Украино-китайское стратегическое партнерство:

сотрудничество по созданию общего будущего для евро-азиатского континента


философ; Директор в Институте стратегических исследований «Новая Украина»; Руководитель в Strategic Group Sofia;
2019 станет годом Китая в Украине. С момента подписания Меморандума о стратегическом партнерстве между двумя странами политики и интеллектуалы обмениваются комплиментами и новыми проектами. Бизнесмены подчеркивают выгоду и динамику экономического сотрудничества. Но стали ли действительно две страны настоящими стратегическими партнерами? Вопрос, на мой взгляд, остается без точного и честного ответа.

Вместе с тем, признание друг друга стратегическими партнерами – ответственное заявление. Ведь за этим стоит стремление и способность вместе строить общее будущее своих стран и всего пространства, которое связывает эти государства. По большому счету, речь идет о взаимной ответственности и готовности вместе развиваться в рамках всего евро-азиатского континента.
Мосты и континент
Украино-китайское стратегирование общего будущего на евро-азиатском континенте имеет свои предпосылки в прошлом.

С первых лет независимости Украина позиционировала себя как молодое европейское государство, способное стать своеобразным «евро-азиатским мостом» между пост-советским пространством (СНГ), Большой Азией и Европой. Идея такого «моста» была очень популярна среди политиков самых разных идеологических течений в Украине.

Война на Донбассе и потеря Крыма, который незаконно перешел в состав Российской Федерации, резко обесценил эту идею. Россия стала противником, с которым ведется политика на размежевание, а идея государства-фронтира, «восточной границы Европы и Запада» стала по сути основой государственной политики в последние годы.

Потеря рынков и старых связей в СНГ, сворачивание торговли и производственных проектов, культурное размежевание существенно подорвали возможности и потенциал Украины в регионе. Зависимость от сотрудничества и помощи Европы стала критической.

В этот же период времени Китай активизировал свою политику нового сотрудничества на континенте, активно выступая за широкое экономическое и геополитическое сближение Европы и Китая.
«Нам следует построить мир и стабильность, соединяющие Китай и европейские страны. Территория Китая и стран ЕС занимают одну десятую территории Земного шара, их население составляет одну четвертую всего населения планеты; стороны имеют три постоянных места в Совете Безопасности ООН. И Китаю, и ЕС нужны мир, мультилатерализм и диалог, а не война, унилатерализм и конфронтация».
Си Цзинпин «Мост дружбы и сотрудничества в Евразии», 1.04.2014, колледж в Европе. Сборник «О государственно управлении»
Формируя системы стратегических партнерств, Китай предложил свой «Шелковый путь» к созданию единого экономического пространства на континенте – транспортного, инфраструктурного, логистического. Практическая реализация проектов «Шелковый путь» позволила вовлечь десятки стран и тысячи компаний.

Диалог «Азия-Европа» на регулярных форумах и саммитах длится вот уже два десятилетия. И следует отметить, что китайская стратегия «моста дружбы» тесно взаимосвязана как с европейскими программами евро-коридоров, часть из которых тоже направлена и дополняет «Шелковый путь», так и с российскими транспортно-энергетическими проектами поставок нефти и газа в Европу и в азиатско-тихоокеанский регион.
Очевидно, что независимо от текущей конфликтов и очагов геополитического напряжения, движение к общему континентальному будущему стало новым долгосрочным трендом.
В котором, и это очевидно, драйвером стал Китай. К сожалению, Украина принимает минимальное участие в этом процессе, а украино-российское противостояние превратилось в настоящий тормоз, «геополитическую пробку» на континенте. Это тем более парадоксально и трагично, учитывая, что «стратегическое партнерство» задекларировано и отражено в договорах Китая с РФ, Украиной, Польшей и рядом других государств Европы, а Евросоюз является коллективным партнером Китая на континенте.

Существует немало гипотез о том, что украинский кризис и война на территории Украины – часть большой геополитической игры, цель которой – блокировать континентальные проекты, сдержать сближение экономик Большой Азии и Европы.

Допускаю, что кроме внутренних причин украинского кризиса и возникшего конфликта с РФ, есть и внешние мотивы.

Но, на мой взгляд, действительные причины такого «сдерживания» - глубже, чем геополитические игры. И находятся они в плоскости глубоких трансформаций, который переживает современный глобальный мир в связи с новым этапом развития глобального капитализма и новых вызовов, с которыми он столкнулся в связи с успехами и ростом потенциала Китая как мировой державы.

