность, вероятно, не исчезнет быстро).

Наиболее эффективными будут те программы, которые сосредоточены на отраслях, которые уже существуют, уже предоставляют низкоуглеродистые энергетические услуги и в настоящее время терпят крах, потому что цепочки поставок не работают. Солнечная и ветровая промышленность являются хорошими примерами, как и атомные электростанции, которые также не имеют выбросов. Эти хорошо зарекомендовавшие себя сектора могут быстро реагировать, если получают импульс наличными. Сохранение стимулов для использования возобновляемых источников энергии (и предложение чего-то похожего на то, чтобы держать атомные станции открытыми) поможет стабилизировать отрасли с низким уровнем выбросов при надежном трудоустройстве работников. Вашингтон также должен превратить налоговые льготы для технологий с нулевым уровнем выбросов в простые денежные платежи, как это произошло во время финансового кризиса 2008–2009 годов (налоговый кредит полезен, когда фирмы получают налогооблагаемую прибыль, но не тогда, когда вся экономика находится в минусе). Такие меры просты в применении и могут помочь поддержать экономику, сохраняя выбросы от скачков, как это часто случалось во время восстановления в прошлом.

Правительствам следует изучить вопрос о том, как стимулирующие деньги могут создавать рабочие места, а также направлять целую экономику на более зеленый путь. Одним из шагов является вывод из эксплуатации более грязного оборудования, в то же время стимулируя спрос на новое оборудование. После финансового кризиса 2008–2009 гг. домохозяйства сократили закупку новых (и, следовательно, более экономичных) автомобилей, и их последствия все еще наблюдаются сегодня. С миллионами семей, находящихся в тяжелом положении, инвестиции в новые автомобили будут падать еще больше. И без каких-либо стимулов для эффективности, из-за чего и покупаются новые автомобили - будет и дальше пожираться топливо (в прошлом месяце в Соединенных Штатах, впервые в истории, грузовики превзошли в продажах автомобили). Программа «Денежные средства» могла бы дать некоторую отсрочку, как путем смягчения удара по автопрому, так и путем выпуска более чистых транспортных средств на улицы. То же самое можно сделать для старых неэффективных самолетов. Однако до сих пор администрация президента США Дональда Трампа пошла другим путем и объявила о плане ослабления стандартов экономии топлива для автомобилей. Многие другие правительства вводят аналогичные нормативные откаты, предназначенные для стимулирования промышленной активности, но способные лишь привести к бесполезной путанице в то время, когда фирмы восстанавливают свои производственные линии.

Один из самых сложных тестов для политиков будет касаться самого загрязняющего топлива - угля. Поскольку возобновляемые источники энергии и атомные электростанции имеют низкие эксплуатационные расходы, они могут выдержать временное снижение спроса на энергию. То же самое не относится к угольной промышленности, которая готова к большим увольнениям. Здесь требования политики и действий в области климата столкнутся лоб в лоб, и лидеры должны найти способы противостоять призывам к экологически бедственной помощи традиционного угля.
ЛИДЕРЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ
Общественность не подпишется на высокие климатические цели в разгар экономического кризиса, но вполне может поддержать более прагматичные зеленые инициативы, связанные непосредственно с восстановлением экономики. Если правительства добьются успеха на этом фронте, они получат доверие, необходимое для более амбициозных и эффективных действий в области климата. Пока что федеральное правительство США работает плохо. У некоторых отдельных штатов США дела идут лучше, как и у некоторых правительств в Европе и Азии.

Пандемия обнажила фрагментированный мир: некоторые правительства зарабатывают доверие и эффективно тратят ресурсы, а другие колеблются. И это заставляет задуматься о том, что было ясно в течение длительного времени: серьезные международные действия по изменению климата не начнутся с какого-то грандиозного «кумбайского» момента, когда лидеры всего мира собираются вместе, потому что новый коронавирус заставил их сбросить шоры с их глаз и осознать ценность науки и сотрудничества. Скорее, страны, у которых есть средства для управления и восстановления своей экономики, благодаря этому кризису, будут теми, кто возглавит будущие усилия по экологической реформе. Они должны мудро использовать свои навыки, чтобы справиться с проблемой, которая никуда не исчезнет. И они должны преуспеть в том, что может оказаться самой сложной задачей: заставить остальной мир следовать им.

джерело
~
Ще до теми:
Made on
Tilda