Жилье в настоящее время является самым высоким расходом для большинства европейцев, и цены на жилье в большинстве стран-членов ЕС растут быстрее, чем заработная плата. Рост уровня бездомности на всем континенте свидетельствует об отсутствии последовательной политической реакции - в 2017 году уровень бездомности увеличился во всех европейских странах, кроме Финляндии, достигнув рекордных уровней по всему континенту.
Дома также являются значительным источником потребления энергии и выбросов CO2. На долю домохозяйств приходится примерно четверть конечного использования энергии и выбросов в государствах-членах ЕС.
С ростом цен и застойной заработной платой, также растет энергетическая бедность. В 2018 году почти 50 миллионов человек в ЕС были затронуты энергетической бедностью - понимаемой как условие, при котором «отдельные лица или домохозяйства не могут адекватно отапливать или получать другие необходимые энергетические услуги в своих домах по доступной цене». Энергетическая бедность влияет не только на экономику. Это связано с психическим и физическим здоровьем и благополучием. И по мере увеличения частоты экстремальных погодных явлений жилье будет иметь решающее значение для обеспечения устойчивости сообщества.
Как
отмечает МГЭИК (
прим.ред. мы уже делали адаптированный перевод данного документа), «люди, которые социально, экономически, культурно, политически, институционально или иным образом маргинализированы, особенно уязвимы к изменению климата, а также к некоторым мерам по адаптации и смягчению последствий». Таким образом, устойчивое государственное жилье может сыграть важную роль в обеспечении безопасности жилья, снижении стоимости жизни, сокращении энергетической бедности и радикального сокращения выбросов - и все это при обеспечении устойчивости населения к экстремальным погодным условиям.
Перестройка жилья в требуемом масштабе требует целостного подхода, основанного не на отдельных зданиях, а на целых микрорайонах - с учетом интегрированных подходов к жилью, мобильности и услугам для сообществ. Это, в свою очередь, требует значительной мобилизации государственного финансирования. Но в период с 2009 по 2012 год в Европе фактически сократились инвестиции в государственное жилье. GPW восполняет этот пробел, предлагая значительное государственное финансирование домов в Европе.
Простое проектирование и строительство новых устойчивых домов само по себе не будет решением. Фактически это может способствовать дальнейшему разрушению окружающей среды, особенно там, где это ведет к расширению городских территорий и утрате зеленых насаждений. Строительство как сектор оказывает потрясающе высокое воздействие на окружающую среду. «Дорожная карта на ресурсосберегающую Европу», от Европейской комиссии 2011 года, говорит, что более эффективные методы строительства и использование материалов «повлияют на 42% нашего конечного потребления энергии, около 35% наших выбросов парниковых газов и более 50% всех добываемых материалов; это также может помочь нам сэкономить до 30% воды».
В то же время, по данным Европейской комиссии, почти 75% зданий в ЕС энергетически неэффективны, в то время как только 0,4-1,2% строительного фонда ежегодно обновляется. Ремонт существующих зданий может снизить общее энергопотребление в ЕС на 6% и снизить выбросы CO2 на 5%. Таким образом, работа по обновлению существующего жилищного фонда несет в себе потенциал для снятия давления, создаваемого сегодня строительным сектором, и в то же время дать достижения по экономии энергии, снижении выбросов и экономии материалов.
В этом случае GPW будет заниматься вопросами жилищного строительства, отдавая приоритет существующему и вакантному жилищному фонду, и инвестировать в новое строительство только в случае необходимости.
Во-первых, программа восстановит, поддержит и модернизирует существующий жилищный фонд для обеспечения устойчивости. В рамках этой программы будут вложены значительные средства для преобразования домов в Европе в устойчивые или, где это возможно, в «пассивные дома» - энергетический стандарт, который значительно снижает экологический след здания, сводя к минимуму использование систем активной энергии для отопления и охлаждения. Это также поможет избежать резкого расширения использования систем охлаждения, так как температура вокруг Европы продолжает расти. Везде, где это возможно, GPW будет оснащать каждый европейский дом солнечными батареями, тепловыми насосами, оборудованием для хранения энергии и тепла и другими инструментами, необходимыми для сокращения выбросов - часть комплексной общественной стратегии для коммунальных предприятий, как описано в разделе 2.4.2 ниже.
