«Код Порошенко»

Итоги года 2018 от Института стратегических исследований "Нова Україна"
и проблема национальной консолидации

к.с.н, експерт-соціолог в Інституті стратегічних досліджень «Нова Україна»

Осенью 2014 года, в преддверии парламентских выборов один из политологов выразил надежду, что в условиях противостояния с внешним агрессором украинское общество сможет наконец-то преодолеть внутренние противоречия и разногласия, свою разобщённость и сможет консолидироваться вокруг базовых ценностей.

С тех пор прошло пять лет. Украинское общество переживает кризис консолидации. У него нет общего видения перспективы. В нём нет доверия к власти и государственным институтам в целом. Граждане скептически относятся к политике, усиливается самоотчуждение населения от общественно–политической деятельности. Украинцы не доверяют политической элите; начало предвыборной кампании обнаружило кризис политического лидерства в стране.
Населения крайне недовольно тем, как работает руководство страны. По данным декабрьского (ссылка) (2018 г.) опроса, проведенного Центром «СОФИЯ», подавляющее большинство (82%) украинских граждан в той или иной степени не одобряет работу Петра Порошенко на посту Президента Украины. Положительно оценивают работу Порошенко («полностью одобряют» или «скорее одобряют») 13% респондентов. По сравнению с декабрем 2017 года, доля положительных оценок сократилась с 19 до 13%. В то же время возросла доля отрицательных - с 76 до 82%.
Ключевым слоганом предвыборной кампании П.Порошенко стала триада «Армія. Мова. Віра». По умолчанию «код Порошенко» также включает такие ценностные ориентиры как «Евросоюз» и «НАТО». Фактически нам предложили лаконичный концепт национальной идеи («код национальный идентичности»), который должен объединить и сплотить украинцев.
Однако в обществе эти ценности воспринимаются и трактуются далеко не однозначно. В «коде Порошенко» «Армія» символизирует обороноспособность Украины, решимость страны противостоять имперской экспансии России. Однако оборонные мероприятия властей многими воспринимаются скептически. Две трети (67%) опрошенных граждан не поддержали введение военного положения в десяти областях Украины. В той или иной степени положительно восприняли это решение только 24% респондентов (Центр «СОФИЯ», декабрь 2018 г.).

Большинство населения (57% опрошенных) объясняет введение военного положения стремлением П.Порошенко отсрочить дату президентских выборов. И только 22% респондентов полагают, что это решение имело целью обеспечить безопасность страны (Центр «Социальный мониторинг, декабрь 2018 года).

В первый год войны идея вступления в НАТО была довольно популярной; многие надеялись, что Альянс может стать защитой от внешней агрессии. Сегодня менее половины (44%) граждан готовы проголосовать «за» вступление в НАТО на референдуме. В тоже время на Юго-Востоке страны большинство населения выступает против атлантической интеграции (Группа «Рейтинг», декабрь 2018 г.).

После аннексии Крыма и начала войны на Донбассе значительная часть русскоязычного населения Украины оказалась на неподконтрольной территории. За счёт этого на подконтрольной территории увеличился удельный вес украиноязычного населения. И тем не менее, проблема статуса русского языка не исчерпала себя. Почти половина (44%) опрошенных граждан считает, что русский должен получить либо статус регионального языка, либо статус второго государственного (Центр «СОФИЯ», октябрь 2018 г.).
Теперь, что касается «Віри» и клерикалистских устремлений нынешней власти.
Создание поместной Православной Церкви Украины население восприняло неоднозначно и без большого интереса. Менее половины опрошенных (39,3%) отнеслись к этому событию положительно. Немало (20,2%) респондентов восприняли эту новость негативно. Четверть граждан (26,4%) указали, что их это вообще не интересует. Немало (14,1%) было и тех, кто не определились с ответом (что тоже показательно). Иными словами, для значительной части населения это событие оказалось неактуальным (Центр «СОФИЯ», декабрь 2018 г.).

В массовом сознании доминирует мнение, что нынешняя власть нарушает принцип разделения государства и церкви, вмешиваясь в дела церкви. Такой точки зрения придерживается 52,5% опрошенных. Вдвое меньше тех (25,8%), кто считает, что власть соблюдает конституционное положение об отделении государства от церкви.
Повестка, предложенная Петром Порошенко, идет в разрез с теми ожиданиями, которые население связывает с предстоящими президентскими выборами. Опросы показывают, что людей беспокоят иные проблемы, и они по-другому видят приоритетные задачи будущего главы государства.
«Народную повестку» ожиданий можно сформулировать следующим образом:
«Мира!»
- скорейшее прекращение военных действий и урегулирование конфликта на Донбассе,
«Хлеба!»
- повышение покупательной способности, уровня жизни населения в целом;
«Справедливости!»
- привлечение к ответственности и наказание коррумпированных представителей власти.
«Код Порошенко» не только не способствует консолидации украинского общества, он стимулирует его фрагментацию, обеспечивает идеологическое оформление его отдельных социальных групп.
Политикам и экспертному сообществу пора увидеть в множественности украинского общества норму. От политики «принуждения меньшинства» («нагибания») следует перейти к «политике согласования». О консенсусе следует говорить как о главном факторе стабильности, в том числе политической. Необходимы новые социальные технологии согласования интересов, которые обеспечивают национальное единство не за счет доминирования «большинства», а через формирование культурного, символического капитала.
~
Підпишись на наш Telegram канал чи Viber, щоб нічого не пропустити
Сподобалась стаття? Допоможи нам стати кращими. Даний медіа проект - не коммерційний. Із Вашою допомогою Ми зможемо розвивати його ще швидше, а динаміка появи нових Мета-Тем та авторів тільки ще більш прискориться. Help us and Donate!
Ще до підсумків 2018:
Тема: Український "транзит"/Підсумки 2018
Заметки о 2018-м : обратная сторона со-бытий
Поиски достойной альтернативы «малой Украине» и формулы внутреннего консенсуса только начинаются. И однозначно – примитивная схема «восток и запад» тут не работает. Более сложная задача сшивки исторических поколений, времен, символов и укладов – осознается и признается далеко не всеми. Предотвращение нового витка борьбы за «советское наследие», политика обще-национального примирения, разумный технократизм и нео-индустриализм в экономике (как свооебразная «таблетка от старения»), культурный модернизм и стряхивание средневековой провинциальной архаики, пройти «Злуку-2» и политическое единство декабря 1991го – сложнейшие исторические задачи. Вокруг которых и необходимо альтернативное объединение политиков и гуманитариев, не инфицированных еще «кодом порошенко». (Андрей Ермолаев)
Made on
Tilda