Китайское лидерство и пятый цикл накопления капитала
Мир переживает очередную трансформационную волну, изменяющую всю миро-систему. Речь идет о волнообразных циклах развития капитализма, где
«…циклы финансовой экспансии – как длительные периоды фундаментальных преобразований структуры и средств мирового процесса капиталистического накопления»
Дж.Арриги, «Длинный двадцатый век»
Так называемый «американский цикл/век» уходит в прошлое. Как ушли в прошлое предшествующие ему «британский» (XVIII – нач. XX вв.), «голландский» (XVI-XVIII вв.) и «генуэзский» (XV-XVII вв) (периодизация Д.Арриги).
История капитализма, отраженная в циклах накопления и формирования временных «ядер» развития в конкретный период времени, свидетельствует о тесной взаимосвязи «ядер» с самыми прибыльными и технологически прогрессивными сферами деятельности, которые обеспечивают максимальную эффективность капитала. Исчерпание экономического (торговля, производство) и политического (влияние, военная сила, авторитет) потенциала старого центра накопления завершается «уходом в денежный капитал» и переносом капиталовложением в новый. Каждый прошлый лидер цикла, условно конечно, «переливается» в качестве со-участника в форме денежного капитала (ссуды, вложения, долевое участие) в новый центр.
Вместе с тем, экономические, институциональные, технологические, пространственные и культурные высоты, достигнутые в уходящем цикле, становятся базой, предпосылкой и стартовой позицией для нового.

Базовые предпосылки нового цикла созданы глобальным олигополистическим капитализмом, на осколках разрушенной колониально-империалистической системы и по итогам Большой Мировой войны (1904-1975гг)
.
«Бикфордов шнур» трансформации и перехода к новому циклу был подожжен нео-либеральными инструментами спекулятивного финансового капитала: отказ от золотого стандарта, сдерживание развития старых центров роста, скачкообразные смещения центров инвестирования на периферию, с очевидными выгодами эксплуатации ее человеческих ресурсов, и глобальное дерривативное «воровство».

Геополитические рамки нового, азиатского цикла задаются противоречивым процессом краха колониализма, который несколько столетий обеспечивал внешние источники богатств и ресурсов для развития Большого Запада, включая как старые территориальные империи, так и индустриальные державы нео-колониального типа (США, СССР). Национальное проектирование Африки захлебнулось в этнических конфликтах и компрадорской жадности местных элит. Прочерченный «на песке» Ближний Восток практически до 1970-х сохранял паритет местных этно-аристократий и западных ТНК в форме геоэкономического «совместного предприятия», и только просыпается в своей исторической субъектности (создание ОПЕК, амбициозные проекты возрождения «Персии» и «Османской империи», «Исламский порядок»). В плену «догоняющего развития» и пост-колониальная Америка.

Именно в 1970-е экономические лидеры глобализированной экономики сделали ставку на рост и социокультурные преимущества азиатских обществ.

Организованность и мобильность азиатских обществ, высокая степень их адаптивности, устойчивость государственных систем, идеократичность государств были востребованы в качестве новой базы глобальной индустриализации и формирования многоярусного, многоукладного мирового разделения труда.

«Японское чудо», «южнокорейский дракон», финансовое лидерство Гонг-Конга, успешная индустриализация и модернизация в Тайване, Сингапуре, Малайзии, Индонезии, Вьетнаме, и проект «возрождения Китая» (с начала 1980-х) - поворотные пункты в переходе от американского к азиатскому циклам накопления капитала.

Большая Азия в течение считанных десятилетий превратилась в «мировую фабрику». А единоличным лидером последних 2-х десятилетий экономического роста стал Китай.

Предпосылки для новых качественных изменений созданы на протяжении всего «кровавого двадцатого века» (Мирослав Попович, украинский философ).
Неравное противостояние капиталистического Запада и так называемого «социалистического лагеря» заложило основы для настоящего, исторического «расщепления» мировой системы накопления капитала.
Кризис и деградация бСССР, его распад и формирование пост-советской системы периферийного, суррогатного капитализма изменило всю картину мира.

Как отмечал в своих работах известный советский и российский экономист Станислав Меньшиков, трансформация пост-советского общества (бСССР) могла состояться сбалансированно, с сохранением преимуществ многоукладной собственности, разумной централизации общественных доходов и справедливой оплаты рабочей силы. И такие антикризисные модели в сочетании с политикой гражданской консолидации и солидарности обеспечили бы формирование национального самосознания новообразованных республик, и сформировали бы устойчивую национальную политическую общность в каждой из новых республик.