Во-вторых, где это целесообразно, GPW будет закупать и ремонтировать незанятое частное жилье для общественного пользования.
В 2011 году в Европе было 38 миллионов пустующих домов. Цифры становятся более поразительными, если учитывать страны с наиболее развитыми туристическими отраслями. В Греции, Хорватии, Португалии, Мальте, Болгарии, на Кипре, в Испании и Италии
доля вакантных площадей составляет около 30 процентов от всех домов, отчасти из-за большого количества домов, используемых в качестве домов для отпуска, что увеличивает расходы для жителей. Использование этих неиспользуемых ресурсов в общественных целях станет ключевым приоритетом европейской жилищной программы.
Для всех программ реконструкции и местного восстановления необходима отчетность перед жителями. Это требует содержательной консультации на всех этапах. GPW гарантирует, что жители имеют доступ к качественной независимой информации о доступных вариантах ремонта и регенерации. Ассоциации арендаторов и резидентов получат реальную власть над решениями и получат поддержку в совещательных процессах, в том числе путем предоставления помещений для встреч. Решения застройщиков будут рассматриваться независимым органом, который имеет полномочия как над социальными, так и частными арендодателями; и значительная, сдерживающая компенсация будет доступна для жителей в случаях, когда разработчики не соблюдают стандарты.
Наконец, любые новые дома, которые будут построены, будут построены устойчиво и основаны на новых моделях жизни.
С точки зрения устойчивого строительства, новые строительные работы будут выполняться с независимым надзором на месте. Строительство не может быть основано на ненадежном труде. Там будут четкие границы ответственности за результат. Строгий процесс строительства должен привести к тому, что местные и национальные органы власти будут строить больше зданий, используя прямой труд, и меньше привлекать частных застройщиков и финансирование сами. Это означает, что плоды инвестиций останутся в общественных руках на благо сообществ Европы. А Европе необходимо инвестировать в вертикальное жилье и плотность городов, чтобы избежать разрушений от разрастания городов.
Строительные материалы (включая изоляционные материалы), используемые в рамках любых новых проектов строительства или реконструкции, будут подвергаться проверке со стороны квалифицированных научных и технических органов, независимых как от строительной отрасли, так и от производителей, чтобы избежать использования горючих материалов; материалов, выделяющих токсичные пары, влияющие на качество воздуха в помещении или при сжигании; или производящиеся в результате эксплуатации или загрязняющих процессов добычи или производства. Это должно привести к снижению использования продуктов на нефтеной основе, таких как пластмассы, и увеличению использования природных материалов (это, в свою очередь, потребует пристального внимания к использованию и эксплуатации земли).
Что касается новых моделей жизни, GPW будет расширять совместное проживание в общественных помещениях. В 2018 году треть всех домашних хозяйств в ЕС были домохозяйствами с одним человеком, которые имеют значительно более высокий экологический след, чем общие дома.
Домохозяйства - это также места, в которых неравномерное распределение неоплачиваемой работы, такой как уход, проявляется наиболее ярко. Они также являются местом неравенства во власти в зависимости от пола, социального класса, этнической принадлежности, места происхождения и миграционного статуса в рамках глобальных «цепочек ухода». Поэтому переход к низкоуглеродистому жилью должен также ускорить распределение работы на уровне домохозяйств, обеспечивая равномерное распределение бремени неоплачиваемой работы между жителями. Распространение моделей совместного проживания, при которых жители совместно используют общественные пространства и бытовые приборы, в разных общинах снизит спрос на энергию без увеличения нагрузки на домохозяйства, которая непропорционально падает на женщин. Это также обеспечит каждому доступ к высококачественным услугам и инструментам, которые им необходимы.
Вместе эти изменения приведут к значительному сокращению масштабов нищеты, отсутствия безопасности и неравенства, одновременно устраняя бездомность. Они могут повысить устойчивость сообществ по всей Европе, в то же время значительно сократив как производство материалов, так и энергопотребление.