Правительственный пакет, названный «Бороться с последствиями коронавируса, обеспечить процветание, укрепить будущую жизнеспособность», содержит 57 пунктов с описанием конкретных мер, которые должны обеспечить выход из кризиса и переход к экономическому росту. Общий объём финансирования определён в 130 млрд. Основной срок действия - вторая половина 2020 г. - 2022 г. Согласованные меры предстоит конкретизировать сотрудникам соответствующих структур федерального правительства, которые должны подготовить окончательные тексты законопроектов для их последующего утверждения в бундестаге и бундесрате.
Пакет состоит из трёх блоков:
- меры по ускорению конъюнктурного развития и преодолению кризиса (пп. 1-31);
- инвестиции в технологии будущего, в т.ч. в сфере защиты климата (пп. 32-55);
- поддержка мер в рамках ЕС и международной ответственности ФРГ (пп. 56-57).
В первом блоке наиболее важным является уменьшение по 31 декабря 2020 года основной ставки налога на добавочную стоимость (НДС) - с 19 до 16% и пониженной - с 7 до 5%. Размер сокращения бюджетных поступлений от снижения НДС оценивается в 20 млрд евро.
Вводится ограничение на долю социальных страховых взносов в брутто-зарплате - до 2021 года определена планка в 40%. Выпадающие доходы, которые в 2020 году оцениваются в 5,6 млрд евро, покрывает государство. Сумма возмещения в 2021 году остаётся пока открытой. Выгоду, в первую очередь, получат работодатели, социальные платежи которых в условиях пандемии существенно выросли.
В целях стабилизации цен на электроэнергию (в ФРГ одни из самых высоких в ЕС) предусмотренная Законом о возобновляемой энергии (EEG) тарифная надбавка в 2021 году составит 6,5 евроцента на киловатт/час, а в 2022 году - 6 центов (в 2020 году - 6,76 цента), что позволит потребителям сэкономить 11 млрд евро.
С июня по август будет предоставлена помощь малым и средним предприятиям (МСП), оборот которых в апреле-мае снизился на 60% и более по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Эта программа объёмом в 25 млрд евро имеет внеотраслевой характер. Приоритет - сфера услуг, наиболее пострадавшая от пандемии (туристический, выставочный, гостиничный, ресторанный, спортивный, развлекательный бизнес). Речь идёт о возмещении постоянных издержек в размере от 50 до 80%, но не более 150 тыс. евро в месяц. Выплаты должны быть осуществлены до 30 ноября. МСП до конца года получат единоразовые выплаты на каждого сотрудника, принятого на практику/обучение - 2-3 тыс. евро после прохождения испытательного срока.
В рамках поддержки федеральных земель и муниципальных (коммунальных) образований государство дополнительно выделяет 4 млрд евро в год на программы поддержки граждан, нуждающихся в жилье; в рамках «Пакта солидарности с коммунами 2020» - 5,9 млрд евро на компенсацию выпадающих бюджетных поступлений (промысловый налог); в сфере общественного транспорта - 2,5 млрд евро в 2020 г. на возмещение снижения доходов от продажи билетов.
Семьи, имеющие право на получение пособий на детей, осенью единоразово получат 300 евро на ребёнка (общий объём помощи - 4,3 млрд евро). Для одиноких родителей, воспитывающих детей, в два раза увеличен необлагаемый доход (до 2022 года).
Среди других мер первого блока, призванных ускорить конъюнктурное развитие экономики, отметим введение ускоренной амортизации на движимое имущество, льгот по налогу на прибыль компаний, приоритетное внимание уже заявленным инвестиционным проектам в сферах государственного управления, безопасности и военно-промышленного комплекса, содействие дебюрократизации ЕС (планирование, государственные закупки, конкуренция) в рамках председательства ФРГ в Совете ЕС, поддержку некоммерческих организаций (через льготные кредиты государственного инфраструктурного банка KfW), а также оказание прямой финансовой помощи детским садам, яслям, школам с продлённым днём, учреждениям культуры и спорта.
Меры второго блока направлены на укрепление средне- и долгосрочных позиций Германии в сфере цифровой и экологической трансформации - так называемого «двойного перехода», предусмотренного в
Европейской зелёной сделке и новой промышленной стратегии ЕС. Для них предусмотрено финансирование объёмом более 50 млрд евро.