Но альтернатива – коррумпированный эксплуататорский режим «населения» с агрессивной пропагандой этно- и культурного национализма приводит к обратному – замораживанию в развитии институтов государственности и самоорганизации снизу, провоцирует классовые и социокультурные конфликты, и в итоге – не развивает, а блокирует развитие собственно национального проекта.

Большинство пост-советских республик пошли по худшему пути. «Паразитический класс» коррумпированной олигархии и политической бюрократии создал уникальные коррупционные системы сверх-эксплуатации населения, прикрываясь реформаторской пропагандой и мифологией «потребительского общества».

В итоге, конфликты, локализации и расколы возникли у большинства пост-советских республик: Армения, Азербайджан, Грузия, Таджикистан, Узбекистан, Молдова и Украина. Такие же риски есть и в РФ, и в Казахстане.

Суррогатный капитализм в пост-советских государствах стал поводом для широкого распространения политического мифа о поражении социализма, окончательной победе либерализма и состоявшемся «конце истории» (Ф.Фукуяма).
Но несмотря на метаморфозы в постсоветском пространстве, конкуренция двух социальных моделей накопления и организации капитала в эпоху глобализации только разворачивается.
Успешные реформы и рост инвестиционной привлекательности азиатских обществ, быстрая прогрессия нового экономического лидера – Китая, создали качественно новую ситуацию в развитии всей миро-системы. Впервые в истории капитализма социалистическая организация рыночной экономики и эффективное сочетание разных форм собственности, управление человеческим и распоряжение социальным капиталом стали не просто «альтернативой Западу», а реальной альтернативой накопления и дальнейшего развития всего мирового капитала.

Закон капитала «минимизации расходов, максимизации прибыли» никто ведь не отменял. «Социализм по-китайски» оказался выгодным глобальным инвестиционным проектом, который трансформировался в эпицентр нового накопления – с мобильной и быстрорастущей индустрией, сверх-высокими скоростями освоения и адаптации передовых технологий, высоким уровнем дисциплинарной культуры и высокоорганизованной организацией общества (количественно, кстати, составляющего пятую часть населения планеты).

Особенностью Китая является и высокий уровень теоретической рефлексии, со-знательность саморазвития. Другими словами, китайская политическая, экономическая и интеллектуальная элита выработала свой, адекватный времени, взгляд и инструменты долгосрочного стратегирования своей модели развития как конкурентной и перспективной для китайского общества, и привлекательной альтернативы для западной модели капиталистического мироустройства. «Конец истории» оказался, по факту, лишь завершением одной главы в конкуренции двух социальных систем поздней капиталистической эпохи.

И если бСССР не выдержал испытаний капитализмом, трансформировавшись в итоге в периферию мировой капиталистической системы, то
новые лидеры роста, и прежде всего социалистический Китай, создают основу реальной СИСТЕМНОЙ конкуренциидвух разных социальных моделей концентрации и централизации мирового капитала.
Вместе с тем, временные рамки азиатского цикла, возможно, станут существенно короче, нежели предыдущие «эпохи» и «века». И он войдет в историю капитализма как «азиатский короткий цикл».

В последние годы евро-атлантический Запад, столкнувшись с гибкой и адаптивной моделью «социализма с китайской спецификой», вынужден бороться за возврат инвестиций и возрождение собственного индустриального сектора. Поэтому впервые в истории капитализма «азиатский короткий цикл» может превратиться из «одно-центричного» в «дву-центричный», как минимум. Вполне вероятен переход от «азиатского короткого цикла» к дву-полюсному «американо-китайскому». Это приведет к переходу от привычных за последние столетия «Запада и Востока» к пост-Западу и пост-Востоку, к эпохе Евразии и Транс-Океании как частей новой глобальной миро-системы. В геополитическом измерении, речь может идти о создании новых «осей развития»: в Евразии – «Пекин-Москва-Берлин-Париж», В Транс-Океании – «Лондон-Нью-Йорк-Токио-Сидней».
Китайский вызов миру – это не геополитика. Это вызов будущему самой системы капиталистического накопления и организации глобального мира. Многое будет зависеть от «европейских ответов» - сближение и конвергенция, или новые расколы на континенте и замораживание развития еще на десятилетия.

