«Три столпа» единства страны:

Итоги года 2018 от Института стратегических исследований "Нова Україна"
толерантность, социальная сплоченность, безопасная децентрализация
к.соціол.н./Автор в Strategic Group Sofia, експерт ІСД "Нова Україна"

Национальное единство – нематериальный фактор, имеющий определяющее значение для формирования солидарности и национальной стойкости для страны, которая стала объектом внешней агрессии. Способность страны в лице общества и государства, формировать и поддерживать национальное единство – является условием выживания в мире пост-правды и своеобразным пропуском в будущее.
К сожалению, несмотря на частоту использования в СМИ и среди украинских политиков термина «единство страны», Украина так и не получила осмысленной и программной политики по обеспечению и поддержанию «национального единства». Более того, превращение понятия «единая страна» в политическую мантру, является индикатором растущего цинизма и безответственности политического класса в Украине.

Такие понятия как «уровень толерантности в обществе», «индекс социальной сплоченности», «безопасная децентрализация» практически исключены из риторики большинства политических партий и их лидеров. В то же время, представители гражданского общества и экспертного сообщества продолжают акцентировать внимание на том, что достижение национального единства невозможно без прогресса в выше названных сферах.
Дефицит толерантности – тест на цивилизованность и политическую культуру
В Украине сохраняется относительно низкий уровень толерантности, который является фоновым показателем для формирования политики национального единства. Об этом свидетельствуют результатыисследований таких аналитических центров Украины, в частности, Киевского международного института социологии. Тестовый вопрос, который используется институтом Гэллапа, показал существование фундаментальных различий в оценке уровня толерантности при избрании президента в Украине и США. Так, за женщину как кандидатку в президенты проголосовали бы 72% опрошенных украинца, за кандидата-еврея — 36%, а за темнокожего кандидата — 26%. В США за женщину как кандидатку в президенты были готовы проголосовать 92% опрошенных, за кандидата-еврея — 91%, а за темнокожего кандидата — 92%. Цифры говорят сами за себя.

С другой стороны, по оценкеИрины Бекешкиной,лишь четверть опрошенных украинцев считает важным толерантность к людям с другими взглядами и образом жизни. Большинство, как и в предыдущие годы, поддерживает ограничение прав уязвимых групп общества. Так, 66 процентов опрошенных не против ограничения прав наркозависимых, 56 процентов оправдывают ограничение прав бывших осужденных. 51 процент не возражает против ограничений прав людей с непопулярными политическими взглядами[ii].
Таким образом, без выработки и реализации политики в сфере развития и поддержания уровня толерантности в обществе, Украине не удастся искоренить такие явления как нападения на активистов, скандалы с буллингом школьников, самосуд и использование грубой силы как ключевого аргумента при разрешении конфликтов.
Индекс социальной сплоченности – зеркало «национального единства»
Несмотря на то, что Украина подписала Соглашение о политической Ассоциации с ЕС, наша культура управления социальными процессами все еще далека от европейских стандартов и практик. В частности, за последние пять лет, в нашей стране так и не удалось наладить систематический мониторинг показателей индекса социальной сплоченности в обществе. Исключением являются исследования по оценке индекса социальной сплоченности и примирения для Восточной Украины, проводимые при поддержке Программы развития ООН. К сожалению, последние замеры, представленные в декабре 2018 года, показывают снижение уровня личной безопасности граждан Украины и снижение уровня доверия к местной власти.

Во вторых, нельзя больше тянуть с внесением изменений в Стратегию государственного управления региональным развитием. Обеспечение социальной сплоченности должно войти в число ключевых приоритетов Стратегии государственного управления региональным развитием. По сути, Украина нуждается в формировании национальной инфраструктуры социальной сплоченности. Регионы в свою очередь, должны разработать и представить ежегодные Планы действий направленные на повышение уровня социальной сплоченности в регионах и громадах.

