В контексте усиливающегося противостояния с США Китай внес определенные коррективы в отношения с Россией, использовав для этого символическую дату — 20-ю годовщину подписания двустороннего Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Сегодня Пекин представляет отношения с Россией как "образцовые" и как "пример для других стран". Изменение подхода КНР здесь видится в том, что если раньше Китай использовал российский фактор для укрепления своих переговорных позиций в отношениях с США, то сегодня Россия для Китая является скорее важнейшим элементом в числе стран-партнеров, группирующихся вокруг "китайского полюса" в условиях "новой биполярности".
С другой стороны, в Китае существует и иное, сдержанное восприятие России. По мнению ряда китайских экспертов по России, Китаю не выгодно чрезмерное сближение с Россией. Во-первых, потому что мощный Китай для России, как и для США, является не только партнером, но и конкурентом. Во-вторых, России будет трудно примириться с тем, что Китай превращается в державу номер два в мире вслед за США, то есть перемещается на то место, на котором Россия привыкла видеть себя. В-третьих, чрезмерное сближение с Россией в условиях продолжающегося ухудшения российско-американских и российско-европейских отношений несет в себе риски для Китая — в том смысле, что Китаю не нужно дополнительное ухудшение отношений с Западом из-за России.
Экономическая составляющая российско-китайского сотрудничества также представляется неоднозначной. С точки зрения позитива в целом можно отметить возрастающую экономическую значимость Китая для России. В частности, растет объем двусторонней торговли, постепенно увеличиваются, пусть пока и небольшие, китайские прямые и накопленные инвестиции, реализуются совместные проекты в области освоения космоса, авиастроения, обороны, добычи, переработки и транспортировки энергоносителей и других полезных ископаемых, телекоммуникаций, транспорта, выстраивается сотрудничество в финансовой сфере. Китай постепенно становится крупным потребителем российской сельскохозяйственной и животноводческой продукции, а на российском рынке расширяется присутствие продукции китайского машиностроения и электроники.
Более критический подход к анализу двухсторонних отношений выявляет существенные ограничения сотрудничеству. Это низкие темпы роста российской экономики, ее относительно малый масштаб по сравнению с другими экономическими партнерами Китая, небольшое количество российских высокотехнологичных производств, продукция которых может быть интересна китайским потребителям, а также малое число совместных цепочек создания добавленной стоимости.
Вместе с тем, по нашему мнению, усиление американо-китайского соперничества и предпринятые США действия (санкции, повышенные импортные пошлины и т. д.), а также нарастающая европейско-китайская конфронтация будут подталкивать КНР к развитию сотрудничества с другими регионами, интеграционными объединениями и странами, включая Россию. Не являясь полностью научно самодостаточным, Китай ищет дополнительные источники новых технологий вне США и ЕС, в том числе и в России.
Россия видится и одним из перспективных направлений развития китайской инициативы "Пояса и Пути". Постепенная смена экономической модели развития Китая с экспортной на основанную на внутреннем спросе с высокой долей вероятности не изменит курса на внешнеэкономическую экспансию как на один из факторов роста китайского ВВП. И это будет создавать новые бизнес- возможности и для России.
Кроме того, Россия будет испытывать потребность в развитии энергетического сотрудничества с Китаем, рассматривая его как фактор, уравновешивающий свою зависимость от европейских рынков энергоносителей. Россия также будет видеть в Китае важнейший внешний источник развития Дальнего Востока РФ. А в случае новых американских или европейских санкций в отношении поставок в Россию высокотехнологичного оборудования Китай продолжит укрепление своего статуса альтернативного поставщика технически сложной продукции.
Несмотря на то что в первое время после введения Западом антироссийских санкций китайские компании и банки часто отказывались от полноценного сотрудничества с российской стороной из-за рисков так называемых вторичных санкций со стороны США, после введения санкций против самого Китая уровень таких отказов стал значительно ниже.
Сегодня стратегический диспут, ведущийся в обеих странах о перспективах двустороннего сотрудничества, вращается вокруг нескольких ключевых вопросов: исключает ли сегодняшний благоприятный фон для двухсторонних отношений возникновение жесткой конкуренции между Россией и Китаем на внешних рынках, например в сфере коммерческого запуска космических кораблей или строительства АЭС или в иных областях? Будет ли такая конкуренция всеобъемлющей? На сколько устойчивыми будут сохраняться российско-китайские связи в условиях нарастающего отрыва Китая от России по уровню экономического и технологического развития и политической значимости в мире?
С точки зрения более осторожных оценок в средне- и долгосрочной перспективе компонент соперничества в российско-китайских отношениях сохранится на высоком уровне. Одно из главных стратегических противоречий между Россией и Китаем видится прежде всего в разнице подходов партнеров к развитию своих стран. Например, у Китая есть целостная долгосрочная стратегия развития, закрепленная в "планах", "целях", "программах", "ориентирах" и т. д. Практически все ранее запланированные КНР социально-экономические цели были достигнуты: преодоление нищеты, удвоение ВВП по сравнению с 2010 г., увеличение расходов на науку, медицину и т. д.