Общее будущее: вызовы и задачи для Украины
Украина привлекательна не только для Китая, но и для других государств-инвесторов – и как рынок, и как партнер, и как источник «ресурсов развития» человеческих, природных, инфраструктурных. Но Китай, несмотря на наличие Меморандума и Программы стратегического партнерства, не спешит вовлекать Украину в свои проекты. Прежде всего, в силу того, что Украина нестабильна, находится в состоянии внутреннего и внешнего конфликта, является источников рисков и угроз во взаимоотношениях с другими стратегическими партнерами.

Кризисное и конфликтное положение, в которое сейчас находится Украина и ее политическая элита, стало причиной замораживания стратегического партнерства. И поэтому на карте «Шелкового пути» Украина присутствует минимально. До тех пор, пока она не выполнит свое домашнее задание, связанное со стабилизацией страны, с наведением порядка в отношениях со своими соседями по периметру, пока не восстановит добрососедство на Западе и на Востоке, вряд ли возможна совместная «длинная стратегия».
Ключевые проблемы, которые необходимо решить Украине, очевидны:
эффективный миротворческий процесс и восстановление единства страны, прежде всего – мирное возвращение Донбасса,
честный внутренний национальный диалог, способный вернуть в страну толерантность и терпимость, обеспечить компромисс в вопросах истории, идеологии, этнокультурного многообразия.
пресечение коррупции и создание условий для работы инвесторов, восстановление довнрия к государству как к партнеру и гаранту экономических свобод и правил.
нормализация отношений со всеми странами-соседями по периметру границ Украины, в том числе – с Российской Федерацией. Сбалансированная внешняя политика Украины, которая позволила бы преодолеть геополитических раскол между блоками и державами Запада и Востока евро-азиатского континента.
новая программа глубокой модернизации экономики и систему государственного управления, которая вернула бы Украине индустриальный статус и обеспечила балансы в развитии всей территории, каждого региона и местного самоуправления.
Важно учесть, что несмотря на многочисленные попытки реформирования в Украине украинцы теряют доверие как к самим реформам, так и к очередным программам. Прежде всего, это связано с ухудшающимся социальным положением большинства украинцев и их семей, дефицитом рабочих мест, сворачиванием производства на предприятиях.

Надежды сторонников реформ на эффективные программы западной помощи выглядят несколько наивными.

В частности, речь идет о так называемом «плане Маршалла для Украины». Еще вмарте 2017 Европейская народная партия одобрила резолюцию о разработке «Плана Маршалла для Украины». Летом 2017 прошла презентация этого плана. Он рассчитан на 10 лет, с прогнозом 5 млрд инвестиций в год и ростом 6-8% ВВП. Но несмотря на формальные показатели, сам подход вызывает больше вопросов, чем ответов. И прежде всего – какой эффект даст эта программа для старых и новых украинских индустрий? Как будут преодолены риски превращения Украины в аграрный придаток европейской экономики, что наблюдается уже сейчас?

Не отрицая самой возможности задействовать западные инвестиции в украинской экономике (и прежде всего, технологические инвестиции), все же отмечу – подобные планы вряд ли дадут необходимый эффект.

Как свидетельствует опыт модернизационных стратегий с участием западного капитала, сами реформирующиеся страны часто становятся жертвой нео-колониальных стратегий. Подавляющее большинство этих государств оставалось в качестве сырьевой, производственной или ресурсно-человеческой базы сложившегося разделения труда и центров накопления капитала.
«… зависимость – важнейшая черта социально-экономической системы слаборазвитых стран (…)», и ими «… обретается собственная манера – зависимый способ – участия в процессе развития мировой капиталистической экономики. Таким образом, зависимость есть специфический способ капиталистического производства в наших странах»
Т. Дус Сантус, концепт «зависимого развития»
Само включение новых государств в глобальную систему капитализма на основе планов, подобных «плану Маршалла для Украины», предполагает со-подчинение либо как отсталой периферии, либо - как бывшего индустриального анклава. Активы и человеческие ресурсы слабого государства «подстраиваются» под потребности глобального капитала, в т.ч. – и за счет принуждения к частичной де-индустриализации излишков активов (особенно это коснулось государств, образовавшихся после распада высоко-индустриального СССР).

Де-индустриализация позволяет разрушить связность средств производства и соответствующих им технологических укладов, организации, интеллектуальной базы, с рабочей силой, произвести востребованный извне излишек человеческого капитала для внешнего рынка (а это – украинские трудовые мигранты, которых уже несколько миллионов!), и одновременно - снизить конкурентное напряжение, перераспределить активы и рынки для уравновешивания глобального рынка.