Один из приоритетов - сфера НИОКР. Для предприятий предусмотрено налоговое стимулирование исследований до 4 млн евро в год (с 1 января 2020 г. до 31 декабря 2025 г. - 1 млрд евро). Одновременно уменьшается обязательное софинансирование бизнесом практико-ориентированных НИОКР внеуниверситетских исследовательских организаций. Для поддержки наиболее перспективных проектов создаётся фонд объёмом в 1 млрд евро. Особое внимание уделяется сфере энергетики, в т.ч. её цифровизации и межсекторному взаимодействию.
Другое приоритетное направление - сфера мобильности, в первую очередь, автопром и содействие его переходу на выпуск электромобилей в контексте выполнения программ по защите климата ЕС и ФРГ. Налог на транспортные средства в большей степени будет привязан к содержанию выбросов СО2 на километр. Период освобождения от этого налога владельцев электрокаров продлевается с 31 декабря 2025 года до 31 декабря 2030 года. Выплачиваемая при их покупке до 31 декабря 2021 года т.н. «инновационная премия» удваивается - с 3 до 6 тыс. евро (для машин, стоимостью до 40 тыс. евро). Дополнительные льготы вводятся при покупке электромобилей для служебных целей. Объём поддержки - 2,2 млрд евро. Одновременно государство мотивирует МСП, а также организации социальных служб, к замене парка автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на машины с электродвигателями. 2,5 млрд евро направляются на расширение сети зарядных станций и стимулирование НИОКР в сфере электромобильности и производства аккумуляторов. Дополнительно для компаний автомобилестроения и производителей комплектующих предусмотрена поддержка прорывных инноваций и стимулирование инвестиций в новые технологии и оборудование в 2020-2021 гг. (всего - 2 млрд евро).
Прорывными можно считать пп. 36 и 37, где идёт речь о пока не принятой «Национальной водородной стратегии» (правительство планировало разработать и принять её в конце 2019 г.). Основная цель - сделать Германию ведущим экспортёром самой современной работающей на водороде техники в мире. Речь идёт как о различном оборудовании, так и о производстве водорода, прежде всего за счёт «зелёных» технологий (без использования природного газа). Предполагая, что собственные мощности не будут покрывать потребность в водороде, Германия рассчитывает на его импорт из других стран (прим.ред.: как тут не вспомнить о принятой недавно "водородной программе" РФ). Для этого нужна инфраструктура поставки и хранения, а также наличие необходимых технологий и производств. ФРГ готова предоставить заинтересованным государствам соответствующую поддержку в этом направлении. Также предполагается создать Европейское водородное общество по содействию и созданию совместных международных производственных и инфраструктурных мощностей.
Особое внимание уделено вопросам дигитализации государственных структур (федерации и земель), коммунальных органов власти, кибербезопасности, необходимой технической инфраструктуры (интернет и мобильная связь) и платформ, цифровой трансформации МСП, а также будущим законам, регулирующим сферы электронной регистрации граждан и онлайна. Инвестиции государства в искусственный интеллект будут увеличены к 2025 году с 3 до 5 млрд. Для развития квантовых технологий в цифровой сфере выделяется 2 млрд евро, в т.ч. для разработки и создания минимум двух квантовых компьютеров.
Кроме того, в рамках этого блока предусмотрены: поддержка комплексной модернизации Немецких железных дорог; внедрение городских электробусов и увеличение числа тяжёлых грузовиков с двигателями стандарта Евро-6 в 2020-2021 гг.; расширение возобновляемых источников энергии и проведение энергоэффективной (в контексте выбросов парниковых газов) санации зданий. С учётом уроков пандемии государство уделит особое внимание системе государственного здравоохранения, обеспеченности лечебных учреждений всем необходимым, производству наиболее важных лекарств и медицинских изделий.
Третий блок состоит только из двух пунктов, в которых говорится о важности поддержки Германией программ ЕС по преодолению последствий пандемии и выделении дополнительных средств из госбюджета на борьбу с коронавирусом и расширение гуманитарной помощи в других частях мира, в т.ч. в Африке.