На этом фоне возникает вопрос: а насколько правомерно считать, что, превратившись в один из двух "полюсов" новой биполярности, Китай продолжит так же, как сейчас, придерживаться принципов "всеобъемлющего стратегического партнерства"? Отсутствие у России видения своих перспектив в аналогичных китайским временных рамках, например к 2035 г., будет объективно затруднять Китаю даже не столько "видение" и "учет", сколько "угадывание" российских интересов.
Возвращаясь в настоящее, можно отметить, что уже сейчас Китай умело использует мировую политическую и экономическую ситуацию, чтобы добиться преимуществ в отношениях с Россией. Один пример: на КНР приходится около 60% экспорта российских морепродуктов; в октябре 2020 г. китайские власти ввели ограничения на их импорт под предлогом борьбы с коронавирусом (обнаружили COVID-19 на российской рыбе и на упаковках с замороженной рыбой). По мнению президента Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Германа Зверева, Ассоциация усматривает в таких действиях признаки "необъявленной торговой войны", так как ограничения вводятся на фоне усиливающихся попыток китайской стороны снизить цену на российскую морепродукцию, цена которой упала на 20% по сравнению с 2019 г. Другой пример: в начале 2020 г. российские компании столкнулись с проблемами при экспорте угля в Китай. Таможенное управление КНР выпустило новые требования к качеству угля, что привело к падению российского экспорта по итогам первых 8 месяцев на 14%. Еще один случай: под предлогом борьбы с коронавирусом с апреля 2020 г. в одностороннем порядке Китай сначала ограничил количество пересечений своей границы, а потом закрыл все наземные погранпереходы с Россией. В мае было ограничено число пересечений китайской границы для российских автопоездов. В какой-то степени этими действиями были спровоцированы социальные проблемы на территории российского Дальнего Востока — забастовка водителей и подорожание некоторых продуктов питания. При этом китайские власти не всегда принимали в расчет российские справки об отсутствии коронавируса у водителей.
В практических взаимоотношениях тема коронавируса скорее "разъединила" местные власти двух стран, чем сблизила их в общей борьбе. Согласно информации РЖД и ряда территориальных управлений Россельхознадзора, с конца 2020 г. наблюдаются значительные задержки при прохождении российскими грузами китайского контроля. Это связано с новыми, по сути, запретительными китайскими требованиями к упаковке пищевой продукции — выдвинутыми без официального уведомления об изменении существовавших правил.
В рамках критического подхода к российско- китайским отношениям можно рассматривать и роль фактора Крыма как индикатора реального состояния "практических отношений" Китая и России. Спустя семь лет китайское правительство официально так и не признало ни итоги референдума в Крыму в марте 2014 г., ни сам факт воссоединения полуострова с РФ. Китайские власти пытаются уходить от вопросов, касающихся данной темы, заявляя в духе "многозначительной" дипломатии, что Китай уделяет большое внимание развитию ситуации вокруг Крыма и надеется, что все стороны проявят сдержанность и как можно скорее начнут искать политическое решение путем диалога.
Однако в китайском сегменте Интернета можно найти и более радикальную позицию, согласно которой процесс воссоединения Крыма с Россией называется "аннексией", как это принято на Западе. Встречаются утверждения, что "аннексия" Крыма Россией является нечестным актом, поскольку она нарушает подписанные с Украиной договоры.
Еще один критический пример: в 2019 г., когда Президент России давал интервью ведущей партийной газете КНР "Жэньминь жибао", из него был вырезан абзац, в котором описываются успехи развития Крыма (на сайте Кремля этот абзац присутствует).
После визита китайских бизнесменов на полуостров в марте 2021 г. представитель МИД КНР заявил, что некоторые китайские компании в связи с исторически сложившимися обстоятельствами и практической необходимостью на основе рыночных принципов поддерживают сотрудничество и контакты с Крымом и что деловая активность не должна политизироваться. Вероятно, такие "обтекаемые" формулировки говорят, скорее, о нежелании китайской стороны в принципе обсуждать данную проблему в выгодном для России ключе.
Можно поставить под сомнение и китайские заверения о приверженности КНР принципу невмешательства во внутренние дела других государств в рамках стратегии противоборства с "американской демократией". По нашему мнению, "супердержава", превращающаяся во "второй полюс", при возникновении новой биполярности не может по своей природе не вмешиваться во внутреннюю политику других, менее значимых стран, если того потребуют ее национальные интересы. Кроме того, с ростом масштабов китайской собственности за рубежом, по мере реализации стратегии "Пояса и Пути", встает вопрос защиты этой собственности. А именно: как Китаю защищать свою собственность и возвращать платежи по кредитам, не вмешиваясь во внутреннюю политику той или иной страны? Да, Китай не будет настаивать на демократизации государств, но что ему мешает поддерживать прокитайские группы интересов в борьбе за власть внутри той или иной страны?
Возникают и другие стратегические вопросы: согласится ли Россия играть роль ведомого в условиях новой биполярности? Примирится ли российская политическая элита с тем, что Китай занимает то место в новой мировой иерархии, на котором Москва привыкла видеть себя? В какой мере Россия примет китайское лидерство и в какой степени будет готова играть роль одного из региональных центров силы, группирующихся вокруг "китайского полюса"?
WORLD ECONOMY AND INTERNATIONAL RELATIONS, 2021, том 65, № 7, с. 25-33