Очевидно, что формальные показатели роста ВВП страны и валового регионального продукта в регионе (ВРП) это язык бюрократии, который не может быть надежным и исчерпывающим индикатором эффективного госуправления, обеспечения социальной сплоченности и справедливости.Обеспечение социальной стабильности, гражданского мира и национального единства будет оставаться под угрозой до тех пор, пока правительство Украины не осознает значение политики социальной сплоченности и не превратит индекс социальной сплоченности в ключевой показатель при оценке деятельности правительства и региональных органов власти.
Безопасная децентрализация – формула украинского регионализма
Углубление процессов локализации и стихийной регионализации приближает Украину к «политической развилке». «Точка невозврата» связана с необходимостью выбора модели регионального развития и взаимодействия по линии центр – регион.
Международный опыт свидетельствует о том, что коридор возможностей определяются двумя крайними моделями (сценариями) регионального развития:
1
Модель «делегированых полномочий» или «региональной деволюции»,
т.е. предоставления регионам со стороны центра более широкого поля для самостоятельного роста, внутреннего развития, привлечения внешних ресурсов в условиях глобализации. В отличие от ситуации с федерализмом, передача полномочий при деволюции не ведет к «разделению суверенитета». В отличие от децентрализации, деволюция подразумевает более существенное изменение территориальной системы управления: передачу не только исполнительных полномочий, но и некоторых законодательных, при установлении гарантий сохранения переданного.
2
Как «свернуть» политику «внутреннего колониализма»,
которая строится на наполнении государственного бюджета за счет подрыва потенциалов внутри-регионального роста. С другой стороны, как запустить программы со-развития регионов, которые бы стали альтернативой политике регионального эгоизма, который строится на достижении текущих выгод для отдельных регионов за счет подрыва общенациональных интересов в области экономической, социальной и военно-стратегической безопасности.
3
Наконец, нужен пакет мер, который бы дал толчок для «функциональной регионализации», т.е. толчок развитию макро-регионов на основе экономической специализации и исполнения определенной роли в обеспечении общенациональной связности и формировании единого экономического и социо-культурного пространства страны. Таким образом, Украина остро нуждается в разворачивании национальных дебатов о целях и приоритетах регионального самоуправления. Дебаты о «децентрализованном региональном самоуправлении» призваны обеспечить нахождение политического консенсуса и формулы «нового украинского регионализма», т.е. формулы позволяющей решать триединую задачу: 1) «перезапуск» политики экономической модернизации и развития и регионов и страны в целом; 2) обеспечение национального единства и режима со-развития украинских регионов; 3) поддержание социальной сплоченности и территориальной целостности страны.
https://hromadske.ua/posts/opituvannya-za-zhinku-yak-kandidatku-v-prezidenti-progolosuvali-b-72-ukrayinciv-za-temnoshkirnogo-kandidata-26
https://dif.org.ua/article/svoboda-demokratiya-i-spravedlivist-osnovni-tsinnosti-dlya-ukraintsiv-vodnochas-riven-tolerantnosti-u-suspilstvi-dosi-nizkiy
http://shkvarki.org/ukraina/item/22386-rezultati-indeksu-sotsialnoji-zgurtovanosti-ta-primirennya-oon-dlya-skhidnoji-ukrajini
~
Підпишись на наш Telegram канал чи Viber, щоб нічого не пропустити
Сподобалась стаття? Допоможи нам стати кращими. Даний медіа проект - не коммерційний. Із Вашою допомогою Ми зможемо розвивати його ще швидше, а динаміка появи нових Мета-Тем та авторів тільки ще більш прискориться. Help us and Donate!
Ще до підсумків 2018:
Тема: Український "транзит"/Підсумки 2018
Заметки о 2018-м : обратная сторона со-бытий
Поиски достойной альтернативы «малой Украине» и формулы внутреннего консенсуса только начинаются. И однозначно – примитивная схема «восток и запад» тут не работает. Более сложная задача сшивки исторических поколений, времен, символов и укладов – осознается и признается далеко не всеми. Предотвращение нового витка борьбы за «советское наследие», политика обще-национального примирения, разумный технократизм и нео-индустриализм в экономике (как свооебразная «таблетка от старения»), культурный модернизм и стряхивание средневековой провинциальной архаики, пройти «Злуку-2» и политическое единство декабря 1991го – сложнейшие исторические задачи. Вокруг которых и необходимо альтернативное объединение политиков и гуманитариев, не инфицированных еще «кодом порошенко». (Андрей Ермолаев)
Made on
Tilda