Таким образом, де-индустриализация, в одних случаях, или принудительная «очаговая» модернизация и «скачки» - в случае отсталости, - оба подхода обеспечивают выбрасывание на рынок излишка человеческих ресурсов, которые вовлекаются (причем управляемо) в общий капитало-оборот.

Что же касается нынешних заблуждений украинских реформаторов-сторонников подобных планов, то к сожалению
«(…) «слаборазвитые» народы воспринимают западную помощь как нечто ожидавшееся, естественное и то, что им было давно положено. Так действует магическая медицина – без связи с историей, техникой, непрерывным прогрессом и мировым рынком(…)»
Жан Бодрияр
Следует отметить, что сама идея организованной помощи Украины со стороны ЕС вовсе не противоречит долгосрочным планам Китая, который поддерживает европейские устремления Украины. Вопрос состоит в том, какой может быть успешной модернизация и экономическое возрождение самой Украины?
На мой взгляд, намного перспективней выглядит идея разработки и реализации своеобразного «Шелкового плана для Украины».
Именно Китай мог бы стать для Украины главным партнером по ре-индустриализации страны. В основе идеи «Шелкового плана для Украины» лежит стратегическое партнерство и участие, помощь Китая в новой ре-индустриализации ведущих отраслей, на основе создания совместных ТНК, технологических инвестиций и строительства новых производств с учетом потенциала рабочей силы, научного и инженерного потенциала нашей страны. И это откроет дорогу для более активного включения Украины в проект «моста дружбы» и программ «Шелкового пути».

Для реализации такого подхода, несомненно важно формирование стратегического «континентального» взгляда на будущее Украины. И подготовка новой «стратегической элиты» в сфере политического и экономического управления.
Вместо эпилога
Идея единого континента, соединенного целой сетью проектов, с общим экономическим пространством, с прозрачными границами. На мой взгляд, такой замысел соответствует тому, что можно назвать общими стратегическими интересами. И для участников европейской интеграции, и для участников евроазиатского объединения, и для стран с высоким коммуникативным потенциалом, геоэкономических хабов континента - таких как Украина.

Движение к новому континентальному объединению Европа-Азия может стать одним из мейнстримов XXI века. Нации и элиты, которые видят будущее дальше, чем на пятилетку, могут стать активными участниками этого проекта. В XX в. это назвали бы новым геополитическим континентальным блоком. А вот в XXI в. речь уже идет о создании некоего fusion-пространства Восток-Запад, континентального единства в многообразии, новой Евразией.

Консолидированный евро-азиатский континент и новый глобальный Транс Океанический регион будут представлять собой многоликие, сложно устроенные объединения. На смену ушедшей в прошлое геополитике и уже уходящей в прошлое геоэкономике мы входим в эпоху геокультурной конкуренции.

Нет универсального рецепта, как жить в XXI в. Каждая нация этот рецепт на своей национальной кухне разрабатывает сама. И путь к достижению этих важных ориентиров каждый волен выбирать по-своему.

Для меня очень достойным примером таких поисков является новая формула взаимоотношений Китая и Тайваня, рожденная после десятилетий раскола, - «Два берега - один народ». Может, и для человечества будет приемлема формула новой универсальной конвергенции - «Две системы и множество культур - одно человечество».
~
Підпишись на наш Telegram канал чи Viber, щоб нічого не пропустити
Сподобалась стаття? Допоможи нам стати кращими. Даний медіа проект - не коммерційний. Із Вашою допомогою Ми зможемо розвивати його ще швидше, а динаміка появи нових Мета-Тем та авторів тільки ще більш прискориться. Help us and Donate!
~
Рекомендуем прочесть по данной Теме:
Тема: Нова боротьба за центр накопичення капіталу
ПРИВАТИЗАЦИЯ БУДУЩЕГО (Переход от индустриальной эпохи к нелинейной новизне драматизирует, приватизирует и мультиплицирует историю)
Цивилизация переживает кризис перехода (riteofpassage), испытывая социокультурный шок, который стимулируется двумя факторами, следствиями tourdeforce цивилизации: реальностью глобального массового общества, получившего доступ к достижениям современности, а также революцией элит как класса и как личностей.И еще – футуристическим порывом самореализации, питающим очередные, забрезжившие на горизонте утопии. Рынок версий будущего, конструкторские бюро его проектов предлагают сюжеты, сценарии, маршруты, оперируя фактами, расчетами и предположениями, однако содержание перманентно обновляемого транзита шире мозаики текущих представлений. (А.Неклесса)
Made on
Tilda